Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку основное общее образование, 9 класс составитель: Дайнзанова М. В., учитель русского языка и чтения ГО Эгвекинот 2023 год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 9 класса предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе: 1. Федеральный Закон РФ № 273 от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока исключенных учебников» 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022г.»1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 5. Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 22.01.2021 № Р – 23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году» 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» на 2023 – 2024 учебный год 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы: - рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018 г. Цели и задачи учебного предмета Цель учебного предмета: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения. Адаптированная рабочая программа «Русский язык.9 класс» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на решение следующих задач: 1) вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию; 2) повышать уровень общего развития обучающихся; 3) учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 4) развивать нравственные качества обучающихся. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционноразвивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц. Описание места учебного предмета в учебном плане. Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». Согласно федеральному базисному учебному плану на учебный предмет «Русский язык» в девятом классе отводится 136 часов, 4 часа в неделю. Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык». Личностные: -сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; -совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков; -умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Предметные: - овладение представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; - умение проверять написанное; - умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение; - способность контролировать свои действия, проверять написанное. Требования к уровню подготовки выпускников 1. Связная речь. 1 уровень Может самостоятельно связно, последовательно построить высказывание с опорой на план или по образцу учителя. Использует в речи знакомую терминологию. Может дать полное определение грамматических категорий. Связно объясняет условия выбора орфограмм. 2 уровень Испытывает трудности в построении высказывания самостоятельно. Требуется незначительная помощь учителя (в виде 1-2 наводящих вопросов). В речи частично использует знакомые термины. Может дать им неполное определение. Испытывает трудности при объяснении условий выбора орфограмм II. Понимание объяснения и усвоение основных понятий. 1 уровень Понятия формируются достаточно плотно. При выделении главного и в установлении смысловых связей действует в основном верно (с помощью учителя). 2 уровень Понятия формируются с большим трудом, только с опорой на наглядность. Требуется дополнительное разъяснение учителя и индивидуальные задания в облегченном варианте. III. Овладение навыками практической деятельности. 1 уровень Пишет под диктовку. Списывает без ошибок или с незначительным количеством дисграфических ошибок. Соблюдает орфографический режим, режим пунктуации. Умеет применять изученные правила на письме. Выполняет грамматические задания 2 уровень Списывает без ошибок или с незначительным количеством дисграфических ошибок. Соблюдает орфографический режим, режим пунктуации. Требуется дополнительный инструктаж перед выполнением грамматических заданий. IV. Работоспособность. 1 уровень Работоспособность относительно высокая, в пределах ограниченных влиянием дефекта 2 уровень а) утомляется к концу занятий. б) эпизодически работает с охотой. Содержание учебного предмета «Русский язык» (9 класс). Раздел 1. Повторение. Предложение (10 часов). Простое предложение. Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах с союзом Ии без союза. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное предложение без союза, с союзами и союзными словами. Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» Раздел 2. Звуки и буквы. Текст.(8 часов). Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. Буквы е, ѐ, ю, я в начале слова и после гласной. Разделительный мягкий и твердый знаки. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Раздел 3. Состав слова. Текст. (10 часов). Правила правописания ударных и безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова; способы проверки слов. Единообразное написание ряда приставок, приставки на –з, -с. Сложные слова, сложносокращенные слова. Способы образования слов. Контрольный диктант № 2 по теме «Состав слова» Раздел 4. Части речи. Имя существительное. Текст.(10 часов). Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания. Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на конце. Раздел 5. Части речи. Имя прилагательное. Текст. (8 часов). Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, ЫЕ. Морфологический разбор имени прилагательного. Контрольный диктант № 3 по теме «Имя прилагательное» Раздел 6. Части речи. Личные местоимения. Текст. (10 часов). Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Контрольный диктант № 4 по теме «Личные местоимения» Раздел 7. Части речи. Глагол. Текст. (13 часов). Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах. Описание картины В. Поленова «Московский дворик». Сочинение-рассуждение. Контрольный диктант № 5 по теме «Глагол» Раздел 8. Части речи. Имя числительное. Текст. (8 часов). Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах. Контрольный диктант № 6 по теме «Имя числительное» Раздел 9. Части речи. Наречие. Текст. (9 часов). Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по трудовому обучению. Контрольный диктант № 7 по теме «Наречие» Раздел 10. Части речи (2 часа). Части речи. Отличительные признаки прилагательного и порядкового числительного. Различение прилагательного и наречия. Различие имени существительного и местоимения. Раздел 11. Предложение (29 часов). Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Предложения с союзами и без союзов. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Контрольные диктанты № 8, 9 по теме «Предложение» Раздел 12. Повторение изученного (18 часов). Звуки речи. Состав слова. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, имя числительное, наречие. Предложение. Итоговый контрольный диктант (№ 10). Тематическое планирование № п/п Разделы программы. Тема урока 1 Повторение Простое предложение Простое предложение с однородными членами Простое предложение с однородными членами Обращение. Знаки препинания при обращении Сложные предложения с союзами и, а, но Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что Закрепление по разделу «Повторение» Звуки и буквы. Текст. 8 Звуки гласные и согласные Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие Гласные ударные и безударные 2 Колво часов 8 Характеристика основных видов деятельности Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Тест Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Составление текстов 3 4 5 Обозначение звонких и глухих согласных на письме Буквы е, ё, ю, я в начале слова Разделительные ъ и ь Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Р\р Составление текстов повествовательного и описательного характера Состав слова. Текст. 11 Разбор слова по составу Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов Единообразное написание ряда приставок Правописание приставок на –з, -с Диктант по теме «Состав слова» Правописание приставок на –з, -с Сложные слова Сложносокращенные слова Закрепление по теме «Состав слова» Диктант по теме «Состав слова» Имя существительное. Текст. 9 Имя существительное Роль существительного в речи Грамматические признаки имени существительного Грамматические признаки имени существительного Склонение имен существительных Правописание падежных окончаний имен существительных Правописание падежных окончаний имен существительных Существительные с шипящей на конце Несклоняемые имена существительные Р/р Изложение с предварительным анализом и опорой на данный план «Большой пестрый дятел» Имя прилагательное. Текст. 8 Роль прилагательного в речи Согласование имен прилагательных с именами существительными Правописание падежных окончаний имен прилагательных Правописание падежных окончаний имен прилагательных Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Тест Работа с текстом Работа над ошибками Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Тест Работа с текстом Изложение Практические упражнения Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Работа с текстом 6 7 8 Закрепление по теме «Имя прилагательное» Подготовка к диктанту по теме «Имя прилагательное» Диктант по теме «Имя прилагательное» Работа над ошибками Личные местоимения. Текст. 10 Личные местоимения Роль личных местоимений в речи Лицо и число местоимений Р/р Сочинение по картине (на материале уроков чтения) «И.И.Пущин в гостях у А.С.Пушкина в селе Михайловском» Лицо и число местоимений Личные местоимения с предлогами Правописание личных местоимений 3-го лица Закрепление по теме «Личные местоимения» Диктант по теме «Личные местоимения» Работа над ошибками Глагол. Текст. 14 Глагол как часть речи Роль глагола в речи Неопределенная форма глагола Частица не с глаголами Изменение глаголов по лицам и числам Изменение глаголов по лицам и числам I и II спряжение глаголов I и II спряжение глаголов Р/р Сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик» Повелительная форма глагола Мягкий знак в глаголах Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол» Диктант по теме «Глагол» Работа над ошибками Имя числительное. Текст. 9 Понятие об имени числительном Числительные количественные и порядковые Правописание числительных от 5 до 20 и 30; от 50 до 80 и от 500 до 900 Правописание числительных от 5 до 20 и 30; от 50 до 80 и от 500 до 900 Практические упражнения Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Тест Работа с текстом Работа над ошибками Сочинение Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Тест Зачет Работа с текстом Работа над ошибками Сочинение Практические упражнения Зачет Диктанты Словарная работа Тест Работа с текстом Работа над ошибками 9 10 11 Правописание числительных 90, 200, 300.400 Число в деловых бумагах Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя числительное» Диктант по теме «Имя числительное» Работа над ошибками Наречие. Текст. 10 Понятие о наречии Наречия, обозначающие время, место, способ действия Наречия, обозначающие время, место, способ действия Наречия, обозначающие время, место, способ действия Р/р Сочинение-сказка «Как для сороки дом строили» Правописание наречий с а и о на конце Правописание наречий с а и о на конце Повторительно-обобщающий урок по теме «Наречие» Диктант по теме «Наречие» Работа над ошибками Части речи. 2 Части речи Части речи Предложение. Текст. 29 Простое предложение Главные члены предложения Главные члены предложения Второстепенные члены предложения Предложения нераспространенные и распространенные Предложения нераспространенные и распространенные Р/р Изложение с элементами доказательства «Листопад» Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращение. Знаки препинания при обращении. Предложения с однородными членами предложения Предложения с однородными членами предложения Диктант по теме «Предложение» Работа над ошибками Сложное предложение Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Работа с текстом Работа над ошибками Сочинение Практические упражнения Дидактические игры Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Тест Работа с текстом Работа над ошибками Сочинение 12 Сложные предложения с союзами и без союзов Сложные предложения с союзами и без союзов Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что Составление простых и сложных предложений Составление простых и сложных предложений Р\р Изложение «Тайны природы» Прямая речь (после слов автора) Прямая речь (после слов автора) Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней Большая буква в прямой речи Р\р Изложение с элементами рассуждения «О книге» Урок-обобщение по теме «Предложение» Диктант по теме «Предложение» Работа над ошибками Повторение 18 Звуки речи Состав слова Имя существительное Имя прилагательное Глагол Личные местоимения Имя числительное Р\р Сочинение по картине И.С.Самокиша «Подвиг солдата Раевского под Салтановкой. 1812 г.» Предложение. Главные и второстепенные члены предложения Обращение. Знаки препинания при обращении Прямая речь Однородные члены предложения Знаки препинания при однородных членах предложения Сложное предложение Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Работа с текстом Работа над ошибками Сочинение Знаки препинания в сложном предложении Подготовка к итоговому диктанту Итоговый контрольный диктант (№10) Работа над ошибками Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебно-методическое обеспечение по русскому языку для обучащихся Класс Название Автор Издательство Год издания Просвещение 2012 тетрадь Галунчикова Н.Г. (Состав Якубовская Э.В. Просвещение 2004 5-9 Рабочая № 1 слова) Просвещение 2004 5-9 Рабочая тетрадь Галунчикова Н.Г. № 2 (Имя существительное) Якубовская Э.В. Просвещение 2004 5-9 Рабочая тетрадь Галунчикова Н.Г. № 3 (Имя Якубовская Э.В. прилагательное) Просвещение 2004 5-9 Рабочая тетрадь Галунчикова Н.Г. № 4 (Глагол) Якубовская Э.В 9 Русский язык Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Дидактический и наглядный материал на уроках русского языка и чтения № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9 Материал Название 11 Автор Издательство Диск Русский язык. Начальная школа. 2 класс Диск Русский язык. Начальная школа. 4 класс Год изда ния Методика обучения русскому Аксенова А.К. ВЛАДОС 2004 Диск Русский язык. Средняя школа. 5 класс языку в коррекционной школе Диск Русский язык. Морфология. Орфография. 5 – 6 класс Методика работы над сложными Зикеев А.Г. ВЛАДОС 2004 предложениями на уроках русского Таблица Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и языка в начальных числам классах специальных (коррекционных) Таблица Разбор глагола школ Таблицаязык. Занятия Разбор имени прилагательного Русский по развитию Трушина В.П. Учитель 2009 речи. 4 класс (Коррекционное Таблица Фонетический разбор слова обучение) Таблица Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по Коррекция письма на уроках. Зубарева Л.В. Учитель 2009 лицам и числам Задания и упражнения . 3-4 классы. (Коррекционное обучение) Таблица Обращение Как грамотность Таблицаповысить ь после шипящих Парамонова А.Г. учащихся (Коррекционная Таблица Спряжение глаголов педагогика) КАРО 2005 Дельта Таблица написанию Правописание окончаний прилагательных 2006 Обучение сочинение впадежных Загребельная С.В. Аркти начальной школе единственного числа Кащаева Г.С. Мамонова Л.А. Таблица Суффиксы Формирование текстовой Ильина С.Ю. КАРО Таблица Подбирай проверочные слова деятельности учащихся 5 -9 классов интеллектуальным Таблица с Правописание приставок на з – с недоразвитием Таблица Безударная гласная в корне Практические приемы объяснения Шапиро Н.А. ООО Таблица Однокоренные слова и разные формы одного слова и закрепления на уроках русского «Чистые пруды» языка. Таблица Говори правильно Диктанты: тренинг и контроль Соловьева Н.Н. Таблица Однокоренные ли это слова? Таблица 10 Тема 2006 2006 Материк - Альфа 2003 Шершакова М.Ф. Склонение личных местоимений ОН и ОНА Тесты. Русский язык. Ракитина М.Г. Айрис-пресс Таблицы Русский язык. Словарные слова Дидактические материалы. 4 класс Таблица Три склонения имен существительных Сборник диктантов и изложений. 5 Шабалкова Т.П. Учитель 9 Таблица классы: коррекционное обучение Падежи 2006 2007 12 Учусь Таблица работать самостоятельно: Окончания имен существительных Канакина В.П. дидактический материал к урокам Таблица языка Ьвпосле шипящих русского начальных классах Таблица Однородные члены предложения Новая школа 1996 13 ВТаблица мире слов Просвещение 1978 14 Поурочные разработки Таблица Часть речи по Гараева Я.Ш. русскому языку. 4 класс Таблица Состав слова Русский язык. 4 класс. Зотьева Н.А. Таблица Члены предложения Тренинговые упражнения для любой системы обучения Таблица Образец фонетического разбора Имя прилагательное. Творческие Саломатина Л.С. Таблицадля учеников Приставки пиши слитно задания начальной школы Таблица Суффиксы ВАКО 2007 Учитель 2007 Чистые пруды 2008 17 Тематический тестовый контроль Таблица Перенос слова Кувашова Н.Г. по русскому языку в начальной Таблица Слово. Предложение. Текст школе Учитель 2004 18 Таблицаязык. 1 – 4Разделительный Русский классы: тесты ьШевченко Г.Н. для обобщающего контроля Таблица Связь слов в предложении Русский язык: нестандартные Пчелина Л.В. Таблица Склонение имен прилагательных уроки в начальной школе Учитель 2005 Учитель 2007 15 16 19 20 21 22 23 24 25 Русский алфавит Шанский Н.М. Таблицаязык. Фрагменты Примерурока морфологического Русский Шаповалова О.А. разбора Лицей прилагательного Сборник текстов для изложений: 2 Максимук Н.Н. ВАКО Таблица Типы предложения – 4 классы Комплект в корне Слова и числа: Правописание занимательныегласных Трошин В.В. слова таблиц материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и Таблица Простые предложения самостоятельных занятиях Таблица Признаки предложения Методика интеллектуального Бакулина Г.А. Таблица младших Имя прилагательное развития школьников на уроках русского языка Таблица Приставки и предлоги Таблица Правописание приставок Уроки русского языка в 6 классе. Богданова Г.А. Книга для учителя Личные местоимения Таблица имени 2006 Учитель 2009 2007 ООО 2006 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» Просвещение 2002 Зачётная Тематический Голубь ЧП Лакоценин 2007 Таблица тетрадь. Морфологический разборВ.Т. личных местоимений контроль знаний учащихся. С.С. Таблица Склонение личных местоимений Русский язык. 4 класс 26 Совершенствование Таблица Склонение речевой личных Тимофеева местоимений О.В. 1-гоПанорама и 2-го лица с 2006 культуры у учащихся предлогами 3-го класса 27 Задания Таблицапо развитию Правописание речи –тся Нечаева и –тьсяН.В. в глаголах Чистые пруды 28 Зачётная Таблица тетрадь. Склонение Тематический личныхГолубь местоимений В.Т. 3-го лица ЧП Лакоценин 2007 контроль знаний учащихся. С.С. Таблицы Словарные слова с непроверяемыми гласными Русский язык. 4 класс 29 2007 Таблица язык. Русский развивающие упражнения Таблица Различение 1 и 2 спряжения неопределенной КоррекционноПлешакова по Е.П. Учитель форме 2007 глагола задания и 3-4 классы Таблица обучение) Таблица (коррекционное Морфологический разбор глагола Спряжение глаголов настоящего времени Особые формы глагола Таблица Окончания глаголов Таблица Как определить спряжение глагола Таблица Частица не с глаголами Раздаточный дидактический материал (карточки) Глагол Раздаточный дидактический материал (карточки) Орфография Раздаточный дидактический материал (карточки) Пунктуация Раздаточный дидактический материал (карточки) Развитие речи Раздаточный дидактический материал (карточки) Предложение Ребусы Словарные слова, пословицы (изготовлено самостоятельно) (изготовлено самостоятельно) (изготовлено самостоятельно) (изготовлено самостоятельно) (изготовлено самостоятельно) Раздаточный дидактический материал (тесты) Глагол Раздаточный дидактический материал (тесты) Имя существительное Раздаточный дидактический материал (тесты) Имя прилагательное Раздаточный дидактический материал (тесты) Состав слова Раздаточный дидактический материал (тесты) Орфография Демонстрацион ный материал Словарные слова Демонстрацион ный материал Трудовой словарь Дидактический материал Дидактические игры на уроках русского языка (изготовлено самостоятельно) (изготовлено самостоятельно) (изготовлено самостоятельно) (изготовлено самостоятельно) (изготовлено самостоятельно) Литература: 1. Кудрявцева Е.Я.Диктанты для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5- 7 классы. М.: ВЛАДОС, 2005. 2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Просвещение, 2004. 3. Зикеев А.Г. Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах. М.:ВЛАДОС, 2004 4. Аксенова А.К., Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение,2005. 5. Воронкова В.В. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида по грамматике, правописанию и развитию речи 8 класс. М.: ВЛАДОС, 2001. 6. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. М.: Просвещение, 2002. 7. Шабалкова Т.П. Сборник диктантов и изложений 5-9 классы (Коррекционное обучение). Волгоград: Учитель, 2007. Приложения к программе Календарно-тематическое планирование № урока Тема урока Колво часов 1 Простое предложение 1 2 Простое предложение с однородными членами 1 3 Простое предложение с однородными членами 1 Дата План Основной инструментарий для оценивания результатов Факт, причина изме нения 4 Обращение. Знаки препинания при обращении 1 5 Сложные предложения с союзами и, а, но 1 6 Сложные предложения со словами который, когда, 1 где, что, чтобы, потому что 7 Сложные предложения со словами который, когда, 1 где, что, чтобы, потому что 8 Закрепление по разделу «Повторение» 1 9 Подготовка к диктанту 1 10 Диктант по разделу «Повторение» 1 11 Звуки гласные и согласные 1 12 Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие 1 13 Гласные ударные и безударные 1 14 Обозначение звонких и глухих согласных на письме 1 15 Буквы е, ё, ю, я в начале слова 1 16 Разделительные ъ и ь 1 17 Административная контрольная работа (входящая) 1 18 Типы текстов: рассуждение. 19 Р\р Составление текстов повествовательного и 1 описательного характера 20 Разбор слова по составу 21 Единообразное написание ударных и безударных 1 гласных в корнях слов 22 Единообразное написание согласных в корнях слов и глухих 1 23 Единообразное написание ряда приставок 1 повествование, описание, 1 1 звонких 24 Правописание приставок на –з, -с 1 25 Правописание приставок на –з, -с 1 26 Сложные слова 1 27 Сложносокращенные слова 1 28 Сложносокращенные слова 1 29 Закрепление по теме «Состав слова» 1 30 Подготовка к диктанту 1 31 Диктант по теме «Состав слова» 1 32 Работа над ошибками 1 33 Имя существительное 1 34 Роль существительного в речи 1 35 Грамматические признаки имени существительного 1 36 Склонение имен существительных 37 Правописание падежных существительных окончаний имен 1 35 Правописание падежных существительных окончаний имен 1 36 Существительные с шипящей на конце 1 37 Несклоняемые имена существительные 1 38 Р/р Изложение с предварительным анализом и 1 опорой на данный план «Большой пестрый дятел» 39 Роль прилагательного в речи 40 Согласование имен прилагательных с именами 1 существительными 1 1 41 Правописание падежных прилагательных окончаний имен 1 42 Правописание падежных прилагательных окончаний имен 1 43 Закрепление по теме «Имя прилагательное» 1 44 Диктант по теме «Имя прилагательное» 1 45 Работа над ошибками 1 46 Личные местоимения 1 47 Роль личных местоимений в речи 1 48 Лицо и число местоимений 1 49 50 Р/р Сочинение по картине (на материале уроков 1 чтения) «И.И.Пущин в гостях у А.С.Пушкина в селе Михайловском» Лицо и число местоимений 1 51 Личные местоимения с предлогами 1 52 Правописание личных местоимений 3-го лица 1 53 Закрепление по теме «Личные местоимения» 1 54 Административная контрольная работа 1 55 Работа над ошибками 1 56 Глагол как часть речи 1 57 Роль глагола в речи 1 58 Грамматические признаки глагола 1 59 Неопределенная форма глагола 1 60 Частица не с глаголами 1 61 Изменение глаголов по лицам и числам 1 62 Изменение глаголов по лицам и числам 1 63 I и II спряжение глаголов 1 64 I и II спряжение глаголов 1 65 I и II спряжение глаголов 1 66 Р/р Сочинение по картине В.Поленова «Московский 1 дворик» 67 Повелительная форма глагола 1 68 Мягкий знак в глаголах 1 69 Обобщающий урок по теме «Глагол» 1 70 Подготовка к диктанту 1 71 Диктант по теме «Глагол» 1 72 Понятие об имени числительном 1 73 Числительные количественные и порядковые 1 74 Правописание числительных от 5 до 20 и 30; от 50 1 до 80 и от 500 до 900 75 Правописание числительных от 5 до 20 и 30; от 50 1 до 80 и от 500 до 900 76 Правописание числительных 90, 200, 300.400 1 77 Число в деловых бумагах 1 78 Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя 1 числительное» 79 Подготовка к диктанту 1 80 Диктант по теме «Имя числительное» 1 81 Понятие о наречии 82 Наречия, обозначающие время, место, способ 1 действия 83 Наречия, обозначающие время, место, способ 1 действия 84 Наречия, обозначающие время, место, способ 1 действия 85 Р/р Сочинение-сказка строили» 86 Правописание наречий с а и о на конце 1 87 Правописание наречий с а и о на конце 1 88 Повторительно - обобщающий «Наречие» 89 Подготовка к диктанту 1 90 Диктант по теме «Наречие» 1 91 Части речи 1 92 Части речи 1 93 Части речи 1 94 Простое предложение 1 95 Главные члены предложения 1 96 Второстепенные члены предложения 1 97 Административная контрольная работа 98 Предложения распространенные 99 Р/р Изложение «Листопад» 100 Обращение. Знаки препинания при обращении. 1 «Как для сороки урок по теме 1 нераспространенные с элементами дом 1 и 1 доказательства 1 1 101 Обращение. Знаки препинания при обращении. 1 102 Предложения с однородными членами 1 103 Предложения с однородными членами 1 104 Диктант по теме «Предложение» 1 105 Сложные предложения с союзами и без союзов 1 106 Сложные предложения с союзами и без союзов 1 107 Сложные предложения со словами который, когда, 1 где, что, чтобы, потому что 108 Сложные предложения со словами который, когда, 1 где, что, чтобы, потому что 109 Сложные предложения со словами который, когда, 1 где, что, чтобы, потому что 110 Составление простых и сложных предложений 1 111 Составление простых и сложных предложений 1 112 Р\р Изложение «Тайны природы» 1 113 Прямая речь (после слов автора) 1 114 Прямая речь (после слов автора) 1 115 Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней 1 116 Большая буква в прямой речи 1 117 Р\р Изложение с элементами рассуждения «О 1 книге» 118 Урок-обобщение по теме «Предложение» 1 119 Диктант по теме «Предложение» 1 120 Звуки речи 1 121 Состав слова 1 122 Имя существительное 1 123 Имя прилагательное 1 124 Глагол. Личные местоимения 1 125 Имя числительное 1 126 Р\р Сочинение по картине И.С. Самокиша «Подвиг 1 солдата Раевского под Салтановкой. 1812 г.» 127 Предложение. Главные и второстепенные члены 1 предложения 128 Обращение. Знаки препинания при обращении 1 129 Прямая речь (после слов автора) 1 130 Однородные члены предложения 1 131 Знаки препинания при однородных членах 1 132 Итоговый контрольный диктант 1 133 Работа над ошибками 1 134 Сложные предложения 1 135 Знаки препинания в сложном предложении 1 136 Знаки препинания в сложном предложении 1 Оценка устных ответов Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Отметка «1» за устные ответы не ставится. Оценка письменных работ учащихся Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями не рекомендуется. Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся. Контрольные диктанты должны содержать 3–4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50 % от числа слов текста. Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8 – 10 слов, во II классе в начале учебного года – 10 –12 слов, к концу года – 16 –18 слов, в III классе – 20 –25 слов, в IV классе – 30 – 35 слов, в V классе – 40 – 50 слов, в VI–VII классах – 50–70 слов, в VIII–Х классах – 70 – 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: V – IX классы Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок. Отметка «4» ставится за работу с 1–2 ошибками. Отметка «3» ставится за работу с 3–5 ошибками. Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6–8 ошибок. Отметка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2». В письменных работах не учитывается 1–2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправления или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается. б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: - повторение одной и той же буквы (например, «посуда»); - недописывание слов; - пропуск одной части слова при переносе; - повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. Оценивание грамматического разбора При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами: Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1–2 исправления. Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2–3 ошибки. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4–5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий. Отметка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV–V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20–45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI–VII – 45–70 слов, в VIII–IX классах – 70–100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII–IX(X) классах допускается самостоятельное составление планов учащимися. При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы. Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1–2 орфографические ошибки. Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3–4 орфографические ошибки. Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2–3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, с 5–6 орфографическими ошибками. Отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок. Отметка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения. Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения. Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, можно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания. Тексты контрольных работ Контрольный диктант по разделу «Повторение» Лес Трудно себе представить землю без деревьев. С детства мы любим осинки, которые трепещут на ветру, березовые рощи, сосновые боры. Посмотри внимательно на деревья, когда будешь в лесу. У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Одни деревья растут на сухих песках, другие – среди болот или по берегам рек и озер. И все деревья красивы: и корявая береза на болоте, и стройные сосны на песчаном косогоре, и плакучая ива на берегу пруда. По лесу ходи тихо, тогда ты многое увидишь и узнаешь о жизни. (82 слова) (По Г.Снегиреву) Грамматические задания: 1. Выпишите предложение с однородными членами, обозначьте их схематически 2. Выпишите сложное предложение, выполните синтаксический разбор. Контрольная работа по теме «Состав слова» Диктант Черемуха. На опушках лесов, по берегам ручьев рано распускается и цветет черемуха. Это очень приятное и веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весною даже смеется. Любуешься на цветущую черемуху и сам невольно начинаешь улыбаться. Весной я всегда приглядываюсь к черемухе. Если на ней раскрылись почки, весна вошла в полную силу. Комар в лесу появится, когда на черемухе забелеют пышные кисти цветов. Даже в самых глухих северных лесах можно увидеть черемуху. Ребята лакомятся ягодами лесной черемухи там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов. А хозяйки пекут пироги со сладкой черемуховой начинкой. (92 слова) (По И.Соколову-Микитову) Грамматические задания: 1. Разберите слово по составу распускается, забелеют, сладкой. 2. Разобрать по частям речи предложение Весной я всегда приглядываюсь к черемухе. Контрольное списывание Вот так улов В суб..оту я решил п..рыбачить на утренней зорьке. Я остановился у л..сной полянки. Около пруда ст..яла л..сиха. Пр..шло минут десять. Лосиха не ух..дила и т..пталась на месте. Тут я ра..глядел в топком пруду л..сёнка. Малыш(?) увяз в иле и не мог вылезти. Подойти и помочь ему было опасно. Но я п..борол страх и осторожно приблизился к бер..гу. Л..сиха осмотрелась и отошла в стор..ну. Я вынес лосёнка на сушу. Он лизнул меня в щёку и поб..жал к матери. Они быстро скрылись в б..рёзовой роще. (86 слов) (По В. Бианки) Грамматические задания: 1. Выписать пять слов с приставками. 2. Разобрать по составу слова: БЕРЕЗОВОЙ, ЛЕСНОЙ, ПОЛЯНКЕ. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» Диктант Волчиха Голодная волчиха встала. Ее волчата еще спали. Она обнюхала, облизала их и пошла на охоту. Стоит уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещат от холода. Лицо обжигает мороз. Волчиха отправляется к зимовью. Она была слабого здоровья и мнительная. От малейшего шума пугается. Ее глаза в ночной темноте светятся и блестят, как два огонька. По слабости здоровья волчиха уже не охотится на телят и крупных баранов. Далеко она обходит лошадей с жеребятами. Свежее мясо ей приходится есть редко. (79 слов) (По А.Чехову) Грамматические задания: 1. Определите род, число, падеж словосочетаний голодная волчиха, от малейшего шума, на крупных баранов 2. Синтаксический разбор третьего предложения. Контрольное списывание Зайчата Ранней весной р..дились маленькие зайчата. По утрам были крепк.. весенние м..розы. Птиц и зверей д..ржал на снегу плотный наст. Кре..ко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они ждут св..ю мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих и чуж.. зайчат. П..казалось солнышко. Ярк.. светом залилась поляна. Обрадовались тёпл.. солнышку малыши, высунулись из сухой прошлогодн.. травы. Заметила зайчат суетливая птица. Пер..л..тает она от ветки к ветке, осматривает мес..ность. Б..льшими и страшными зв..рями кажутся ей ро..кие зайчата. Птица взл..тела и скрылась в молодом осиннике. (84 слова) ( По И. Соколову-Микитову) Грамматические задания: 1. В предложениях 1-го абзаца указать род, число и падеж имей прилагательных. Выделить окончания. 2. Последнее предложение разобрать по членам предложения, указать части речи. Контрольная работа по теме «Личные местоимения» Диктант История Каштанки. Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями. Рыжая собака прижалась к двери подъезда и дрожала от холода. Никто не спешил ей на помощь. Вдруг дверь открылась. Собака увидела невысокого человека. Она доверчиво прикоснулась к его руке. Он отряхнул снег с ее спины и позвал за собой. Дома незнакомец накормил собаку. Она осталась жить у него. Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. Он стал учить собаку. У нее обнаружились большие способности. История Каштанки описана в известном рассказе А.П.Чехова. (76 слов) (По В. Дурову) Грамматические задания: 1. Подчеркните личные местоимения в тексте 2. Определите лицо, число, род, падеж местоимений у него, ей, он 3. Ответьте на вопрос Для чего нужны местоимения в речи? Контрольное списывание О часах В глубокой древности у людей не было ч..сов. Они не умели делить сутки на часы, м..нуты. Се..одня часы повсюду (с) нами. Они висят на ул..це, в школе, в метро, на в..кзале. Часы у нас на руке, в кармане на длинной цепоч(?)ке. По своей форме часы бывают круглые, квадратные. Вы видали часы размером с горошину? А вот ..громные башенные часы с боем называются куранты. Куранты на Кремлёвской башне б..ют двенадцать раз в полдень, в полночь. (76 слов) Грамматические задания: 1. Подчеркнуть в тексте все местоимения. 2. Определить лицо, число и падеж местоимений: С НАМИ, У НАС, ВЫ. 3. Четвертое предложение разобрать по членам предложения. Контрольная работа по теме «Глагол» Диктант Урок здоровья На уроках физкультуры вы научитесь управлять своим телом. В спортивном зале ты научишься лазить по шесту. В походе тебе легко будет забраться на высокое дерево. На уроках гимнастики ты будешь прыгать через кожаного коня. Это поможет тебе вскакивать на живую лошадь. Ты будешь тренироваться сохранять равновесие на узком бревне. Это умение пригодится тебе, когда понадобится перебираться по жердочкам через ручей. Сильным, ловким, выносливым должен быть каждый человек. Сядь за руль мощного самосвала. Ты убедишься, что управлять могучей машиной может только сильный человек. Какой труд ты выберешь? С любой работой тебе легче будет справиться, если ты с юности разовьешь свое тело, закалишь волю. (101 слово) (По А.Дорохову) Грамматические задания: 1. Объясните написание глаголов тренироваться, будешь, сядь, закалишь. 2. Обозначьте части речи в предложении На уроках физкультуры вы научитесь управлять своим телом. Контрольное списывание Соловьи На берегу лесной реки в кустах черёмухи или шиповника ты можеш.. услышать самого замечательно..го певца нашей пр..роды - соловья. Он забирает(?)ся в густые заросли и начина..т петь. В..лшебные звуки его наполняют всю окрес..ность. С..ловей поёт веч..ром, а в мае часто п..ёт всю ночь. Чем больше птиц собирает(?)ся вместе, тем красивее звучат их голоса. Поющий соловей прижимает(?)ся к ветке, вытягивает(?)ся во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Всё его маленькое тельце дрож..т, а гла..ки блестят. Во всём мире не услыш..ш.. песни красивее соловьиной. (83 слова) Грамматические задания: 1. Подчеркнуть в тексте все глаголы. 2. Определить лицо и число глаголов: МОЖЕШЬ, ЗАБИРАЕТЬСЯ, НАПОЛНЯЮТ, ДРОЖИТ. Контрольная работа по теме «Имя числительное» Диктант Чудо природы. Удивительные способности верблюда терпеливо переносить жажду, жару всегда поражали людей. Верблюд может долго не пить. А потом выпьет и целую бочку, когда доберется до воды. Верблюд почти не потеет. Густая, плотная шерсть спасает его от перегрева. В знойный полдень она нагревается до восьмидесяти градусов, а кожа под нею – всего на сорок градусов. Верблюд дышит редко, всего восемь раз в минуту, а собака в жару дышит триста раз в минуту. Теряя вместе с водой третью часть веса, верблюд неделями бродит по знойной пустыне. (88 слов) (По И.Акимушкину) Грамматические задания: 1. Подчеркните имена числительные в тексте. 2. Разобрать предложение Густая, плотная шерсть спасает его от перегрева по членам предложения, обозначить части речи Контрольное списывание М.В. Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов — замеч..тельный рус..кий учёный. Его отец был крестьянином. Он занимался земл..делием и рыбной ловлей. Очень рано у Миши п..явилось желание учиться. Когда ему было десять лет, он научился грамоте. В пят(?)надцат(?) лет Миша начал самостоятельно изучать грамматику и арифметику. В девят(?)надцат(?) лет Ломоносов отправился учит(?)ся в Москву. Трудно было Ломоносову. Часто он голодал. Но труд..любие и сп..собности помогли ему п..бороть все трудности. Ломоносов стал велик..м учёным. Умер он пятидесяти четырёх лет. Ломоносов много сделал для развития рус..кой науки. (80 слов.) Грамматические задания: 1. Найти и подчеркнуть в тексте имена числительные. 2. Выписать из текста слова с корнем ТРУДКонтрольная работа по теме «Наречие» Диктант В лесу. Лес радостно встречал Никиту шумом деревьев. Справа кричала кукушка, звала Никиту к себе. Но дорожка вела влево, к роднику. Потом тропинка свернула между деревьями и вывела на поляну. Здесь весело звенели колокольчики, радуясь гостю. Вдруг из травы выпорхнули разноцветные бабочки и закружились над головой Никиты. А из травы весело улыбнулась крупная земляничка. Чудно, хорошо было кругом. Сначала Никита решил построить шалаш и остаться в чудесном лесу. Но близилась ночь. Деревья проводили его до опушки. (74 слова) (По С.Вангели) Грамматические задания: 1. Подчеркните наречия в тексте 2. Выпишите предложение с однородными членами, обозначьте их схематически. Контрольное списывание Летняя прогулка Х..рошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром х..дить в соседн..ю рощу. Стройными рядами стоят белые берё..ки. Сквозь л..ству з..играл на зелени травы зо..лотой луч утреннего солнца. Идёш(?) по у..кой тр..пинке. В густой тр..ве кр..снеет самая сла..кая ягода. Рвёш(?) душистую землянику. В чаще распевают птицы. За рощей в глубок..м овраге бьёт ключ(?). Сидишь на пенёчке у р..дника. Приятно выпить в жару родниковой воды! Какие вкусные яг..ды со свеж..м хлебом! Съешь завтрак и отправиш(?)ся домой. (80 слов.) Грамматические задания: 1. Найти и подчеркнуть в тексте все наречия. 2. Третье предложение разобрать по членам предложения. Контрольная работа по теме «Предложение» Диктант Шепот рыб. Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил на дно елочки, приспособил кормовую полочку, расчистил аллейки, обсадил водорослями, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь, и на огонек приплывали яркие окуньки, плотвички, уклейки. Я прислушался: «О чем они шепчутся?» Мне казалось, что рыбы о многом хотели рассказать людям. Рыбы жаловались жадных рыболов, которые ловят их сетью, просили не загрязнять озера и реки, прекратить сбрасывать в них всякий хлам. Они обещали за это не уходить из водоемов. (95 слов) (По Н. Сладкову) Грамматические задания: 1. Выписать предложение с однородными членами, построить схему. 2. Найти слова с приставками в первом предложении, обозначить приставки. Контрольное списывание В апреле Апрельское со..нце светит ярко. Тает п..следний снег. Первые стрелочки з..лёной тра..ки пр..резают весеннюю землю. Мя..кий вет..рок гонит, торопит облака. На ги..ких ветвях берёз появилась нежная л..ства. Всё в природе дыш..т, начинает расти Уже оттаял муравейник под старой с..сной. Вот по пашне ходит усталый после дальней д..роги грач(?). Ты шагаешь к реке. Ты убегаеш(?) на опушку леса. Смотришь в небо, видишь л..тящих с далёкого юга журавлей, лебедей, гусей. Они держат путь в р..дные места. Скоро мы услыш..м песни прилетевших с юга птиц. (82 слова.) Грамматические задания: 1. Третье предложение разобрать по членам предложения, составить схему предложения, обозначить части речи. 2. Найти и выписать предложение с однородными членами. Контрольная работа по теме «Предложение» Диктант Голубые глаза апреля. Бегут, журчат в оврагах ручьи. С крыш, с заледенелых сосулек полилась на землю капель. В деревне стало звонко – звонко, точно у каждой калитки повесили колокольчик. Вижу, что на дорогу села желтогрудая птица. Скакнула, перепорхнула на вербу, оглянулась и пропела: «Синь-синь-синь». Я тоже посмотрел вокруг. И правда, все голубое и синее. И небо, и пушистая верба, и ивнячок. Даже опушка вся голубая от цветов пролески. Птица посидела, покачалась на вербе и снова пропела: «Синь-синь-синь». Дедушка сказал: «Верно, овсянка! У апреля голубые глаза» (81 слово) (По А.Баркову) Грамматические задания: 1. В предложении С крыш, с заледенелых сосулек полилась на землю капель выделить приставки в словах. 2. Во втором абзаце подчеркнуть предложение с прямой речью Контрольное списывание Невидимка Я сидел на б..регу л..сного озера. К воде свисали ветви берёз, г..лубое небо прокололи остр..конечные ели. По опавш..м листьям прошелестели лё..кие шажки. Я выглянул из шалаша и увидел рябчика. Вдруг над лесом мелькнула тень ястреба, и рябчик встрепенулся и и..чез. Хищник пр..мчался и ул..тел. Рябчик съёжился, прижался к земле и слился с общим фоном. Ястреб опять появился. Он сел на верхушку сухой ели, и у озера воцарилась тиш..на. Ястре.. не выдержал мёртвой тишины и улетел. Сразу всё ожило. Замелькала над водой трясогузка, запищали и вспорхнули с..ницы. (87 слов) (По Н. Устинову) Грамматические задания: 1. Выписать из текста сложное предложение. Подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи. 2. Составить из двух простых предложений одно сложное. ЯСТРЕБ СЕЛ НА ВЕРХУШКУ СУХОЙ ЕЛИ. У ОЗЕРА ВОЦАРИЛАСЬ ТИШИНА. Итоговая контрольная работа Диктант Глухарь на гальке. Широко раскинулось лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Всходит над лесом и озером солнце. Его лучи касаются деревьев, и загораются золотом их вершины. На яркий расписной ковер похожи берега пустынного озера. Редкие сосны стоят над болотными кочками, которые заросли вереском и мхом. На рассвете вылетел на береговую гальку глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюет крепкие круглые камешки. Они нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глухари колючей и жесткой сосновой хвоей. Ходит по гальке глухарь, выбирает крепкие камешки. Не шелохнется прозрачное озеро. Все выше поднимается над лесом осеннее солнце. (100 слов) (По И. Соколову-Микитову) Грамматические задания: 1. Объясните написание окончаний глаголов: выбирает, ходит 2. Разобрать предложение: Его лучи касаются деревьев, и загораются золотом их вершины. 3. Выпишите предложение с однородными членами. Контрольное списывание Чудесный май Майскую весну торжественно встр..чают залпы гроз и щедрые тёплые ливни. Ч..десная п..года стоит в этом месяце. После гр..зового д..ждя ярче сияет со..нце. На голубом небе расцв..тает радуга. Первые л..сточ(?)ки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Войдите в майский лес. Он весь в з..лёном убранстве. С раннего утра до поздн.. вечера распевает пернатое царство. Ты подходишь к руч..ю, видишь, как он торопливо прокладывает себе д..рогу. Воздух наполнен м..гучим запахом в..сны. Ты его узнаешь и в гор..де среди других запахов. (81 слово.) Грамматические задания: 1. Выписать из текста сложное предложение, обозначить главные члены предложения. 2. Разобрать по составу слова: ГРОЗОВОГО, ЛИСТОЧКИ. Виды и формы промежуточного и итогового контроля. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.