АДООП ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол от «28»
августа
2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

заместитель директора по приказом директора МБОУ
УВР
«Ш – И поселка Эгвекинот»
Г.А. Перепелкина
от «28» августа 2023 г.
«28» августа 2023 г.
№ 76

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
"Школьный театр»
Направленность: художественная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 10 – 16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель
И.В. Елизарова,
педагог дополнительного образования

ГО Эгвекинот
2023 г.
1. Пояснительная записка

1.1. Введение
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Школьный
театр» реализуется в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором
обучаются воспитанники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р;
3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденным
приказом
Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629;
4) Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
5) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
№ 1598);
6) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с
ОВЗ);
7) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (включены специальные требования образования
обучающихся с ОВЗ);
8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016
г. № ВК - 641/09 «О направлении методических рекомендаций» и Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально
психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
9) Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании
деятельности психолого-медико-педагогических комиссий";
10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
11) Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 17 декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1
сентября 2028 года.
С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря
динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет, современный мир
преображается и изменяется, вследствие чего меняются факторы социализации человека.
При всей кажущейся яркости и занимательности новейших компьютерных технологий,
следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем,
созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех

психоэмоциональных центров головного мозга, которые отвечают за общее развитие и
работу активного, действенного воображения, являющегося локомотивом всей творческой
деятельности. Все эти качества эффективно реализуются в игровой форме.
1.2Актуальность программы дополнительного образования определяется
необходимостью успешной социализации детей в современном обществе, повышения
уровня их общей культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится
способом развития творческих способностей, самовыражения и самореализации личности,
способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством снятия
психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья школьников. Сочетая
возможности нескольких видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и
актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный
мир ребенка. Беседы о театре знакомят обучающихся в доступной форме с особенностями
театрального искусства, с его видами и жанрами, также раскрывают общественновоспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают
способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный
интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической
адаптации ребенка в коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации
личности.
1.3.Педагогическая целесообразность заключается в эффективной организации
образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве
формирования сознания, воспитания и поведения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и
воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и
ценностей в единстве с деятельностью.Школьный театр поможет ребенку сформировать
основы, необходимые для его комфортного существования: усидчивость, волевой
интеллект, эмпатию, нацеленность на результат Формируется благоприятная среда для
индивидуального развития детей, происходит саморазвитие, самореализация, формируется
творчески активная личность.
1.4.Новизна образовательной программы «Школьный театр» заключается в
переосмыслении классического театрального искусства в современном мире. Каждый
ребенок может реализовать себя в театральной деятельности, приобщиться к общему
коллективному творческому делу, получить основные навыки актерского мастерства.
1.5.Отличительная особенность программы заключается в том,она строится на
основе принципа: «От простого к сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый
следующий элемент вбирает в себя все предыдущие».Важно, чтобы школьники на занятиях
ощущали успех, чувствовали,что у них получается, тогда будет постоянная
заинтересованность в дальнейшем освоении процесса обучения Педагог организует
занятия таким образом,
чтобы
в
процессе
освоения
необходимых знаний и умений, ребенок получал конкретный видимый и
значимый для него результат; педагог учитывает интересы воспитанника, поддерживает его
успехи и создает условия для его самореализации.
1.6 Цель программы
Приобщение учащихся к искусству театра, развитие творческих способностей и
формирование социально активной личности средствами театрального искусства.
1.7. В процессе обучения реализуются следующие задачи:
обучающие

1. обучить основам сценического действия;
2. познакомить с основным языком театрального искусства;
3. познакомить с основными принципами коллективной
творческой деятельности;

развивающие

воспитательные

4. дать знания об основах самоорганизации и самодисциплины;
1. развивать зрительное и слуховое внимание, память,
наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение,
эмоционально-волевую сферу, образное мышление;
2. научить пользоваться интонациями, выражающими основные
чувства;
3. способствовать развитию культуры речи.
1. воспитывать уважительное отношение между членами
коллектива, чувство ответственности за общее дело;
2. воспитывать культуру поведения в театре;
3. формировать потребность в творческом самовыражении и
создать мотивацию для поиска собственных решений в
создании художественного образа;
4. содействовать формированию эстетического восприятия и
художественного вкуса,
5. содействовать
формированию
личностных
качеств:
самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности.

1.8. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью от 10 до 16 лет,
прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений:
Категория нарушений
Степень тяжести
Описание тяжести нарушения
течения
заболевания
обучающиеся с умственной
F 70
задержанное, неполное эмоциональное
отсталостью
(легкая
развитие,
снижение
навыков,
(интеллектуальными
умственная
возникающих в процессе развития, и
нарушениями)
отсталость)
навыков, которые определяют общий
уровень
интеллекта
(т.е.
познавательных способностей, языка,
моторики,
социальной
дееспособности)
1.9. Формы обучения, сроки реализации и режим занятий
Форма обучения – очная. Для успешного выполнения программы используются
многообразные формы и методы работы: коллективные задания, практические упражнения
и театральные игры, репетиции. Для результативности обучения задания подобраны так,
чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к сложному. Формы
занятий выбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями
воспитанников.
Основными формами практической деятельности являются: ритмопластика,
танцевальная пластика, упражнения на артикуляцию, дыхание, дикцию, выполнение
этюдов, упражнения на коллективную согласованность, изготовление элементов костюмов,
репетиции и др.
Программа рассчитана на 1 год обучения (стартовый уровень). Дети осваивают
начальные техники театрального искусства, знакомятся с театральными профессиями,
правилами поведения в театре, осваивают речевые средства в процессе коммуникации,
учатся выражать голосом и пластикой разные эмоциональные состояния.
Занятия проходят 2 раза в неделю (68 ч. в год), продолжительность занятия – 40
минут. В процессе занятия теоретические занятия чередуются с практическими
упражнениями, репетициями, изготовлением декораций и костюмов.
1.10. Ожидаемые результаты
1.10.1. Личностные результаты

1. умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной
задачи и правильность ее выполнения;
2. приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
3. способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
4. осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
5. стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
1.10.2. Предметные результаты:
1. выразительно читать и правильно интонировать;
2. читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
3. освоить стартовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
4. использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
5. использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
6. ориентироваться в сценическом пространстве;
7. выполнять простые действия на сцене;
8. взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
9. произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
10. создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
1.11. Критерии и способы определения результатов образовательного процесса
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за
выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.
Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности реализации и
усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы и повышения качества образовательного процесса. Формы проведения
промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу,
театральные миниатюры (инсценировки). Для оценки результатов обучения разработаны
контрольно-измерительные материалы (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Школьный театр» в форме творческого отчета – показа инсценировок, театральных
миниатюр или мини-спектаклей.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: высокий, средний,
низкий:
Обучающийся проявляет устойчивый интерес к театральному
Низкий уровень
искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею
литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его
содержание. Способен сопереживать героям и передавать их
эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные
средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и
языковой выразительностью художественной речи и применяет в
различных видах художественно-творческой деятельности. Активный
организатор и ведущий коллективной творческой деятельности.
Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к театральному
Средний уровень искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о
различных видах театра и театральных профессиях. Понимает
содержание произведения. Дает словесные характеристики
персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные
выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев,

Высокий уровень

может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью
педагога. Создает по эскизу или словесной характеристике –
инструкции педагога образ персонажа. Проявляет активность и
согласованность действий с партнерами. Активно участвует в
различных видах творческой деятельности
Обучающийся мало эмоционален, проявляет интерес к театральному
искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных
видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание
произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает
произведение только с помощью руководителя. Различает
элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их
продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Не
проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Несамостоятелен, выполняет все операции только с помощью
руководителя

2. Учебный план (1 год обучения)
№ п/п
1
2

3
4

5
6

7

Наименование раздела Количество часов
теория
практика
Азбука театра
3
2
Сценическая
речь. 1
14
(Культура и техника
речи).
Актерская грамота.
5
10
Предполагаемые
4
15
обстоятельства.
Театральные игры.
Промежуточная
1
аттестация.
Ритмопластика. Работа 2
10
над миниатюрами, мини
спектаклями.
Итоговая аттестация.
1

Всего
5
15

15
19

1
12

1

2.1. Содержание программы (1 год обучения)
1. Азбука театра 5 часов
Теория. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий, правилами
поведения на занятиях, формой одежды и программой. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе, правилами
противопожарной безопасности. Беседа о театре. Театр как вид искусства. Особенности
театрального искусства. Виды театров. Правила поведения в театре. Устройство сцены и
театра. Театральные профессии.
Практика. Театр вокруг нас. Ролевая игра «Мы идем в театр». Актер – главное «чудо»
театра. Беседа «Почему актера называют чудом?». О
профессии актера и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку»,
«Одно и то же по-разному». Разработка Устава коллектива.
2. Сценическая речь 15 часов
Теория. Предмет сценической речи. Диапазон звучания. Темп речи. Интонация.
Дыхательная гимнастика, фонационная (звуковая) гимнастика. Артикуляционная
гимнастика. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Основы

практической работы над голосом. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи,
посыл звука в зрительный зал.
Практика. Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти.
Выполнение упражнений дыхательной гимнастики. Выполнение дикционных упражнений,
произнесение скороговорок. Голосовой тренинг. Участие в играх на выразительность и
громкость голоса: «Оркестр», «Метание звуков», «Звук и движение». Выразительное
чтение по ролям. Разучивание и инсценировка чистоговорок, скороговорок и стихов.
Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков). Знаки
препинания, грамматические паузы, логические ударения.
3. Актерская грамота 15 часов
Теория. Работа актера над собой. Особенности сценического внимания. Значение дыхания
в актерской работе. Мышечная свобода. Зажим. Сценическое оправдание как мотивировка
сценического поведения актера. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Сценическое
отношение – путь к образу. Сценическая задача и чувство. Сценическое действие. Мысль и
подтекст. Сценический образ как «комплекс отношений».
Практика. Тренинги на внимание. Выполнение упражнений на коллективную
согласованность действий. Тренинги и выполнение упражнений с приемами релаксации.
Выполнение упражнений: на развитие сценического внимания. Работа над дыханием.
Выполнение этюдов: на достижение цели, на события, на зону молчания, на рождение
слова, этюдов-наблюдений.
4.Предполагаемые обстоятельства. Театральные игры. 19 часов
Теория. Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Понятие «игра».
Возникновение игры. Понятие «театральная игра». Значение игры в театральном искусстве.
Воображение и вера в вымысел. Режиссерская игра. Игры-импровизации. Игрыинсценировки. Игры-превращения. Игры-драматизации. Язык жестов, движений и чувств.
Понятие «Предлагаемые обстоятельства». Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах.
Составление этюдов. Индивидуальные и групповые этюды. Этюды-пантомимы. Танец и
слово. Работа с реквизитом. Работа с декорациями. Инсценирование музыкальных
произведений. Импровизация.
Практика. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играхинсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх. Обыгрывание бытовых ситуаций из
детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам.
Выполнение музыкальных этюдов. Выполнение упражнений: «Сказка», «Ассоциация»,
«Борьба стихий», «Ладонь», «Три точки» и др. Выполнение упражнений: «Круги
внимания», «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др.
Выполнение упражнений: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения»,
«Фотография» и др. Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость»,
«Удивление».
5. Промежуточная аттестация 1 час
Практика. Показ разученных упражнений по актерскому психотренингу, театральных
миниатюр (инсценировок). Мини-тестирование. (Приложение 1)
Рефлексия.
6. Ритмопластика. Работа над инсценировками (миниатюрами, мини
спектаклями) 12 часов
Теория. Пластика. Мышечная свобода. Жесты. Универсальная разминка. Тренировка
суставно-мышечного аппарата. Тело человека: его физические качества, двигательные
возможности, проблемы и ограничения. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного
отдела. Речевая и двигательная гимнастика. Произношение текста в движении.
Характерность движения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения.
Упражнения на координацию движений и ощущения тела в пространстве при произнесении
диалога. Речевое взаимодействие. Такт, музыкальная фраза, акценты, сильная и слабая
доля. Правильная техника дыхания. Музыкальный образ средствами пластики и

пантомимы. Музыка и пластический образ. Влияние музыки на возникновение
пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении
под музыку. Пластическая импровизация на музыку разного характера. Чтение
литературного произведение. Разбор. Читка по ролям. Разучивание текстов.
Практика. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей (ловкости,
гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию
в пространстве. Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической
выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений). Тренинги:
«Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Тренировочный бег. Бег с
произношением цифр, чтением стихов, прозы. Выполнение упражнений при произнесении
элементарных стихотворных текстов. Выполнение основных позиций рук, ног, постановки
корпуса. Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на
жестикуляцию (плач, прощание, встреча). Выполнение этюдов на основные эмоции (грусть,
радость, гнев). Перестроение в указанные (геометрические) фигуры. Хлопки, ходьба, бег в
заданном ритме. Выполнение упражнений на запоминание и воспроизведение
ритмического рисунка, для развития актерской выразительности. Участие в играх на
определение сценического образа через образ музыкальный. Этюдные репетиции на
площадке. Разбор мизансцен. Выполнение сценического действия, своей задачи.
Сценическая оценка. Прогоны.
8. Итоговое занятие (итоговая аттестация) 1 час
Практика. Творческий отчeт. Показ инсценировок (миниатюр).
Рефлексия.
2.2. Учебно – тематический план
№ Наименование темы
Количество часов
п/п
теория практика
всего
1
2

Азбука театра
3
Сценическая
речь. 1
(Культура и техника
речи).

2
14

5
15

3

Актерская грамота.

5

10

15

4

Предполагаемые
обстоятельства.
Театральные игры.

4

15

19

5

Промежуточная
аттестация.
Ритмопластика.Работ 2
а над миниатюрами,
мини спектаклями.

1

1

10

12

Итоговая аттестация.

1

1

6

-

Формы контроля и
аттестации
фронтальный опрос
педагогическое
наблюдение за
выполнением
сценических
упражнений
педагогическое
наблюдение за
выполнением миниатюр
педагогическое
наблюдение за
выполнением
театральных игр
проверка практических
умений и навыков
Показ инценировок,
педагогическое
наблюдение в ходе
репетиций
театральные
миниатюры, спектакли

2.3. Календарно – тематическое планирование (2 год обучения)
№ п/п

Количество

Сроки

Тема занятия
Азбука театра 5 часов
Вводное занятие. Ознакомление с режимом
занятий, правилами поведения на занятиях,
1
формой одежды и программой. Устав и название
коллектива.
Инструктаж
по
технике
безопасности
Беседа о театре. Театр вокруг нас. Ролевая игра
«Мы идем в театр». О профессии актера и его
2-3
способности перевоплощаться. Игры «По
правде и понарошку», «Одно и то же поразному».
Театр как вид искусства. Особенности
театрального искусства. Виды театров. Правила
4-5
поведения в театре. Устройство сцены и театра.
Театральные профессии. Актер – главное
«чудо» театра
Сценическая речь. 15 часов
Предмет сценической речи. Диапазон звучания.
6
Темп
речи.
Интонация.
Дыхательная
гимнастика,
Фонационная
(звуковая)
гимнастика.
7-8
Артикуляционная гимнастика. Гигиенический
массаж, вибрационный массаж.
Художественное
чтение
как
вид
9-10
исполнительского
искусства.
Основы
практической работы над голосом
Выразительное
чтение,
громкость
и
отчетливость речи, посыл звука в зрительный
11-12
зал. Участие в играх на выразительность и
громкость голоса: «Оркестр», «Метание
звуков», «Звук и движение»
Выполнение
дикционных
упражнений,
произнесение скороговорок. Голосовой тренинг.
13-14
Выразительное чтение по ролям. Разучивание и
инсценировка чистоговорок, скороговорок и
стихов
15-16
Сказ о том, как была придумана азбука (по
сказке Р. Киплинга «Как была выдумана азбука»
17-18
Развитие навыка логического анализа текста (на
материале детских стишков). Знаки препинания,
грамматические паузы, логические ударения
19-20
Участие в играх со словами и звуками:
«Ворона», «Чик-чирик», «Мишень», «Сочиняю
я рассказ». «Все слова на букву…». Упражнения
«и,э,а,о,у,ы»; двойные согласные: «пэ-ббэ, пабба, пу-ббу, пы-ббы» и т.п.
Актерская грамота 15 часов
21-22
Особенности сценического внимания. Тренинги
на внимание

часов

1

2

2

1

2

2

2

2

2
2

2

2

по
плану

по
факту

Мышечная свобода. Зажим. Тренинги и 2
выполнение
упражнений
с
приемами
релаксации
25-31
Понятие о предлагаемых обстоятельствах. 7
Выполнение этюдов: на достижение цели, на
события, на зону молчания, на рождение слова,
этюдов-наблюдений.
32-35
Сценическая задача и чувство. Выполнение 4
упражнений на коллективную согласованность
действий
Предполагаемые обстоятельства. Театральные игры. 19 часов
36
Общеразвивающие игры и специальные 1
театральные
игры.
Понятие
«игра».
Возникновение игр
37
Понятие «театральная игра». Значение игры в 1
театральном искусстве. Воображение и вера в
вымысел
38-39
Игры-импровизации. Игры-инсценировки
2
40-41
Игры-превращения
2
42-43
Игры-драматизации
2
44-45
Понятие
«Предлагаемые
обстоятельства». 2
Выполнение упражнений на предлагаемые
обстоятельства.
Участие
в
играхинсценировках,
играх-превращениях,
сюжетных играх
46-48
Составление этюдов. Индивидуальные и 3
групповые этюды. Обыгрывание бытовых
ситуаций
из
детских
литературных
произведений. Сочинение и представление
этюдов по сказкам
49-50
Танец и слово. Выполнение этюдов: «Встреча», 2
«Знакомство»,
«Ссора»,
«Радость»,
«Удивление»
51-52
Работа с декорациями
2
53-54
Инсценирование музыкальных произведений. 2
Импровизация.Выполнение
музыкальных
этюдов. Выполнение упражнений: «Сказка»,
«Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь»,
«Три точки» и др. 2
Промежуточная аттестация 1 час
55
Показ разученных мини сценок, миниатюр.
1
Ритмопластика. Работа над инсценировками. 12 часов
56
Выполнение основных позиций рук, ног, 1
постановки корпуса. Работа над жестами
(уместность, выразительность). Участие в играх
на жестикуляцию (плач, прощание, встреча).
Выполнение этюдов на основные эмоции
(грусть, радость, гнев)
57
Тело человека: его физические качества, 1
двигательные возможности, проблемы и
ограничения. Гимнастика на снятие зажимов
рук, ног и шейного отдела
23-24

Речевая
и
двигательная
гимнастика.
Выполнение упражнений при произнесении
элементарных стихотворных текстов.
59
Правильно поставленный корпус – основа
всякого движения. Участие в играх и
выполнение
упражнений
на
развитие
пластической выразительности (ритмичности,
музыкальности,
координации
движений).
Тренинги: «Тележка», «Собачка», «Гусиный
шаг», «Прыжок на месте»
60
Упражнения на координацию движений и
ощущения
тела
в
пространстве
при
произнесении диалога Речевое взаимодействие
61
Понятия: точки зала (сцены); круг, колонна,
линия (шеренга); темпы: быстро, медленно,
умеренно.
62
Чтение литературного произведение. Разбор
63-64
Читка по ролям. Разучивание текстов.
65-67
Этюдные репетиции.
Итоговая аттестация 1 час
68
Показ разученных сценок, спектакля, миниатюр
58

1

1

1

1

1
2
3
1

3. Ресурсное обеспечение программы
3.1. Перечень оборудования
3.1.1. учебные столы и стулья;
3.1.2 канцелярские принадлежности;
3.1.3 аудио и видеоаппаратура (компьютер);
3.1.4 игрушки мягкие, мячи, маты (коврики) для тренинга;
3.1.5 элементы театральных (сценических) костюмов;
3.1.6 предметы мелкого реквизита для этюдов.
3.2. Литература
3.2.1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
3.2.2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990; Детская энциклопедия.
Театр. – М.: Астрель, 2002;
3.2.3. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства».
– М.: «Искусство», 1996;
3.2.4 Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические
задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
3.2.5 Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи.
Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
3.2.6 Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
3.2.7 Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
3.2.8 Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под
редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
3.2.9 Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.: Детская
литература, 1982.
3.2.10 Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.:
«Просвещение», 1975;
3.2.11 Программа общеобразовательных учреждений«Театр 1-11 классы». – М.:
«Просвещение», 1995;
3.2.12 Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
3.2.13 Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;

3.2.14 Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских
театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;
3.2.15 Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970.
Интернет-ресурсы:
1. Устройство сцены в театре
http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtm

Приложение 1

Промежуточный тест по программе «Школьный театр»
Выберите правильный вариант ответа
1. Театр – это…
а) искусство в) учение
б) наука г) благотворительный фонд
2. Театр – это искусство…
а) пения в) изобразительного творчества
б) действия г) макраме
3. В театре выпускают…
а) модели одежды в) книги
б) спектакли г) кино
4. Постановкой спектакля занимается…
а) оператор в) композитор
б) режиссер г) продюсер
5. Выберите театральные профессии
а) учитель в) композитор
б) режиссер г) костюмер
6. Выразительными средствами спектакля являются…
а) свет в) декорации
б) музыка г) грим
7. Кого называют «главным чудом» театра?
а) художника в) осветителя
б) актера г) гримера
8. Как называется театр, где актеры – куклы?
а) театр юного зрителя в) кукольный
б) драматический г) театр теней
9. Выберите подходящую одежду для похода в театр:
а) школьная форма в) домашняя одежда
б) карнавальный костюм г) нарядное платье, костюм
10. Что самое главное во время просмотра спектакля?
а) разговоры с соседом в) смех
б) внимание г) мысли о буфете


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».