АРП Математика 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«МАТЕМАТИКА»
основное общее образование, 8 класс

Автор-составитель:
Перепелкина Галина Александровна,
учитель

ГО Эгвекинот
2023 г.

Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании
следующих нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и
обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021
году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 20232024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2.Цель учебного предмета
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими
знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации
обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта
Достижение данной цели при разработке и реализации общеобразовательной
организацией АООП в процессе всей образовательной деятельности, в том числе по
освоению обучающимися предметной области «Математика», предусматривает решение
следующих основных задач: овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
учебной
деятельностью,
обеспечивающей
формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их
личности
(нравственно-эстетическое,
социально-личностное,
интеллектуальное,
физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Цель и задачи организации образовательной деятельности, обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изучению ими математики
Исходя из основной цели обучения математике обучающихся с легкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), можно охарактеризовать соответственно,
как образовательные,коррекционные, воспитательные задачи:
•
формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для
решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных
задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту
задач;
•
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств,
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами
математики с учетом их индивидуальных возможностей;
•
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений
планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и
самоконтроль.
:
1) выявить имеющиеся знания и умения, обучающихся по математике и
индивидуальные возможности, особенности психофизического развития каждого ребенка,
оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
2) сформировать
у
обучающихся
физическую,
социально-личностную,
коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП в предметной области
«Математика»;
3) сформировать готовность к участию в различных видах деятельности на уроках
математики, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и
одноклассниками;
4) обогатить представления обучающихся о предметах и явлениях окружающего мира
на основе усвоения элементарных дочисловых математических представлений.
Основные задачи, стоящие перед курсом математики в 8 классе, направлены на
достижение личностных и предметных результатов освоения АООП, и заключаются в
следующем:
- формирование у обучающихся системы начальных математических знаний и
умений, развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту
жизненных задач из ближайшего социального окружения;
- коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с
учетом их индивидуальных возможностей;
- личностное развитие обучающихся, основанное на принятии новой для них
социальной роли ученика и включение в образовательную деятельность на основе интересак
содержанию и организации процесса изучения математики.
Реализация в образовательной деятельности указанных целей и задач
образовательно-коррекционной работы обеспечит достижение планируемых результатов
освоения АООП (вариант 1) в предметной области «Математика».
1.1. Место предмета в учебном плане
На реализацию программы по математике в федеральном базисном учебном плане в 8
классе отводится 3 часа в неделю. Курс рассчитан на 102 часа в год
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся
в различных средах.

На уроках математики в 8 классе формируются следующие личностные результаты:
— проявление учебной мотивации при изучении математики, положительное
отношение к обучению в целом;
— умение организовывать собственную деятельность по выполнению
математического задания в соответствии с данным образцом с использованием знаковой
символики или инструкцией учителя и с соблюдением усвоенного алгоритма
математической операции;
— умение использовать математическую терминологию в устной речи при
воспроизведении алгоритма выполнения математической операции (вычислений,
измерений, построений) в виде отчета о выполненной деятельности и плана предстоящей
деятельности;
— умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) на основе логических
действий сравнения, аналогии, обобщения, установления причинно-следственных связей
и закономерностей (с помощью учителя) с использованием математической терминологии;
— навыки позитивного, бесконфликтного межличностного взаимодействия на уроке
математики с учителем и одноклассниками; элементарные навыки адекватного отношения
к ошибкам или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания;
— элементарные навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение
оказывать помощь одноклассникам в организации их деятельности; при необходимости
попросить о помощи в случае возникновения собственных затруднений в выполнении
математического задания и принять ее;
— умение корригировать собственную деятельность на уроке математики в
соответствии с высказанными учителем и одноклассниками замечаниями (мнением), а так
же в результате элементарных навыков самоконтроля;
— понимание связи математических знаний с жизненными и профессиональнотрудовыми ситуациями, умение применять математические знания для решения доступных
жизненных задач и в процессе овладения профессионально-трудовыминавыками на уроках
обучения профильному труду;
— элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном
отношении к природе, семейных ценностях, гражданской идентичности, (на основе
сюжетов арифметических задач, содержания математических заданий).
2.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
На уроках математики в 6 классе формируются следующие предметные результаты:
1- ый уровень (минимальный)
— счет в пределах 100 000 присчитыванием разрядных единиц (1 000, 10 000) устно и
с записью чисел (с помощью учителя); счет в пределах 1 000, присчитывание равных
числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25, 250;
— выполнение сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число
чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы
письменно;
— выполнение сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число,
на 10, 100, 1 000 десятичных дробей;
— знание способов проверки умножения и деления чисел в пределах 100 000 на
однозначное число, круглые десятки, выполненных приемами письменных вычислений, и
умение их выполнить с целью определения правильности вычислений;
— знание единиц измерения (мер) площади, умение их записать и прочитать; умение
вычислить площадь прямоугольника (квадрата) (с помощью учителя).
2- ой уровень (достаточный)

— счет в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц и
равных числовых групп;
— выполнение сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное,

двузначное число многозначных чисел в пределах 1 000 000 (полученных при счете и при
измерении величин), обыкновенных и десятичных дробей; выполнение умножения и
деления десятичных дробей на 10, 100, 1 000;
— нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной
дробью;
— умение находить среднее арифметическое чисел;
— выполнение решения простых арифметических задач на пропорциональное
деление;
— значение величины 1º; размеров прямого, острого, тупого, развернутого, полного
углов; суммы смежных углов, углов треугольника;
— умение строить и измерять углы с помощью транспортира;
— умение строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
— знание единиц измерения (мер) площади, их соотношений; умение вычислить
площадь прямоугольника (квадрата);
— знание формул вычисления длины окружности, площади круга; умение
вычислить длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
— умение построить точку, отрезок, треугольник, четырехугольник, окружность,
симметричные относительно оси, центра симметрии.
2.3. Базовые учебные действия
Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные
учебные действия

Коммуникативные
учебные действия

Регулятивные
учебные действия

Учебные действия и умения
 осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
 понимание личной ответственности за свои поступки;
 гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей;
 уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности;
 активно
включаться
в
общеполезную
социальную
деятельность;
 бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны.
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и
др.);
 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.
 соблюдать правила безопасного и бережного поведения в
природе и обществе, осознанно действовать на основе разных
видов инструкций для решения практических и учебных задач;
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности;
 адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные
учебные действия

 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления;
 выявлять причины и следствия простых явлений;
 осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
 использовать
в жизни
и
деятельности
некоторые
межпредметные знания, отражающие несложные, доступные
существенные связи и отношения между объектами и
процессами.

2. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточная и итоговая аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Математика» в 8 классе
проводится на основании выявленных достижений обучающихся по овладению
планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Выявление успешности продвижения обучающихся в достижении предметных
результатов по учебному предмету «Математика» осуществляется на основании анализа
выполненных ими проверочных работ, устных опросов, результатов наблюдений учителя
за работой обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках математики
и во внеурочной деятельности, степени их самостоятельности в выполнении учебных
заданий.
Для систематического контроля за качеством усвоения обучающимися предметных
результатов по математике используются следующие виды проверочных работ: текущие,
промежуточные, итоговые. Текущие проверочные работы помогают выявить особенности
усвоения формируемых математических представлений и умений по изучаемым учебным
темам, проводятся систематически, чтобы более полно выявить степень овладения
математическим материалом и трудности, возникающие у каждого ученика.
Промежуточные проверочные работы направлены на выявление результатов
образовательной деятельности по крупным учебным темам/разделам, предусмотренным
для изучения в 8 классе, а также на выявление результатов обучения в конце учебной
четверти, полугодия. Задания для текущих и промежуточных проверочных работ
содержатся в учебнике математики и в иных дидактических материалах, входящих в УМК
по математике. Итоговая проверочная работа направлена на выявление результатов
образовательной деятельности по итогам учебного года на этапе завершения обучения в 8м классе.
В рабочей программе содержатся промежуточная проверочная работа за первое
полугодие и итоговая проверочная работа (примерные), которые содержат
дифференцированные по степени сложности задания по минимальному и достаточному
уровню. Учитель имеет право изменить задания данных проверочных работ (примерных)
или разработать другие проверочные работы, которые не будут расходиться с основными
требованиями к планируемым предметным результатам по минимальному и достаточному
уровню, определенными рабочей программой.
При проведении промежуточной аттестации учитываются результаты
промежуточной проверочной работы, а также успешность выполнения текущих
проверочных работ. При проведении итоговой аттестации учитываются результаты
итоговой проверочной работы и данные промежуточной аттестации.
Критерии оценки, представленные в рабочей программе, разработаны по 5- балльной
шкале. При разработке критериев оценки учтены основные особенности обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении
математическим материалом и рекомендации ПрАООП (вариант 1) (п. 2.1.3) относительно
оценки достижений обучающихся.

При определении критериев оценки использована следующая классификация
математических ошибок:
- грубые ошибки: ошибки вычислительного характера, связанные с неверным
выполнением алгоритма действия; неверное использование знаков равенства или
сравнения; неверно выполненное построение геометрической фигуры;
- негрубые ошибки: ошибки вычислительного характера, связанные с неверным
списыванием числовых данных, при этом алгоритм действия записанного примера
(задания) выполнен правильно; единичное отсутствие наименований единиц измерений в
записи чисел, полученных при измерении величин; незначительная неточность в
измерении или построении геометрической фигуры.
Примеры контрольно-измерительных (оценочных) материалов являются приложением к
программе.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование раздела
1. Нумерация
2. Геометрический материал
3. Обыкновенные и десятичные дроби
4. Арифметические действия
5. Арифметические задачи
6. Единицы измерения и их соотношения
5. Итоговое повторение
Итого:

Количество часов
2
27
35
18
5
11
4
102

4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Система оценки личностных результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в карту наблюдений.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
4.2. Система оценки предметных результатов.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми
ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие
неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение
правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий,
нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения
записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Отметка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые

широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов
действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
- отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
- отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
- отметка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена
часть других заданий;
- отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради,
как метод воспитательного воздействия на обучающегося.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
- отметка «5» ставится, если все задания выполнено правильно;
- отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки;
- отметка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые;
- отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради,
как метод воспитательного воздействия на обучающегося.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием
(решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д.,
задач на измерение и построение и др.):
- отметка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно;
- отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на
вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно;
- отметка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на
вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение
выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе
бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
- отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради,
как метод воспитательного воздействия на обучающегося.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если: в работе допущены ошибки:
грубые ошибки: 0;
негрубые ошибки: 0-3.
Решение задач: краткая запись задачи выполнена в целом правильно; решение выполнено
правильно; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в оформлении краткой
записи задачи и в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной
задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Отметка «4» ставится, если: в работе допущены ошибки:
грубые ошибки: 1-2;
негрубые ошибки: 0-4.
Решение задач: краткая запись задачи сделана недостаточно полно; при решении задачи
выбор арифметических действий осуществлен верно, допущена 1 ошибка вычислительного
характера; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в формулировке вопросов к
отдельным действиям при решении составной задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.

4.3. Система оценки БУД.
Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Технологии обучения:
Здоровьезберегающие технологии (разогревание и настройка артикуляционного
аппарата, речевые разминки, пальчиковая гимнастика, физминутки, логопедические
упражнения и прочее).
Личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве, метод
проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход).
Информационно-коммуникативные технологии (использование электронных
образовательных ресурсов, применение технических средств обучения, использование
презентаций, аудиоматериалов, видеороликов).
Игровые технологии (использование на уроках игровых приемов и ситуаций, которые
выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности).
Методы обучения:
Словесные методы: объяснение, беседа.
Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного
материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств,
рассуждений и описаний.
Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного
материала. Объяснение в 1 классах краткое, не более 5 минут. При объяснении необходимо
осуществлять акцентирование на главных моментах содержания материала, применять
интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении.
Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией.
Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к
активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося.
Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика.
Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть
краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны
будить мысль умственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос
должен вытекать из второго, эффективность беседы также зависит от качества речи
учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении,
эмоциональной.

Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание
учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют
хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно- образному
мышлению умственно отсталых детей.
Показ - это предъявление образа действия разных способов работы. Условие: обеспечить
умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить
видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.
Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их
изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных
абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года,
высотную поясность, тепловые пояса и т.д.). После показа объект убирается.
Демонстрация - показ предметов в движении.
Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми
детьми по ходу урока.
Психологические функции наглядных средств в обучении состоят из:
 сигнально-информативной;
 носителя образа;
 стимулятора в деятельности всех анализаторов;
 иллюстрации и демонстрации.
Практические методы: прием.
Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются
следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания,
анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная
работа, беседа, уроки - практикумы, самостоятельная работа, выполнение практических
работ. Основная форма проведения учебных занятий по математике ― урок.
Учебно-методический комплекс
Учебник
Математика. 8 класс: учеб. для образоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / авт.-сост. В.В. Эк – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 234
с.
Методическая литература
1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
2. Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 5
класс. – М.: Просвещение, 2019.

3. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения на уроках математике во
вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1998.
4. Перова М.Н., Яковлева И.М., Рабочая тетрадь по математике – М.: Просвещение,
2005.
Материально-техническое обеспечение:
- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера;
- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;
- дидактический материал и демонстрационные таблицы;
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: демонстрационный
угольник классный, демонстрационный транспортир, демонстрационный

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.

Тема урока
Дифференциац
ия целых и
дробных чисел.
Дифференциац
ия целых чисел,
полученных
при счете
предметов и
при измерении
величин.

Кол-во
Виды деятельности на уроке
часов
1
Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

Домашнее
задание
Задание на
карточках

2.

Дифференциац
ия дробных
чисел: дроби
десятичные,
обыкновенные.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

Стр. 4 №6

3.

Запись чисел,
полученных
при измерении
двумя, одной
единицами
(мерами)
стоимости,
длины, массы, в
виде дробей
(обыкновенных,
десятичных).

1

Решение задач
Стр. 5 № 14,
Чтение и запись величин, используя № 15 (1)
основные
единицы
измерения
величин и соотношения между
ними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Анализ
задачи
с
целью
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок
действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор
действий.
Работа с аудиовизуальным
материалом.

4.

Дифференциац
ия целых чисел,
полученных
при счете
предметов, по
количеству
знаков (цифр),
использованны
х для их записи:
однозначные,
двузначные,
трехзначные и
пр.

1

Решение задач
Стр. 10 № 4
Чтение и запись величин, используя (1), № 6
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Анализ
задачи
с
целью
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок
действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор
действий.
Работа с аудиовизуальным
материалом

5.

Запись чисел с
помощью цифр
арабской и
римской
нумерации.
Сравнение
чисел (целых и
дробных).

1

Работа с учебником, выполнение Задание на
упражнений
в
ходе
беседы, карточках
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

6.

Нумерационная
таблица. Класс
единиц, тысяч;
разряды.
Место
десятичных

1

Работа с учебником, выполнение Стр. 13 № 32
упражнений
в
ходе
беседы, (3, а)
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

дробей в
нумерационной
таблице.

7.

Построение
прямоугольник
а (квадрата).
Свойства
сторон,
диагоналей
прямоугольник
а (квадрата).
Вычисление
периметра
прямоугольник
а (квадрата).

1

Работа с ЭОР.
Стр. 14 № 33
Выполнение практических заданий. (5)
Работа с учебником, выполнение
упражнений:
- называть единицы длины,
- сравнивать величины по их
числовым значениям, выражать
данные величины в различных
единицах.

8.

Получение
чисел в
пределах 1 000
000 из
разрядных
слагаемых;
разложение
чисел на
разрядные
слагаемые.

1

9.

Числовой ряд в
пределах 1 000
000.
Присчитывание
, отсчитывание
разрядных
единиц в
пределах 1 000
000

1

10.

Четные,
нечетные числа.
Простые,
составные
числа

1

Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Работа с учебником, выполнение
упражнений:
- сравнивать числа по классам и
разрядам;
оценивать
правильность
составления
числовой
последовательности;
осуществлять
выделение
существенной информации.
Самостоятельная работа.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Работа с учебником, выполнение
упражнений:
- сравнивать числа по классам и
разрядам;
оценивать
правильность
составления
числовой
последовательности;
осуществлять
выделение
существенной информации.
Самостоятельная работа.
Работа с учебником, выполнение
упражнений,
решение
задач
(самостоятельно кратко записывать,
моделировать содержание, решать
задачи).
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.

Стр. 16 № 38

Стр. 19 № 48
(1,2)

Стр. 19 № 49
(1,2)

11.

Четные,
нечетные числа.
Простые,
составные
числа

1

12

Определение
количества
разрядных
единиц и
общего
количества
единиц,
десятков, сотен,
единиц тысяч,
десятков тысяч
в числе

1

13.

Округление
чисел.

1

14

Округление
чисел.

1

15.

Сравнение
чисел с
вопросами: «На
сколько больше
(меньше)…?»,
«Во сколько раз
больше
(меньше)…?»

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений,
решение
задач
(самостоятельно кратко записывать,
моделировать содержание, решать
задачи).
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Работа с учебником, выполнение
упражнений
в
ходе
беседы,
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

Задание на
карточках

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.
Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение
практических
заданий, работа с алгоритмом.
Работа с учебником, выполнение
упражнений
Вычислять значение числового
выражения.
Планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.

Стр. 23 № 64
(4)

Стр. 20 № 51
(3)

Стр. 24 № 65
(3)

Стр. 26 № 68
(2 столб.)

Решение
простых и
составных
арифметически
х задач в 2-4
действия.
16.

Сравнение
чисел с
вопросами: «На
сколько больше

1

Работа с учебником, выполнение
Стр. 27 № 73
упражнений
(1 столб.)
Вычислять значение числового
выражения.

(меньше)…?»,
«Во сколько раз
больше
(меньше)…?»

Планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.

Решение
простых и
составных
арифметически
х задач в 2-4
действия.
17.

Решение
простых и
составных
арифметически
х задач в 2-4
действия.

1

18

Контроль
учет знаний

1

19

Работа над
ошибками

1

Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

20

Построение
окружности с
данным
радиусом.
Линии в круге:
радиус,
диаметр, хорда.
Взаимное
положение
круга,
окружности и
линий.

1

Работа с учебником, выполнение
Задание на
упражнений, решение задач:
карточках
Описывать взаимное расположение
предметов в пространстве и
плоскости.
Распознавать, узнавать, изображать
геометрические фигуры.
Выполнять
построение
геометрических фигур с заданными
измерениями.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

21

Сложение и
вычитание
целых чисел
приемами
устных и
письменных
вычислений;
проверка

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

и

Работа с учебником, выполнение
Задание на
упражнений
карточках
Вычислять значение числового
выражения.
Планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
Участие в установочной беседе с
учителем и одноклассниками.
Самостоятельное решение
контрольных задач и упражнений.
Задание на
карточках

Стр. 28 № 77
(8)

правильности
вычислений.

22

Присчитывание
, отсчитывание
равными
числовыми
группами по 2,
20, 200, 2 000,
20 000; по 5, 50,
500, 5 000, 50
000; по 25, 250,
2 500, 25 000 в
пределах

1

Работа с учебником, выполнение
Задание на
упражнений.
карточках
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.
Дидактические игры

1 000 000, устно
и с записью
получаемых
при счете
чисел.
23

Сложение и
вычитание
десятичных
дробей;
проверка
правильности
вычислений.

1

Работа с учебником, выполнение
Стр. 27 № 73
упражнений, решение задач
(2 столб.)
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий с дробями.
Вычисление значения числового
выражения.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

24

Нахождение
значения
числового
выражения в 34
арифметически
х действия со
скобками и без
скобок
(сложение,
вычитание).

1

Работа с учебником, работа с Стр. 34 № 95
алгоритмом - анализировать задачу, (1, 3-4
устанавливать взаимосвязь между пример)
условием и вопросом задачи.
Решение задач на действия с
числами.

25

Виды углов:
прямой, тупой,
острый,
развернутый.

1

Работа с учебником, выполнение
Задание на
упражнений,
решение
задач карточках
(называть, изображать виды углов).
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

26

Умножение
целых чисел на
однозначное
число.

1

27

Деление целых
чисел на
однозначное
число.

1

28

Умножение
десятичных
дробей на
однозначное
число.

1

Работа с учебником, выполнение
Стр. 29 № 1
упражнений.
(1,2 столб.)
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.
Дидактические игры.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

1

Работа с учебником, выполнение Задание на
упражнений
в
ходе
беседы, карточках
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
на действия с числами.

29

Умножение
десятичных
дробей на
однозначное
число.

30

Деление
десятичных
дробей на
однозначное
число.

31

Деление
десятичных
дробей на
однозначное
число.

32

Работа
с
учебником
и
дидактическим
материалом,
выполнение упражнений, решение
задач
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Вычисление значения числового
выражения.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение игровых упражнений.
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач.
Выполнение практических заданий
на действия с числами.

Стр. 28 № 75
(1)

Стр. 28 № 78
(2)

Стр. 29 № 79
(2), стр. 30 №
81 (1 столб.)

Работа с учебником, выполнение Стр. 33 № 92
упражнений
в
ходе
беседы, (3 столб.)
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
на действия с числами.
Работа с учебником, выполнение Задание на
упражнений
в
ходе
беседы, карточках

Резерв

33

Контроль и
учет знаний

34

Виды
треугольников
по величине
углов, по
длинам сторон.
Построение
треугольников
по трем данным
сторонам с
помощью
циркуля и
линейки.

1

35

Умножение и
деление целых
чисел и
десятичных
дробей на 10.

1

рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.
Участие в установочной беседе с
учителем и одноклассниками.
Самостоятельное решение
контрольных задач и упражнений.
Работа с учебником, выполнение Стр. 48 № 140
упражнений,
решение
задач (1 столб.)
(называть,
изображать
геометрические фигуры).
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

Работа с ЭОР и презентацией Стр. 33 № 90
PowerPoint на интерактивной доске. (3), стр. 34 №
Выполнение игровых упражнений.
95 (2 столб.)
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач.
Выполнение практических заданий
на действия с числами.
Работа с ЭОР и презентацией Стр. 36 № 100
PowerPoint на интерактивной доске.
(2-3 столб.)
Выполнение игровых упражнений.
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач.
Выполнение практических заданий
на действия с числами.

36

Умножение и
деление целых
чисел и
десятичных
дробей на 100.

1

37

Умножение и
деление целых
чисел и
десятичных
дробей на
1 000.

1

Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение игровых упражнений.
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач.
Выполнение практических заданий
на действия с числами.

Стр. 33 № 90
(3), стр. 34 №
95 (2столб.)

38

Понятие
градуса.
Обозначение:
1º.
Величина

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений,
решение
задач
(называть, изображать виды углов).
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.

Стр. 50 № 146
(1)

39

40

41

прямого,
острого, тупого,
развернутого,
полного углов в
градусах.
Знакомство с
транспортиром.
Элементы
транспортира.
Построение и
измерение
углов с
помощью
транспортира.
Понятие
градуса.
Обозначение:
1º.
Величина
прямого,
острого, тупого,
развернутого,
полного углов в
градусах.
Знакомство с
транспортиром.
Элементы
транспортира.
Построение и
измерение
углов с
помощью
транспортира.

Умножение
целых чисел и
десятичных
дробей на
круглые
десятки, сотни,
тысячи.
Деление целых
чисел и
десятичных
дробей на
круглые
десятки, сотни,
тысячи.

Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений,
решение
задач
(называть, изображать виды углов).
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

Стр. 52 № 149
(2)

стр.42, № 121
(3)

стр.44, № 126

42

Вычисление
величины
смежного угла
по данной
градусной
величине
одного из
углов.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений,
решение
задач
(называть, изображать виды углов).
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

Стр. 53 № 151
(3)

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

стр. 45 № 132

Построение
смежных углов
по заданной
градусной
величине
одного из
углов.

43

Умножение
целых чисел и
десятичных
дробей на
двузначное
число.

44

Умножение
целых чисел и
десятичных
дробей на
двузначное
число.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

задание на
карточках

45

Деление целых
чисел и
десятичных
дробей на
двузначное
число.

1

стр. 47 № 137
(3 ст.)

46

Деление целых
чисел и
десятичных
дробей на
двузначное
число.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач на
отработку умений выполнять устно
и письменно действие деление с
числами с использованием
алгоритма письменного
арифметического действия.
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач на
отработку умений выполнять устно
и письменно действие деление с
числами с использованием
алгоритма письменного
арифметического действия..

стр.48 № 140

47

Сумма углов
треугольника.
Вычисление
величины углов
треугольника в
градусах.

48

Резерв

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений,
решение
задач
(называть, изображать виды углов).
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

Задание на
карточках

Работа с учебником, выполнение
упражнений
в
ходе
беседы,
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение
практических
заданий, работа с алгоритмом.
Участие в установочной беседе с
учителем и одноклассниками.
Самостоятельное решение
контрольных задач и упражнений.
Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

Задание на
карточках

49

Контроль и
учет знаний.

1

50

Получение,
сравнение
обыкновенных
дробей.

1

Сложение и
вычитание
обыкновенных
дробей с
одинаковыми
знаменателями.

1

52

Сложение
и
вычитание
обыкновенных
дробей
с
одинаковыми
знаменателями.

1

53

Сложение
и
вычитание
обыкновенных
дробей
с
разными
знаменателями
(легкие случаи).
Нахождение
числа по одной
его доле.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий
на действие с дробями.

Стр.68 № 186

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.

Стр. 83 № 221
(2)

51

54

Работа с учебником, выполнение
упражнений
в
ходе
беседы,
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.
Работа с учебником, выполнение
упражнений
в
ходе
беседы,
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

Стр. 62 № 168
(2)

Стр.64 № 174

Стр. 66 № 180

Выполнение практических заданий
на действие с дробями.
55

56

57

58

59

Простые
арифметически
е задачи на
нахождение
числа по одной
его
доле,
выраженной
обыкновенной
дробью.
Простые
арифметически
е задачи на
нахождение
числа по одной
его
доле,
выраженной
обыкновенной
дробью.
Предметы,
геометрические
фигуры,
симметричные
относительно
оси симметрии.
Предметы,
геометрические
фигуры,
симметрично
расположенные
относительно
оси симметрии.
Центр
симметрии.
Построение
точек,
симметричных
относительно
оси,
центра
симметрии.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий
на действие с дробями.

Стр. 86 №
228(1)

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач на
взаимное расположение предметов
на плоскости, отработку умений
распознавать, узнавать, изображать
геометрические фигуры.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.

Стр. 87 № 231

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений на построение:
Распознавать, узнавать, изображать
геометрические фигуры.
Выполнять
построение
геометрических фигур с заданными
измерениями с помощью линейки,
угольника.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

Стр.58 № 159
(2)

1

Стр. 60 № 162
(2)

Резерв

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений на построение:
Распознавать, узнавать, изображать
геометрические фигуры.
Выполнять
построение
геометрических фигур с заданными
измерениями с помощью линейки,
угольника.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске
Работа с учебником, выполнение
упражнений
в
ходе
беседы,
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом

Стр. 60 № 164
(1)

60

Резерв

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

Задание на
карточках

61

Контроль
учет знаний

и

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий
на действие с дробями.

Таблица
умножения и
деления

62

Работа
ошибками

над

1

Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.

Задание на
карточках

63

Повторение,
обобщение
пройденного

1

Задание на
карточках

64

Площадь.
Обозначение
площади: S.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач (читать
и записывать величины, используя
основные единицы измерения
величин и соотношения между
ними).
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.

65

Единицы
измерения
площади: 1 кв.
см (1 см²), 1 кв.
дм (1 дм²); их
соотношение.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.

Стр.92 № 239
(квадрат)

66

Измерение
и
вычисление
площади
прямоугольник
а
(квадрата).
Арифметически
е
задачи,
связанные
с
нахождением
площади.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач:
Анализировать
задачу,
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи.
Определять количество и порядок
действий для решения задачи.
Выбирать и объяснять выбор
действий.
Чтение и записывание величин.
Использование основных единиц
измерения величин и соотношений
между ними.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.

Стр.93 № 240
(3)

Стр. 89 № 234
(3)

67

Измерение
и
вычисление
площади
прямоугольник
а
(квадрата).
Арифметически
е
задачи,
связанные
с
нахождением
площади.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач:
Анализировать
задачу,
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи.
Определять количество и порядок
действий для решения задачи.
Выбирать и объяснять выбор
действий.
Чтение и записывание величин.
Использование основных единиц
измерения величин и соотношений
между ними.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.

Стр.94 № 245
(2)

68

Сложение
и
вычитание
смешанных
чисел;
смешанных
чисел и дробей;
смешанных
чисел и целых
чисел.
Сложение
и
вычитание
десятичных
дробей.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий
на действие с дробями.

Стр.99 № 255
(2)

1

70

Нахождение
неизвестного
слагаемого,
уменьшаемого,
вычитаемого.

1

71

Нахождение
неизвестного
слагаемого,
уменьшаемого,
вычитаемого.

1

72

Геометрические
фигуры,
симметрично
расположенные
относительно
оси симметрии.
Построение

1

Работа с учебником, выполнение
Стр. 99 №256
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий
на действие с дробями.
Работа с ЭОР и презентацией Стр.100 № 259
PowerPoint на интерактивной доске.
(3)
Выполнение игровых упражнений.
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач.
Выполнение практических заданий
на действия с числами.
Работа с ЭОР и презентацией Стр.101 № 263
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение игровых упражнений.
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач.
Выполнение практических заданий
на действия с числами.
Работа с учебником, выполнение
Стр.111 №281
упражнений на построение:
Распознавать, узнавать, изображать
геометрические фигуры.
Выполнять
построение
геометрических фигур с заданными
измерениями с помощью линейки,

69

73

74

75

76

геометрических
фигур (отрезка,
треугольника,
квадрата),
симметричных
относительно
оси симметрии
Геометрические
фигуры,
симметрично
расположенные
относительно
оси симметрии.
Построение
геометрических
фигур (отрезка,
треугольника,
квадрата),
симметричных
относительно
оси симметрии
Основное
свойство
дробей.
Выражение
обыкновенных
дробей в более
крупных
(мелких) долях.
Замена целого и
смешанного
числа
неправильной
дробью.
Замена
неправильной
дроби
целым
или смешанным
числом.
Геометрические
фигуры,
симметрично
расположенные
относительно
центра
симметрии.
Построение
геометрических
фигур (отрезка,
треугольника,
квадрата),
симметричных

угольника.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений на построение:
Распознавать, узнавать, изображать
геометрические фигуры.
Выполнять
построение
геометрических фигур с заданными
измерениями с помощью линейки,
угольника.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

Стр. 112 №
285 (1,2)

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий
на действие с дробями.

Стр.115 № 293
(2)

1

Работа с учебником, выполнение
Стр.117 № 298
упражнений, решение задач
(2)
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий с дробями.
Вычисление значения числового
выражения.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений на построение:
Распознавать, узнавать, изображать
геометрические фигуры.
Выполнять
построение
геометрических фигур с заданными
измерениями с помощью линейки,
угольника.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

Стр. 178 №
485 (2)

77

78

относительно
центра
симметрии.
Геометрические
фигуры,
симметрично
расположенные
относительно
центра
симметрии.
Построение
геометрических
фигур (отрезка,
треугольника,
квадрата),
симметричных
относительно
центра
симметрии.
Умножение и
деление
обыкновенных
дробей

1

Работа с учебником, выполнение
Стр.180 № 488
упражнений на построение:
(1)
Распознавать, узнавать, изображать
геометрические фигуры.
Выполнять
построение
геометрических фигур с заданными
измерениями с помощью линейки,
угольника.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Вычисление значения числового
выражения.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

Стр. 120 №
306

79

Умножение и
деление
обыкновенных
дробей

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений.
Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий
на действие с дробями.

Стр. 120 №
306 (2)

80

Умножение
деление
смешанных
чисел.

и

1

Стр. 123 №
316 (1)

81

Умножение
деление
смешанных
чисел.

и

1

82

Резерв

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Вычисление значения числового
выражения.
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Вычисление значения числового
выражения.
Работа с учебником, выполнение
упражнений.

1

Стр. 125 №
322 (2)

Стр. 127 №
329 (4)

Работа с презентацией PowerPoint
на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.
83

Контроль
учет знаний

и

1

Участие в установочной беседе с
учителем и одноклассниками.
Самостоятельное решение
контрольных задач и упражнений.

84

Работа
ошибками

над

1

85

Элементы куба,
бруса,
их
свойства.
Длина, ширина,
высота
куба,
бруса.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач:
Распознавать, узнавать, изображать
геометрические фигуры.
Выполнять
построение
геометрических фигур с заданными
измерениями с помощью линейки,
угольника.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

86

Выражение
целых чисел,
полученных
при измерении
стоимости,
длины, массы, в
десятичных
дробях.
Выражение
целых
чисел,
полученных
при измерении
стоимости,
длины, массы, в
десятичных
дробях.
Выражение
десятичных
дробей,
полученных
при измерении
стоимости,
длины, массы, в
целых числах.
Выражение
десятичных

1

Работа с учебником, выполнение Стр.132 № 347
упражнений, решение задач
(1)
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений

Стр. 133 №
350

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.

Стр. 136 №
359 (4)

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач

Стр. 137 №
362 (3)

87

88

89

Таблица
умножения и
деления
Задание на
карточках

Стр. 60 № 163
(5)

90

дробей,
полученных
при измерении
стоимости,
длины, массы, в
целых числах.
Сложение
и
вычитание
чисел,
полученных
при измерении
стоимости,
длины, массы,
выраженных
целыми
числами
и
десятичными
дробями.

Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.

1

Решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Анализ
задачи
с
целью
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок
действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор
действий.
Работа с аудиовизуальным
материалом

Стр. 141 №
372

91

Сложение
и
вычитание
чисел,
полученных
при измерении
стоимости,
длины, массы,
выраженных
целыми
числами
и
десятичными
дробями.

1

Решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Анализ
задачи
с
целью
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок
действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор
действий.
Работа с аудиовизуальным
материалом

Стр. 142 №
375

92

Сложение
и
вычитание
чисел,
полученных
при измерении
стоимости,
длины, массы,
выраженных
целыми
числами
и

1

Решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Анализ
задачи
с
целью

Стр. 143 №
378 (2)

десятичными
дробями.

устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок
действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор
действий.
Работа с аудиовизуальным
материалом
Решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Анализ
задачи
с
целью
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок
действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор
действий.
Работа с аудиовизуальным
материалом

93

Сложение
и
вычитание
целых
чисел,
полученных
при измерении
времени.

1

Стр. 146 №
388 (3)

94

Определение
продолжительн
ости события,
его начала и
окончания.

1

Решение задач
Стр.148 № 394
Чтение и запись величин, используя
(2.3)
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Анализ
задачи
с
целью
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок
действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор
действий.
Работа с аудиовизуальным
материалом

95

Контроль
учет знаний

и

1

Участие в установочной беседе с
учителем и одноклассниками.
Самостоятельное решение
контрольных задач и упражнений.

96

Работа
над
ошибками.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач

Таблица
умножения и
деления
Задание на
карточках

Использование алгоритмов
письменных арифметических
действий.
Решение задач
Стр.152 № 400
Чтение и запись величин, используя
(2)
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Анализ
задачи
с
целью
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок
действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор
действий.
Работа с аудиовизуальным
материалом

97

Умножение и
деление чисел,
полученных
при измерении
стоимости,
длины, массы,
выраженных
целыми
числами

1

98

Умножение и
деление чисел,
полученных
при измерении
стоимости,
длины, массы,
выраженных
целыми
числами.

1

Решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Анализ
задачи
с
целью
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок
действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор
действий.
Работа с аудиовизуальным
материалом

Стр. 155 №
411 (1)

99

Умножение и
деление чисел,
полученных
при измерении
стоимости,
длины, массы,
выраженных
десятичными
дробями.

1

Решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Анализ
задачи
с
целью
устанавливать взаимосвязь между

Стр. 156 №
416 (1)

100

Умножение и
деление чисел,
полученных
при измерении
стоимости,
длины, массы,
выраженных
десятичными
дробями.

1

101

Простые
арифметически
е задачи на
нахождение
числа по одной
его
доле,
выраженной
десятичной
дробью.

1

102

Простые
арифметически
е задачи на
нахождение
числа по одной
его
доле,
выраженной
десятичной
дробью.

1

103

Резерв

1

условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок
действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор
действий.
Работа с аудиовизуальным
материалом
Решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий.
Анализ
задачи
с
целью
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок
действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор
действий.
Работа с аудиовизуальным
материалом

Стр. 158 №
422 (1)

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение
задач с
использованием алгоритма:
Анализировать
задачу,
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи.
Определять количество и порядок
действий для решения задачи.
Выбирать и объяснять выбор
действий.
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение
задач с
использованием алгоритма:
Анализировать
задачу,
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи.
Определять количество и порядок
действий для решения задачи.
Выбирать и объяснять выбор
действий.

Стр. 159 №
425 (1)

Работа
с
учебником
и
дидактическим
материалом,
выполнение упражнений, решение
задач
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических

Задание на
карточках

Стр. 160 №
427 (2)

104

Контроль
учет знаний

105

Работа
ошибками

106

107

108

109

и

1

над

1

Построение
треугольника
по
длине
стороны
и
градусной мере
двух
углов,
прилежащих к
ней;
по
заданным
длинам
двух
сторон
и
градусной мере
угла,
заключенного
между ними
Построение
треугольника
по
длине
стороны
и
градусной мере
двух
углов,
прилежащих к
ней;
по
заданным
длинам
двух
сторон
и
градусной мере
угла,
заключенного
между ними
Единицы
измерения
площади: 1 кв.
мм (1 мм²), 1 кв.
м (1 м²), 1 кв.
км (1 км²); их
соотношения.
Выражение
чисел,

1

действий.
Вычисление значения числового
выражения.
Участие в установочной беседе с
учителем и одноклассниками.
Самостоятельное решение
контрольных задач и упражнений.
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Использование алгоритмов
письменных арифметических
действий.
Работа с учебником, выполнение
упражнений на построение:
Распознавать, узнавать, изображать
геометрические фигуры.
Выполнять
построение
геометрических фигур с заданными
измерениями с помощью линейки,
угольника.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

Таблица
умножения и
деления
Задание на
карточках

Стр. 177 №
483

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений на построение:
Распознавать, узнавать, изображать
геометрические фигуры.
Выполнять
построение
геометрических фигур с заданными
измерениями с помощью линейки,
угольника.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске

Стр. 180 №
489

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.

Стр. 183 №
492 (1)

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач

Стр. 184 №
495(1)

полученных
при измерении
площади,
в
десятичных
дробях.

110

Выражение
чисел,
полученных
при измерении
площади,
в
десятичных
дробях.

1

111

Решение
арифметически
х
задач,
связанных
с
нахождением
площади.

1

112

Решение
арифметически
х
задач,
связанных
с
нахождением
площади.

1

113

Единицы
измерения
земельных
площадей: 1 га,
1 а.

1

114

Соотношения: 1
а = 100 м², 1 га
= 100 а, 1 га =
10 000 м²

1

Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий с дробями.
Вычисление значения числового
выражения.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий с дробями.
Вычисление значения числового
выражения.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.

Стр. 185 №
496
(3)

Стр. 186 №
499 (3)

Работа
с
учебником
и
Стр. 189 №
дидактическим
материалом,
505 (1)
выполнение упражнений, решение
задач
Использование алгоритмов устных
арифметических действий.
Вычисление значения числового
выражения.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Работа с учебником, выполнение Стр.190 № 509
упражнений, решение задач
(2)
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий (анализировать задачу,
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок

Стр. 190 №
511 (4)

действий
выбирать
действий.

для решения
и объяснять

задач,
выбор

115

Соотношения: 1
а = 100 м², 1 га
= 100 а, 1 га =
10 000 м²

1

Решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий (анализировать задачу,
устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок
действий для решения задач,
выбирать и объяснять выбор
действий.

Стр. 192 №
514 (2)

116

Длина
окружности:
C=2ω R (C= ω
D). Вычисление
длины
окружности.
Сектор, сегмент

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Вычисление числовых выражений.

Стр. 195 №
522 (1)

117

Площадь круга:
S=πR².
Вычисление
площади круга.

1

Стр. 194-195
правило

118

Площадь круга:
S=πR².
Вычисление
площади круга.

1

119

Сложение,
вычитание,
умножение,
деление чисел,
полученных
при измерении
площади,
выраженных
целыми
числами
и
десятичными
дробями.

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач (читать
и записывать величины, используя
основные единицы измерения
величин и соотношения между
ними).
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач (читать
и записывать величины, используя
основные единицы измерения
величин и соотношения между
ними).
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач.
Чтение и запись величин, используя
основные
единицы
измерения
величин и соотношения междуними.
Использование
алгоритмов
письменных
арифметических
действий с дробями.

Стр. 195 №
524 (2)

Стр. 196 №
525 (2)

Сложение,
вычитание,
умножение,
деление чисел,
полученных
при измерении
площади,
выраженных
целыми
числами
и
десятичными
дробями.
Сложение,
вычитание,
умножение,
деление чисел,
полученных
при измерении
площади,
выраженных
целыми
числами
и
десятичными
дробями.
Линейные,
столбчатые,
круговые
диаграммы

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач.
Чтение и запись величин, используя
основные единицы измерения
величин и соотношения между
ними. Использование алгоритмов
письменных арифметических
действий с дробями.

Задание на
карточках

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач.
Чтение и запись величин, используя
основные единицы измерения
величин и соотношения между
ними. Использование алгоритмов
письменных арифметических
действий с дробями.

Задание на
карточках

1

Стр. 197 №
527 (2)

123

Линейные,
столбчатые,
круговые
диаграммы

1

124

Линейные,
столбчатые,
круговые
диаграммы

1

125

Резерв

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений,
решение
задач
(называть,
изображать
геометрические фигуры).
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Создание моделей диаграмм в ходе
практикума.
Работа с учебником, выполнение
упражнений,
решение
задач
(называть,
изображать
геометрические фигуры).
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Создание моделей диаграмм в ходе
практикума.
Работа с учебником, выполнение
упражнений,
решение
задач
(называть,
изображать
геометрические фигуры).
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Создание моделей диаграмм в ходе
практикума.
Работа с учебником, выполнение
упражнений
в
ходе
беседы,
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией

120

121

122

Задание на
карточках

Задание на
карточках

Задание на
карточках

126

Повторение,
обобщение
пройденного

127

Контроль
учет знаний

128

Работа
ошибками

129

1

PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.
Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач (читать
и записывать величины, используя
основные единицы измерения
величин и соотношения между
ними).
Участие в установочной беседе с
учителем и одноклассниками.
Самостоятельное
решение
контрольных задач и упражнений.

Стр. 200 №
531 (1)

и

1

над

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач (читать
и записывать величины, используя
основные единицы измерения
величин и соотношения между
ними).

Задание на
карточках

Итоговое
повторение

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач (читать
и записывать величины, используя
основные единицы измерения
величин и соотношения между
ними)

Стр. 201 №
534 (2)

130

Итоговое
повторение

1

Стр. 203 №
538 (2)

131

Итоговое
повторение

1

132

Итоговое
повторение

1

133

Итоговое
повторение

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений, решение задач (читать
и записывать величины, используя
основные единицы измерения
величин и соотношения между
ними).
Работа с учебником, выполнение
упражнений
в
ходе
беседы,
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.
Работа с учебником, выполнение
упражнений
в
ходе
беседы,
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
работа с алгоритмом.
Работа с учебником, выполнение
упражнений
в
ходе
беседы,
рефлексии.

Таблица
умножения и
деления

Стр. 205 №
542

Стр. 209 №
553 (4)

Стр. 210 №
557 (2)

Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение
практических
заданий, работа с алгоритмом.

134

Итоговое
повторение

1

Работа с учебником, выполнение Стр.212 № 564
упражнений
в
ходе
беседы,
(3)
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение
практических
заданий, работа с алгоритмом.

135

Итоговое
повторение

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений
в
ходе
беседы,
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение
практических
заданий, работа с алгоритмом

136

Итоговое
повторение

1

Работа с учебником, выполнение
упражнений
в
ходе
беседы,
рефлексии.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение
практических
заданий, работа с алгоритмом.

Итого: 102 часа

Задание на
карточках

Таблица
умножения и
деления


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».