АРП Биология 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. №
76

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
для 9 класса
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
I вариант
2023 – 2024 учебный год

составитель: Дайнзанова Н.В.,
учитель биологии

го Эгвекинот
2023 год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Биология» в 9 классе для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Постановление главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении
учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
5. Письмо Минобразования РФ от 18.09.2002 г. №29/2331-6 «Об использовании
Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.2002 г. №29/2065-п»
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. № 345 “О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования”.
7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного стандарта общего образования.
8. Письмо МО РФ от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных
«коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида».
9. Федеральный закон от 03.08.2018 №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Адаптированная рабочая программа учитывает особенности познавательной
деятельности детей с нарушением интеллекта развития. Она направлена на
разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному
развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое и физическое
воспитание. Девятиклассники должны учиться наблюдать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи. Такая деятельность
обучающихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков
психофизического развития школьников с особыми образовательными потребностями,
их познавательных возможностей и интересов.
Преподавание биологии в коррекционной школе должно быть направлено на
коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с
живой и неживой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность,
речь и мышление, учить устанавливать причинно-следственные отношения и
взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи
человека с живой и неживой природой, влияние на природу.
Для осуществления контроля над усвоением программы в конце каждого раздела
планируются контрольные работы. Контрольные работы позволяют выявить знания
обучающихся целого класса за сравнительно короткий срок и получить ответы на
основные вопросы раздела, годовая – всего курса обучения. Контрольные работы
рассчитаны на 20 – 30 минут. Задания составлены для III уровней в соответствии с
требованиями для обучающихся 9 класса. Практические работы проводятся по ходу

урока. Практические работы позволяют выяснить, насколько учащиеся умеют применить
знания на практике. Самостоятельные работы на каждом уроке на 5 – 7 минут. Также
практикуются задания на составление схем, таблиц, зарисовку объектов.
Общая характеристика учебного предмета
Цель обучения биологии: сообщение элементарных сведений о строении и
жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека, знакомство с
ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его
жизнедеятельности.
Образовательные и воспитательные задачи курса биологии 9 класса:
1. Формировать:
* знания об организме человека и его здоровье;
* представление о мире, который окружает человека;
* знания о правильном питании, гигиене, вреде курения, алкоголя здоровью человека.
2. Вырабатывать умения:
* логично излагать учебный материал;
* применять полученные знания на практике.
3. Учить овладевать терминологией (понятия) биологии, давать им объяснение.
4. Развивать любовь к природе, умение её беречь и охранять.
В 9 классе большое внимание уделено социализации обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их интеграции и адаптации в
современных условиях. Важной частью адаптированной рабочей программы является
получение знаний о строении организма, проведение профилактической работы по
использованию здорового образа жизни, умение ориентироваться в своем теле с целью
сохранения и укрепления здоровья, возможность оказания первой медицинской помощи.
Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных
специальных (коррекционных) учреждений Российской Федерации на изучение
биологии на ступени основного общего образования отводится 68 ч в год – 2 часа в
неделю.
Описание личностных и предметных результатов освоения биологии
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные
компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 9 класса
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
- названия, строение и расположение - применять приобретённые знания о
основных органов организма человека;
строении и функциях человеческого

- элементарное представление о функциях
основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на
организм;
- нормы правильного питания;
- вредное влияние курения и алкогольных
напитков на организм;
- состояние своего зрения и слуха;
основные
санитарно-гигиенические
правила.

организма в повседневной жизни с целью
сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические
правила.

Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Общий обзор строения организма – (4 часа).
Понятие клетка. Строение клетки, функции клетки. Химический состав клетки человека,
основные свойства клетки. Понятия ткань, органы. Принцип строения тканей, связь
строения и функции. Понятие система органов. Системы органов, строение систем.
Раздел 2. Опора и движение – (12 часов)
Основные функции опорно-двигательной системы, особенности строения скелета
человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью.
Типы соединения костей. Строение и свойства костей, их химический состав,
особенности их роста в длину и толщину. Строение и функции скелета головы. Строение
и функции скелета туловища: позвоночник, грудная клетка. Строение и функции скелета
верхних и нижних конечностей. Различные виды травм системы опоры и движения,
повреждение суставов, костей и растяжение связок. Оказание доврачебной помощи и её
основы. Особенности строения мышц, их прикрепления к костям. Основные группы
мышц: мышцы головы, туловища, конечностей. Условия повышения работоспособности
мышц и причины их утомления. Понятие осанка, методы самоконтроля и коррекции
осанки. Отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопии и нарушения осанки.
Влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения.
Контрольная работа №1 по теме «Опора и движение».
Раздел 3. Кровь и кровообращение– (8 часов).
Состав крови и её функции. Система органов кровообращения, её значение. Строение и
работа сердца. Особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями.
Большой и малый круги кровообращения. Причины движения крови. Понятия кровяное
давление и пульс. Виды кровотечений, оказание первой помощи при повреждении
сосудов. Влияние гиподинамии, физиологические правила работоспособности. Влияние
табака и спиртных напитков на кровеносную систему.
Лабораторная работа №1 «Микроскопическое строение крови».
Лабораторная работа №2 «Подсчет частоты пульса».
Контрольная работа №2 по теме «Кровь. Кровообращение».
Раздел 4. Дыхание – (8 часов).
Сущность дыхания, строение органов дыхания в связи с их функциями, процесс
образования голоса, меры профилактики заболевания голосовых связок. Лёгочное
дыхание и обмен газов между кровью и тканями. Диафрагма, механизм вдоха и выдоха.
Болезни, передающиеся через воздух, вредное влияние курения на органы дыхания.
Необходимость обмена воздуха в жилых помещениях, приёмы первой помощи при
нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию. Значение охраны чистоты
воздуха, роль растений.
Контрольная работа №3 по теме «Дыхание».

Раздел 5. Пищеварение – (11 часов).
«Пищевые продукты», «питательные вещества». Функции питательных веществ.
Строение пищеварительной системы, органов пищеварения. Значение и строение зубов,
меры, необходимые для профилактики зубных болезней. Процессы пищеварения в
ротовой полости, свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, роль её
в пищеварении. Пищеварение в кишечнике, роль поджелудочной железы, печени,
всасывание питательных веществ в пищеварительном канале. Этапы пищеварения в
тонком кишечнике. Гигиенические условия нормального пищеварения, режим питания.
Калорийность пищи. Данные суточных затрат энергии людьми разных профессий.
Сбалансированное питание. Биологическая роль витаминов в обмене веществ и их
практическое значение для здоровья человека. Желудочно-кишечные, глистные
заболевания, признаки и причины пищевых отравлений. Влияние курения, действия
алкоголя на пищеварительную систему.
Контрольная работа №4 по теме «Пищеварение».
Раздел 6. Выделение – (1 час).
Особенности мочевыделительной системы. Значение выделения из организма продуктов
обмена веществ, пути их выведения из организма. Предупреждение почечных
заболеваний.
Раздел 7. Кожа – (5 часов).
Строение и функции кожи. Понятие теплорегуляция. Оказание первой помощи при
тепловом и солнечном ударах. Виды и правила закаливания. Гигиенические понятия о
гигиене одежды, обуви, кожи.
Контрольная работа №5 по теме «Кожа».
Раздел 8. ЗППП – (2 часа).
ВИЧ- инфекция и СПИД. Чувство ценности человеческой жизни. ЗППП.
Предупреждение ЗППП.
Раздел 9. Нервная система – (9 часов).
Строение и функции нервной системы. Рефлекс. Морфология спинного мозга, его
функции, связь с головным мозгом. Строение и функции отделов головного мозга.
Гигиена физического и умственного труда. Режим. Значение соблюдения режима дня.
Физиологическая природа сна, его значение, правила, предупреждающие нарушения сна.
Влияние курения и алкоголя на нервную систему.
Контрольная работа №6 по теме «Нервная система».
Раздел 10. Органы чувств – (5 часов).
Значение органов чувств. Значение зрения. Строение и функции глаза и его частей.
Основные правила гигиены зрения. Значение слуха в жизни человека, строение и
функции уха, слуховое восприятие. Значение органа осязания, обоняния, вкуса в жизни
человека. Взаимодействие и взаимный контроль.
Контрольная работа №7 по теме «Органы чувств».
Годовая контрольная работа

Тематическое планирование
№
п/п

Разделы программы. Тема урока

Количество
часов

1.
1.
2.

Введение
Введение
Место
человека
среди
млекопитающих
Общий обзор организма человека
Строение
клеток
и
тканей
организма
Органы
и
системы
органов
человека
Опорно-двигательная система
Скелет человека. Его значение.
Основные части скелета
Состав и строение костей
Соединения костей
Череп
Скелет туловища
Скелет верхних конечностей
Скелет нижних конечностей
Первая помощь при растяжении
связок, переломах костей, вывихах
суставов
Значение и строение мышц
Основные группы мышц человека
Работа
мышц.
Физическое
утомление
Предупреждение
искривления
позвоночника. Плоскостопие
Значение
опорно-двигательной
системы.
Роль
физических
упражнений в её формировании
Контрольная работа №1 по теме
«Опорно-двигательная система»
Кровь
и
кровообращение.
Сердечно - сосудистая система
Значение крови и кровообращения
Состав крови
Органы кровообращения. Сосуды
Органы кровообращения. Сердце и
его работа
Большой
и
малый
круги
кровообращения
Сердечно
–
сосудистые
заболевания и их предупреждение
Первая помощь при кровотечениях
Контрольная работа №2 по теме
«Кровь
и
кровообращение.
Сердечно – сосудистая система»
Дыхательная система

2
1
1

Беседа, запись в тетрадь
Заполнение таблицы, беседа

2
1

Схема, беседа

1

Запись в тетрадь, беседа

14
1

Запись в тетрадь, беседа

1
1
1
1
1
1
1

Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа

1
1
1

Схема, беседа
Схема, беседа
Проведение опыта, беседа

1

Запись в тетрадь, беседа

1

Запись в тетрадь, беседа

1

Выполнение
уровням

2.
3.
4.
3.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.

18.
4.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

5.

Характеристика
основных видов
деятельности

заданий

по

8

1

Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа,
подсчет частоты пульса
Запись в тетрадь, беседа

1

Запись в тетрадь, беседа

1
1

Запись в тетрадь, беседа
Выполнение заданий
уровням

1
1
1
1

5

по

Дыхание.
Значение
дыхания.
Органы дыхания. Их строение и
функции
Газообмен в лёгких и тканях

1

Запись в тетрадь, беседа

1
1
1

33.
34.

Гигиена дыхания
Болезни органов дыхания и их
предупреждение
Контрольная работа №3 по теме
«Дыхательная система»
Пищеварительная система
Значение
питания.
Пищевые
продукты
Питательные вещества
Витамины

Диктант,
заполнение
таблицы, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа

35.

Органы пищеварения

1

36.
37.
38.

Ротовая полость. Зубы
Изменение пищи в желудке
Изменение пищи в кишечнике.
Печень
Гигиена питания
Уход за зубами и ротовой полостью
Предупреждение
желудочнокишечных,
инфекционных
заболеваний и глистных заражений
Пищевые отравления
Контрольная работа №4 по теме
«Пищеварительная система»
Мочевыделительная система
Почки
–
орган
выделения.
Предупреждение
почечных
заболеваний
Кожа
Кожа и её роль в жизни человека
Уход за кожей
Волосы и ногти. Уход за волосами
и ногтями
Закаливание организма
Первая помощь при тепловых и
солнечных ударах, при ожогах и
обморожении
Контрольная работа №5 по теме
«Кожа»
ЗППП
СПИД – чума XXI века
Заболевания,
передающиеся
половым путем. Предупреждение
ЗППП
Нервная система
Головной и спинной мозг
Нервы

1
1
1

Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа,
игра
Игра, беседа, запись в
тетрадь
Запись в тетрадь, беседа
Игра, беседа
Запись в тетрадь, беседа

1
1
1

Игра
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа

1
1

Запись в тетрадь, беседа
Выполнение заданий

1
1

Запись в тетрадь, беседа

6
1
1
1

Игра, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа

1
1

Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа

1

Выполнение
уровням

2
1
1

Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа

7
1
1

Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа

27.

28.
29.
30.
31.
6.
32.

39.
40.
41.

42.
43.
7.
44.

8.
45.
46.
47.
48.
49.

50.
9.
51.
52.

10.
53.
54.

1

Выполнение
уровням

12
1

Схема, беседа

1
1

заданий

заданий

по

по

55.
56.
57.
58.

59.
11.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
12.
67.
68.

Значение нервной системы
Режим дня, гигиена труда
Сон и его значения
Вредное
влияние
спиртных
напитков и курения на нервную
систему
Контрольная работа №6 по теме
«Нервная система»
Органы чувств
Орган зрения
Гигиена зрения
Орган слуха
Гигиена слуха
Орган обоняния
Орган вкуса
Контрольная работа №7 по теме
«Органы чувств»
Охрана здоровья человека в РФ
Охрана здоровья человека. Система
учреждений в РФ
Годовая контрольная работа

1
1
1
1

Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа

1

Выполнение заданий

7
1
1
1
1
1
1
1

Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Запись в тетрадь, беседа
Выполнение заданий
уровням

1
1

Запись в тетрадь, беседа

1

Выполнение
уровням

заданий

по

по

Материально – техническое обеспечение
1. Модель «Сердце»
2. Скелет человека
3. Модель «Печень»
4. Модель «Почка в разрезе»
5. Модель «Кости черепа»
6. Схема «Разрез кожи»
7. Таблица «Витамины»
8. Таблица «Кровеносная и лимфатическая системы»
9. Таблица «Мышцы: вид сзади»
10. Таблица «Скелет»
11. Таблица «Пищеварительная система»
12. Таблица «Дыхательная система»
13. Таблица «Нервная система»
14. Таблица «Выделительная система»
15. DVD – диск «Анатомия для детей»
16. Модель «Косточки слуховые»
17. Модель «Гигиена зубов»
18. DVD – диск «Анатомия» (4 части)

Учебная и справочная литература для учителя:
1. Балабанова М.М., Максимцева Т.А. Открытые уроки по биологии. 7-9 классы.
Волгоград: Учитель, 2003.
2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология,
здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003.
3. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и
физиологии человека в вопросах и ответах. Волгоград: Учитель, 2007.
4. Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы. Москва: Вентана - Граф, 2006.
5. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. Человек. Москва:
ГНОМ и Д, 2001.
6. Ляхович А.В., Голиусов А.Т., Полесский В.А., Лозовская А.С., Романенко Г.Ф.
Профилактика ВИЧ/СПИД и других инфекций, передающихся половым путём. Москва:
Медицина для Вас, 2003.
7. Ляхович А.В., Лозовская А.С. Это надо знать о ВИЧ/СПИД и других инфекциях,
передаваемых половым путём. Москва: Медицина для Вас, 2003.
8. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная
работа в классах коррекции, 5 – 9 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
9. Оданович М.В. Биология. 7-8 классы: тесты. Волгоград: Учитель, 2007.
10. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии
(человек). Москва: ВАКО, 2007.
11. Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир. 3 класс: занимательные
материалы. Волгоград: Учитель, 2008.
12. Рудченко Л.И. Окружающий мир. 1-4 классы: нестандартные уроки. Волгоград:
Учитель, 2007.
13. Сивоглазов В.И. Естествознание. Человек. Москва: Просвещение, 1990.
14. Сивоглазов В.И. Рабочая тетрадь по естествознанию. Приложение к учебнику
«Естествознание» (человек) 9 класс вспомогательной школы
15. Синякова В.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности:
4 класс. Москва: ВАКО, 2009.
16. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. Ростов-на-Дону:
Учитель, 2003.
17. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье. Москва: Первое сентября, 2000.
18. Агафонова И.Б., Романов И.В. Биология. Человек. 9 класс: рабочая тетрадь к
учебнику «Биология. Человек. 9 класс». М.: Дрофа, 2010.
19. Романов И.В., Агафонова И.Б. Биология. Человек. 9 класс. М.: Дрофа, 2009.
20. Агафонова И.Б., Романов И.В. Биология. Человек. 9 класс: рабочая тетрадь к
учебнику «Биология. Человек. 9 класс». М.: Дрофа, 2010.
21. Романов И.В., Агафонова И.Б. Биология. Человек. 9 класс. М.: Дрофа, 2009.
22. Шевырёва Т.В., Кустова С.А. Методическое пособие к учебнику И.В. Романова, И.Б.
Агафоновой «Биология. Человек. 9 класс». М.: Дрофа, 2011.
23. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе. Волгоград: Учитель,
2014.

Учебно-методическая литература для обучающихся:
1. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек. Москва: Просвещение, 2013.
2. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Рабочая тетрадь. Биология. Человек. Москва:
Просвещение, 2019.

Календарно – тематическое планирование
№
п/п

Дата
Кол-во
часов

Тема урока
I четверть
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.

Введение
Место человека среди млекопитающих
Общий обзор организма человека
Строение клеток и тканей организма
Органы и системы органов человека
Опорно-двигательная система
Скелет человека. Его значение. Основные части
скелета
Состав и строение костей
Соединения костей
Череп
Скелет туловища
Скелет верхних конечностей
Скелет нижних конечностей
Первая помощь при растяжении связок,
переломах костей, вывихах суставов
Значение и строение мышц
Основные группы мышц человека
Работа мышц. Физическое утомление
Предупреждение искривления позвоночника.
Плоскостопие
Значение опорно-двигательной системы. Роль
физических упражнений в её формировании
Контрольная работа №1 по теме «Опорнодвигательная система»
II четверть
Кровь и кровообращение. Сердечно сосудистая система
Значение крови и кровообращения
Состав крови
Органы кровообращения. Сосуды
Органы кровообращения. Сердце и его работа
Большой и малый круги кровообращения
Сердечно – сосудистые заболевания и их
предупреждение
Первая помощь при кровотечениях
Контрольная работа №2 по теме «Кровь и
кровообращение.
Сердечно
–
сосудистая
система»
Дыхательная система
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания.
Их строение и функции
Газообмен в лёгких и тканях
Гигиена дыхания
Болезни органов дыхания и их предупреждение
Контрольная работа №3 по теме «Дыхательная
система»

1
1
2
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8
1
1
1
1
1
1
1
1

5
1
1
1
1
1

план

факт,
причина
изменения

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

42.
43.

44.

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Пищеварительная система
Значение питания. Пищевые продукты
III четверть
Питательные вещества
Витамины
Органы пищеварения
Ротовая полость. Зубы
Изменение пищи в желудке
Изменение пищи в кишечнике. Печень
Гигиена питания
Уход за зубами и ротовой полостью
Предупреждение
желудочно-кишечных,
инфекционных
заболеваний
и
глистных
заражений
Пищевые отравления
Контрольная
работа
№4
по
теме
«Пищеварительная система»
Мочевыделительная система
Почки – орган выделения. Предупреждение
почечных заболеваний
Кожа
Кожа и её роль в жизни человека
Уход за кожей
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями
Закаливание организма
Первая помощь при тепловых и солнечных
ударах, при ожогах и обморожении
Контрольная работа №5 по теме «Кожа»
ЗППП
СПИД – чума XXI века
Заболевания, передающиеся половым путем.
Предупреждение ЗППП
IV четверть
Нервная система
Головной и спинной мозг
Нервы
Значение нервной системы
Режим дня, гигиена труда
Сон и его значения
Вредное влияние спиртных напитков и курения
на нервную систему
Контрольная работа №6 по теме «Нервная
система»
Органы чувств
Орган зрения
Гигиена зрения
Орган слуха
Гигиена слуха
Орган обоняния
Орган вкуса
Контрольная работа №7 по теме «Органы
чувств»
Охрана здоровья человека в РФ

12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1

7
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1

67.
68.

Охрана здоровья человека. Система учреждений
в РФ
Годовая контрольная работа

1
1

Приложение
Виды и формы контроля – текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного
опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования;
итоговый контроль по изученным темам осуществляется в форме контрольной работы в конце
изученного раздела.
При устном опросе учитель выявляет степень понимания умственно отсталыми
обучающимися изученного материала, овладение ими теорией, знание правил и умение применять их
на практике.
При фронтальном опросе вопросы ставятся в целом, но неодинаковой степени трудности.
Учитель дифференцированно подходит к умственно отсталым обучающимся класса, учитывая
возможности каждого ребенка тем самым, вовлекая всех в активную работу.
Индивидуальный опрос включает как проверку теоретических знаний, так и умение
применять их на практике. Для индивидуального опроса учитель вызывает ученика к доске,
привлекая к ответам ученика внимание всего класса. Индивидуальный опрос позволяет более
глубоко проверить знания ученика.
Письменная проверка знаний проводится путем организации самостоятельных и контрольных
работ. Небольшие самостоятельные письменные работы могут проводиться
учителем ежедневно. Они позволяют при небольшой затрате времени проверить степень усвоения
знаний всеми учениками класса, выявить затруднения обучающихся, вызванные индивидуальными
особенностями, а также характерные ошибки для всего класса.
В 8 классе самостоятельная работа должна быть небольшой по объему и рассчитана не более
чем на 7-10 минут.
При проведении обобщающего урока осуществляется дифференцированный подход к
обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему заданий, в
зависимости от индивидуальных особенностей детей (степени поражения интеллекта). При
проведении итогового контроля учитель должен напомнить обучающимся, в каких случаях можно
обратиться к нему за помощью. Наиболее слабым обучающимся необходимо оказывать постоянную
помощь, по мере необходимости, не акцентируя на этом внимание.
Система оценки предметных результатов
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к
результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ
- обнаруживает понимание материала;
Оценка « 5»
- самостоятельно формулирует ответы;
- умеет привести примеры;
- допускает единичные ошибки и сам исправляет.
- обнаруживает понимание материала;
- самостоятельно формулирует ответы;
Оценка « 4»
- допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с
помощью учителя (1-2 ошибки);
- допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
- обнаруживает знание и понимание основных положений темы;
- излагает материал недостаточно полно и последовательно;
Оценка « 3»
- допускает ряд ошибок в речи;
- затрудняется самостоятельно подтвердить пример;
- нуждается в постоянной помощи учителя.

Тестовый контроль
Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности обучающихся и предназначены для
выявления уровня знаний по заданной теме.
I группа
II группа
III группа
Критерии
выполняет все задания
сокращённый объём
задания выбираются
оценивания
тестов
заданий
индивидуально для
каждого ребенка
Оценка 5
все ответы правильные и все
ответы не ставится
работа
выполнена правильные и работа
самостоятельно
выполнена
с
небольшой помощью
Оценка 4
допущена 1 - 2 ошибки
допущена 1 - 2 допущена 1 - 2 ошибки
ошибки
Оценка 3
допущены более 2 ошибок
допущены более 2 работа
выполнена
ошибок
небрежно и допущены
более 3 ошибок
Не справился с
допущены более 3 ошибок
заданием
Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты
- правильно определена цель опыта;
Оценка « 5»
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов,
а также работа по закладке опыта;
- грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при
Оценка « 4»
закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
- в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы
основные выводы.
- правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также
работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;
Оценка « 3»
- допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений,
формировании выводов.
Оценка умений проводить наблюдения
- наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;
Оценка « 5»
- выделены существенные признаки;
- логично, доступно оформлены результаты.
- наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;
Оценка « 4»
- при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса)
названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.
- допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений;
Оценка « 3»
- при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и
выводов.

Контрольная работа №1 по теме: «Опора и движение»
I вариант
1. Из чего состоит опорно-двигательная система человека?
2. Запиши, как соединены между собой позвонки позвоночника.
3. Допиши предложение.
Мышцы спины обеспечивают …
4. Перечисли этапы оказания первой медицинской помощи при вывихе плечевого сустава.
5. Мышцы, каких частей тела упражняются при ходьбе на лыжах?
II вариант
1. Выбери, из чего состоит опорно-двигательная система человека (скелет, грудная клетка, сердце,
осанка, мышцы, сухожилия).
2. Запиши, как соединены между собой позвонки позвоночника. Ответ выбери из скобок (подвижно,
неподвижно, полуподвижно).
3. Допиши предложение, выбрав верное из скобок.
Мышцы спины обеспечивают (движение позвоночника, участие в дыхании, сохранение
вертикального положения тела, движение верхних конечностей).
4. Выбери верные действия оказания первой медицинской помощи при вывихе плечевого сустава,
расставь их по порядку:
* обратиться к врачу
* обездвижить конечность, привязав к туловищу
* положить холод
* положить тёплую грелку
5. Выбери из скобок верное.
При ходьбе на лыжах упражняются мышцы (рук, ног, шеи, груди, спины, живота).
III вариант
1. Выбери, из чего состоит опорно-двигательная система человека (скелет, сердце, мышцы).
2. Выпиши, как соединены между собой позвонки позвоночника (подвижно, полуподвижно).
3. Допиши предложение.
Мышцы спины обеспечивают (движение позвоночника, сохранение вертикального положения
тела, движение верхних конечностей).
4. Расставь по порядку действия оказания первой медицинской помощи при вывихе плечевого
сустава:
* обратиться к врачу
* обездвижить конечность, привязав её к туловищу
* положить холод
5. При ходьбе на лыжах упражняются мышцы (рук, ног, спины, живота).

Контрольная работа №2 по теме: «Кровь и кровообращение»
I вариант
1. Перечисли, из чего состоит плазма крови.
2. Опиши строение сердца.
Сердце человека состоит из ______, ______, ______, ______.
3. Как оказать первую помощь при артериальном кровотечении?
4. Опиши, из чего состоит малый круг кровообращения.
II вариант
1. Выбери из скобок.
В состав плазмы крови входят _____ (жиры, белки, вода, лейкоциты, углеводы, эритроциты).
2. Допиши.
Сердце человека имеет 2 ____ и 2_____ .
3. Вставь верное слово.
При артериальном кровотечении жгут накладывают _____ раны.
4. Малый круг кровообращения состоит из _____ (правого желудочка, левого желудочка, лёгких,
левого предсердия, правого предсердия).
III вариант
1. Выбери из скобок.
В состав плазмы крови входят _____ (жиры, белки, вода, лейкоциты, углеводы).
2. Допиши.
Сердце человека имеет ____ камеры.
3. Выбери верное.
При артериальном кровотечении жгут накладывают ______ .
* выше раны
* ниже раны
4. Малый круг кровообращения состоит из ______ (правого желудочка, левого желудочка, лёгких,
левого предсердия).

Контрольная работа №3 по теме: «Дыхание»
I вариант
1. Допиши фразу.
Систему органов дыхания образуют: ____, ____, ____, ____, ____, ____.
2. Из чего состоит лёгкое?
3. Что происходит с кровью в лёгких?
4. Что такое диафрагма?
5. Как никотин влияет на органы дыхания?
II вариант
1. Выпиши органы дыхания: (носоглотка, трахея, бронхи, печень, ротовая полость, носовая полость,
пищевод).
2. Выпиши верное. Лёгкое состоит:
* из мышц
* из хрящей
* из лёгочных пузырьков
3. В лёгких кровь:
* освобождается от углекислого газа
* обогащается белками
* насыщается кислородом
4. Как называется мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полость?
* оболочка
* диафрагма
* сердечная сумка
5. Перечисли, к каким заболеваниям может привести табакокурение.
III вариант
1. Выпиши органы дыхания: (носоглотка, трахея, бронхи, печень, лёгкие).
2. Лёгкое состоит из _____ (мышц, бронхов).
3. В лёгких кровь обогащается ____ (белками, кислородом).
4. Мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полость называется ____ (оболочка,
диафрагма).
5. Табакокурение приводит к ____ (туберкулёз, рак, простудные заболевания).

Контрольная работа №4 по теме: «Пищеварение»
1. Выпиши в два столбика питательные вещества и пищевые продукты.
Мясо
Жиры
Сыр
Хлеб
Молоко
Углеводы

Белки
Сметана

(1 балл)
2. Выпиши органы пищеварения (ротовая полость, трахея, печень, двенадцатипёрстная кишка,
пищевод, желудок, бронхи).
(1 балл)
3. Как называются детские зубы?
(1 балл)
4. Какое вещество начинает перевариваться в ротовой полости?
(2 балла)
5. Какое влияние оказывает на органы пищеварения курение? Выбери верное:
* улучшает действие пищеварительных соков
* никакого действия на органы пищеварительной системы не оказывает
* вызывает разрыхление зубной эмали
* вызывает гастрит
* повышает усвояемость питательных веществ
* приводит к появлению язвы желудка, двенадцатипёрстной кишки
(2 балла)
6. Как происходит пищеварение в кишечнике?
(3 балла)

Контрольная работа №5 по теме: «Выделение»
I вариант
1. Какие органы образуют мочевыделительную систему?
2. Запиши функции кожи.
3. Обожжённый участок кожи покраснел, припух, появились волдыри. Какой степени этот ожог?
4. Перечисли способы закаливания.
5. Орган выделения, расположенный в поясничной зоне, имеет вид фасолины. Запиши его название.
II вариант
1. Запиши, какие органы образуют мочевыделительную систему?
(печень, мочеточник, почки, желудок, мочевой пузырь).
2. Укажите функции кожи:
* защитная
* опорно-двигательная
* участвует в терморегуляции организма
* выделительная
* является органом чувств
3. Обожжённый участок кожи покраснел, припух, появились волдыри. Какой степени ожог?
(Третьей, второй, первой)
4. К способам закаливания относятся ____, ____, _____.
5. Орган выделения, расположенный в поясничной зоне, имеет вид фасолины. Запиши его название __________ (почки, сердце, лёгкие, печень, селезёнка).
III вариант
1. Запиши, какие органы образуют мочевыделительную систему?
(печень, мочеточник, почки, мочевой пузырь)
2. Укажите функции кожи:
* защитная
* участвует в терморегуляции организма
* выделительная
* является органом чувств
3. Обожжённый участок кожи покраснел, припух, появились волдыри. Какой степени ожог?
(второй, первой).
4. К способам закаливания относятся ____, ____, _____ (закаливание водой, закаливание свежим
воздухом, солнечные ванны, гимнастика для глаз).
5. Орган выделения, расположенный в поясничной зоне, имеет вид фасолины. Запиши его название ________ (почки, сердце, печень).

Контрольная работа №6 по теме: «Нервная система»
1. Нервная система состоит из ____, ____, ____.
(1 балл)
2. Рефлекс - ____.
(3 балла)
3. Главное свойство нервов.
(2 балла)
4. Для чего человеку нужен сон?
(2 балла)
5. Где расположен головной мозг?
(1 балл)
6. Нарушает ли курение работу головного мозга?
(1 балл)

Контрольная работа №7 по теме: «Органы чувств»
I вариант
1. Какие части глаза, вы можете рассмотреть с помощью зеркала?
2. Почему кожа относится к органам чувств?
3. Какие органы чувств предупреждают организм об опасности?
4. Перечисли части среднего уха.
5. Орган осязания – это ____.
Орган обоняния – это ____.
Орган вкуса - ____.
II вариант
1. Какие части глаза, вы можете рассмотреть с помощью зеркала?
(зрачок, радужная оболочка, сетчатка, хрусталик, глазное яблоко)
2. Кожа относится к органам чувств, потому что с её помощью мы ощущаем (холод, боль, усталость,
прикосновения).
3. Какие органы чувств предупреждают организм об опасности?
(орган зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса)
4. Перечисли части среднего уха: (улитка, ушная раковина, слуховой проход, слуховые косточки,
барабанная перепонка).
5. Орган осязания – это ____.
Орган обоняния – это ____.
Орган вкуса – это ____.
III вариант
1. Какие части глаза, вы можете рассмотреть с помощью зеркала?
(зрачок, хрусталик, глазное яблоко)
2. Кожа относится к органам чувств, потому что с её помощью мы ощущаем (холод, боль, усталость).
3. Какие органы чувств предупреждают организм об опасности?
(орган зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния)
4. Перечисли части среднего уха (ушная раковина, слуховой проход, слуховые косточки).
5. Орган осязания – это ____.
Орган обоняния – это ____.
Орган вкуса – это ____.

Годовая контрольная работа №8
I вариант
1. Как называется правильное положение тела человека при ходьбе, стоянии, сидении?
2. Какой орган защищает наше тело от различных повреждений?
3. При помощи чего мышцы прикрепляются к костям?
4. Что образуют сердце и кровеносные сосуды?
5. При помощи какого органа мы узнаём предметы по запаху?
6. Что приводит в движение кровь?
7. При помощи чего соединены кости рук и ног?
8. Один из основных органов выделения.
9. Как называются скрепленные между собой кости.
10. Рёбра вместе с позвоночником и грудиной – это ________.
11. Разумное распределение времени, при котором правильно чередуется труд и отдых.
12. Проводник сигналов от головного мозга к другим органам и от органов к головному мозгу, в виде
шнура проходит в позвоночном столбе.
1. Режим дня
2. Суставы
3. Кожа
4. Почки

5. Осанка
6. Спинной мозг
7. Органы кровообращения
8. Сердце

9. Сухожилия
10. Орган обоняния
11. Скелет
12. Грудная клетка

II вариант
1. Что двигает кости, имеет способность сокращаться?
2. Один из органов пищеварения.
3. Орган, расположенный в черепе. С его деятельностью связаны мысли, чувства, поступки человека,
а также правильная работа всех органов.
4. Орган осязания.
5. Плотный мышечный мешок.
6. Тонкие белые нити, передающие сигналы мозгу от кожи, мышц, внутренних органов и от мозга к
внутренним органам.
7. Орган дыхания.
8. Где продукты питания превращаются в питательные вещества?
9. Головной и спинной мозг вместе с нервами?
10. С помощью этого органа мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет.
11. Орган, которым мы различаем горькую, солёную, сладкую пищу.
12. Самые твёрдые части нашего организма?
1. Головной мозг
2. Лёгкие
3. Нервы
4. Желудок

5. Кожа
6. Орган вкуса - язык
7. Орган зрения - глаз
8. Сердце

9. Кости
10. Мышцы
11. Нервная система
12. Кишечник

III вариант
1. Выпиши внутренние органы: сердце, печень, ухо, легкие, желудок, пальцы, тонкая кишка.
2. Что лишнее:
* желудок, ротовая полость, легкие, кишечник
* головной мозг, желудок, спинной мозг, нервы
3. Сердце расположено (в левой, правой) части грудной клетки.
4. Рёбра вместе с позвоночником и грудиной – это ________ (скелет, грудная клетка).
5. Головной и спинной мозг вместе с нервами? (кровеносная система, нервная система).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».