Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по биологии I вариант основное общее образование, 7 класс составитель: Дайнзанова Н.В., учитель биологии го Эгвекинот 2023 год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Биология» в седьмом классе (вариант I) составлена в соответствии с Основной адаптированной общеобразовательной программой МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» на 2023 - 2024 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 4. Приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 22.01.2021 г. №Р – 23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году» 6. Учебный план АООП (вариант 1) на 2022 - 2023 учебный год МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Адаптированная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта развития. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Семиклассники должны учиться наблюдать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе. Такая деятельность обучающихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с особыми образовательными потребностями, их познавательных возможностей и интересов. Преподавание биологии в коррекционной школе должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на природу. Для осуществления контроля над усвоением программы в конце каждого раздела планируются контрольные работы. Контрольные работы позволяют выявить знания обучающихся целого класса за сравнительно короткий срок и получить ответы на основные вопросы раздела, годовая – всего курса обучения. Контрольные работы рассчитаны на 20 – 30 минут. Задания составлены для III уровней в соответствии с требованиями для обучающихся 7 класса. Практические и лабораторные работы проводятся по ходу урока. Практические работы позволяют выяснить, насколько обучающиеся умеют применить знания на практике. Самостоятельные работы на каждом уроке на 5 – 7 минут. Также практикуются задания на составление схем, таблиц, зарисовку объектов. Автор адаптированной рабочей программы считает необходимым вести образовательную работу с учётом регионального компонента, так как именно эти знания необходимы в повседневной жизни, наиболее близки и доступны умственно отсталым школьникам. В связи с этим автор расширяет материал программы и вводит раздел «Растительный мир Чукотки». Общая характеристика учебного предмета Цель обучения биологии: познакомить с зелёными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия обучающихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Образовательные и воспитательные задачи курса биологии 7 класса: 1. Формировать: * знания о многообразии растительного мира; * представление о строении и жизни растений (с учётом регионального компонента). 2. Вырабатывать умения: * логично излагать учебный материал; * применять полученные знания на практике. 3. Учить овладевать терминологией (понятия) биологии, давать им объяснение. 4. Развивать любовь к природе, умение её беречь и охранять. В 7 классе осуществляется формирование способности и готовности к использованию элементарных знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности. Адаптированная рабочая программа призвана дать обучающимся основные знания по живой природе, сформировать представление о мире, который окружает человека. Место предмета в учебном плане В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Биология» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Биология» в 7 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели). Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов: 1) методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический); 2) методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; 4) методов исследования (наблюдение, анкетирование). Описание личностных и предметных результатов освоения биологии Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Предметные результаты Минимальный уровень Достаточный уровень - узнавание и называние изученных - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; объектов в натуральном виде в - представления о назначении изученных естественных условиях; знание способов объектов, их роли в окружающем мире; получения необходимой информации об - соблюдение режима дня, правил личной изучаемых объектах по заданию учителя; гигиены и здорового образа жизни, - представления о взаимосвязях между понимание их значения в жизни человека; изученными объектами, их месте в - соблюдение элементарных правил окружающем мире; безопасного поведения в природе и - называние сходных по определённым обществе (под контролем взрослого); признакам объектов из тех, которые были - выполнение несложных заданий под изучены на уроках, известны из других контролем учителя; источников; объяснение своего решения; - адекватная оценка своей работы, - выделение существенных признаков групп проявление к ней ценностного отношения, объектов; понимание оценки педагога. - знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе; - участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Личностные результаты: 1) принятие и освоение социальной роли обучающегося; 2) формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 3) формирование интереса к предметам и явлениям живой природы, к своей стране, её природным богатствам; 4) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 5) формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьёй учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, гербариями и пр.); 6) знакомство с доступными правилами ухода за комнатными растениями; 7) формирование бережного отношения к природе, знакомство с Красной книгой – экологическое воспитание; 8) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 7 класса Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: - названия некоторых бактерий, грибов, а - отличать цветковые растения от других также растений из их основных групп: групп (мхов, папоротников, голосеменных); мхов, папоротников, голосеменных и - приводить примеры растений некоторых цветковых; разницу цветков и соцветий; групп (бобовых, розоцветных, - некоторые биологические особенности, а сложноцветных); также приёмы возделывания наиболее - различать органы у цветкового растения распространённых сельскохозяйственных (цветок, лист, стебель, корень); растений; - различать однодольные и двудольные - внешнее строение и элементарную растения по строению корней, листьев биологическую и хозяйственную (жилкование), плодов и семян; приводить характеристику основных растений примеры однодольных и двудольных огорода, поля, леса и сада; растений; - общие признаки, характерные для каждой выращивать некоторые цветочноизучаемой группы растений; декоративные растения; - разницу ядовитых и съедобных грибов; - различать грибы и растения. знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими. Содержание тем учебного курса Раздел 1. Растения вокруг нас – (1 час). Разнообразие растений. Раздел 2. Общее знакомство с цветковыми растениями – (21 час). Внешнее строение цветковых растений. Понятие цветок. Строение цветка, биологическое значение частей цветка. Соцветие, основные виды соцветий и их биологическая роль. Понятие опыление. Способы опыления, значение опыления. Различные приспособления растений к тому или иному типу опыления. Преимущество перекрёстного опыления по сравнению с самоопылением. Понятие плод. Многообразие плодов. Строением плодов. Различные приспособления плодов к распространению. Особенности строения семени фасоли и пшеницы. Значение семян в жизни растений. Условия прорастания семян. Зависимость прорастания от факторов окружающей среды. Правильный посев семян, рост и питание проростков, зависимость глубины заделки семян от их размера и свойств почвы. Понятие корень, развитие корня, виды корней. Типы корневых систем, особенности их строения и образования. Функции корня. Видоизменения корней. Значение видоизменений корней в жизни растений и для хозяйственной деятельности человека. Понятие лист. Разнообразие листьев, особенности их внешнего строения. Типы жилкования, формы листовой пластинки. Простые и сложные листья. Процессы, происходящие в зеленом листе растений. Значение зелёных растений в жизни планеты. Различные видоизменения листьев как результат приспособленности к различным условиям обитания. Функции листа. Значение основных функций листа для растения в целом. Понятие стебель. Внутреннее и внешнее строение стебля. Взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями. Разнообразие стеблей. Функции растительного организма. Взаимосвязи между органами растения, передвижении веществ, отложении запасов и их использовании. Формы приспособления растений к различным условиям окружающей среды. Влияние факторов внешней среды на рост и развитие растений. Лабораторная работа №1 «Органы цветкового растения». Лабораторная работа №2 «Строение цветка». Лабораторная работа №3 «Строение семени фасоли». Лабораторная работа №4 «Строение зерновки пшеницы». Практическая работа №1 «Определение всхожести семян». Контрольная работа №1 по теме «Строение растения». Раздел 3. Бактерии. Грибы– (5 часов). Понятие бактерии. Особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий. Многообразие форм бактерий. Характерные признаки грибов. Строение шляпочных грибов. Типы питания и размножения грибов. Съедобные и несъедобные шляпочные грибы. Значение грибов в природе и жизни человека. Среда обитания и распространения мхов. Процессы жизнедеятельности мхов. Роль мхов в природе и хозяйственной деятельности человека. Особенности среды обитания, размножения и распространения папоротников. Экологическая роль папоротников, их роль в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. Необходимость охраны папоротников. Раздел 4. Растительный мир Чукотки – (2 часа). Растительный мир Чукотки. Красная книга Чукотки. Раздел 5. Многообразие растительного мира – (39 часов). Разнообразие голосеменных растений. Особенности строения голосеменных растений. Экологическая роль голосеменных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Отличие лиственных деревьев от хвойных. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений. Классификация растений. Разнообразие цветковых растений. Признаки растений классов однодольные и двудольные. Семейства покрытосеменных растений. Отличительные признаки растений семейства злаковые. Описание растения, характеристика растения. Рожь и ячмень, овес и кукуруза значение в природе и жизни человека. Выращивание зерновых, значение в хозяйственной деятельности человека. Использование злаков в народном хозяйстве. Отличительные признаки растений семейства лилейные, описание растения, характеристика растения. Овощные лилейные: чеснок и лук. Значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. Дикорастущие лилейные: ландыш. Значение в природе и жизни человека. Отличительные признаки растений семейства паслёновые, описание растения, характеристика растения. Картофель, выращивание картофеля, значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. Томат, выращивание томата, значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. Баклажан и перец, выращивание баклажана и перца, значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. Петуния и душистый табак, значение в природе и жизни человека. Отличительные признаки растений семейства бобовые, описание растения, характеристика растения. Растения семейства бобовых: горох и бобы, значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. Фасоль и соя - южные растения, значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. Кормовые бобовые растения: клевер и лютик, значение в природе и жизни человека. Отличительные признаки растений семейства розоцветные, описание растения, характеристика растения. Яблоня и груша - плодовоягодные деревья, значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. Вишня и малина - плодово-ягодные кустарники, значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. Земляника, значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. Персик и абрикос - южные плодовые деревья, значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. Отличительные признаки растений семейства сложноцветные, описание растения, характеристика растения. Календула и бархатцы - однолетние цветочнодекоративные растения, значение в природе и жизни человека. Маргаритка и георгин многолетние цветочно-декоративные растения, значение в природе и жизни человека. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Перевалка комнатных растений. Осенние и весенние работы в саду. Значение работ в саду. Контрольная работа №2 по теме «Растения, размножающиеся спорами» Контрольная работа №3 по теме «Злаковые» Лабораторная работа №5 «Строение луковицы» Лабораторная работа №6 «Строение клубня картофеля» Контрольная работа №4 по теме «Растения полей и огородов» Контрольная работа №5 по теме «Розоцветные и сложноцветные» Годовая контрольная работа Практическая работа №2 «Перевалка комнатных растений» Тематическое планирование № п/п Тема раздела 1. Растения нас 4. вокруг Кол-во часов 1 2. Общее знакомство с цветковыми растениями 21 3. Бактерии. Грибы 5 Растительный мир Чукотки 5. Многообразие растительного мира Контрольные, практические работы 1/5 2 39 5/3 Основные виды учебной деятельности Выявление разнообразия растений Знакомство со строением растения, цветка, с разнообразием соцветий. Способы опыления, разнообразие плодов, распространение плодов и семян, строение семени, всхожесть семян, виды корней, строение листа, разнообразие листов, строение и значение стебля, взаимосвязь частей растения Знакомство с разнообразием бактерий, выявление их характерных особенностей. Выявление характерных особенностей мхов и папоротников. Сравнение хвойных и лиственных растений Знакомство с растениями, встречающимися на территории ЧАО, с растениями, занесёнными в Красную книгу Чукотского АО Знакомство с характерными особенностями и многообразием цветковых растений, с признаками и примерами однодольных и двудольных растений. Знакомство с представителями семейства злаковых, лилейных, паслёновых, бобовых, розоцветных, сложноцветных: биологическими особенностями, признаками. Уход за комнатными растениями, осенняя подготовка почвы, подготовка сада к зиме, правила ухода за садом весной Основная и дополнительная учебная литература: 1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003. – 154 с. 2. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Москва: Просвещение, 1996. – 196 с. 3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2008. – 256 с. 4. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением, 1 – 4 классы. Москва: 5 за знания, 2007. – 224 с. 5. Зарывахина Н.И. Занимательная ботаника. Луганск: Янтарь, 2004. – 84 с. 6. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. Волгоград: Учитель, 2004. – 160 с. 7. Касаткина Н.А. Природоведение: 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Волгоград: Учитель, 2004. – 89 с. 8. Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс. Москва: Просвещение, 2013. – 224 с. 9. Клепинина З.А. Рабочая тетрадь по биологии, 7 класс. Москва: Просвещение, 2019. – 70 с. 10. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. Растения. Москва: ГНОМ и Д, 2001. – 80 с. 11. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. 3 – 4 классы: материалы к занятиям. Волгоград: Учитель, 2007. – 158 с. 12. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе. Волгоград: Учитель, 2014. – 130 с. 13. Решетникова Г.Н. Окружающий мир. 4 класс: занимательные материалы к урокам. Волгоград: Учитель, 2009. – 413 с. Наглядный материал: 1. Таблица «Строение растений» 2. Таблица «Простые и сложные листья» 3. Таблица «Строение цветка» 4. Коллекция «Развитие папоротника» 5. Коллекция «Развитие зерна гороха» 6. Влажный препарат «Корень бобовых растений с клубеньками» 7. Модель «Цветок гороха» 8. Модель «Строение листа» 9. Модель «Цветок картофеля» 10. Модель «Цветок персика» 11. Модель «Цветок пшеницы» 12. Модель «Цветок тюльпана» Оборудование и приборы: 1. Интерактивная доска «ScreenMedia» 2. Проектор «BENQ» 3. Ноутбук «HP» 4. Микроскоп 5. Химическое стекло 6. Лупа Электронные информационные источники: 1. http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал 2. Социальная сеть работников образования – nsportal.ru 3. http://tana/ucoz.ru – современные уроки природоведения 4. http://pedsovet.su – методические материалы для уроков 5. http://www.art-talant.org – Академия развития творчества 6. http://festival.1september – фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 7. http://uchportal.ru – учительский портал 8. http://videouroki.net – видеоуроки в интернете 9. http://infourok.ru – курсы, тесты, видеоколлекции, материалы для уроков Приложение Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока I четверть 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Растения вокруг нас Разнообразие и значение растений Строение растения. Лабораторная работа №1 «Органы цветкового растения» Цветок Строение цветка. Лабораторная работа №2 «Строение цветка» Виды соцветий Опыление цветков Плоды Разнообразие плодов Распространение плодов и семян Семя Семя фасоли. Лабораторная работа №3 «Строение семени фасоли» Строение семени пшеницы. Лабораторная работа №4 «Строение зерновки пшеницы» Условия, необходимые для прорастания семян Определение всхожести семян. Практическая работа №1 «Определение всхожести семян» Корень Виды корней Корневые системы. Значение корня Видоизменения корней Обобщающий урок по теме «Цветок, корень и семя растения» Контрольная работа №1 по теме: «Цветок, корень и семя растения» Лист Лист. Строение листа Органические вещества в растении II четверть Испарение воды и дыхание растений Стебель Строение и значение стебля Разнообразие стеблей Растение – целостный организм Взаимосвязь частей растения Растения, размножающиеся спорами Бактерии Шляпочные грибы Грибы съедобные и несъедобные Мхи Папоротники Голосеменные. Хвойные растения Хвойные растения (ель, сосна) Обобщающий урок по теме «Растения, размножающиеся спорами» Контрольная работа №2 по теме «Растения, размножающиеся спорами» Растительный мир Чукотки Растительный мир Чукотки Красная книга Чукотки Кол-во часов 18 2 1 1 3 1 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 3 1 1 14 1 2 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 Дата проведения 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. III четверть Покрытосеменные, или цветковые Деление цветковых на классы Злаки Семейство злаковые. Пшеница Рожь, ячмень Овёс, кукуруза Выращивание зерновых Использование злаков в народном хозяйстве Контрольная работа №3 по теме «Злаковые» Лилейные Семейство лилейные. Цветочно-декоративные лилейные Овощные лилейные. Лабораторная работа №5 «Строение луковицы» Дикорастущие лилейные Паслёновые Семейство паслёновые. Паслён Картофель. Лабораторная работа №6 «Строение клубня картофеля» Томат Баклажан и перец Петуния, душистый табак Бобовые Семейство бобовые. Горох и бобы Фасоль и соя Кормовые бобовые растения Обобщающий урок по теме «Растения полей и огородов» Контрольная работа №4 по теме «Растения полей и огородов» IV четверть Розоцветные Семейство розоцветные. Шиповник Яблоня. Груша Вишня. Малина Земляника Персик и абрикос Сложноцветные Семейство сложноцветные. Подсолнечник Календула и бархатцы Маргаритка и георгин Обобщающий урок по теме «Розоцветные и сложноцветные» Контрольная работа №5 по теме «Розоцветные и сложноцветные» Повторение пройденного материала за год Годовая контрольная работа Уход за комнатными растениями Практическая работа №2 «Перевалка комнатных растений» Работы в саду Осенняя перекопка почвы Подготовка сада к зиме Весенний уход за садом 20 20 1 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 16 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 Виды и формы контроля – текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученным темам осуществляется в форме тестирования на обобщающем уроке в конце каждой четверти. При устном опросе учитель выявляет степень понимания умственно отсталыми обучающимися изученного материала, овладение ими теорией, знание правил и умение применять их на практике. При фронтальном опросе вопросы ставятся в целом, но неодинаковой степени трудности. Учитель дифференцированно подходит к умственно отсталым обучающимся класса, учитывая возможности каждого ребенка тем самым, вовлекая всех в активную работу. Индивидуальный опрос включает как проверку теоретических знаний, так и умение применять их на практике. Для индивидуального опроса учитель вызывает ученика к доске, привлекая к ответам ученика внимание всего класса. Индивидуальный опрос позволяет более глубоко проверить знания ученика. Письменная проверка знаний проводится путем организации самостоятельных и контрольных работ. Небольшие самостоятельные письменные работы могут проводиться учителем ежедневно. Они позволяют при небольшой затрате времени проверить степень усвоения знаний всеми учениками класса, выявить затруднения обучающихся, вызванные индивидуальными особенностями, а также характерные ошибки для всего класса. В 7 классе самостоятельная работа должна быть небольшой по объему и рассчитана не более чем на 7-10 минут. При проведении обобщающего урока осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей (степени поражения интеллекта). При проведении итогового контроля учитель должен напомнить обучающимся, в каких случаях можно обратиться к нему за помощью. Наиболее слабым обучающимся необходимо оказывать постоянную помощь, по мере необходимости, не акцентируя на этом внимание. Система оценки предметных результатов Критериями оценивания являются: - соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы; - динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий. Устный ответ - обнаруживает понимание материала; Оценка « 5» - самостоятельно формулирует ответы; - умеет привести примеры; - допускает единичные ошибки и сам исправляет. - обнаруживает понимание материала; - самостоятельно формулирует ответы; Оценка « 4» - допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки); - допускает ошибки в речи (1-2 ошибки). - обнаруживает знание и понимание основных положений темы; - излагает материал недостаточно полно и последовательно; Оценка « 3» - допускает ряд ошибок в речи; - затрудняется самостоятельно подтвердить пример; - нуждается в постоянной помощи учителя. Тестовый контроль Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности обучающихся и предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме. I группа II группа III группа Критерии выполняет все задания сокращённый объём задания выбираются оценивания тестов заданий индивидуально для каждого ребенка Оценка 5 все ответы правильные и все ответы не ставится работа выполнена правильные и самостоятельно работа выполнена с небольшой помощью Оценка 4 допущена 1 - 2 ошибки допущена 1 - 2 допущена 1 - 2 ошибки ошибки Оценка 3 допущены более 2 допущены более 2 работа выполнена ошибок ошибок небрежно и допущены более 3 ошибок Не справился с допущены заданием более 3 ошибок Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты - правильно определена цель опыта; Оценка « 5» - самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; - грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы. - правильно определена цель опыта; - самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов Оценка « 4» при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки); - в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы. - правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя; Оценка « 3» - допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов. Оценка умений проводить наблюдения - наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; Оценка « 5» - выделены существенные признаки; - логично, доступно оформлены результаты. - наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; Оценка « 4» - при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; - допущена небрежность в оформлении результатов и выводов. - допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений; Оценка « 3» - при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов. Контрольная работа №1 по теме: «Цветок. Корень. Семя растения» I вариант 1. Перечисли, части цветка. 2. Какие условия необходимы для прорастания семян? 3. Каково значение корня для растения? 4. Каково строение семени фасоли? 5. Перечисли, виды корней. II вариант 1. Выбери верный ответ. Цветок состоит из _____(чашечка, венчик, тычинка, пестик, корень, лист). 2. Какие условия необходимы для прорастания семян? (тепло, влага, воздух, семена). 3. Каково значение корня для растения? (доставляет растению воду, удерживает растение в почве, накапливает в себе питательные вещества). 4. В зародыше семени фасоли ____ (семядоли, корешок, стебелёк, почечка с листочками, кожура). 5. Какие корни отрастают от стебля? (главные, боковые, придаточные). III вариант 1. Выбери верный ответ. Цветок состоит из _____(чашечка, венчик, тычинка, пестик, лист). 2. Какие условия необходимы для прорастания семян? (тепло, влага, воздух). 3. Каково значение корня для растения? (доставляет растению воду, удерживает растение в почве, накапливает в себе питательные вещества). 4. В зародыше семени пшеницы ____ (семядоля, корешок, стебелёк, почечка с листочками, питательные вещества). 5. Какие корни отрастают от стебля? (боковые, придаточные). Контрольная работа №2 по теме: «Растения, размножающиеся спорами» I вариант 1. Перечисли, растения, которые размножаются спорами. 2. Назовите группы бактерий. 3. Какое строение имеют шляпочные грибы? 4. Перечисли 4 съедобных и 4 несъедобных грибов. Запиши их в 2 столбика. 5. Перечислите основные признаки голосеменных растений. II вариант 1. Выбери верный ответ. (Мхи, папоротники, бактерии, грибы, голосеменные) относятся к растениям, размножающимся спорами. 2. Допиши предложение. Группы бактерий: бактерии ___, ___, ___, ___. (брожения, окисления, гниения, клубеньковые, болезнетворные, полезные). 3. Какое строение имеют шляпочные грибы? (грибница, плодовое тело, ножка, шляпка). 4. Из предложенных грибов выберите съедобные грибы (рыжики, мухомор, маслята, ложные опята, поганка, груздь, сыроежка). 5. Как называются растения, которые имеют листья в виде иголок, не имеют цветков, не образуют плодов, семена лежат на чешуйках шишек голо, образуют семена? (Голосеменные, лиственные, хвойные). III вариант 1. Выбери верный ответ. (Мхи, папоротники, грибы, голосеменные) относятся к растениям, размножающимся спорами. 2. Допиши предложение. Группы бактерий: бактерии ___, ___, ___, ___. (брожения, гниения, клубеньковые, болезнетворные, полезные). 3. Какое строение имеют шляпочные грибы? (грибница, плодовое тело, шляпка). 4. Из предложенных грибов выберите несъедобные грибы (рыжики, мухомор, маслята, ложные опята, поганка, груздь, сыроежка). 5. Как называются растения, которые имеют листья в виде иголок, не имеют цветков, не образуют плодов, семена лежат на чешуйках шишек голо, образуют семена? (Голосеменные, лиственные). Контрольная работа №3 по теме: «Злаковые» I вариант 1. Перечисли, признаки семейства злаковых. 2. Назовите этапы выращивания зерновых. 3. Что получают из зёрен кукурузы? 4. Перечисли хлебные культуры и кормовые растения. Запиши их в 2 столбика. 5. Назовите главный признак, по которому цветковые растения делятся на 2 класса. II вариант 1. Напишите следующие признаки семейства злаковых (корневая система, стебель, соцветие, цветок). 2. Назовите этапы выращивания зерновых (посев, уборка, уход, подготовка почвы, полив). 3. Что получают из зёрен кукурузы? (Кукурузные хлопья, муку, крахмал, масло, патоку, макароны). 4. Из предложенных растений семейства злаковых выберите культурные растения (пшеница, овёс, пырей, бамбук, ячмень, тимофеевка). 5. Назовите главный признак, по которому цветковые растения делятся на 2 класса (стебель, количество семядолей в семени, корневая система). III вариант 1. Напишите следующие признаки семейства злаковых (корневая система, стебель, листья, плод). 2. Назовите этапы выращивания зерновых (посев, уборка, уход, подготовка почвы). 3. Что получают из зёрен кукурузы? (Кукурузные хлопья, муку, крахмал, масло, патоку, макароны). 4. Из предложенных растений семейства злаковых выберите кормовые растения (пшеница, ежа, пырей, овсюг, ячмень, тимофеевка). 5. Назовите главный признак, по которому цветковые растения делятся на 2 класса (стебель, количество семядолей в семени). Контрольная работа №4 по теме: «Растения полей и огородов» I вариант 1. Перечисли, признаки семейства паслёновых. 2. Из предложенных растений выберите растения, относящиеся к семейству бобовых (горох, люпин, паслён, чеснок, акация, томат, арахис). 3. Перечисли овощные растения и цветочно–декоративные растения. Запиши их в 2 столбика. 4. К каким растениям относятся растения семейства лилейных, к каким – семейства паслёновых, бобовых? 5. Применение картофеля. 6. Как выращивают лук? II вариант 1. Напишите следующие признаки семейства бобовых (корневая система, стебель, соцветие, цветок). 2. Из предложенных растений выберите растения, относящиеся к семейству паслёновых (горох, паслён, чеснок, клевер, томат, арахис). 3. К каким растениям относятся растения семейства лилейных? И почему? (К однодольным растениям, к двудольным растениям). 4. Из предложенных растений выберите овощные растения (картофель, перец, лук, петуния, паслён, клевер). 5. Для чего выращивают томат? 6. Из чего выращивают чеснок? (Из семян, из зубков). III вариант 1. Напишите следующие признаки семейства бобовых (корневая система, стебель, листья, плод). 2. Из предложенных растений выберите растения, относящиеся к семейству паслёновых (горох, картофель, чеснок, баклажан, томат, арахис). 3. К каким растениям относятся растения семейства паслёновых, бобовых? И почему? (К однодольным растениям, к двудольным растениям). 4. Из предложенных растений выберите дикорастущие растения (картофель, перец, белена, петуния, паслён, клевер). 5. Для чего выращивают сою? 6. Из чего выращивают чеснок? (Из семян, из зубков). Контрольная работа №5 по теме: «Розоцветные. Сложноцветные» I вариант 1. Перечисли, признаки семейства розоцветных. 2. Из предложенных растений выберите растения, относящиеся к семейству сложноцветных (горох, подсолнечник, вишня, георгин, апельсин, ноготки, абрикос, пижма). 3. Перечисли плодово-ягодные растения и цветочно–декоративные растения. Запиши их в 2 столбика. 4. По какому признаку маргаритка отличается от растений семейства сложноцветных, хотя в семени находятся две семядоли? 5. Применение подсолнечника. 6. Перечисли, какими способами размножают растения семейства розоцветных. II вариант 1. Напишите следующие признаки семейства розоцветных (корневая система, стебель, соцветие, цветок). 2. Из предложенных растений выберите растения, относящиеся к семейству сложноцветных (груша, маргаритка, яблоня, календула, георгин, персик). 3. К каким растениям относятся растения семейства розоцветных? И почему? (К однодольным растениям, к двудольным растениям). 4. Из предложенных растений выберите плодово-ягодные растения (яблоня, перец, бархатцы, абрикос, апельсин, арбуз, вишня). 5. Для чего выращивают подсолнечник? 6. Как размножают яблоню и грушу? (Прививками, семенами, делением куста, корневыми отпрысками). III вариант 1. Напишите следующие признаки семейства сложноцветных (корневая система, стебель, соцветие, цветок). 2. Из предложенных растений выберите растения, относящиеся к семейству розоцветных (вишня, маргаритка, яблоня, календула, малина, персик). 3. К каким растениям относятся растения семейства сложноцветных? И почему? (К однодольным растениям, к двудольным растениям). 4. Из предложенных растений выберите плодово-ягодные растения (яблоня, абрикос, апельсин, арбуз, вишня). 5. Для чего выращивают подсолнечник? 6. Как размножают малину и вишню? (Прививками, семенами, делением куста, корневыми отпрысками). Годовая контрольная работа №6 I вариант 1. Что образуется на месте цветка? 2. Что образуется в утолщённой части тычинок? 3.С какого плода нельзя снять кожуру? 4. У каких растений, в семени две семядоли? 5. От какого корня начинают отрастать в разные стороны боковые корни? 6. Какие листья у земляники, рябины, ясеня, клевера, малины? 7. За счет, какого слоя стебель растёт в толщину? 8. Как называется стебель у растений семейства злаковых? 9. К каким растениям относятся лук и чеснок? 10. Чем отличаются однодольные растения от двудольных? 11. Как называется укороченный стебель луковицы? 12. К какому семейству относятся перец, баклажан, белена? 1. Двудольные 2. Корневая система 3. Лилейные 4. Камбий 5. Главный 6. Плоды 7. Соломина 8. Донце 9. Сложные 10. Пыльца 11. Паслёновые 12. Зерновка II вариант 1.Какая часть цветка окрашена в разные цвета? 2. Как называется плод, в мякоти которого много семян? 3. У каких растений, в семени одна семядоля? 4. Что у растений развивается в почве? 5. Какие листья у смородины, клёна, алоэ, одуванчика, тополя? 6. По какому слою стебля от корней к листьям передвигаются вода и растворённые в ней минеральные соли? 7. Как называется плод семейства злаковых? 8. На корнях растений, какого семейства живут бактерии? 9. Где находится запас питательных веществ в семени? 10. Какие корни отрастают от стебля? 11. У какого растения два разных соцветия – метёлка и початок? 12. Что играют огромную роль в жизни листа и всего растения? 1. Корень 2. Придаточные 3. Древесина 4. Бобовые 5. Семядоли 6. Лепесток 7. Кукуруза 8. Зерновка 9. Однодольные 10. Жилки 11. Простые 12. Ягода III вариант 1. Выпиши части растения: корень, лепесток, лист, стебель, пыльца, плод, тычинка, семена. 2. Что лишнее: а) зерновка, ягода, семянка, боб б) яблоня, картофель, груша, персик в) паслёновые, бобовые, злаковые, розоцветные 3. Растения, в семени которых находится одна семядоля называются _____________ (однодольными, двудольными). 4. Какой корень развивается из зародышевого корешка? (боковой, главный). 5. Как называется лист, если на листовом черешке только одна листовая пластина? (простой, сложный).