Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по биологии I вариант основное общее образование, 8 класс составитель: Дайнзанова Н.В., учитель биологии го Эгвекинот 2023 год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Биология» в восьмом классе (вариант I) составлена в соответствии с Основной адаптированной общеобразовательной программой МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» на 2023 - 2024 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 4. Приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 22.01.2021 г. №Р – 23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году» 6. Учебный план АООП (вариант 1) на 2022 - 2023 учебный год МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Адаптированная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта развития. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Восьмиклассники должны учиться наблюдать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе. Такая деятельность обучающихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с особыми образовательными потребностями, их познавательных возможностей и интересов. Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на природу. Для осуществления контроля над усвоением программы в конце каждого раздела планируются контрольные работы. Контрольные работы позволяют выявить знания обучающихся целого класса за сравнительно короткий срок и получить ответы на основные вопросы раздела, годовая – всего курса обучения. Контрольные работы рассчитаны на 20 – 30 минут. Задания составлены для III уровней в соответствии с требованиями для обучающихся 8 класса. Практические и лабораторные работы проводятся в ходе урока. Практические работы позволяют выяснить, насколько обучающиеся умеют применить знания на практике. Самостоятельные работы на каждом уроке на 5 – 7 минут. Также практикуются задания на составление схем, таблиц, зарисовку объектов. Автор адаптированной рабочей программы считает необходимым вести образовательную работу с учётом регионального компонента, так как именно эти знания необходимы в повседневной жизни, наиболее близки и доступны обучающимся с интеллектуальными нарушениями. В связи с этим автор расширяет материал программы и вводит раздел «Животный мир Чукотки», который включает следующие темы: «Насекомые Чукотки», «Водный мир Чукотки» и «Птицы Чукотки». Общая характеристика учебного предмета Цель обучения биологии: знакомство с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных, получение сведений о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни. Образовательные и воспитательные задачи курса биологии 8 класса: 1. Формировать: - знания о многообразии животного мира; - представление о строении и жизни животных (с учётом регионального компонента). 2. Вырабатывать умения: - логично излагать учебный материал; - применять полученные знания на практике. 3. Учить овладевать терминологией (понятиями) биологии, давать им объяснение. 4. Развивать любовь к природе, умение её беречь и охранять. Место предмета в учебном плане В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Биология» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Биология» в 8 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели). Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов: 1) методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический); 2) методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; 4) методов исследования (наблюдение, анкетирование). Описание личностных и предметных результатов освоения биологии Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Предметные результаты Минимальный уровень Достаточный уровень – узнавание и называние изученных – узнавание и называние изученных объектов объектов на иллюстрациях, фотографиях; в натуральном виде в естественных условиях; – представления о назначении изучаемых знание способов получения необходимой объектах, их роли в окружающем мире; информации об изучаемых объектах по – отнесение изученных объектов к определенным группам (корова млекопитающее); – называние исходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (класс рыбы); – соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); – выполнение несложных заданий под контролем учителя; – адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. заданию педагога; – представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; – называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; – выделение существенных признаков групп объектов; – знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе. – участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; – выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; – выполнение доступных возрасту природоохранительных действий. Личностные результаты: 1) осознание необходимости охраны природы; 2) установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия животного мира; 3) формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам); 4) формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы); 5) формирование готовности к самостоятельной жизни; 6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; 7) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 8 класса Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: - основные отличия животных от растений; - узнавать изученных животных (в - признаки сходства и различия между иллюстрациях, кинофрагментах, живых изученными группами животных; объектах); - общие признаки, характерные для каждой - кратко рассказывать об основных чертах из этих групп животных; строения и образа жизни изученных - места обитания, образ жизни и поведение животных; тех животных, которые знакомы - устанавливать взаимосвязи между обучающимся; животными и их средой обитания; - названия некоторых наиболее типичных приспособления к ней, особенности представителей изученных животных, строения организма и поведения особенно тех, которые широко животных. распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; - основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными. Содержание тем учебного курса Раздел 1. Введение – (2 часа). Многообразие животного мира. Значение и охрана животных. Раздел 2. Беспозвоночные животные – (10 часов). Общие признаки червей: дождевой червь. Значение их в природе. Особенности строения и процессов жизнедеятельности червей, связанные с паразитическим образом жизни. Вред аскариды и меры профилактики. Многообразие насекомых. Особенности строения в связи с образом жизни. Среда обитания бабочки-капустницы, яблонной плодожорки, майского жука, комнатной мухи, медоносной пчелы, тутового шелкопряда. Значение в природе и жизни человека. Насекомые, обитающие на Чукотке. Раздел 3. Позвоночные животные– (56 часов). Понятие класс, особенности строения рыб в связи с приспособленностью к среде обитания. Внутреннее строение рыб, значение внутренних органов. Особенности размножения рыб. Классификация рыб. Рыболовство и рыбоводство, отличие, значение в природе и жизни человека. Рациональное использование и охрана рыб. Водный мир Чукотки. Признаки земноводных, приспособленность к жизни в двух средах. Значение земноводных в природе. Внутреннее строение земноводных, значение внутренних органов. Особенности размножения и развития земноводных на примере лягушки. Признаки пресмыкающихся, особенности, связанные с наземным образом жизни. Черты усложнения пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Внутреннее строение пресмыкающихся, значение внутренних органов. Особенности размножения и развития пресмыкающихся. Общая характеристика птиц. Местообитание птиц и особенности внешнего строения, связанные с приспособлением к полёту. Особенности скелета птиц, отличие от пресмыкающихся. Внутреннее строение птиц, значение внутренних органов. Особенности размножения и развития птиц, строение яйца птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе на примере ласточки и стрижа, значение в природе. Птицы леса на примере дятла и синицы, значение в жизни леса. Хищные птицы на примере совы и орла, значение хищных птиц в природе. Птицы пресных водоёмов и болот на примере утки-кряквы и цапли, значение в природе. Птицы, обитающие вблизи жилья человека на примере голубя и воробья, значение в природе. Домашние птицы: куры, гуси, утки, значение в хозяйственной деятельности человека. Понятие птицеводство, содержание кур, гусей, уток на птицеводческих фермах. Птицы Чукотки. Общие признаки млекопитающих, позволившие им занять господствующее положение в природе и стать самыми высокоорганизованными позвоночными животными. Особенности скелета млекопитающих и нервной системы, отличие от пресмыкающихся. Внутреннее строение млекопитающих, значение внутренних органов. Биологические особенности представителей отряда грызунов, значение в природе и жизни человека. Биологические особенности представителей отряда зайцеобразных, понятие кролиководство, значение кролиководства в хозяйственной деятельности человека. Хищные звери, биологические особенности представителей отряда хищных зверей, значение в природе. Биологические особенности представителей отряда диких пушных хищных зверей, значение в природе. Понятие звероводство, разведение норки на звероводческих фермах, значение в хозяйственной деятельности человека. Биологические особенности представителей отряда домашних хищных зверей, значение в хозяйственной деятельности человека. Биологические особенности представителей отряда ластоногих, значение в природе и жизни жителей Севера. Биологические особенности представителей отряда китообразных, значение в природе и жизни жителей Севера. Биологические особенности представителей отряда парнокопытных, значение в природе. Биологические особенности представителей отряда непарнокопытных, отличие от парнокопытных, значение в природе. Биологические особенности представителей отряда приматов, классификация, отличие друг от друга. Понятие животноводство, основные виды домашних животных: коровы, классификация групп и пород, происхождение, разведение и значение в хозяйственной деятельности человека. Понятие овцеводство, овцы, классификация пород, происхождение, разведение и значение в хозяйственной деятельности человека. Верблюды, классификация пород, происхождение, разведение и значение в хозяйственной деятельности человека. Северные олени, происхождение, разведение и значение в хозяйственной деятельности жителей Севера. Понятие свиноводство, домашние свиньи, классификация пород, разведение, происхождение и значение в хозяйственной деятельности человека. Понятие коневодство, лошади, классификация пород, разведение, происхождение и значение в хозяйственной деятельности человека. Контрольная работа №1 по теме «Рыбы». Контрольная работа №2 по теме «Птицы». Контрольная работа №3 по теме «Млекопитающие». Контрольная работа №4 по теме «Сельскохозяйственные животные». Годовая контрольная работа. Тематическое планирование № п/п Тема раздела Кол-во часов 1. Введение 2. Беспозвоночные животные 10 3. Позвоночные животные 56 Контрольные, практические работы 2 5 Основные виды учебной деятельности Выявление закономерностей в мире животных. Раскрытие отличительных признаков разных животных. Польза животных, мера по их охране Знакомство с признаками беспозвоночных животных, с особенностями строения и процессов жизнедеятельности; их образ жизни, знакомство с представителями класса, польза и вред, наносимый сельскому хозяйству Знакомство с отличительными чертами внешнего строения; их образом жизни, знакомство с представителями классов, внутренним строением, особенностями размножения и развития; значение отраслей сельского хозяйства. Разнообразие животного мира Чукотского АО Основная и дополнительная учебная литература: 1. Балабанова М.М., Максимцева Т.А. Открытые уроки по биологии. 7-9 классы. Волгоград: Учитель, 2003. 2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003. 3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2008. 4. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением, 1 – 4 классы. Москва: 5 за знания, 2007. 5. Елизарова Е.М. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир, 2 – 3 классы. Волгоград: Учитель, 2007. 6. Касаткина Н.А. Биология. 6 – 7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально – игровые задания). Волгоград: Учитель, 2007. 7. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. Волгоград: Учитель, 2004. 8. Кремень А.Ю. Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2007. 9. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. Животные. Москва: ГНОМ и Д, 2001. 10. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград: Учитель, 2007. 11. Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. 8 класс. Москва: Просвещение, 2013. 12. Никишов А.И. Рабочая тетрадь по биологии, 8 класс. Москва: Просвещение, 2019. 13. Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии. Москва: ТЦ Сфера, 2001. 14. Шорыгина Т.А. Рыбы. Какие они? Москва: ГНОМ и Д, 2001. 15. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе. Волгоград: Учитель, 2014. Оборудование и приборы: 1. Интерактивная доска «ScreenMedia» 2. Мультмедийный проектор «BENQ» 3. Ноутбук «HP» 4. Микроскоп Наглядный материал: 1. Таблица «Строение насекомых» 2. Коллекция «Развитие бабочки» 3. Коллекция «Развитие тутового шелкопряда» 4. Коллекция «Семейство жуков» 5. Коллекция «Представители отряда насекомых» 6. Модель «Дождевой червь в разрезе» 7. Коллекция «Развитие насекомых с неполным и полным превращением» 8. Плакат «Строение рыбы» 9. Модель «Головной мозг рыбы» 10. Влажный препарат «Внутреннее строение рыбы» 11. Модель «Головной мозг земноводного» 12. Влажный препарат «Внутреннее строение лягушки» 13. Скелеты ящерицы, голубя, костистой рыбы 14. Модель «Головной мозг варана» 15. Модель «Головной мозг птицы» 16. Модель «Головной мозг собаки» 17. Влажный препарат «Внутреннее строение крысы» Электронные информационные источники: 1. http://school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал 2. Социальная сеть работников образования - nsportal.ru 3. http://tana/ucoz.ru - современные уроки природоведения 4. http://pedsovet.su – методические материалы для уроков 5. http://www.art-talant.org – Академия развития творчества 6. http://festival.1september – фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 7. http://uchportal.ru – учительский портал 8. http://www.zooclub.ru – Зооклуб: мегаэнциклопедия о животных 9. http://videouroki.net – видеоуроки в интернете 10. http://infourok.ru – курсы, тесты, видеоколлекции, материалы для уроков Приложение Календарно-тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. Тема урока I четверть Введение Многообразие животного мира Значение животных и их охрана Беспозвоночные животные Общие признаки червей. Дождевой червь Черви-паразиты Насекомые Общие признаки насекомых Бабочка - капустница Яблонная плодожорка Майский жук Комнатная муха Медоносная пчела Тутовый шелкопряд Насекомые Чукотки Позвоночные животные Рыбы Рыбы. Общие признаки рыб Внутреннее строение рыб Размножение рыб Речные рыбы Морские рыбы Рыболовство и рыбоводство II четверть Рациональное использование и охрана рыб Водный мир Чукотки Земноводные Общие признаки земноводных Внутреннее строение земноводных Размножение и развитие лягушки Обобщающий урок по теме «Рыбы. Земноводные» Контрольная работа №1 по теме «Рыбы» Пресмыкающиеся Общие признаки пресмыкающихся Внутреннее строение пресмыкающихся Размножение и развитие пресмыкающихся Птицы Общие признаки птиц Особенности скелета птиц Особенности внутреннего строения птиц Размножение и развитие птиц III четверть Птицы, кормящиеся в воздухе Птицы леса Хищные птицы Птицы пресных водоёмов и болот Птицы, обитающие вблизи жилья людей Кол-во часов 2 1 1 10 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 56 8 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Домашние птицы Птицеводство Урок – обобщение по теме «Птицы» Контрольная работа №2 по теме «Птицы» Птицы Чукотки Млекопитающие Общие признаки млекопитающих Особенности скелета и нервной системы Внутренние органы млекопитающих Грызуны. Значение грызунов Зайцеобразные. Кролиководство Хищные звери Дикие пушные хищные звери Разведение норки Домашние хищные звери Ластоногие морские животные IV четверть Китообразные Парнокопытные Непарнокопытные Приматы Урок – обобщение по теме «Млекопитающие» Контрольная работа №3 по теме «Млекопитающие» Сельскохозяйственные животные Корова Овцы Верблюды Северные олени Домашние свиньи Домашние лошади Что вы узнали о животных? Контрольная работа №4 по теме «Сельскохозяйственные животные» Повторение пройденного материала за год Годовая контрольная работа 1 1 1 1 1 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды и формы контроля – текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученным темам осуществляется в форме контрольной работы в конце изученного раздела. При устном опросе учитель выявляет степень понимания умственно отсталыми обучающимися изученного материала, овладение ими теорией, знание правил и умение применять их на практике. При фронтальном опросе вопросы ставятся в целом, но неодинаковой степени трудности. Учитель дифференцированно подходит к умственно отсталым обучающимся класса, учитывая возможности каждого ребенка тем самым, вовлекая всех в активную работу. Индивидуальный опрос включает как проверку теоретических знаний, так и умение применять их на практике. Для индивидуального опроса учитель вызывает ученика к доске, привлекая к ответам ученика внимание всего класса. Индивидуальный опрос позволяет более глубоко проверить знания ученика. Письменная проверка знаний проводится путем организации самостоятельных и контрольных работ. Небольшие самостоятельные письменные работы могут проводиться учителем ежедневно. Они позволяют при небольшой затрате времени проверить степень усвоения знаний всеми учениками класса, выявить затруднения обучающихся, вызванные индивидуальными особенностями, а также характерные ошибки для всего класса. В 8 классе самостоятельная работа должна быть небольшой по объему и рассчитана не более чем на 7-10 минут. При проведении обобщающего урока осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей (степени поражения интеллекта). При проведении итогового контроля учитель должен напомнить обучающимся, в каких случаях можно обратиться к нему за помощью. Наиболее слабым обучающимся необходимо оказывать постоянную помощь, по мере необходимости, не акцентируя на этом внимание. Система оценки предметных результатов Критериями оценивания являются: - соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы; - динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий. Устный ответ - обнаруживает понимание материала; Оценка « 5» - самостоятельно формулирует ответы; - умеет привести примеры; - допускает единичные ошибки и сам исправляет. - обнаруживает понимание материала; - самостоятельно формулирует ответы; Оценка « 4» - допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки); - допускает ошибки в речи (1-2 ошибки). - обнаруживает знание и понимание основных положений темы; - излагает материал недостаточно полно и последовательно; Оценка « 3» - допускает ряд ошибок в речи; - затрудняется самостоятельно подтвердить пример; - нуждается в постоянной помощи учителя. Тестовый контроль Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности обучающихся и предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме. I группа II группа III группа Критерии выполняет все задания сокращённый задания выбираются оценивания тестов объём заданий индивидуально для каждого ребенка Оценка 5 все ответы правильные все ответы не ставится и работа выполнена правильные и самостоятельно работа выполнена с небольшой помощью Оценка 4 допущена 1 - 2 ошибки допущена 1 - 2 допущена 1 - 2 ошибки ошибки Оценка 3 допущены более 2 допущены более 2 работа выполнена ошибок ошибок небрежно и допущены более 3 ошибок Не справился с допущены заданием более 3 ошибок Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты - правильно определена цель опыта; Оценка « 5» - самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; - грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы. - правильно определена цель опыта; - самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов Оценка « 4» при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки); - в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы. - правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью Оценка « 3» учителя; - допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов. Оценка умений проводить наблюдения - наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; Оценка « 5» - выделены существенные признаки; - логично, доступно оформлены результаты. - наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; Оценка « 4» - при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; - допущена небрежность в оформлении результатов и выводов. - допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений; Оценка « 3» - при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов. Контрольная работа №1 по теме: «Рыбы» I вариант 1. Перечисли, на какие части разделено тело рыбы? 2. Перечисли 3 морских и 3 речных рыб. Запиши их в 2 столбика. 3. Запиши стадии развития рыб. 4. Объясни, чем отличается рыборазведение от рыбоводства. 5. Что является основой скелета рыб? II вариант 1. Выбери правильный ответ. Тело рыбы разделено на (голова, шея, туловище, хвост, конечности). 2. Выпиши в 2 столбика морских и речных рыб. (акула, стерлядь, камбала, треска, сельдь, рыба-шар, лещ, окунь, скат, щука). 3. Продолжи названия стадии развития рыб. Икра, ___, ____,___, ___. 4. Выбери верный ответ. Рыбоводство – это ___ (отлов рыбы, разведение рыб в прудах, выращивание мальков и выпуск их в водоёмы). 5. Основа скелета рыбы - ___ (рёбра, позвоночник, череп, скелет спинного плавника). III вариант 1. Выбери правильный ответ. Тело рыбы разделено на (голова, туловище, хвост, конечности). 2. Выпиши в 2 столбика морских и речных рыб. (треска, сельдь, окунь, щука). 3. Расставь по порядку стадии развития рыб. (рыба, малёк, икра, личинка, зародыш). 4. Выбери верный ответ. Выращивание мальков и выпуск их в водоёмы называют - ___. (рыбоводством, рыборазведением). 5. Что является основой скелета рыбы? (рёбра, позвоночник). Контрольная работа №2 по теме: «Птицы» 1. По какому признаку животных относят к классу птиц? (2 балла) 2. Чем отличаются кости скелета птиц от костей скелета пресмыкающихся? (2 балла) 3. В желудке птиц всегда имеются камешки и песчинки. Почему? (3 балла) 4. Хищные птицы: а) сова; б) орёл; 3) цапля. (1 балл) 5. К нелетающим птицам относят: 1) пингвин; 2) гоголь; 3) страус. (1 балл) 6. Зимой птицы чаще всего погибают от: 1) холода; 2) голода; 3) болезней. (1 балл) Контрольная работа №3 по теме: «Млекопитающие» I вариант 1. Каких животных называют млекопитающими? Дай определение. 2. У кого шейных позвонков больше, у жирафа или у мыши? 3. Что общего у зайцеобразных и грызунов? 4. Корова, коза, лошадь. Лишняя ____, потому что она относится к ____, а ____ и ____ к ____. 5. Запиши животных, которые занесены в Красную книгу. II вариант 1. К млекопитающим относятся животные, которые ____. 2. Сколько шейных позвонков у млекопитающих? 3. Что общего у зайцеобразных и грызунов? * хорошее зрение * постоянно растут резцы * хороший слух 4. Кто лишний? Волк, лиса, тюлень. Лишний ___, потому что относится к ____, а ____ и ____ к ____. 5. Запиши животных, которые занесены в Красную книгу. III вариант 1. Подчеркни млекопитающих: корова, кит, мышь, лягушка. 2. Подчеркни отделы скелета млекопитающих: череп, позвоночник, хвост, конечности, голова. 3. Подчеркни 1 чертой зайцеобразных ,2 чертами – грызунов. Крыса, кролик, заяц. 4. Кто лишний? Кашалот, кит, лось. Лишний ___, потому что он относится к ____, а ____ и ____ к _____. 5. Запиши животных, которые занесены в Красную книгу. Контрольная работа №4 по теме: «Сельскохозяйственные животные» I вариант 1. Почему корову относят к парнокопытным животным? 2. Как называют породы коров, дающие много молока и мяса? 3. Перечисли парнокопытных животных (не менее трёх). 4. С какой целью разводят северных оленей? 5. Какие детёныши рождаются у парнокопытных? II вариант 1. Парнокопытные имеют ____ пальца, покрытые ____. 2. Как называют породы коров, которые дают много молока? 3. Выпиши парнокопытных животных (корова, лошадь, овца, олень, верблюд). 4. Где живут северные олени? (Туркмения, Тундра, Казахстан, Средняя Азия). 5. Какие рождаются детёныши у парнокопытных? (зрячие, слепые, беспомощные, хорошо развитые). III вариант 1. Парнокопытные имеют ____ пальца, покрытые ____. (два, когтями, копытом, четыре). 2. Как называют породы коров, которые дают много молока? (молочные, мясные, молочно-мясные). 3. Выпиши парнокопытных животных (корова, лошадь, овца, олень). 4. Где живут северные олени? (Туркмения, Тундра). 5. Запиши детёнышей: Овца - ____ Верблюд - _____ Корова - _____ Олень - ______ Годовая контрольная работа №5 по теме: «Животные» I вариант 1. К каким животным относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие? 2. Единственная на Земле группа животных, тело которых покрыто перьями. 3. Древний предок коровы. 4. У каких животных двухкамерное сердце? 5. Как называется разведение домашних кур, уток, гусей? 6. Каких животных нет в Арктике и Антарктике? 7. Сколько шейных позвонков у млекопитающих? 8. Как называется разведение коров, свиней, лошадей, овец? 9. У каких животных тело состоит из головы, груди и брюшка? 10. К какому классу относятся ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи? 11. Как называется отряд млекопитающих, вся жизнь которых проходит в воде? 12. К какому отряду относятся белки, мыши, бобры? 1. Рыбы 2. Птицеводство 3. Насекомые 4. Китообразные 5. Грызуны 6. Позвоночные 7. Пресмыкающиеся 8. Тур 9. Семь 10. Птицы 11. Животноводство 12. Земноводные II вариант 1.К каким животным относятся черви, насекомые? 2. Какие животные дышат при помощи жабр? 3. Как называют животных, которые питаются травами, листьями и корой кустарников и деревьев? 4. У какого отряда задние и передние конечности - ласты? 5. Как называется разведение овец? 6. К какому отряду относятся белки, мыши, бобры? 7. Единственная на Земле группа животных, тело которых покрыто перьями. 8. У каких животных тело при передвижении соприкасается с землёй? 9. Как называется смена волосяного покрова у животных? 10. Как называются личинка лягушки? 11. Сколько шейных позвонков у млекопитающих? 12. К какому классу животных относятся жабы, лягушки, тритоны? 1. Птицы 2. Семь 3. Ластоногие 4. Беспозвоночные 5. Головастик 6. Линька 7. Рыбы 8. Растительноядные 9. Земноводные 10. Грызуны 11. Пресмыкающиеся 12. Овцеводство III вариант 1. К млекопитающим относят животных: а) тело которых покрыто шерстью; б) которые вскармливают детёнышей молоком; в) которые живут в воде. 2. Как называется смена волосяного покрова у животных? 3. У кого шейных позвонков больше: а) у собаки, чем у мыши; б) у мыши, чем у собаки; в) у собаки и мыши одинаково. 4. К хищникам относят: а) зверей, которые едят других млекопитающих; б) зверей, которые едят траву, плоды и семена растений; в) зверей, которые едят только рыбу. 5. Древний предок коровы: а) зубр; б) тур; в) бык. 6. Разведением норок занимаются: а) кролиководы; б) пастухи; в) звероводы.