Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)
«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова
«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. №
76
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по русскому языку
основное общее образование, 6 класс
составитель: Дайнзанова М. В.,
учитель русского языка и чтения
ГО Эгвекинот
2023 год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 6
класса предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Она разработана на основе:
1. Федеральный Закон РФ № 273 от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока исключенных учебников»
3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»
4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022г.»1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
5. Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 22.01.2021 № Р – 23 «Об утверждении
методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению
содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году»
6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» на 2023
– 2024 учебный год
7. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические
материалы:
- рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир
истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.:
Просвещение, 2018 г.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:
Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г.
Галунчикова. – М.: Просвещение, 2020.
Цели и задачи учебного предмета
Изучение русского языка в 6 классе имеет целью развитие коммуникативно-речевых
навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и
источнике получения знаний;
использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных
задач;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения
практических (коммуникативно-речевых) задач;
формирование умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых
используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
работа, работа в парах.
При проведении уроков русского языка предполагается использование следующих
методов:
методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
(словесный, наглядный, практический);
методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности;
методов исследования (наблюдение, анкетирование);
метода изучения продуктов творчества (сочинений, результатов эстетического
творчества).
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и
речевая практика» и является обязательной частью федерального базисного учебного
плана.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 6 классе в соответствии с учебным
планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели).
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Русский
язык» для обучающихся 6 класса включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки,
используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению
нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их
применения в практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для
большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предполагается, что к концу обучения в 6 классе учащиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
определять границы предложений;
выделять главные и второстепенные члены предложения с помощью учителя;
участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
исправлять текст с помощью учителя;
подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
различать части речи по вопросам с помощью учителя;
пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.
Достаточный уровень:
списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов);
делить текст на предложения;
выделять главные и второстепенные члены предложения;
выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант)
после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи
самостоятельно);
доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их
значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 6 классе
Раздел 1. «Звуки и буквы. Текст»
Повторение. Звуки гласные и согласные. Их дифференциация по наличию и
отсутствию преграды.
Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с
произношением (произносим — слышим — пишем). Несоответствие звука и буквы в
безударном положении (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу).
Проверка безударной гласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их
произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим — сомневаемся —
решаем орфографическую задачу). Проверка сомнительной согласной изменением формы
слова и подбором родственных слов.
Непроизносимые согласные. Выделение проверочного слова в однокоренных словах.
Составление словаря с двойными согласными в корне. Размещение слов по алфавиту.
Выбор слов по определенной теме, составление рассказа по опорным словам.
Последовательное изложение темы текста. Заголовок, отражающий тему или основную
мысль. Дополнение текста несколькими предложениями (2—3), развивающими основную
мысль. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами.
Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление
плана рассказа с последующим его изложением по плану. Использование в тексте
однородных членов предложения.
Раздел 2. «Предложение. Текст»
Деление текста на предложения. Распространение предложений с использованием
схем, указывающих на изменение порядка слов в предложении. Выделение главных и
второстепенных членов предложения. Однородные члены предложения. Наблюдение за
средствами связи предложений в тексте: местоимения, наречия, текстовые синонимы (без
называния терминов).
Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения. Определение
задач диалога. Составление диалогов по аналогии.
Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.
Раздел 3. «Слово. Текст»
Состав слова
Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение
лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами
оценки (-оньк- — -еньк-, -ик, -ок, -к-, -ушк- — -юшк-, -ищ- и др.). Их употребление в речи.
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.
Дифференциация способов проверки.
Приставка и предлог.
Правописание приставок с а и о, приставка пере-.
Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения
(с-, в-, под-, над-, от-).
Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.
Текст. Деление текста на части по данному плану.
Тема и основная мысль текста: определение в данных парах заголовков темы или
основной мысли. Составление короткого текста в зависимости от заданного заглавия
(отражение темы или идеи).
Части речи
Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в
предложении.
Имя существительное. Значение в речи.
Наблюдение за многозначными словами. Составление с ними словосочетаний.
Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.
Существительные собственные и нарицательные. Кавычки в именах собственных (названия
книг, газет, журналов).
Упражнения в составлении различных словосочетаний с опорой на картинку, на
заданную тему, произвольно. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
Составление коротких рассказов с использованием разных средств связи: текстовых
синонимов, местоимений, наречий (без терминов), существительных в различных падежах
— по картинке, по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным.
Имя прилагательное. Значение в речи.
Дифференциация существительных и прилагательных, обозначающих цвет (красный
— краснота), форму (круглый — круг), настроение (радостный — радость) и т.д.
Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении.
Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных. Упражнения в
составлении предложений с подобранными словосочетаниями.
Род имен прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование
прилагательных с существительными в роде. Родовые окончания прилагательных: ударные
и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий
(свежее, хорошее).
Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в
числе.
Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с
существительными в роде и числе.
Понятие о склонении прилагательных.
Упражнения в постановке вопросов от существительного к прилагательному в
косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
Описание предмета: выделение признаков, характеризующих предмет или его части,
выбор нужного прилагательного, использование образных средств языка (слова в
переносном значении, сравнения).
Глагол. Значение в речи.
Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих
однотипные семантические группы (свет — светить, светлый).
Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и
значению. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в
роде и числе.
Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами
существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.
Употребление глаголов в переносном значении. Включение их в текст. (Зима пришла,
раскинулась по полям и лесам. Снег горит на солнце. Деревья надели белые пушистые
шапки.)
Составление рассказа по картинке с бытовым сюжетом. Правильное использование
временных форм глагола.
Раздел 4. «Предложение. Текст»
Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Логическое ударение в
предложениях.
Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с
одиночным союзом и. Интонация перечисления.
Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления.
Выбор лексического материала для построения различных предложений в
зависимости от речевой ситуации (говорить о деле, живо о чем-то рассказывать, что-то
доказывать). Составление диалогов с речевыми задачами: хочу сообщить, хочу рассказать,
хочу убедить.
Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Культура
речи при обращении. Место обращения в предложении. Знаки препинания.
Составление коротких повествовательных текстов с последовательным,
развертыванием событий или действий во времени. Использование соответствующих
средств связи предложений в тексте: однажды, утром, вечером или сначала, потом, затем,
наконец.
Исправление в тексте нарушений в логике и последовательности высказывания (с
помощью учителя). Нахождение в тексте речевых недочетов, вызванных неточным или
неправильным употреблением слов, неоправданным повтором, нарушением границ
предложений, неверным употреблением слов, связывающих одно предложение с другим.
Раздел 5. «Повторение»
Звуки и буквы. Слово. Состав слова. Части речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол). Предложение. Текст.
Раздел 6. «Связная речь»
Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение
опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.
Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам
с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи предложений,
подбором заголовка. Коллективная запись вступления и заключения текста,
самостоятельная запись основной части.
Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и
опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи,
образных слов, подбором заглавия. Самостоятельная запись основной части текста.
Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные
слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста (тема или основная мысль).
Восстановление текста по опорным словам.
Коллективное описание предмета с опорой на картинку или на сам предмет по
данному плану. Использование изобразительных средств языка.
Самостоятельное составление текста — описание предмета с предварительным
разбором темы, языковых средств и средств связи.
Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам с
предварительным анализом текста (тема, основная мысль, средства связи, изобразительные
средства языка). Самостоятельное его воспроизведение.
Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с
предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, изобразительных
средств языка.
Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с
предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи.
Словарные слова, изучаемые в 6 классе
Антенна, апельсин, балкон, блокнот, богатство, везде, вдруг, внезапно, вокруг,
впереди, вытачка, география, гербарий, гореть, горизонт, директор, договор,
естествознание, женщина, интересный, календарь, кефир, командир, комбайн, компас,
конфета, материал, металл, мужчина, океан, остров, перрон, печенье, пожалуйста, портрет,
прекрасный, равнина, растение, сейчас, семена, середина, сметана, смородина, солдат,
соседи, словно, телеграмма, теперь, фанера, хозяин, шоколад, шоссе, экспресс (53 слова).
№
п/п
Тема урока
1
Звуки и буквы.
Текст.
2
. Предложение.
Текст
Тематическое планирование
КолКонтрольные
Основные виды учебной
во
работы
деятельности
часов
Контрольный
- оперировать терминами «звук»,
10
диктант по теме «буква»,
«гласный»,
«согласный»,
«Звуки и буквы» «орфограмма», «красная строка»;
- различать гласные и согласные,
сравнивать гласные и согласные.
- ставить ударения в словах, различать
ударные и безударные гласные;
- подбирать группы родственных слов;
- проверять написание в корне
безударных гласных, согласных путём
подбора родственных слов;
- находить проверочные и проверяемые
слова в группе однокоренных слов;
-различать
непроверяемые
сомнительные гласные и согласные в
словах;
10
Административ- - владеть термином «предложение»;
устанавливать
связь
слов
в
ная контрольная предложении при помощи вопросов;
работа
обозначать
начало
и
конец
предложения на письме;
- составлять предложения;
- устанавливать последовательность
предложений в тексте;
- практиковаться в делении текста на
предложения;
- владеть понятиями «главные члены
предложения», «второстепенные члены
предложения»,
«подлежащее»,
«сказуемое»;
разграничивать
главные
и
второстепенные члены предложения;
- подчеркивать в предложении главные и
второстепенные члены;
3
Состав слова.
Текст
28
Контрольный
диктант по теме
«Состав слова»
Контрольный
диктант по теме
«Правописание
приставок»
сравнивать,
различать
распространенные
и
нераспространенные предложения;
- чертить схемы предложений;
- учиться распространять предложения с
помощью вопросов, рисунков;
- составлять предложения
- выполнять разбор предложений;
- распространять предложения с
помощью
однородных
членов
предложения:
- учиться подбирать однородные члены
предложения;
- прочитывать их вслух с интонацией
перечисления;
- вставлять пропущенные в предложении
однородные члены;
- распознавать в диалоге слова автора и
слова участника диалога;
- составлять диалог по схеме, без слов
автора;
- распространять диалог однородными
членами предложения;
- применять правила правописания при
выполнении практических заданий;
владеть понятиями «корень»,
«однокоренные слова», «окончание»,
«приставка»;
«суффикс»,
«состав
слова», «часть слова»;
- подбирать однокоренные слова;
- образовывать слова, подбирая нужную
по смыслу приставку;
- - разбирать слова по составу, используя
таблицу
-подбирать проверочные слова, путем
подбора однокоренных слов с ударной
гласной;
- выбирать из группы однокоренных
слов проверочное слово;
- отрабатывать способы проверки
безударных
гласных
и
парных
согласных в корне однокоренных слов;
- упражняться в проверке звонких и
глухих согласных в корне;
- практиковаться выделять в слове
орфограмму, уметь ее обосновать
- выделять в словах приставки, вставлять
пропущенные согласные и гласные в
приставках;
- объяснять правописание гласных и
согласных в приставках;
правильно
писать
слова
разделительным твердым знаком;
4
Части речи.
Текст
70
Контрольный
диктант по теме
«Имя
существительное»
Контрольный
диктант по теме
«Изменение
существительных
по падежам»
Контрольный
диктант по теме
«Имя
прилагательное»
Контрольный
диктант по теме
«Глагол»
5
Предложение.
Текст
12
Контрольный
диктант
«Предложение»
с
- выделять в тексте существительные;
- ставить существительные в начальную
форму;
- различать существительные по
значению;
определять род и число
существительных;
- подбирать подходящие по смыслу
существительные и ставить их в
нужном числе;
- различать существительные
собственные и нарицательные;
определять
падежи
данных
существительных по вопросам;
- подбирать по смыслу пропущенные
предлоги;
- перечислять предлоги с вопросами;
- находить в предложении слова, от
которых задаются вопросы к
существительным
- согласовывать прилагательные с
существительными;
- определять, от чего зависит род и число
прилагательных;
- выделять окончания;
- называть и выделять
родовые
окончания прилагательных;
- заменять выделенные прилагательные
однокоренными;
- различать прилагательные, глаголы и
существительные;
- определять время глагола;
- задавать вопросы к глаголам;
- подбирать по смыслу пропущенные
глаголы;
- различать глаголы по временам и
числам;
- изменять глаголы по числам и
временам;
- доказывать правильность своих
выводов
- различать разные по интонации
предложения;
- дополнять вывод о различиях,
характерных для повествовательных,
восклицательных и вопросительных
предложений;
- составлять свои примеры разных по
интонации предложений;
6
Повторение.
Текст
- владеть определением «однородные
члены предложения»;
- владеть определением «обращение»;
- читать обращения с особой звательной
интонацией;
- наблюдать за местом обращения в
предложении;
- выделять обращение на письме
запятыми;
- подчеркивать обращение;
- использовать обращение в диалогах
- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции
учителя;
- выполнять задания по образцу,
самостоятельно;
выполнять
самопроверку,
взаимопроверку;
- осуществлять самооценку;
- работать в группе, в паре;
- находить необходимую информацию в
учебнике, словаре;
- владеть понятиями «корень, суффикс,
окончание, приставка»;
- соотносить схемы и слова;
- подчеркивать в словах знакомые
орфограммы, объяснять их написание;
- различать в тексте имя прилагательное,
существительное и глагол.
7
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Освоение учебного предмета «Русский язык» предполагает использование
демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для
создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и
воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
Технические средства обучения:
• мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
• мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
тематике по чтению.
Учебно-методическое обеспечение по русскому языку для учащихся
Класс Название
6
Русский язык
Автор
Галунчикова Н.Г.,
Якубовская Э.В.
Издательство
Просвещение
Год
2020 и
з
д
а
н
и
я
6
Русский язык. Рабочая
тетрадь.
Якубовская Э.В.,
Галунчикова Н.Г.,
Коршунова Я.В.
Просвещение
2010
5-9
Рабочая тетрадь № 1
(Состав слова)
Галунчикова Н.Г.,
Якубовская Э.В.
Просвещение
2004
5-9
Рабочая тетрадь № 2
(Имя
существительное)
Рабочая тетрадь № 3
(Имя прилагательное)
Рабочая тетрадь № 4
(Глагол)
Галунчикова Н.Г.
Якубовская Э.В.
Просвещение
2004
Галунчикова Н.Г.
Якубовская Э.В.
Просвещение
2004
Просвещение
2004
5-9
5-9
Галунчикова Н.Г.
Якубовская Э.В.
Методическое пособие для учителя русского языка
Название
№
п/п
1 Методика обучения русскому языку в
коррекционной школе
Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка
в начальных классах специальных
(коррекционных) школ
3 Русский язык. Занятия по развитию
речи. 4 класс (Коррекционное обучение)
4 Коррекция письма на уроках. Задания
и упражнения . 3-4 классы. (Коррекционное обучение)
5 Как повысить грамотность учащихся
(Коррекционная педагогика)
6 Упражнения и проверочные задания по
русскому языку. 6 класс
2
педагогика)
7 (Коррекционная
Формирование текстовой
деятельности
учащихся 5 -9 классов с интеллектуальным недоразвитием
8 Русский язык. Развитие устной речи.
Коррекция письма. Инновационные
подходы. 1 - 4 классы
(Коррекционное обучение)
9 Развитие орфографической грамотности младших школьников
10 Русский язык. Активные формы и методы обучения. 1-4 классы
И Учим русский с увлечением
12 Учим русский с увлечением - 2
Автор
Аксенова А. К.
Издательство
Трушина В. П.
ООО
«Гуманитарный
издательский
центр ВЛАДОС»
ООО
«Гуманитарный
издательский
центр ВЛАДОС»
Учитель
Зубарева Л. В.
Учитель
Парамонова А. Г.
КАРО
Веркеенко И.В.
Дельта
Владос
Ильина С.Ю.
КАРО
Фомина И.В.
Щербакова И.В.
Учитель
Карянина Н.Н.
Перепелицина Е.Н.
Лисицына Т.В.
Учитель
Жиренко О.Е.
Гайдина Л. И.
Кочергина А. В.
Жиренко О.Е.
Гайдина Л.И.
Кочергина А. В.
Шапиро Н.А.
5 за знания
Зикеев А. Г.
13 Практические приемы объяснения и
закрепления на уроках русского языка.
14 Диктаты: тренинг и контроль
Соловьева Н.Н.
Шершакова М.Ф.
15 Словарные диктанты. 3 класс
Кремнева С.Ю.
16 Словарные диктанты. 1-2 классы
Кремнсва С.Ю.
17 Словарные диктанты. 4 класс
Кремнева С.Ю.
18 Русский язык. Занимательные матеМенькова Е.В.
риалы. 4 класс
19 Как научить Вашего ребенка писать
Василенко Т.В,
диктанты
Шклярова Т.В.
20 Открытые уроки. Классы коррекции.
Платонова С.М.
Учитель
5 за знания
ООО «Чистые
пруды»ш
Материк - Альфа
Экзамен
Экзамен
Экзамен
Корифей
Грамотей
Экстремум
13
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
1-4 классы
Русский язык. 1-2 классы. Тематические и обобщающие тесты.
Тесты. Русский язык. Дидактические
материалы. 4 класс
Русский язык .5 класс. Конспекты уроков (Коррекционное обучение)
Русский язык 4 класс. Поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой
Сборник диктантов и изложений. 5- 9
классы: коррекционное обучение
Контрольные и проверочные работы
по русскому языку. 1-4 классы
Русский язык. Тренинговые упражнения
Загадки - шарадки: занимательные материалы по русскому языку на уроках
и внеклассных занятиях
Как овладеть правописанием «словарных» слов (Коррекционная педагогика)
Учусь работать самостоятельно: дидактический материал к урокам русскою языка в начальных классах
В мире слов
Русский язык. 3 класс: разноуровневые
задания, тесты, проверочные и творческие работы
Русский язык. 4 класс: поурочные планы
Открытые уроки. Русский язык. 3-4
классы
Русский язык. 1 - 2 классы: задания,
упражнения, тесты, проверочные диктанты
Диктанты и изложения по русскому
языку. 1 - 3 классы
Контрольные и проверочные работы
по русскому языку. 1 - 4 классы
Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы
Русский язык. 4 класс. Тренинговые
упражнения для любой системы обучения
Развивающие задания: 2 класс
Имя прилагательное. Творческие задания для учеников начальной школы
Тематический тестовый контроль по
русскому языку в начальной школе
Русский язык. 1 — 4 классы: тесты для
обобщающего контроля
Субботина О. В.
Учитель
Ракитина М.Г.
Айрис-пресс
Томарова Т.И.
Учитель
Малахова М.М.
Учитель
ШабалковаТ.П.
Учитель
Узорова О. В., Нефедова Е.А.
Смирнова И. Г., Бондарева Т.В.
Филипченко М.П.
АСТ - Астрель
Парамонова Л.Г.
Союз
Канакина В. П.
Новая школа
Шанский Н.М.
Дьячкова Г.Т.
Просвещение
Учитель
Штодина Г.Н.
Учитель
Мукашева И. В.
ООО «Экстремум»
Дьячкова Г.Т.
Учитель
Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
Узорова О. В.
ГИППВ
Максимук Н.Н.
ВАКО
Зотьева Н.А.
Учитель
Языканова Е.В.
Саломатина Л. С.
Экзамен
Чистые пруды
Кувашова Н.Г.
Учитель
Шевченко Г.Н.
Учитель
Учитель
Учитель
АСТ - Астрель
14
Дидактический и наглядный материал на уроках русского языка в 6-ом
класс
Диск «Русский язык. Начальная школа. 2 класс»
Диск «Русский язык. Начальная школа. 4 класс»
Таблица «Разбор имени прилагательного»
Таблица «Фонетический разбор слова»
Таблица «Обращение»
Таблица «ь после шипящих»
Таблица «Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа»
Таблица «Суффиксы»
Таблица «Подбирай проверочные слова»
Таблица «Безударная гласная в корне»
Таблицу «Однокоренные слова и разные формы одного слова»
Таблица «Говори правильно»
Таблица «Однокоренные ли это слова?»
Демонстрационный материал (Репродукции картин русских художников Н.Н. Ге ,
А.К. Саврасов В.И. Суриков, В.Г. Перов,Л.Г. Венецианов)
Схемы, таблицы по теме «Имя существительное» (изготовлено самостоятельно)
Схемы, таблицы по теме «Имя прилагательное» (изготовлено самостоятельно)
Схемы, таблицы по теме « Состав слова» (изготовлено самостоятельно)
Раздаточный дидактический материал (карточки) по разделу « Имя существительное»
(изготовлено самостоятельно)
Раздаточный дидактический материал (карточки) по разделу «Имя прилагательное»
(изготовлено самостоятельно)
Раздаточный дидактический материал (карточки) по разделу «Орфография»
(изготовлено самостоятельно)
Раздаточный дидактический материал (карточки) по разделу «Пунктуация»
(изготовлено самостоятельно)
Раздаточный дидактический материал (карточки) по разделу «Развитие речи»
(изготовлено самостоятельно)
Раздаточный дидактический материал (карточки) по разделу «Предложение»
(изготовлено самостоятельно)
Ребусы
Раздаточный дидактический материал (тесты) по разделу «Имя существительное»
(изготовлено самостоятельно)
Раздаточный дидактический материал (тесты) по разделу «Состав слова»
(изготовлено самостоятельно)
Раздаточный дидактический материал (гесты) по разделу «Орфография» (изготовлено
самостоятельно)
Демонстрационный материал (Словарные слова)
Демонстрационный материал (Трудовой словарь)
Дидактический материал (Дидактические игры на уроках русского языка)
Таблицы «Русский язык. Словарные слова»
Таблица «Три склонения имен существительных»
Таблица «Падежи»
Таблица «Окончания имен существительных»
Таблица «Ь после шипящих»
15
Таблица «Однородные члены предложения»
Таблица «Русский алфавит»
Таблица «Часть речи»
Таблица «Состав слова»
Таблица «Члены предложения»
Таблица «Образец фонетического разбора»
Таблица «Приставки пиши слитно»
Таблица «Суффиксы»
Таблица «Перенос слова»
Таблица «Слово. Предложение. Текст»
Таблица «Разделительный ь»
Таблица «Связь слов в предложении»
Таблица «Склонение имен прилагательных»
Таблица «Пример морфологического разбора имени прилагательного»
Таблица «Типы предложения»
Комплект таблиц «Правописание гласных в корне слова»
Таблица «Простые предложения»
Таблица «Признаки предложения»
Таблица «Имя прилагательное!
Таблица «Приставки и предлоги»
Таблица «Правописание приставок»
Литература;
1. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5
– 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003.
2. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В.
В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.
6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение.
Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М.
Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018.
7. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В.
Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2019.
Приложения к программе
Календарно-тематическое планирование
№
№
темы п/п
1
Звуки и буквы. Текст.
Тема урока
Кол-во
часов
10
Дата
16
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
3
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Гласные и согласные. Их различие
Безударные гласные в словах
Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах
Сомнительные гласные и согласные в словах
Текст. Части текста. Красная строка
Непроверяемые гласные и согласные в словах
Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме
Деловое письмо. Адрес
Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы. Текст»
Деление текста на предложения
Предложение. Текст
Выделение главных и второстепенных членов предложения
Нераспространенные и распространенные предложения
Текст. Расположение частей текста в соответствии с
данным планом
Распространение предложений с помощью рисунков
Распространение предложения с помощью вопросов
Однородные члены предложения
Административная контрольная работа (входящая)
Предложение. Закрепление знаний по теме
Деловое письмо. Поздравление
Связная речь.
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных
картинок
Состав слова. Текст
Корень и однокоренные слова
Окончание как изменяемая часть слова
Образование смысловой связи между словами с помощью
окончаний
Приставка как часть слова
Изменение значения слова в зависимости от приставки
Суффикс как часть слова
Разбор слова по составу
Написание гласных в корне однокоренных слов
Проверяемые и проверочные слова
Проверка безударных гласных в корне
Написание согласных в корне однокоренных слов.
Проверяемые и проверочные слова
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне
Правописание безударных гласных и сомнительных
согласных в корне. Контрольные вопросы и задания
Контрольный диктант № 2 «Состав слова»
Работа над ошибками. Связная речь. Коллективный рассказ
на основе распространения данного текста
Правописание приставок.
Приставка и предлог
Различение приставки и предлога
Наблюдение за правописанием гласных в приставках
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
4
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
Правописание гласных в приставках
Правописание безударных гласных в корне и приставке
Текст. Деление текста на части по данному плану
Наблюдение за правописанием согласных в приставках
Правописание приставок на согласную
Разделительный твердый знак в словах с приставками
Различение написания слов с разделительным твердым
знаком (Ъ) и без него
Состав слова. Закрепление знаний
Контрольный диктант № 3 «Правописание приставок»
Работа над ошибками. Деловое письмо: записка
Части речи. Текст
Существительное, прилагательное, глагол
Различение существительных, прилагательных и глаголов в
предложении
Имя существительное
Значение существительных в речи
Существительные, обозначающие явления природы
Существительные, называющие один и тот же предмет поразному
Существительные, противоположные по значению
Род и число существительных.
Различение существительных по родам
Изменение существительных по числам
Существительные собственные и нарицательные
Большая буква в именах собственных
Кавычки в именах собственных
Различение написаний существительных собственных и
нарицательных
Имя существительное. Закрепление знаний.
Контрольный диктант № 4 «Имя существительное»
Работа над ошибками. Контрольные вопросы и задания
Изменение существительных по падежам.
Понятие о склонении
Определение падежей существительных по вопросам
Именительный падеж - кто? что?
Родительный падеж - кого? чего?
Дательный падеж - кому? чему?
Винительный падеж - кого? что?
Творительный падеж - кем? чем?
Предложный падеж -о ком? о чём?
Текст. Подтверждение основной мысли текста
дополнительными фактами
Понятие о начальной форме
Постановка существительных в начальную форму.
Изменение существительных по падежам. Контрольные
вопросы и задания.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
70
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
Контрольный диктант № 5 «Изменение существительных
по падежам»
Работа над ошибками. Закрепление полученных знаний
Деловое письмо: письмо
Коллективное сочинение по плану и опорным
словосочетаниям
Имя прилагательные. Значение прилагательных в речи
Описание явлений природы с помощью прилагательных
Описание человека, животных с помощью прилагательных
Прилагательные, противоположные по значению
Изменение прилагательных по родам и числам.
Изменение прилагательных по родам
Окончания прилагательных мужского рода
Окончания прилагательных женского рода
Окончания прилагательных среднего рода
Определение родовых окончаний прилагательных
Изменение прилагательных по числам
Род и число прилагательных. Закрепление полученных
знаний
Склонение прилагательных мужского и среднего рода
Постановка вопросов к прилагательным в косвенных
падежах
Именительный падеж прилагательных мужского и среднего
рода
Родительный падеж прилагательных мужского и среднего
рода
Дательный падеж прилагательных мужского и среднего
рода
Винительный падеж прилагательных мужского и среднего
рода
Творительный падеж прилагательных мужского и среднего
рода
Предложный падеж прилагательных мужского и среднего
рода
Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Административная контрольная работа
Работа над ошибками.
Деловое письмо: объявление.
Глагол. Значение глагола в речи.
Глаголы, противоположные по значению.
Различение прилагательных, существительных и глаголов.
Изменение глаголов по временам. Настоящее время
глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Различение глаголов по временам
Изменение глаголов по числам.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
5
6
111 Единственное и множественное число глаголов настоящего
времени.
112 Единственное и множественное число глаголов будущего
времени.
113 Единственное и множественное число глаголов прошедшего
времени.
114 Текст. Связь частей в тексте.
115 Глагол. Закрепление знаний.
116 Контрольный диктант № 7 «Глагол».
117 Работа над ошибками. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
118 Коллективный рассказ на основе распространения данного
текста.
Предложение. Текст
119 Различение повествовательных, вопросительных и
восклицательных предложений
120 Однородные члены предложения.
Определение однородных членов предложения
121 Однородные члены предложения без союзов
122 Однородные члены предложения с союзом И
123 Однородные члены предложения без союзов и с союзом И
124 Обращение. Знакомство с обращением
125 Место обращения в предложении
126 Предложение. Закрепление знаний
127 Контрольный диктант № 8 «Повторение изученного за год»
128 Работа над ошибками. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
129 Текст. Составление связного текста из данных предложений
Повторение. Текст.
130 Состав слова
131 Правописание гласных и согласных в корне и приставке
132 Имя существительное
133 Имя прилагательное
134 Глагол
135 Части речи
136 Части речи
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
Основной инструментарий для оценивания результатов
Проверка усвоения программного материала по русскому языку
Оценка устных ответов
Устный опрос обучающихся является одним из методов учета знаний, умений и
навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а)
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои
знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может
с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил
примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи;
при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые
исправляет при помощи учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и
последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно
подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в
постоянной помощи учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее
существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке
правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не
использует помощь учителя.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам повседневных
письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются
обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях
тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные,
объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор,
подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если
это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). При
проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста
следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными
грамматическими и другими заданиями не рекомендуется.
Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе
установления связи слов в предложении, конструирование предложений,
классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических
21
заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом,
изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений.
Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном
классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или
проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов
и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и
конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения
учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
♦ V – IX классы
Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Отметка «4» ставится за работу с 1–2 ошибками.
Отметка «3» ставится за работу с 3–5 ошибками.
Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6–8 ошибок.
Отметка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при
оценке «2».
В письменных работах не учитывается 1–2 исправлений или 1 пунктуационная
ошибка. Наличие трех исправления или двух пунктуационных ошибок на изученное
правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные
правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды
написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в
другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы (например, «поосуда»);
- недописывание слов;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками
являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи –
искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При
выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной
орфографической ошибке.
Оценивание грамматического разбора
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими
нормативами:
Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение
грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе
грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1–2
исправления.
Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного
материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2–3 ошибки.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание
изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4–5
ошибок или не справляется с одним из заданий.
22
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного
материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего
характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал,
учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических
конструкций, словаря и орфографии. Изложения пишутся по готовому плану или
составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и
сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи
содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая
все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение
авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов;
допускаются 1–2 орфографические ошибки.
Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений
авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на
понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3–
4 орфографические ошибки.
Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от
авторского текста (темы), с 2–3 ошибками в построении предложения и употреблении
слов, влияющих на понимание основного смысла, с 5–6 орфографическими
ошибками.
Отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные
отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в
построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения
или сочинения.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная
работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на
доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться
к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной
передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, можно
выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
Контрольно - измерительные материалы по учебному предмету
23
«Русский язык» для обучающихся 6 класса
Данная работа содержит контрольные диктанты и задания для учащихся 6 класса.
Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми
программой по русскому языку.
Контрольно – измерительные материалы составлены по разделам и темам
программы по русскому языку, что позволит учителю выявить уровень понимания
учащимися изученного материала по темам:
1. Звуки и буквы. Текст.
2. Предложение. Текст.
3. Состав слова. Текст.
4. Части речи. Текст.
5. Предложение. Текст.
6. Повторение. Текст
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем
программы, в конце учебной четверти, полугодия, года.
Цель и содержание контрольной работы по русскому языку: получение
объективной информации о состоянии уровня освоения предметных результатов по
русскому языку в 6 классе у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости,
итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся по предмету.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ: работа состоит из
контрольного диктанта и выполнения задания. Задания для выполнения минимального
уровня включает: написание диктанта под диктовку учителя и выполнение одного задания
по теме. Задания достаточного уровня включает: написание диктанта под диктовку учителя
и выполнение двух заданий, отличающихся по уровню сложности.
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам
деятельности: письмо под диктовку направлено на выявление умения различать буквы и
звуки, их графическое обозначение, устанавливать звукобуквенные отношения, на умение
определять наличие в словах изученных орфограмм, умение применять правила
правописания (в объеме содержания курса). Задания, размещенные в конце диктанта,
служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических
явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Время и способ выполнения контрольной работы: время выполнения работы
рассчитано на один урок. Работа выполняется в тетрадях для контрольных работ.
Контрольная работа №1 «Звуки и буквы»
Диктант.
Осенняя ёлочка.
Ёлочка родилась осенью. Открыла глаза и осмотрелась кругом. Деревья роняли
листья. Было тихо, спокойно и красиво.
Прошло много лет. Но каждый год в день её рождения деревья готовят ей подарки.
Осина дарит красные фонарики. Клён роняет звёздочки. Ива сыплет золотые рыбки.
И стоит ёлочка радостная и счастливая. Лежат подарки на её зелёных лапках.
(54 слова)
Слова для справок: осмотрелась
Грамматические задания:
1. Вставьте пропущенные буквы в слова, подберите и запишите проверочные слова
д…ревья, ры…ки, гл…за, ла…ки радос…ная.
2. Укажите количество букв и звуков в словах: осмотрелась, радостная.
Контрольное списывание.
Дуб.
24
Посадили ребята в саду дубок. Корень у дуба кре…кий. А работа у корня трудная. Надо
в з…мле на большой глубине воду искать. Без в…ды никак! Найдёт корень воду, начнёт её
качать. Тогда дер…во пойдёт в рост. Будут расти ве…ки, листья, жёлуди. Стоять дуб будет
кре…ко людям и птицам на радость.
1. Вставьте пропущенные буквы в слова, подберите и запишите проверочные слова
з..мля, б..льшой, ду…
2. Укажите количество букв и звуков в словах: корень, радость.
Контрольная работа № 2 «Состав слова»
Диктант
Приметы осени.
Наступила поздняя осень. Всюду видны ее приметы. В воздухе прохладно и сыро.
Стоят хмурые ненастные дни. Землю покрывает ковер из пестрых листьев.
Грустные стоят поля и леса. В лесу не слышно птичьих голосов. Птицы улетели в
далекие теплые края.
С утра до поздней ночи льет холодный осенний дождь. Зверьки забились в свои теплые
норы. С полей убрали последний урожай.
Много примет у поздней осени.
(66 слов)
Слова для справок: прохладно, сыро, урожай
Грамматические задания:
1. Разберите по составу слова: холодок, пересадка, заморозки, лесок.
2. Подберите 3 родственных слова к слову сад.
Контрольное списывание
Осень.
З...вяли травы. Посв...тлел от з...л…той листвы лес. Хл...потали, наедались к
отлёту зяблики, овсянки, зарянки. Они шли в отлёт дружно. Скоро пол...тят над лесом
последние перелётные птицы.
Все готовились к з...ме. Кр...ты, мыши зап…сались кормом. Язь перестал клевать,
ушёл на зимовку в глубоком месте. Зарывались в ямы щ...ки, ерши, плотва.
Грамматические задания:
1. Разберите по составу слова: золотой, перелётные, ветерок, отлёт.
2. Подберите 3 родственных слова к слову лес.
Контрольная работа № 3 «Правописание приставок»
Диктант
Часовой.
По дорожке сада прыгали молодые воробьи. Старый воробей сидел на дереве и глядел
вокруг.
Прилетел ястреб. Он хотел схватить птичку и съесть. Часовой увидал разбойника и
стал следить. Воробей зачирикал. Воробьишки скрылись в кустах.
Взмахнул ястреб крыльями. Расправил злодей когти. Яростно кинулся он на воробья.
Огнём горели жёлтые глаза. А воробей камнем упал в кусты. Полетел ястреб дальше.
(58 слов)
Слова для справок: взмахнул, воробьишки, жёлтые.
Грамматические заданяе:
1. Найдите в тексте 5 слов с приставками, выпишите их, выделите в них приставки.
2. Разберите по составу слово разбойник.
25
Контрольное списывание
Угощение.
З…мой ребята повесили на дер…во к…рмушку для птиц. Однажды они заметили
там белку. Зверёк взял в ла…ки рябину и ло…ко об…едал яго…ки. Ребята сделали
для гостьи столик. Они клали туда хле…, гри…ки, орешки. Иногда орешки падали в
сне….. У белки чутьё отличное. Сразу найдёт орех в сн…гу и с…ест его.
Грамматические заданяе:
1. Найдите в тексте 5 слов с приставками, выпишите их, выделите в них приставки.
2. Разберите по составу слово поделка.
Контрольная работа № 4 «Имя существительное»
Диктант
Синица.
Утро. Из лесов и рощ улетели певчие птицы. Сад весь в снегу. Ветви яблонь и груш
в пушистых рукавицах. А кусты смородины и малины совсем укрылись снегом.
На снегу видна цепочка следов. Здесь проходил зверь. Птичка мелькнула среди
веток. Я сразу забываю о звере. Живая птица куда интереснее. Вот она стряхнула с сучка
облако снежной пыли. Это синица.
(59 слов)
Слова для справок: мелькнула
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста 5 имен существительных.
2. Укажите их род и число.
3. К существительным утро, жара подберите имена существительные,
противоположные по значению.
Контрольное списывание
Ласточка.
Наступила осень. Ушло тепло. Ветер пригнал холо…. С…ёжились лист…я на
д…ревьях. Льют проливные д…жди.
Маленькая ласточка осталась одна. Её сёстры ул…тели на ю…. У ласточки б…лело
крыло. Кто согреет птичку в х…лодную ночь?
Мальчик прот…нул ладони. Не бойся меня, малышка. Садись на мою ладонь. Я согрею
тебя и спасу.
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста 5 имен существительных.
2. Укажите их род и число.
3. К существительным лето, радость подберите имена существительные,
противоположные по значению.
Контрольная работа № 5 «Изменение существительных по падежам»
Диктант
В лесной глуши.
Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный
луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики.
Радостная песня соловья наполняет всё вокруг.
Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш ещё не знает
страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на
траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детёнышей.
26
(66 слов)
Слова для справок: ещё, обнялись.
Грамматические задания:
1. Просклонять (изменить по падежам) существительные роса, малыш.
Контрольное списывание
Зимой.
Листья на д…ревьях пож…лтели и побурели. Ветер кружил их по воздуху.
Т…желые осенние тучи сыпали на землю сне… и гра…. На поверхности пруда появились
л…динки.
Зима настала х…лодная. Ле… тр…щал от мороза. Бедный утенок плавал по в…де
без отдыха. Полынья становилась меньше. Бедня…ка выбился из сил, раст…нулся и
примерз ко льду. Ранним утром птицу заметил крестьянин. Он взял ее д…мой.
Грамматические задания:
1. Просклонять (изменить по падежам) существительное зима (используя опору).
Контрольная работа № 6 «Имя прилагательное»
Диктант
Посланники весны.
Сонный лес отряхнул холодный снежный убор. Светом весеннего неба наполнилась
земля. В чистом серебре ивовые кусты. Сочным хмелем бродят берёзы и клёны.
Угрюмая зима отступает в тень берёзовой чащи. Летит взволнованный грач. Бьёт
крыльями по ветру, чертит в лазурной небесной голубизне приговор снегам. Кричит
пернатое войско. Грачи, скворцы, жаворонки заполняют небо. Они приветствуют
посланников ранней весны.
(58 слов)
Слова для справок: посланники, хмелем, угрюмая, взволнованный.
Грамматические задания:
1. Запишите словосочетания: пернатое войско, в чистом серебре, весеннего
неба, сочным хмелем.
2. Выделите окончания в именах прилагательных; укажите их род, число и падеж
Контрольное списывание
Кот-рыболов.
Дед предложил любим…му внуку порыбачить. На б…регу р…ки дед задремал.
Рядом сидел кот и сл…дил за ярким поплавком. Вдруг вскочил и стал толкать деда.
Дед дёрнул удочки. Отличный был улов. Крупн…го леща дед бросил в ведро, мелк…го
ёршика – коту.
Два года дед в…дил кота на рыбалку. Вот и результат.
Слова для справок: предложил, результат.
Грамматические задания:
1. Запишите словосочетания: любимому внуку, крупного леща.
2. Выделите окончания в именах прилагательных; укажите их род и число.
Контрольная работа № 7 «Глагол»
Диктант
27
Весна пришла.
Вот и пришла весна. Тёплые лучи солнца ласково осветили землю. Вспыхнул яркой
краской лес. На веточках берёз лопнули клейкие почки.
Тает последний снег. Талая снежная вода быстро уходит в ямки. Только под старой
ёлкой остался сугроб снега. Он стал серым и твёрдым.
Вот стайка грачей. Они прилетели в субботу утром. Птицы в роще свили гнёзда.
Далеко разносится птичье пение.
У порога стоит настоящая весна.
(66 слов)
Слова для справок: вспыхнул.
Грамматические задания:
1. Запишите глаголы: вспыхнул, уходит, прилетели, тает, лопнули.
2. Определите число и время глагола.
Контрольное списывание
Встреча пернатых друзей.
Весеннее со…нце растопило последний сне…. Шумные ручьи поб…жали по
доро…кам, овра…кам. Яркий лу… весело играет в в…де. На пригорках появилась
м…лоденькая тра…ка.
Пот…нулись с юга птицы. Первыми пожаловали вестники в…сны — грачи. Они
поправляют гнёзда на берёзах. З…мой школьники готовили квартиры для г…стей. В садах
и парках уже висят скв…речники. Семья скв…рцов вл…тела в свой дв…рец. Из оконца
слышны радос…ные г…лоса. Пришёл настоящий праз…ник.
Грамматические задания:
1. Запишите глаголы: выбежали, играет, поправляют, пришёл, готовили.
2. Определите число и время глагола.
Контрольная работа№ 8 «Повторение изученного за год»
Диктант
Первые цветы.
Ранняя весна пришла в нашу местность. На открытых лесных полянах весеннее
солнце съело остатки снега. А на дне оврагов ещё можно увидеть белое пятно. Воздух
потеплел, пробудилась земля. Она подарила людям чудесные весенние цветы. Лесные
полянки украшает голубой ковёр подснежников. Прекрасны эти первые цветы русских
лесов.
Ребятишки из окрестных деревень несут из лесу скромные букетики. От цветов
идёт свежий запах. Подснежники очень похожи на радостную улыбку весны.
(69 слов)
Слова для справок: оврагов, увидеть.
Грамматические задания:
1. Запишите предложение:
Лесные полянки украшает голубой ковёр подснежников.
2. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
3. Укажите, какими частями речи они выражены.
Контрольное списывание
Рассказ лётчика.
Был тёплый летний день. Ярко св…тило солнце. По небу медленно плыли облака.
28
Самолёт отоврался от з…мли и начал взл…тать. Вот он быстро окунулся в
облако. Нас окружил туман. Казалось, наступила ноч…. .Пять минут мы были в
темноте. Самолёт поднялся ещё выше. Со…нце опять сияло на синем небе над
г…ловой.
Мы взгл…нули вниз. Туман л…жал в…лнистым белым к…вром. Через
разрывы облаков можно было видеть п…ля и дороги.
Грамматические задание:
1. Запишите предложение: Туман лежал волнистым белым ковром.
2. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
3. Укажите, какими частями речи они выражены.
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Промежуточный контроль
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти,
грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или
сочинения и т.д.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и
грамматического разбора и т.д.).
Итоговый контроль
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на
опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на
основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений,
классификацию слов по грамматическим признакам.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем
программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года.
29