Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку основное общее образование, 7 класс составитель: Дайнзанова М. В., учитель русского языка и чтения ГО Эгвекинот 2023 год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 7 класса предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе: 1. Федеральный Закон РФ № 273 от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока исключенных учебников» 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022г.»1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 5. Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 22.01.2021 № Р – 23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году» 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» на 2023 – 2024 учебный год 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы: - рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018 г. Данная рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2020. Программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Цели и задачи учебного предмета Изучение русского языка в 7 классе имеет целью создание условий для овладения системой знаний и умений, необходимой для применения в практической деятельности и формирования коммуникативных способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: приобретение ряда грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса; совершенствование графических навыков; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; развитие положительных качеств и свойств личности. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 7 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели). Планируемые результаты освоения учебного предмета На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать: 1) формирование интереса к изучению русского языка; 2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; 3) овладение основами грамотного письма; 4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предполагается, что к концу обучения в 7 классе учащиеся будут иметь: Минимальный уровень Достаточный уровень: списывать текст целыми словами; списывать текст целыми словами и писать под диктовку с предварительно словосочетаниями; разобранными трудными орфограммами; писать под диктовку текст с изученными определять границы предложений; орфограммами; выделять главные и второстепенные члены делить текст на предложения; предложения с помощью учителя; выделять тему текста, участвовать в участвовать в обсуждении темы и идеи обсуждении основной мысли; текста; самостоятельно воспроизводить текст, исправлять текст с помощью учителя; воспринятый частями (свободный оформлять деловые бумаги с опорой на диктант) после предварительной образец (под руководством учителя); отработки каждой части (до 60 слов); различать части речи по вопросам с доказывать принадлежность слов к помощью учителя; определенным частям речи, пользоваться школьным орфографическим ориентируясь на их значение и вопрос с словарем с помощью учителя. помощью опорных таблиц; находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно; писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации; оформлять деловые бумаги с опорой на образец; составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию; пользоваться школьным орфографическим словарем. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 7 классе Раздел 1. «Звуки и буквы. Текст» - 5ч. Повторение. Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Их дифференциация по наличию и отсутствию преграды. Разделительные мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки в словах. Различение написание мягкого (ь) и твердого знаков (ъ). Правописание безударных гласных в словах. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим — слышим — пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка безударной гласной изменением формы слова и подбором родственных слов. Правописание звонких и глухих согласных. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка сомнительной согласной изменением формы слова и подбором родственных слов. Раздел 2. «Предложение. Текст» - 11 ч. Предложения нераспространенные и распространенные. Распространение предложений с использованием схем, указывающих на изменение порядка слов в предложении. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Наблюдение за средствами связи предложений в тексте: местоимения, наречия, текстовые синонимы (без называния терминов). Однородные члены предложения. Распространение предложений однородными членами. Составление предложений с однородными членами. Обращение. Его место в предложении. Употребление обращения в диалоге. Текст: вступление, главная часть, заключение. Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами. Озаглавливание текста. Использование в тексте однородных членов предложения, обращения. Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения. Определение задач диалога. Составление диалогов по аналогии. Употребление обращения в диалоге. Деловое письмо: адрес. Раздел 3. «Состав слова. Текст» - 19ч. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами оценки (-ник- — -ец-, -ист-, -ищ- и др.). Связь слов по смыслу при помощи окончаний. Их употребление в речи. Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Правописание гласных в корне и приставке. Знакомство со сложными словами. Правописание сложных слов. Образование сложных слов. Состав слова. Закрепление знаний. Деловое письмо. Поздравление. Части речи – 72 ч. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении. Образование одних частей речи от других. Имя существительное. Значение в речи. Использование существительных для сравнения одного предмета с другими. Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж. Различение и правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. Три склонения существительных в единственном числе. Существительные 1 склонения. Определение склонения по начальной форме. Существительные 2 склонения. Существительные 3 склонения. Различение существительных 1, 2 и 3 склонения. 1-е склонение существительных в единственном числе. Ударные и безударные окончания существительных 1 –го склонения. Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1 –го склонения. 2-е склонение существительных в единственном числе Ударные и безударные окончания существительных 2 –го склонения. Правописание безударных падежных окончаний существительных 2 –го склонения. 3-е склонение существительных в единственном числе. Ударные и безударные окончания существительных 3 –го склонения. Правописание безударных падежных окончаний существительных 3 –го склонения. Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний. Существительное. Закрепление знаний. Текст. Установление последовательности фактов в тексте. Деловое письмо. Записка. Имя прилагательное. Значение в речи. Описание предмета и его частей при помощи прилагательных. Использование прилагательных для сравнения предметов. Составление словосочетаний с прилагательными. Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с существительными в роде и числе. Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Склонение прилагательных женского рода. Изменение прилагательных женского рода по падежам. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Прилагательное. Закрепление знаний. Глагол. Значение в речи. Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих однотипные семантические группы (свет — светить, светлый). Использование глаголов для сравнения предметов. Использование глаголов для сравнения предметов. Время и число глаголов. Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени. Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей. Понятие о неопределенной форме глагола. Правописание глаголов в неопределенной форме. Постановка глаголов в неопределенную форму. Частица не с глаголами. Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами. Правописание частицы не с глаголами. Глагол. Закрепление знаний. Текст. Составной план текста. Местоимение. Личные местоимения. Значение личных местоимений. Лицо и число местоимений. Местоимения 1 лица. Определение вместо каких существительных используются местоимения. Местоимения 2 лица. Местоимения 3 лица. Изменение местоимений 3 лица единственного числа по родам. Различение местоимений по лицам и числам. Личные местоимения. Закрепление знаний. Чтение диалогов, определение собеседников. Раздел 4. «Предложение. Текст» - 14 ч. Простое предложение. Однородные члены предложения без союзов и с союзом И. Однородные члены предложения с союзами А, НО. Однородные члены предложения с союзами И, А, НО. Различение интонация перечисления и сопоставления. Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. Знаки препинания. Сложное предложение. Части сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Составление сложных предложений. Простое и сложное предложения. Закрепление знаний. Раздел 5. «Повторение» - 13ч. Состав слова. Правописание в приставке и корне. Существительное. Прилагательное. Глагол. Местоимение. Раздел 6. «Связная речь» - в т.ч. 10ч. Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части. Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи предложений, подбором заголовка. Коллективная запись вступления и заключения текста, самостоятельная запись основной части. Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, образных слов, подбором заглавия. Самостоятельная запись основной части текста. Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста (тема или основная мысль). Восстановление текста по опорным словам. Коллективное описание предмета с опорой на картинку или на сам предмет по данному плану. Использование изобразительных средств языка. Самостоятельное составление текста — описание предмета с предварительным разбором темы, языковых средств и средств связи. Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам с предварительным анализом текста (тема, основная мысль, средства связи, изобразительные средства языка). Самостоятельное его воспроизведение. Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, изобразительных средств языка. Составление текста письма, поздравительной открытки к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи. Словарные слова, изучаемые в 7 классе Антракт, бассейн, велосипед, география, естествознание, кабинет, километр, лекарство, мастер, мороженое, насекомое, недавно, портрет, порядочный, почтальон, приветливый, рецепт, сантиметр, спектакль, стадион, станок, театр, температура, тренер, тренировка. Тематическое планирование № п/п Разделы программы. Тема урока 1 Повторение Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены. Однородные члены предложения Р\р Работа с текстом «Сентябрь - начало осени» Сложные предложения Закрепление по разделу «Повторение» Диктант по разделу «Повторение» Работа над ошибками Колво часов 12 Контрольные работы Диктант по разделу «Повторение» Характеристика основных видов деятельности Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Работа с текстом Беседа 2 3 Состав слова Корень. Однокоренные слова Приставка Суффикс Окончание Закрепление по теме «Состав слова» Безударные гласные в корне Безударные гласные в корне Звонкие и глухие согласные в корне Звонкие и глухие согласные в корне Непроизносимые согласные в корне Закрепление по теме «Орфограммы в корне» Диктант по теме «Орфограммы в корне» Работа над ошибками Гласные и согласные в приставках Гласные и согласные в приставках Разделительный ъ после приставок Приставка и предлог Приставка и предлог Закрепление по теме «Правописание в корне и приставке» Сложные слова Сложные слова Деловое письмо. Объяснительная записка Р/р Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» Закрепление по теме «Состав слова» Диктант по теме «Состав слова» Имя существительное Имя существительное как часть речи Грамматические признаки имени существительного Грамматические признаки имени существительного 26 Диктант по теме «Орфограммы в корне» Диктант по теме «Состав слова» 18 Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Работа с текстом Беседа Тест Работа с текстом, диалогом Сочинение Диктант по теме Практические «Имя упражнения существительное» Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Работа с текстом 4 Существительного мужского и женского рода с шипящей на конце Склонение имен существительных в единственном числе Склонение имен существительных в единственном числе Три склонения имен существительных Три склонения имен существительных Безударные падежные окончания имен существительных Безударные падежные окончания имен существительных Безударные падежные окончания имен существительных Р\р Изложение с предварительным анализом и составлением плана «На севере» Склонение имен существительных во множественном числе Склонение имен существительных во множественном числе Существительные множественного числа в Р.п. с шипящей на конце Закрепление по теме «Имя существительное» Диктант по теме «Имя существительное» Работа над ошибками Имя прилагательное 17 Имя прилагательное как часть речи Значение прилагательного в речи Согласование прилагательного с существительным в роде и числе Склонение имен прилагательных в Беседа Тест Изложение Диктант по теме «Имя прилагательное» Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Работа с текстом Беседа Тест Изложение 5 единственном числе мужского и среднего рода Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского и среднего рода Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского и среднего рода Склонение имен прилагательных в единственном числе женского рода Склонение имен прилагательных в единственном числе женского рода Склонение имен прилагательных в единственном числе женского рода Закрепление по теме «Склонение имен прилагательных в единственном числе» Р\р Изложение с предварительным анализом и составлением плана «Сказки Андерсена» Склонение имен прилагательных во множественном числе Склонение имен прилагательных во множественном числе Склонение имен прилагательных во множественном числе Закрепление по теме «Имя прилагательное» Диктант по теме «Имя прилагательное» Местоимение 13 Местоимение как часть речи Местоимения 1, 2, 3-го лица Число личных местоимений Местоимения 1-го лица Диктант по теме «Личные местоимения» Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Работа с текстом Беседа Сочинение 6 Склонение местоимений 1го лица Местоимения 2-го лица Склонение местоимений 2го лица Склонение местоимений 2го лица Местоимения 3-го лица Склонение местоимений 3го лица Закрепление по теме «Личные местоимения» Диктант по теме «Личные местоимения» Работа над ошибками Р\р Сочинение «Мой день после школы» Глагол 20 Глагол как часть речи Значение глаголов в речи Изменение глаголов по временам Изменение глаголов по временам Изменение глаголов по числам Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам Не с глаголами Изменение глагола по лицам 1-е лицо глаголов 2-е лицо глаголов 3-е лицо глаголов 3-е лицо глаголов Р/р Изложение описательного текста с предварительным анализом и опорой на план-схему « В лесу» Правописание глаголов 2го лица единственного числа Правописание глаголов в 3м лице Правописание глаголов в 3м лице Зачет Диктант по теме «Глагол» Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Работа с текстом Беседа Тест Изложение 7 8 Закрепление по теме «Глагол» Диктант по теме «Глагол» Работа над ошибками Предложение Предложение Простые и сложные предложения Простое предложение с однородными членами Простое предложение с однородными членами Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и Закрепление по теме «Однородные члены предложения» Сложное предложение Сложное предложение Обращение Обращение Закрепление по теме «Предложение» Диктант по теме «Предложение» Повторение изученного за год Состав слова Правописание в приставке и корне Правописание в приставке и корне Имя существительное Имя существительное Имя прилагательное Имя прилагательное Местоимение Местоимение Глагол Глагол Р/р Сочинение по картине И.И . Шишкина «Утро в сосновом лесу». Предложение Предложение Предложение Подготовка к итоговому контрольному диктанту Итоговый контрольный диктант Работа над ошибками 12 Диктант по теме «Предложение» Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Работа с текстом Беседа 18 Итоговый контрольный диктант Практические упражнения Дидактические игры Диктанты Письмо по памяти Словарная работа Работа с текстом Беседа Тест Сочинение Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебно-методическое обеспечение по русскому языку для учащихся Класс 7 Название Автор Русский язык Издательство Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Просвещение Год издания 2021 Просвещение 2004 5-9 Рабочая тетрадь № 1 (Состав слова) Рабочая тетрадь № 2 (Имя существительное) Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Просвещение 2004 5-9 Рабочая тетрадь № 3 (Имя прилагательное) Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Просвещение 2004 5-9 Рабочая тетрадь № 4 (Глагол) Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В Просвещение 2004 5-9 Дидактический и наглядный материал на уроках русского языка Материал Диск Диск Диск Диск Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Тема Русский язык. Начальная школа. 2 класс Русский язык. Начальная школа. 4 класс Русский язык. Средняя школа. 5 класс Русский язык. Морфология. Орфография. 5 – 6 класс Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам Разбор глагола Разбор имени прилагательного Фонетический разбор слова Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам Обращение ь после шипящих Спряжение глаголов Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа Суффиксы Подбирай проверочные слова Правописание приставок на з – с Безударная гласная в корне Однокоренные слова и разные формы одного слова Говори правильно Однокоренные ли это слова? Таблица Таблицы Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Комплект таблиц Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблицы Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Раздаточный дидактический материал (карточки) Раздаточный дидактический материал (карточки) Раздаточный дидактический материал (карточки) Склонение личных местоимений ОН и ОНА Русский язык. Словарные слова Три склонения имен существительных Падежи Окончания имен существительных Ь после шипящих Однородные члены предложения Русский алфавит Часть речи Состав слова Члены предложения Образец фонетического разбора Приставки пиши слитно Суффиксы Перенос слова Слово. Предложение. Текст Разделительный ь Связь слов в предложении Склонение имен прилагательных Пример морфологического разбора имени прилагательного Типы предложения Правописание гласных в корне слова Простые предложения Признаки предложения Имя прилагательное Приставки и предлоги Правописание приставок Личные местоимения Морфологический разбор личных местоимений Склонение личных местоимений Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами Правописание –тся и –ться в глаголах Склонение личных местоимений 3-го лица Словарные слова с непроверяемыми гласными Различение 1 и 2 спряжения по неопределенной форме глагола Спряжение глаголов настоящего времени Морфологический разбор глагола Особые формы глагола Окончания глаголов Как определить спряжение глагола Частица не с глаголами Глагол (изготовлено самостоятельно) Орфография (изготовлено самостоятельно) Пунктуация (изготовлено самостоятельно) Раздаточный дидактический материал (карточки) Раздаточный дидактический материал (карточки) Ребусы Раздаточный дидактический материал (тесты) Раздаточный дидактический материал (тесты) Раздаточный дидактический материал (тесты) Раздаточный дидактический материал (тесты) Раздаточный дидактический материал (тесты) Демонстрационный материал Демонстрационный материал Дидактический материал Развитие речи (изготовлено самостоятельно) Предложение (изготовлено самостоятельно) Словарные слова, пословицы Глагол (изготовлено самостоятельно) Имя существительное (изготовлено самостоятельно) Имя прилагательное (изготовлено самостоятельно) Состав слова (изготовлено самостоятельно) Орфография (изготовлено самостоятельно) Словарные слова Трудовой словарь Дидактические игры на уроках русского языка Методическое обеспечение 1. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 2. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009. 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. 4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013. 5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011. 6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018. 7. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2020. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. 9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Приложения к программе Календарно-тематическое планирование № № п/п 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Раздел, тема урока Повторение. Текст. Повторение. Звуки и буквы. Текст. Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Разделительные мягкий и твердый знаки в словах. Правописание безударных гласных в словах. Правописание звонких и глухих согласных в словах. Звуки и буквы. Закрепление знаний. Предложение. Текст. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения Распространение предложений однородными членами. Составление предложений с однородными членами. Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами. Обращение. Его место в предложении. Употребление обращений в диалоге. Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Административная контрольная работа (входящая) Закрепление знаний по теме «Повторение. Текст». Деловое письмо. Адрес. Состав слова. Текст Состав слова. Текст. Корень. Однокоренные слова Приставка. Суффикс. Окончание. Правописание гласных и согласных в корне. Безударные гласные в корне. Звонкие и глухие согласные. Правописание в корне. Закрепление знаний. Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках. Разделительный твердый знак после приставок. Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний. Контрольный диктант № 2 «Состав слова» Работа над ошибками. Состав слова. Кол-во часов 16 5 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 02.09. 05.09. 06.09. 07.09. 09.09. 12.09. 13.09. 14.09. 16.09. 19.09. 20.09. 21.09. 23.09. 1 1 1 19 1 28.09. 26.09. 27.09. 1 1 1 1 03.10. 04.10. 05.10 07.10. 1 1 1 10.10. 11.10 12.10. 1 1 1 1 14.10. 17.10. 19.10. 18.10 30.09. 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Изложение повествовательного текста с предварительным анализом. Сложные слова. Знакомство со сложными словами. Правописание сложных слов. Образование сложных слов. Состав слова. Закрепление знаний. Состав слова. Закрепление знаний. Деловое письмо. Поздравление. Части речи. Текст Различение частей речи. Образование одних частей речи от других Имя существительное Значение существительных в речи Использование существительных для сравнения одного предмета с другим. Род и число существительных. Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце Правописание существительных с шипящей на конце. Три склонения существительных в единственном числе. Существительные 1 склонения. Определение склонения по начальной форме. Существительные 2 склонения. Существительные 3 склонения. Различение существительных 1, 2 и 3 склонения. 1-е склонение существительных в единственном числе. Ударные и безударные окончания существительных 1 –го склонения. Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием Правописание безударных падежных окончаний существительных 1 –го склонения. 2-е склонение существительных в единственном числе. Ударные и безударные окончания существительных 2 –го склонения. Правописание безударных падежных окончаний существительных 2 –го склонения. 3-е склонение существительных в единственном числе. Ударные и безударные окончания существительных 3 –го склонения. Правописание безударных падежных окончаний существительных 3 –го склонения. Текст. Установление последовательности фактов в тексте. Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний. Административная контрольная работа Работа над ошибками. Существительное. Закрепление знаний. 1 21.10. 1 24.10. 1 1 1 1 1 72 1 1 1 25.10. 26.10 28.10. 07.11 09.11 1 16.11. 1 1 17.11. 18.11. 1 1 21.11. 23.11. 1 1 1 1 1 24.11. 25.11. 28.11. 30.11. 01.12. 1 02.12. 1 05.12. 1 07.12. 1 08.12. 1 09.12. 1 12.12. 1 1 14.12. 16.11. 1 1 15.12. 19.12. 10.11 11.11 14.11. 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 Деловое письмо. Записка. Сочинение по данному плану и опорным словам Имя прилагательные Значение прилагательных в речи Описание предмета и его частей. Использование прилагательных для сравнения предметов. Словосочетания с прилагательными. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Склонение прилагательных женского рода. Изменение прилагательных женского рода по падежам. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Прилагательное. Закрепление знаний. Подготовка к диктанту Контрольный диктант № 4 «Имя прилагательное». Работа над ошибками. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Глагол. Значение глагола в речи. Использование глаголов для сравнения предметов. Время и число глаголов. Различение глаголов по временам. Изменение глаголов по временам. Различение глаголов по числам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени. Время и число глаголов. Закрепление знаний. Текст. Составной план текста. Подготовка к диктанту Диктант по теме «Глагол» Понятие о неопределенной форме глагола. Правописание глаголов в неопределенной форме. 1 1 1 21.12. 22.12. 23.12. 1 1 1 1 26.12. 28.12. 29.12. 30.12. 1 12.01. 1 13.01. 1 16.01. 1 18.01. 1 19.01. 1 20.01. 1 23.01. 1 25.01. 1 26.01. 1 1 1 1 27.01. 30.01. 31.01. 01.02. 1 1 1 03.02. 06.02 08.02. 1 1 1 1 1 09.02. 10.02. 13.02. 15.02. 16.02. 1 1 1 1 1 17.02. 20.02. 22.02. 27.02. 01.03. 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 Постановка глаголов в неопределенную форму. Использование частицы не в значении отрицания. Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами. Правописание частицы не с глаголами. Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Письмо. Административная контрольная работа Местоимение Личные местоимения Значение личных местоимений в речи. Местоимения 1-го лица Местоимения 2-го лица Местоимения 3-го лица Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам. Различение местоимений по лицам и числам. Личные местоимения. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Контрольный диктант № 6 «Местоимение». Работа над ошибками. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Изложение рассказа по началу и опорным словам Предложение Простое предложение. Однородные члены предложения без союзов и с союзом И Однородные члены предложения с союзами А, НО Однородные члены предложения с союзами И, А, НО Обращение. Знаки препинания при обращении. Простое предложение. Закрепление знаний. Сложное предложение. Части сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении Составление сложных предложений. Простое и сложное предложение. Закрепление знаний. Контрольный диктант № 7 «Повторение изученного за год» Работа над ошибками. Деловое письмо. Объявление. Коллективное сочинение по серии картинок Повторение Состав слова Правописание в приставке и корне Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение 1 1 1 1 1 02.03. 03.03. 06.03. 07.03. 10.03. 1 1 13.03. 15.03. 16.03. 1 1 1 1 1 17.03. 20.03. 22.03. 23.03. 24.03. 1 1 03.04. 05.04. 1 1 06.04. 07.04. 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 128 129 130 131 132 133 134 Подготовка к диктанту Итоговый контрольный диктант (№ 8) Работа над ошибками Деловое письмо. Объяснительная записка. Простое предложение Сложное предложение Урок-викторина 1 1 1 1 1 1 1 Основной инструментарий для оценивания результатов Оценка устных ответов Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Отметка «1» за устные ответы не ставится. Оценка письменных работ учащихся Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями не рекомендуется. Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся. Контрольные диктанты должны содержать 3–4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50 % от числа слов текста. Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8 – 10 слов, во II классе в начале учебного года – 10 –12 слов, к концу года – 16 –18 слов, в III классе – 20 –25 слов, в IV классе – 30 – 35 слов, в V классе – 40 – 50 слов, в VI–VII классах – 50–70 слов, в VIII–Х классах – 70 – 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: V – IX классы Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок. Отметка «4» ставится за работу с 1–2 ошибками. Отметка «3» ставится за работу с 3–5 ошибками. Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6–8 ошибок. Отметка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2». В письменных работах не учитывается 1–2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправления или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается. б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: - повторение одной и той же буквы (например, «посуда»); - недописывание слов; - пропуск одной части слова при переносе; - повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. Оценивание грамматического разбора При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами: Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1–2 исправления. Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2–3 ошибки. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4–5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий. Отметка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV–V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20–45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI–VII – 45–70 слов, в VIII–IX классах – 70–100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII–IX(X) классах допускается самостоятельное составление планов учащимися. При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы. Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1–2 орфографические ошибки. Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3–4 орфографические ошибки. Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2–3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, с 5–6 орфографическими ошибками. Отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок. Отметка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения. Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения. Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, можно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания. Контрольно - измерительные материалы по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 7 класса Данная работа содержит контрольные диктанты и задания для обучающихся 7 класса. Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по русскому языку. Контрольно – измерительные материалы составлены по разделам и темам программы по русскому языку, что позволит учителю выявить уровень понимания учащимися изученного материала по темам: 1. Повторение. Звуки и буквы. Текст. 2. Состав слова. Текст. 3. Имя существительное. Текст. 4. Имя прилагательное. Текст. 5. Глагол. Текст. 6. Местоимение. Текст. 7. Предложение. Повторение. Текст Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы. Цель и содержание контрольной работы по русскому языку: получение объективной информации о состоянии уровня освоения предметных результатов по русскому языку в 7 классе у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся по предмету. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ: работа состоит из контрольного диктанта и выполнения задания. Задания для выполнения минимального уровня включает: написание диктанта под диктовку учителя и выполнение упрощённых заданий по теме. Задания достаточного уровня включает: написание диктанта под диктовку учителя и выполнение заданий, отличающихся по уровню сложности. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности: письмо под диктовку направлено на выявление умения различать буквы и звуки, их графическое обозначение, устанавливать звукобуквенные отношения, на умение определять наличие в словах изученных орфограмм, умение применять правила правописания (в объеме содержания курса). Задания, размещенные в конце диктанта, служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Время и способ выполнения контрольной работы: время выполнения работы рассчитано на один урок. Работа выполняется в тетрадях для контрольных работ. Контрольная работа № 1 по разделу «Повторение» Диктант Осенняя пора Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опятами. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. (62 слова) Грамматические задания: 1. Выписать 4 предложение. 2. Подчеркнуть в нём главные и второстепенные члены предложения. 3. Указать часть речи над каждым словом. Контрольное списывание Осень На л.сной п.ляне ещё греет со.нце, а на опушке леса уже пос.лилась прохлада. Подр.сла за лето дичь. Зацв.ли сосны и ели. Д.хнёт в.т.рок, и ложится на з.л.тую сушь рыж.х иголок жёлтая пороша. Л.сные травы – по пояс. С.неют к.л.кольчики, б.леют ромашки. Душа радуется л.сному ур.жаю. Сколько здесь ж.лудей, орехов, яго.! Но лес уже умолк. Стихли певчие птицы, но ещё тр.щат кузнечики и сверчки. Грамматические задания: 1. Выписать 7 предложение. 2. Подчеркнуть в нём главные и второстепенные члены предложения. 3. Указать часть речи над каждым словом. Контрольная работа № 2 по теме «Состав слова» Диктант На строительной площадке В столице идёт большая стройка. На нашей улице растёт новый дом. Части для постройки дома делают на заводе. Их доставляют на длинной машине. Сегодня привезли оконные рамы, железо для крыши, готовые лестницы. На прицепе стояли две плиты. По стальным рельсам ходят подъёмные краны. Они подают тяжёлый груз на верхние этажи. Рабочие укрепляют плиту. Кладут уже двенадцатый этаж. Отсюда как на ладошке видна вся местность вокруг. (68 слов) Слова для справок: на нашей, по рельсам, отсюда. Грамматические задания: 1. Разобрать по составу слова: длинный, оконные, постройка. 2. Найти и выписать 3 слова с приставками. Контрольное списывание Ягодные адреса Яг..ды растут по разным адресам. Красная душ..стая з..мляника созревает на душистой опушке или на солнечном пригорке. Черника зреет у к..рней лохматой ели. Сла..кая малина растёт на выру..ке или в овраге. Кислая осенняя ягода клюква поспевает на б..лоте. Тоненькие стебельки протянулись по моховому ковру. На каждой ниточке лежат яго..ки, словно бусы. Бруснику надо искать в ельнике. Эта поз..няя осенняя ягода растёт на низком кустике с плотными бл..стящими листочками. (69 слов) (ПоН.Надеждиной.) Грамматические задания: 1. Найти и выписать из текста 3 слова со звонкими и глухими согласными в корне слова. 2. Слова осенняя, стебельки, ягодки, на пригорке разобрать по составу. Контрольная работа №3 по теме «Имя существительное» Ночной лес Удивительная перемена происходит в лесу при наступлении ночи. Днем лес оглушает пение птиц. Легкий ветер качает ветви берез. Солнечный луч играет в листве деревьев. Яркие бабочки летают над цветами. Все радует душу. Но вот наступает ночь. Деревья напоминают огромных чудовищ. Голоса птиц похожи на стоны. Каждый шорох пугает путника. Из-за туч выглядывает луна. Ее свет окружает лес тайной. Ночью природа превращается в сказочное царство. (64 слова) (По А.Меню) Грамматические задания: 1. Объяснить правописание слов луч, ночь, чудовищ, из-за туч. 2. Определить грамматические признаки существительных в лесу, над цветами, природа Контрольное списывание Снегирь Снегирь чуть больше воробья. С чёрной шапочкой на г..лове и серой спинкой. Снегиря можно наблюдать на опушк..леса, в саду, парк.., на бульваре. Снегирь хорошо лазает по в..твям дерева. На рябине или клёне снегири сидят ч..сами. Могут сидеть и весь короткий зимний день. Эти птицы едят с..мена хвойных и лиственных деревьев. Весной снегири летят вчащ.. и устраивают гнёзда в густых лапах елей, на ветвях берёз и сосен. Наблюдай за этими интересными птиц..ми.(75 слов.) Грамматические задания: 1. Подчеркнуть в тексте все существительные. 2. Определить склонение существительных: С ШАПОЧКОЙ, НА ГОЛОВЕ, НА ОПУШКЕ, В ЧАЩУ, СНЕГИРЯ. Контрольный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное» Солдат Сусеев Бурая степь ровным ковром лежала под ярким солнцем. Колосилось пшеничное поле. После неравного боя отходил солдат Николай Сусеев через донские степи с группой пехотинцев. На притоках Дона солдаты сходились, чтобы пробиваться к своим. Николай шел с красными от бессонницы глазами через тихие хутора, через жаркие поля с густыми хлебами. Горько было сознавать, что родную землю скоро будет топтать враг. (61 слово) (По Н.Илишкину) Грамматические задания: 1. Подчеркнуть прилагательные в тексте 2. Определить род, число, падеж словосочетаний под ярким солнцем, через тихие хутора, родную землю. Контрольное списывание Лисица По широк..муснежн..му полю тонкой тёмн.. нитью пр..тянуласьполо..касл..дов хитрой рыжей лисички. Плутовка п..вела се..одня долг.. и удачную охоту за мышками. С..йчас она отправилась на отдых в ближний дремуч..лес. В глубокой и удобной норе ж..вёт эта хищница. В заросшей колюч..м кустарником чаще дубов... леса под обрывистым склоном ветвистого оврага находится нора. А в сотне метров от неё под корнями упавшего толст.. древнего дуба устроил тёплую надёжную зимнюю б..рлогу могуч.. медведь. (72 слова) Грамматические задания: 1. Выделить окончания прилагательных, определить род, число: ПО СНЕЖНОМУ ПОЛЮ, РЫЖЕЙ ЛИСИЧКИ, УДАЧНУЮ ОХОТУ, ДРЕВНЕГО ДУБА, МОГУЧИЙ МЕДВЕДЬ. Контрольная работа № 5 по теме «Личные местоимения» Диктант. Жалька Ночью я подхожу к окну, отодвигаю занавеску и смотрю на термометр. Это заметила Жалька. Она привязана ко мне, как мать к своему ребенку. После меня встанет, лизнет термометр и ляжет на коврик возле печки. Утром я иду в столовую пить чай. Идет и Жалька. После первой чашки я бросаю ей кусочек булочки. Она гордо глядит на меня. Не хлеб ей дорог, а мое внимание. Я становлюсь к ней спиной, и тогда она начинает есть. (73 слова) (По М.Пришвину) Грамматические задания: 1. Подчеркнуть местоимения в тексте 2. Определить лицо, число, падеж местоимений ко мне, ей, на меня. Контрольное списывание Лебеди Настала осень. Она пришла и в лес. Листья на деревьях пож..лтели и побурели. С..рдитый ветер кружил их по воздуху. Стало очень хол..дно. Тяжелые тучи сыпали на землю град, сне.., дождь. Раз под вечер показалась над лесом стая чудесных птиц. Они были белые. (У)них были длинные гибкие шеи. Это ок..зались лебеди. Птицы взмахнули великолепными крыльями. Они л..тели с холодных лугов в теплые края. От прекрасных лебедей н..льзя было оторвать глаз. Хотелось см..треть и см..треть(на) них. (78 слов). Грамматические задания: 1. Найти и подчеркнуть в тексте местоимения. 2. Данное предложение разобрать по членам предложения: ПТИЦЫ ВЗМАХНУЛИ ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КРЫЛЬЯМИ. Контрольная работа № 6 по теме «Глагол» Диктант Ночь была теплая. С садов тянуло яблоками, укропом, мокрой крапивой. На краю деревни желтым пятном светились окна. В темноте огонь казался далеким и торжественным. Спать пошли на сеновал. Летом нет лучшего ночлега, чем на сеновале. Сомкнешь веки, и перед глазами встает зеленый луг, зашумит дикий клевер. Идешь по широкому прокосу, со всего плеча опускаешь в траву отточенную сталь, и поет она по росе свою песню. (65 слов) (По И. Васильеву) Грамматические задания: 1. Выписать глаголы 2-го лица единственного числа, обозначить окончания. 2. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения. Контрольное списывание Наступление весны После х..лодной зимы наступает долгожданная весна. С радостью ждеш..ее прихода. Внимательно следишь за признаками в..сны. Сердце радует(?)ся яркому солнечному свету. Воздух свежий и прозрачный. Быстро тает снег. Лед на р..ке трещит. На солнечном припеке зеленеет трава. На деревьях н..бухают клейкие поч(?)ки. Солнце греет все сильнее. В воздухе пахнет м..лодыми листьями и прелой землей. Скоро вскроют(?)ся реки, и рыхлые льдины п..плывут по т..чению в..ды. П..ля и леса наполнят(?)ся птичьими голосами. Все рады в..сне. (75 слов). Грамматические задания: 1. Подчеркнуть в тексте все глаголы. 2. Определить время, лицо и число глаголов: НАСТУПАЕТ, ЖДЕШЬ, НАБУХАЮТ, ПОПЛЫВУТ. Контрольная работа № 7 по теме «Предложение» Диктант Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и зацвели озимые. Похорошела весна, листвой оделись леса и парки. Первый гром «развязал язык» кукушкам и лягушкам. Свой голос лягушка подает тогда, когда щука отметала икру. Кукушка сообщает о своем прилете лесничим, лесоводам и лесникам. Очень уважают ее лесоводы. Только кукушка охотно клюет мохнатых гусениц и майских жуков. Ученые отмечают большие заслуги пернатой защитницы леса. Деревьям от нее исключительная польза. Она не приносит вреда семенам и ягодам. (70 слов) ( По Д.Жигалову) Грамматические задания: 1. Выпишите нераспространенное предложение, распространите его второстепенными членами 2. Выпишите предложение с однородными членами, обозначьте их схематически. Контрольное списывание Одуванчики У больш..х дорог, у л..сныхтр..пинок все лето цв..тут одуванчики. Они похожи на маленькие солнца с з..ленымилуч..ми. Семена одуванчика быстро созревают и делают(?)ся пушистыми шариками. Дунь на шарик и п..плывут в воздухе белые пушинки. Вот поэтому народ назвал этот цв..ток одуванчиком. Ранн..м утром цветы пр..сыпаются, радос..но улыбают(?)ся и раскрывают свои з..лотые к..рзинки. Веч..ром одуванчики з..крывают лепестки и всю к..роткую летнюю ноч.. крепко спят. В солнечный погожий день лесная поляна цветущих шариков выглядит золотой. (76 слов). Грамматические задания: 1. Подобрать к существительному ОДУВАНЧИКИ (какие?) 5слов 2. Выписать из текста предложение с однородными членами; разобрать его по членам предложения. Итоговая контрольная работа № 8 Диктант Весна. Капает с крыш, шумит вода по желобам. Воробей словно причесался после ванны. Перышки блестят, выглядит франтом. Встретился товарищ – завязалась драка. Едва оделся лес, а в гнезде воробья сидят птенцы. Отцу и матери не до драки. С раннего утра до позднего вечера снуют в поисках корма. Поймают гусеницу, сунут в рот птенцу и опять летят. А весной день длинный. Сколько же тысяч гусениц перетаскает пара воробьев в это время! (70 слов) (По М.Богданову) Грамматические задания: 1. Выпишите сложное предложение, подчеркнуть главные члены. 2. Выпишите предложение с однородными членами, обозначьте их схематически Контрольное списывание Колючая красавица Пож..лтела листва на б..рёзе. Опадают п..красневшиелисточ(?)ки осин. Только ёлочка не роняет иголок. Ёлка м..няет наряд постепенно. Для этого ёлке нужно около д..вяти лет. До поз..ней осени не спит к..лючая красавица. В зимн..пору ёлочка засыпает. Т..жёлые снежные комья не ломают у ёлки ги..ких ветвей. В бел..й шапочке и бел..м шарфике выглядит она нарядной. Зимой в ельнике тепло. В нём н..чуют птицы. Еловые лапы не пропускают в..тер. Почувствует ёлочка приход длинного в..сеннего дня и ож..вёт. (77 слов.) Грамматические задания: 1. Выписать из текста предложение с однородными членами, разобрать его по членам предложения. 2. Выписать из текста однокоренные слова с корнем ЕЛЬ. Объяснить одним предложением: «Какой лес называется ЕЛЬНИК?». Виды и формы промежуточного и итогового контроля Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.