АДООП Волшебные спицы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«ВОЛШЕБНЫЕ СПИЦЫ»
Направленность: художественная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 8 – 14 лет
Срок реализации: 3 года

Автор – составитель
О.А. Толоева,
педагог дополнительного образования

ГО Эгвекинот
2023 г.

1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Волшебные спицы» реализуется в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором
обучаются воспитанники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р;
3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденным
приказом
Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629;
4) Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
5) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
№ 1598);
6) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с
ОВЗ);
7) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (включены специальные требования образования
обучающихся с ОВЗ);
8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016
г. № ВК - 641/09 «О направлении методических рекомендаций» и Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально
психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
9) Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О
совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий";
10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
11) Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 17 декабря 2021 г., регистрационный N 66403),
действующим до 1 сентября 2028 года.

Из всего многообразия видов творчества вязание является самым популярным. Оно
непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически
формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно
заметить, что предметы, связанные спицам или крючком, вносят красоту в обстановку
дома, на работе и в общественных местах. Сам процесс вязания действует успокаивающе
на человека. И неудивительно, что в последнее время вязанием стали увлекаться не
только взрослые, но и дети.
В ходе освоения такого вида деятельности как вязание у обучающихся развивается
механическая память, внимание, наглядно-образное мышление, самостоятельность,
формируются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
1.2.Актуальность программы заключается в том, что в процессе обучения обучающиеся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают знания об
используемых материалах и инструментах, подборе и сочетании цветовой гаммы изделий,
приобретают умения и навыки владения различными способами вязания, создаются
условия для реализации идей в изготовлении одежды, игрушек, украшений, предметов
интерьера и т.д. Занятия вязанием привлекают детей результатами труда, помогают детям
стать инициативными, творческими, последовательными, трудолюбивыми и аккуратными,
снять внутреннее напряжение, накопившееся в течение дня. Закрепив ряд трудовых
навыков, необходимых для вязания, освоив процесс подготовки, изготовления и отделки
вязаного изделия, обучающиеся смогут и дальше заниматься самостоятельно данным
видом рукоделия. Все это готовит ребёнка к жизни и труду, независимо от того, какую
профессию он выберет в дальнейшем.
Занятия по вязанию позволяют корректировать работу с мышечным тонусом кисти
рук, развивают творческую направленность, творческое мышление, воображение,
коммуникативные навыки, что способствует формированию адекватной самооценки.
Именно поэтому занятия по вязанию удачно подходят для индивидуальной работы
с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа ориентирована на разный уровень способностей и подготовленности
обучающихся. В ходе ее освоения, каждый ребенок поднимается на новый качественный
уровень индивидуального развития, что соответствует потребностям детей и их
родителей.
1.3.Педагогическая целесообразность заключается в эффективной организации
образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве
формирования сознания, воспитания и поведения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога
и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и
ценностей в единстве с деятельностью.
Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию
эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности,
трудолюбия.
Формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей,
происходит саморазвитие, самореализация, формируется творчески активная личность.
1.4.Новизна программы заключается в том, что в процессе усвоения программы дети
получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего труда, учатся
быть экономными и бережливыми с материалами для работы.
На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое
дело, взаимопомощь и взаимовыручка.
Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать
всё больше новых знаний и умений. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и
успехам своих товарищей.

1.5.Отличительная особенность программы заключается в том, что педагог во время
проведения занятия учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого
воспитанника в установлении объема требований к усвоению учебного материала,
предлагает обучающимся разноуровневые задания с учетом подготовленности
обучающихся, а также выбирает формы общения с ребенком.
Педагог организует занятия таким образом, чтобы в процессе освоения необходимых
знаний
и
умений,
ребенок
получал
конкретный
видимый
и
значимый для него результат; педагог учитывает интересы воспитанника, поддерживает
его успехи и создает условия для его самореализации.
1.6. Цель программы: формирование и развитие познавательных способностей
обучающихся в процессе освоения вязального мастерства (спицы и крючок),
обеспечивающих дальнейшую социализацию в обществе, создание
условий
для
развития
творческих
способностей
обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.
1.7. В процессе обучения реализуются следующие задачи:
1) освоение традиционных техник вязания спицами и крючком;
2)знакомство с современными приемами вязания;
3)овладение принципами составления цветовой гаммы;
4)изучение условных обозначений и схем, используемых в вязании.
1) развитие эстетических и творческих способностей обучающихся;
2) знакомство с понятием о цвете, гармонии;
развивающие
3) знакомство с видами декоративно-прикладного искусства;
4) знакомство с современным декоративно – прикладным искусством;
5) развитие у обучающихся фантазии, образного мышления, внимания;
1) формирование трудовых и эстетических навыков;
воспитательные 2) привитие культуры труда, аккуратности;
3) развитие эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи, чувства
коллективизма, духовных качеств личности, уважительного
отношения друг к другу.
обучающие

1.8. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью от 8 до 14 лет,
прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений:
Категория нарушений
обучающиеся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)

Степень тяжести
течения
заболевания
F 70
(легкая
умственная
отсталость)

Описание тяжести нарушения

задержанное,
неполное
эмоциональное развитие, снижение
навыков, возникающих в процессе
развития,
и
навыков,
которые
определяют
общий
уровень
интеллекта
(т.е.
познавательных
способностей,
языка,
моторики,
социальной дееспособности)
1.9. Формы обучения, сроки реализации и режим занятий
Форма обучения – очная.
Для успешного выполнения программы используются многообразные формы и методы
работы: коллективные и индивидуальные задания, уроки творчества, уроки-конкурсы. Для
результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения

осуществлялся непрерывно от простого к сложному. Формы занятий выбираются в
соответствии с возрастными и психологическими особенностями воспитанников.
Основными формами практической деятельности являются индивидуальные и
групповые занятия. При изучении теории целесообразно использовать методы рассказа с
элементами лекции, показа, презентации; сюжетные занятия, игры (например, «Вяжем
сказку»); экскурсии, тематические вечера, посиделки, конкурсы, выставки.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
1 год обучения (стартовый уровень), дети осваивают базовые и теоретические основы
техники вязания, знакомятся с историей возникновения вязального искусства и
современными техниками вязания; осваивают различные техники вязания. Знакомство с с
новыми техниками вязания, обучение основным видам ручных швов.
2 год обучения (начальный уровень), обучающиеся закрепляют на практике теоретические
знания путем выполнения образцов работ, следуя технологическим картам и инструкции
педагога; работают над созданием изделия, отвечающего функциональным и
эстетическим требованиям.
3 год обучения (базовый уровень), развитие творческого потенциала, повышение
исполнительского уровня, выполнение самостоятельных работ, участие в выставке работ;
происходит усложнение технологических приемов творчества, создание более сложных
изделий, поделок, игрушек, проявление самостоятельного творчества, выражающегося в
создании простейших выкроек, изделий с готового образца. Обучающиеся должны
включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего
как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Занятия проходят 2 раза в неделю (68 ч. в год), продолжительность занятия – 40
минут. В процессе занятия при выполнении практических работ делается перерыв для
выполнения упражнений с применением здоровьесберегающих технологий.
1.10. Ожидаемые результаты
1.10.1. Личностные результаты
1)формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному
искусству;
2) формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе
творческой деятельности;
3) формирование и развитие художественного вкуса;
4) формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе
создания художественных работ;
5) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в
процессе знакомства с национальным творчеством разных стран;
6) формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
1.10.2. Предметные результаты:
1) умение сознательно усваивать полученные знания и использовать их для решения
разнообразных учебных и творческих задач;
2) умение работать с источниками информации, анализировать ее и выбирать
необходимую (рисунки, схемы, расчеты и др.);
3) анализировать схемы, рисунки, устройство изделия, выделять детали и способы их
соединения;
4) выполнять учебно-познавательные действия практической и умственной форме,
сопровождая их правильной речевой характеристикой;
5) выполнять моделирование и преобразование модели;
6) научатся реализовывать собственные творческие замыслы, участвуя в
творческих
проектах, конкурсах, выступлениях; участвовать в культурно - досуговой деятельности,
обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной
области;

7) планируют предстоящую практическую работу с учетом поставленной цели,
устанавливать порядок и последовательность действий для успешного достижения
запланированного результата;
8)осуществлять самоконтроль практических действий, корректировать их при
необходимости;
9) самостоятельно организовывают свое рабочее место;
10) умеют задавать вопросы;
11) умеют договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
12) проявляют интерес к деятельности своих товарищей, результатам их работы,
оценивать их в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
учащиеся получат возможность.
1.11. Критерии и способы определения результатов образовательного процесса
В процессе реализации программы осуществляется мониторинг развития и
адаптации обучающихся, на основании которого делаются выводы о результатах
прохождения программы. Оценочные задания составляются с учетом уровня развития
обучающихся и разной степени освоения ими программного материала таким образом,
чтобы результат их решения и актуальный уровень развития и образования обучающегося
сравнивался только с его же предыдущим уровнем. Сравнение с результатами решений
других участников программы неприемлемо.
Критерии оценки результатов обучения могут быть распределены по степени
выраженности знаний и приобретенных умений по уровням:
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

обучающийся имеет неясные, расплывчатые представления о
предмете, в практических работах допускает много ошибок,
нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны педагога
запас знаний обучающегося близок к содержанию программы,
допускаются
незначительные
ошибки
в
практической
(репродуктивной) деятельности
обучающийся имеет оптимальный для его развития и личностных
особенностей представление о предмете, выполняет практические
действия без ошибки, самостоятелен или помощь педагога
минимальна.

Мониторинг результатов обучения проводится два раза в год (декабрь, май) с
целью отслеживания результативности обучения обучающегося по программе.
Программой предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения.
Итоговая аттестация проводится в конце всего курса обучения по адаптированной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Аттестация обучающихся творческих объединений может проводиться
в следующих формах: итоговое занятие, зачет, тестирование, защита творческих работ,
выставочный просмотр, конкурс и др.
При оценке результативности освоения обучающимися программы учитывается их
участие в выставках, конкурсах детского творчества.
В отдельных случаях общие критерии оценки результатов обучения не
вырабатываются, т.к. при определении результатов образовательного процесса
учитываются психофизические возможности и характер нарушений у каждого
обучающегося.
Подготовка и участие в чемпионате по профмастерству «Абилимпикс».
2. Учебный план (1 год обучения)

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов
теория
практика
1
3

1

Вводное занятия

2

Основные
приемы
вязания спицами
Узоры из лицевых и
изнаночных петель
Жгут.
Обхватывание
петли.
Бугристые
узоры.
Прибавление
и
убавление петель
Вязание прихватки

3
4

5
6

Всего
4

5

15

20

6

14

20

2

4

6

2

2

4

2
18

14
52

16
70

2.1. Содержание программы (1 год обучения)
1. Вводное занятие. (4 ч)
Знакомство с планом работы кружка. Техник безопасности. Художественные
возможности вязания спицами. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика
шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц и
ниток.
2. Основные приемы вязания спицами. (20 ч.)
Теоретический компонент. Знакомства с понятиями «набор петель», «Лицевая петля»,
«Изнаночная петля», «чулочное вязание», «платочное вязание», « Кромочные петли».
Практический компонент. Набор петли, вязание лицевых и изнаночных петель,
закрепление петли. Набор петель при вязании на двух спицах. Виды набора петель.
Правильное положение рук при наборе петель. Набор петель классическим способом
3. Узоры из лицевых и изнаночных петель (20 ч.)
Теоретический компонент. Виды узоров из лицевых и изнаночных петель.
Практический компонент. Учить вязать различные узоры из лицевых и изнаночных
петель.
4. Жгут. Обхватывание петли. Бугристые узоры (6 ч.)
Теоретический компонент. Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры.
Практический компонент. Учить выполнять узоры с помощью перемещения петель,
обхватывающих петель, вывязывать бугристые узоры.
5. Прибавление и убавление петель (4 ч.)
Теоретический компонент. Способы прибавления и убавления петель.
Практический компонент. Учить различным способам прибавления и убавления петель.
6. Вязание прихватки (16 ч).
Теоретический компонент Беседа «Особенности выбора пряжи для прихваток».
Практический компонент. Вязание прихватки. Выставка изделий, изготовленных
обучающимися.
2.2. Учебно – тематический план (1 год обучения)
№ Наименование темы
Количество часов
Формы контроля и
п/п
аттестации
теория практика
всего
1
2
3

Вводное занятие
Основные
приемы
вязания спицами
Узоры из лицевых и
изнаночных петель

1
5

3
15

4
20

6

14

20

тестирование
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение, текущий

4

5
6

Жгут. Обхватывание
петли.
Бугристые
узоры.
Прибавление
и
убавление петель
Вязание прихватки

2

4

6

2

2

4

2

14

16

контроль
педагогическое
наблюдение, текущий
контроль
педагогическое
наблюдение
Итоговый контроль
(выставка образцов,
готовых работ)

2.3. Календарно – тематическое планирование (1 год обучения)
№ п/п
Количество
Тема занятия
часов
Вводное занятие
1
Знакомство с планом работы кружка
Беседа «Художественные возможности вязания
2
спицами»
Основные приемы вязания спицами
3
Набор петель начального ряда из 2-х нитей
4
Лицевые петли. Платочное вязание.
Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и
5
платочное вязание.
Кромочные петли. Ровный край. Зубчатый
6
край.
7
Закрепление петель Итоговое занятия.
Узоры из лицевых и изнаночных петель
8
Виды узоров их лицевых и изнаночных петель
9
Схема узора. Обозначение петель.
10
Узор резинка
11
Узор «Шахматка».
12
Узор «Путанка»
13
Узор «Столбики»
14
Узор «Продолговатая плетенка»
Жгут. Обхватывание петли. Бугристые узоры
- Жгуты.( Перемещение петель).Узор «Жгут из
15
6 лицевых петель .
16
- Обхватывающие петли из рабочий нити
- Вывязывание дополнительных петель
17
непосредственно Узор «Бугорки, связанные из
предыдущего ряда.
Прибавление и убавление петель
18
Способы прибавления петель
Убавления петель по краям и в середине
19
полотна
Вязание прихватки
20
Беседа «Особенности выбора пряжи для
прихватки». Выбора узора. Вязание прихватки.
21
Итоговое занятие.
3.Учебный план (2 год обучения)

Сроки
по
по
плану факту
4

1
3
20
4
6
4
3
3
20
3
2
4
4
2
3
2
6
2
2
2

4
2
2
16

1

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов
теория
практика
1
1

Вводное занятие
2
Повторение материала
3
за 1 год обучения
3
Способы набора петель
1
4
Многоцветное вязание
4
5
Вышивка на
2
трикотажном полотне
6
Круговое вязание
3
спицами
7
Вязание варежек,
3
перчаток и носок
8
Особенности вязания
2
головных уборов
9
Итоговое занятие
3.1. Содержание программы (2 год обучения)
1. Вводное занятие (2 ч.)
1

Всего
2

7

10

3
12
6

4
16
8

7

10

7

10

8

10

1

1

Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Художественные
возможности вязания спицами».

2. Повторение материала за 1 год обучения (10 ч.)
Теоретический компонент. Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда.
Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли. Жгуты, обхватывающие петли,
бугристые узоры.
Практический компонент. Повторение способа набора петель начального ряда, вязание
узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель, жгутов,
обхватывающих петель, вязание бугристых узоров.
3. Способы набора петель (4 ч.)
Теоретический компонент. Способы набора петель.
Практический компонент. Набор петли начального ряда из одной нити и с утолщенной
нижней цепочкой.
4. Многоцветное вязание (16 ч.)
Теоретический компонент. Особенности цветного вязания с протяжками и вязания в
технике интарсия. Соединение цветных полотен по вертикальным и горизонтальным
линиям.
Практический компонент. Вязание цветного полотна с протяжками и в технике интарсия,
соединять цветные полотна по вертикальной и горизонтальной линиям, выполнять схемы
для вязания орнаментов. Цветное вязание с протяжками. Вязание многоцветных узоров.
Вязание панно в технике интарсии.
5. Вышивка на трикотажном полотне (8 ч.)
Теоретический компонент. Особенности вышивки на трикотаже. Способы переведения
рисунка на полотно. Виды швов.
Практический компонент. Перевод рисунка на полотно. Вышивание узора на
трикотажном полотне с помощью различных швов. Выполнение вышивки на трикотаже
«Роза».
6. Круговое вязание спицами (10 ч.)
Теоретический компонент. Особенности кругового вязания.
Практический компонент. Обучение технике кругового вязания. Вязание салфетки
спицами.
7. Вязание варежек, перчаток и носок (10 ч.)

Теоретический компонент. Особенности снятия мерок и расчет для вязания носок,
варежек и перчаток.
Практический компонент. Снятие мерок и расчет для вязания носок, варежек и перчаток.
Вязание носок и варежек.
8. Особенности вязания головных уборов (9 ч.)
Теоретический компонент. Виды шапочек. Особенности снятия мерок и расчет для
вязания шапочек.
Практический компонент. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек. Вязание шапочки.
9. Итоговое занятие (1 ч.)
Обобщение полученных теоретических и практических знаний. Демонстрация творческих
результатов детей.
Организация выставки работ обучающихся.
3.2. Учебно – тематический план (2 год обучения)
№
п/п

Наименование темы

Количество часов
теория практика всего
1
3

1
7

2
10

3

Вводное занятие
Повторение материала за
1 год обучения
Способы набора петель

2

2

4

4

Многоцветное вязание

4

12

16

5

Вышивка на
трикотажном полотне
Круговое вязание
спицами

2

6

8

3

7

10

7

Вязание варежек,
перчаток и носок

3

7

10

8

Особенности вязания
головных уборов

2

8

10

9

Итоговое занятие

1

1

1
2

6

Формы контроля и
аттестации
тестирование
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение, текущий
контроль
педагогическое
наблюдение, текущий
контроль
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение,
промежуточный
контроль
педагогическое
наблюдение, текущий
контроль
педагогическое
наблюдение, текущий
контроль
итоговая аттестация,
выставка работ

3.3. Календарно – тематическое планирование (2 год обучения)
№ п/п
Тема занятия
Вводное занятие
Знакомство с планом работы кружка. Техника
1
безопасности.
Беседа «Художественные возможности вязания
2
спицами»

Количество
часов

1
1

Сроки
по
по
плану факту
2

Повторение материала за 1 год обучения
3
Виды пряжи, виды спиц
4
Набор петель начального ряда из двух нитей
Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и
5
платочное вязание
Накиды и снятые петли. Способы их
6
выполнения
Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые
7
узоры.
Способы набора петель
8
Набор петель начального ряда из одной нити
9
Набор петель начального ряда с утолщенной
нижней цепочкой
10
Итоговое занятие
Многоцветное вязание
11
Схемы для вязания орнаментов. Цветное
вязание с протяжками.
12
Узор «Узор с длинными снятыми петлями»
13
Узор «Цветная резинка»
14
Узор «Рельефный узор»
15
Узор «Резинка 2×2»
16
Цветное вязание – интарсия
17
Узор «Разорванные полосы»
18
Узор «Пятна»
19
Узор «Побеги»
20
Вязание панно в технике интарсии.
21
Итоговое занятие
Вышивка на трикотажном полотне
Особенности вышивки на трикотаже
22
Способы переведения рисунка на полотно
23
Виды швов. Выполнения шва «петля»
24
Выполнение тамбурного шва
25
Выполнение пришитых стежков
26
Выполнение итальянского шва
27
Выполнение вышивки «Рококо»
28
Выполнение вышивки на трикотаже «Роза»
29
Итоговое занятие
30
Круговое вязание спицами
Особенности кругового вязания
31
Вязание салфетки спицами
32
Итоговое занятие
33
Вязание варежек, перчаток, носок
Снятие мерок и расчет для вязания носок
34
Вязание носок.
35
Снятие мерок и расчет для вязания варежек и
36
перчаток.
Способы вязания варежек и перчаток.
37
Вязание варежек.
38
Особенности вязания головных уборов

39

Виды шапочек. Снятие мерок и расчет для
вязания шапочек.

10
2
2
2
2
2
4
2
1
1
16
1
1
1
2
2
2
1
2
1
2
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
5
4
1
10
2
2
2
2
2
10
2

40
41
42

Выкройка - основа шапочки.

3
4
1

Вязание шапочки
Итоговое занятие

4. Учебный план (3 год обучения)
№ п/п

Наименование раздела

1

Вводное занятие

2

Повторение материала
за 2 год обучения
Декоративный
набор
петель
Вязание
мягких
игрушек спицами
Особенности
вязания
одежды
Трикотажные швы и
способы их выполнения
Украшение
вязаных
изделий
Вязание изделий для
выставки

3
4
5
6
7
8

Количество часов
теория
практика
1
1

Всего
2

2

4

6

2

3

5

2

7

9

3

7

10

3

16

19

2

7

9

2

6

8

4.1. Содержание программы (3 год обучения)
Вводное занятие (2 ч.)
Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Современные
тенденции в моде вязаной одежды».
Повторение материала за 2 год обучения (6 ч.)
Теоретический компонент. Инструменты и приспособления. Способы набора петель
начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли. Жгуты,
обхватывающие петли, бугристые узоры.
Практический компонент. Повторение способов набора петель начального ряда, вязание
узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель, жгутов,
обхватывающих петель, вязание бугристых узоров.
Декоративный набор петель (5 ч.)
Теоретический компонент. Способы декоративного набора петель.
Практический компонент. Способы декоративного набора петель: «болгарский зачин»,
утолщенный край из скрещенных петель, утолщенный ажурный край на резинке 1×1,
край-бахрома
Вязание мягких игрушек спицами (9 ч.)
Теоретический компонент. Техника выполнения объемных игрушек.
Практический компонент. Вязание рыбки, птички, жучка.
Особенности вязания одежды (10 ч.)
Теоретический компонент. Познакомить с понятиями «пропорции фигуры», «осанка»,
«контрольный образец», «плотность вязания», научить снимать мерки, рассказать об
особенностях вязании по выкройке и по расчету различных деталей модели, познакомить
с особенностями влажной обработки трикотажных деталей.
Практический компонент. Снятие мерок, определение плотности вязания, вязание
различных деталей модели.
Трикотажные швы и способы их выполнения (19 ч.)
Теоретический компонент. Трикотажные швы и способы из выполнения.

Практический компонент. Выполнение различных трикотажных швов.
Украшения вязаных изделий (9 ч.)
Теоретический компонент. Виды украшений вязаных изделий.
Практический компонент. Изготовление помпонов, кистей и шнуров.
Вязание изделий для выставки (8 ч.)
Теоретический компонент. Выбор модели для вязания.
Практический компонент. Расчет для вязания модели. Вязание выбранной модели.
Оформление выставки.
4.2. Учебно – тематический план (3 год обучения)
№
п/п

Наименование темы

Количество часов
теория практика всего

Вводное занятие
Повторение материала за
2 год обучения
Декоративный
набор
петель.

1
2

1
4

2
6

2

3

5

4

Вязание спицами мягких
игрушек

2

7

9

5

Особенности
вязания
одежды
Трикотажные швы и
способы их выполнения

3

7

10

3

16

19

7

Украшение изделий

2

7

9

8

Вязание отчетной работы

2

6

8

1
2
3

6

Формы контроля и
аттестации
тестирование
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение, текущий
контроль
педагогическое
наблюдение, текущий
контроль
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение,
промежуточный контроль
педагогическое
наблюдение, текущий
контроль
итоговой контроль,
выставка работ

4.3. Календарно – тематическое планирование (3 год обучения)
№ п/п
Тема занятия
Вводное занятие
Знакомство с планом работы кружка. Техника
1
безопасности
Беседа «Современные тенденции в моде
2
вязаной одежды»

Количество
часов

1
1

Повторение материала за 2 год обучения

3
4
5
6
7

Инструменты и приспособления
Набор петель начального ряда различными
способами
Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и
платочное вязание
Накиды и снятые петли. Способы их
выполнения
Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые
узоры.

Сроки
по
по
плану факту
2

6
1
1
1
1
2

Декоративный набор петель
8
Способы декоративного набора петель.
9
Утолщенный край из сдвоенных петель –
«болгарский зачин»
10
Утолщенный край из скрещенных петель.
11
Утолщенный ажурный край на резинке 1×1
12
Край «бахрома»
13
Итоговое занятие
Вязание мягких игрушек спицами
14
Техника выполнения объемных игрушек
15
Вязание рыбки
16
Вязание птички
17
Вязание жучка
18
Итоговое занятие
Особенности вязания одежды
19
Пропорции фигуры. Осанка
20
Снятие мерок
21
Контрольный образец. Плотность вязания
22
Вязание по выкройке и по расчету.
23
Вывязывание пройм, плеч.
24
Виды вырезов горловины. Особенности
вывязывания горловины.
25
Виды воротников. Особенности вывязывания
воротника.
26
Вывязывание
накладных,
прорезных
горизонтальных и вертикальных карманов.
27
- Влажная обработка трикотажных деталей.
Итоговое занятие
28
Трикотажные швы и способы их выполнения
29
Трикотажные швы и способы их выполнения.
30
Горизонтальный шов «петля в петлю»
31
Сшивание резинки
32
Соединение долевого и поперечного полотен.
Вертикальные швы
33
34
Тамбурный шов
35
Кеттельный шов
36
Фигурная кеттлевка
Итоговое занятие
37
Украшение вязаных изделий
Виды украшений. Помпоны
38
Кисти
39
Шнуры
40
Итоговое занятие
41
Вязание отчетной работы
Выбор модели для вязания
42

43
44
45

Расчет для вязания модели
Вязание отчетной работы
Итоговое
занятие.
Выставка
выполненных обучающимися

5

1
1
1
1
1
1
9
2
2
2
2
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
2
2
2
2
2
2
2
2
3
9
2
2
4
1
8

изделий,

2
3
3
1

5. Ресурсное обеспечение программы
5.1. Перечень оборудования
5.1.1. учебные столы и стулья;
5.1.2 канцелярские принадлежности;
5.1.3. швейная иголка;
5.1.4. клей ПВА;
5.1.5. спицы нескольких размеров;
5.1.6. шерстяная и хлопчатобумажная пряжа различной толщины, цвета и фактуры
5.2. Дидактические материалы:
5.2.1. инструкционные карты и схемы вязания спицами;
5.2.2. инструкционные схемы изделий;
5.2.3.схемы создания изделий вязания спицами;
5.2.4. образцы изделий.
5.3. Литература
5.3.1.Журналы «Вязание. – Нижний Новгород, ООО «Слог»;
5.3.2.Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА»;
5.3.3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»;
5.3.4.Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом 2ОВА-ПРЕСС»;
5.3.5. Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007;
5.3.6.Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы,
рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
5.3.6. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
5.3.7. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТРОДНИК, 2011. – 128 с.

Приложение
Критерии оценки планируемого результата
Критерии

Низкий
уровень

Средний
уровень

Высокий
уровень

Предметный результат
Изготовление
предметы
элементы одежды и декора

быта,

Не умеет

Самостоятельное
пользование
инструментами для вязания в быту

Не может

Техника безопасности

Не соблюдает

Умеет с
помощью
педагога
Может с
мощью

Умеет

Соблюдает с
помощью
инструкций

Знает и соблюдает

Метапредметный результат
Не
Взаимодейств
Взаимодействие в коллективе
взаимодействует, ует, но
провоцирует
создает
конфликты
конфликтные
ситуации
Не контролирует
Контроль своих эмоции
Отстаивание точки зрения

Не высказывает
свою точку зрения

Доведение начатого дела до
конечного результата

Не заканчивает
работу

Самостоятельно подбирает
цветовую гамму и материал
Соблюдение порядка на рабочем
месте

Не подбирает
Не хочет
подготавливать и
убирать рабочее
место

Может

Взаимодействует
со всеми, не
создает
конфликтные
ситуации

Не всегда
контролирует,
проявляет
агрессию
Пытается
отстаивать

Контролирует, без
агрессии

не всегда
доводит до
конца, не в
срок
Подбирает с
помощью
Подготавливае
т и убирает без
желания, с
напоминанием

Доводит начатое
дело до конца

Отстаивает

Гармонично
подбирает
Подготавливает и
соблюдает без
напоминаний

Личностный результат
Аккуратность в работе

Не аккуратен,
работает небрежно,
неряшливо

Не всегда
аккуратен, по
напоминанию

Аккуратен,
опрятность в
работе

Проявление инициативности

безразличие

Проявляет, не
всегда

Активно проявляет

Оказание помощи сверстникам в
выполнении творческих работ
Бережное отношение к своему и
чужому труду

Не помогает

Помогает, по
просьбе
Бережет свое,
но портит
чужое

Предлагает
помощь
Бережет свое и
чужое

Не бережет свое и
портит чужое


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».