АРП География 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«ГЕОГРАФИЯ» 9 класс

Автор – составитель
Т.М. Швыркова,
учитель географии

ГО Эгвекинот
2023 г.

1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Адаптированная рабочая программа «География» реализуется в Муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в
котором обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2) приказом Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
4) постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
5) постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
№ 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID19)»;
6) постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
7) Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
8) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с
ОВЗ);
9) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. №
858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
1.2. Общая характеристика учебного предмета «География»
География как учебный предмет в коррекционной школе для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет большое значение для
всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Предмет
«География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор обучающихся об
окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально – экономические явления и
процессы во взаимосвязи.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно
отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями,

какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает
воображение обучающихся. Систематическая словарная работа на уроках географии
расширяет лексический запас детей с интеллектуальными нарушениями, помогает им
правильно употреблять новые слова в связной речи.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального,
эстетического и экологического воспитания обучающихся, обучает правилам поведения в
природе, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в их регионе.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин,
обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных
тем с биологией, историей, русским языком, чтением (литературным чтением),
математикой, изобразительным искусством, черчением, основами социальной жизни и
другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах
«Мир природы и человека» и «Природоведение», входящих в предметную область
«Естествознание».
Необходимость межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, а
также преемственность географического содержания и природоведческих курсов
подчеркивается выделением специальной рубрики «Межпредметные связи» после каждой
темы.
1.3. Цели и задачи изучения учебного предмета «География»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих
целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного
приобретения
новых
знаний;
3) воспитание экологической культуры, на основе освоения знаний о взаимосвязях
в природных комплексах, об основных географических особенностях природы, населения
и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и
рационального
использования
природных
ресурсов;
4)
формирование
способности
поиска
и
применения
различных
источников
географической
информации,
в
том
числе
ресурсов
информационно-телекоммуникационной
сети
«Интернет»,
для
описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и
процессов,
жизненных
ситуаций.
Основные задачи современного школьного курса географии, входящего в
предметную область «Естествознание»; дать элементарные, но научные и
систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и
зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы,
познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в
природе.
Программа отражает содержание обучения предмету «География» с учетом особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Овладение учебным предметом «География»
представляет определенную трудность для обучающихся с умственной отсталостью. Это
связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи,
недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом,
трудностями самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями
при работе с текстом (определении в тексте значимой и второстепенной информации).
Содержание программы позволяет совершенствовать познавательную деятельность
обучающихся за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения,

развития способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей
совместной деятельности.
Особенности психического развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловливают дополнительные коррекционные
задачи учебного предмета «География», направленные на развитие мыслительной (в том
числе знаково-символической) и речевой деятельности; повышение познавательной
активности; формирование умения самостоятельно организовывать свою учебную
деятельность, использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных действий; создание
условий для осмысленного выполнения учебной работы.
1.4. Место учебного предмета «География» в учебном плане
В системе основного общего образования учебный предмет «География» является
обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Естествознание».
Освоение содержания учебного предмета «География» на уровне основного
общего образования происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Мир природы и человека», «Природоведение».
Учебным планом на изучение учебного предмета «География» в 9 классе отводится
по 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
1.5. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, прошедших ПМПК и
имеющих следующие категории нарушений:
Категория нарушений
обучающиеся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)

Степень тяжести
течения
заболевания
F 70
(легкая
умственная
отсталость)

Описание тяжести нарушения

задержанное,
неполное
эмоциональное развитие, снижение
навыков, возникающих в процессе
развития,
и
навыков,
которые
определяют
общий
уровень
интеллекта
(т.е.
познавательных
способностей,
языка,
моторики,
социальной дееспособности)
1.6. Содержание учебного предмета «География» 9 класс
География материков и океанов (Часть 2) (68 ч)
Государства Евразии (51 ч)
Политическая карта Евразии (1 ч)
Европа (24 ч)
Западная Европа
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
Франция (Французская Республика).
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа
Испания. Португалия (Португальская Республика).
Италия (Итальянская Республика).
Греция (Греческая Республика).
Северная Европа
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).

Восточная Европа1
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая
Республика).
Венгрия (Венгерская Республика).
Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).
Сербия и Черногория.
Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Республика Беларусь.
Украина.
Молдавия (Республика Молдова).
Азия (21 часа)
Центральная Азия
Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркменистан.
Киргизия (Кыргызская Республика).
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-Западная Азия
Грузия.
Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран).
Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная Азия
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия
Китай (Китайская Народная Республика).
Монголия.
Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).
Япония.
Юго-Восточная Азия
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
Индонезия (Республика Индонезия) или другие государства по выбору учителя.
Россия (повторение) (5ч)
Границы России.
Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России.
Столица, крупные города России.
Обобщающий урок по России.
Обобщающий урок. Географии материков и океанов.8–9 классы(1 ч)

Межпредметные связи
Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия
(«История»).
Практические работы
Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.
Нанесение условной границы между Европой и Азией.
Составление альбома «По странам и континентам».
Свой край (15часов)
История возникновения нашего края.
Географическое положение. Границы. Рельеф.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы,
орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.
Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные
животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый
браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.
Население нашего края. Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные
песни и танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать
выпускники школы.
Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство и
т.п.).
Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Наш поселок.
Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Обобщающий урок по курсу «География» (1 ч)
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе («Природоведение»).
История нашего края («История»).
Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир,
экологические проблемы («Природоведение», «Биология»).
Фольклор («Музыка»).
Сфера быта, национальная кухня («Основы социальной жизни»).
Архитектурные памятники («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Ha карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона,
месторождения полезных ископаемых, цветными кружками - областной и районные
центры.
Обозначить на контурной карте России свою область.
К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и
животных, отметить заповедные места. Зарисовать и подписать растения и животных,
занесенных в Красную книгу области.

Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии
известных людей края.
Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.
Регулярно читать местную периодическую печать.
Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее
нашего края».
Географическая номенклатура
Государства Евразии: Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швейцария,
Испания, Португалия, Италия, Греция, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия,
Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия и Черногория, Эстония, Латвия, Литва,
Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия,
Таджикистан, Грузия, Азербайджан, Армения, Турция, Ирак, Иран, Афганистан, Индия,
Китай, Монголия, Корея, Япония, Таиланд, Вьетнам, Россия.
1.7. Тематическое планирование учебного предмета «География» 9 класс

№
п/п
1

2–3

Тема урока

Количество
часов

Целевая установка

Основные понятия

Государства Евразии.
Политическая карта Евразии

1

Евразия – крупнейший материк земного
шара. Части света: Европа и Азия.
Государства
Евразии.
Россия,
ее
географическое положение, хозяйство,
население

Западная Европа
Великобритания
(Соединенное Королевство
Великобритании и Северной
Ирландии)

2

Закреплять и систематизировать знания учащихся о
Евразии, как самом большом и густонаселенном
материке земного шара, его географическом
положении, хозяйстве и населении.
Совершенствовать навыки работы школьников с
географическими картами.
Формировать
представления
обучающихся
о
разнообразии стран, расположенных на материке.
Повторить знания обучающихся о географическом
положении, хозяйстве и населении России
Формировать представления обучающихся о странах
Западной Европы.
Познакомить
обучающихся
с
географическим
положением, природными условиями, хозяйством,
населением Великобритании.
Закрепить знания школьников о зависимости климата
от географического положения объекта.
Развивать связную устную речь (составление
описания
географического
положения
Великобритании с опорой на политическую карту,
составление
рассказа
о
Лондоне
и
его
достопримечательностях)

Великобритания – островное государство.
Береговая
линия
Великобритании.
Поверхность,
полезные
ископаемые,
климатические условия. Реки, озера.
Растительный и природный мир. Столица
Великобритании,
Монархия,
парламент.
Хозяйство.
Население, культура, обычаи, традиции

(Французская

2

Формировать представления обучающихся о странах
Западной Европы.
Познакомить
обучающихся
с
географическим
положением, природными условиями, хозяйством,
населением,
культурой и достопримечательностями
Франции.
Формировать интерес к изучаемому предмету

6

Германия
(Федеративная
Республика Германия)

1

Продолжать
формировать
представления
обучающихся о странах Западной Европы.
Познакомить
обучающихся
с
географическим
положением, природными условиями, хозяйством,
населением. культурой и достопримечательностями
Германии.
Формировать интерес к изучаемому предмету

7

Австрия
(Австрийская
Республика).
Швейцария
(Швейцарская
Конфедерация)

1

Познакомить с положением на карте, природноклиматическими особенностями, высокоразвитой
экономикой и с/х Австрии и Швейцарии.
Учить находить общее в экономике стран Западной
Европы. Учить устанавливать причинно-следственные
зависимости между географическим положением,
климатом, природой и развитием международного
туризма в государствах Западной Европы. Вводить в
активный словарный запас учащихся обобщающие
понятия (горы, озера, реки, города)

4–5

Франция
Республика)

Франция – одно из крупнейших
государств
Европы.
Географическое
положение. Поверхность. Климатические
условия. Реки Франции. Типичные
представители растительного и животного
мира. Сельское хозяйство, основные
отрасли. Франция – высокоразвитая
промышленная страна. Государственный
строй. Владения Франции в Америке,
Африке, Океании.
Столица и крупные города Франции.
Культура.
Знаменитые
писатели,
художники, ученые, артисты Франции
Географическое положение Германии.
Рельеф. Полезные ископаемые. Реки и
озера Германии. Сельское хозяйство и его
отрасли.
Германия – ведущая индустриальная
страна Европы.
Государственный
строй.
Население.
Столица Германии, крупные города.
Культура. Знаменитые композиторы,
поэты, писатели, спортсмены Германии
Австрия. Швейцария. Географическое
положение. Рельеф, Климат. Водоемы.
Природные условия. Хозяйство. Туризм.
Культура,
Достопримечательности,
столицы.
Население

8.

Южная Европа.
Испания (Королевство
Испания) Португалия
(Португальская Республика)

1

9.

Италия (Итальянская
Республика)

1

10.

Греция
(Греческая Республика)

1

Формировать представления обучающихся о странах
Южной Европы.
Дать сравнительную характеристику двух государств
Южной Европы – Испании и Португалии.
Развивать и совершенствовать навыки обучающихся
при работе с настенной картой и картами Приложения
к учебнику.
Закрепить
знания
школьников
о
великих
географических
открытиях
португальских
мореплавателей Колумба и Магеллана.
Формировать представления обучающихся о странах
Южной Европы.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением, рельефом, водоемами, природными
условиями, хозяйством Италии.
Воспитывать уважительное отношение обучающихся
к культуре и традициям населения европейских стран.
Продолжать формировать навыки правильного показа
географических объектов на карте
Продолжать
формировать
представления
обучающихся о странах Южной Европы.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением, рельефом, природными условиями,
хозяйством Греции.
Сравнить природные условия стран Южной Европы.
Продолжать формировать навыки самостоятельной
работы при выполнении заданий в тетради на
печатной основе и в контурных картах.
Воспитывать толерантное отношение к людям других
национальностей

Испания. Португалия.
Географическое
положение.
Рельеф,
Климат. Водоемы. Природные условия.
Хозяйство. Столицы. Население.
Географические открытия Колумба и
Магеллана

Италия. Особенности географического
положения. Альпы. Вулканы (Везувий,
Этна) Климат. Река По. Ведущие отрасли
сельского хозяйства и промышленности
изучаемого государства. Столица и ее
достопримечательности. Крупные города.
Культура, обычаи. Ватикан – резиденция
папы Римского
Греция.
Географическое
положение.
Поверхность. Климат. Промышленность и
с/х.
Население.
Государственное
устройство. Столица. Крупные города.
Памятники культуры и архитектуры.
Международное олимпийское движение

11.

Северная Европа
Норвегия (Королевство
Норвегия)

1.

Формировать представления обучающихся о странах
Северной Европы. Познакомить школьников с
географическим положением, рельефом, природными
условиями, хозяйством Норвегии.
Продолжить
формировать
навыки
показа
географических объектов на настенной карте.
Развивать связную устную речь обучающихся
(составление описания географического положения
Норвегии с опорой на политическую карту,
составление
рассказа
об
Осло
и
его
достопримечательностях)

Норвегия. Географическое положение.
Поверхность. Особенности климатических
условий.
Типичные
представители
растительного
и
животного
мира.
Хозяйство. Население. Государственное
устройство. Столица. Норвегия – страна
лыжников. Культура

12.

Швеция (Королевство
Швеция.

1.

Швеция. Географическое положение.
Поверхность.
Озера.
Особенности
климатических условий. Растительный и
животный мир. Хозяйство. Население.
Государственное устройство. Столица.
Охрана окружающей среды

13.

Финляндия (Финляндская
Республика)

1

Продолжать
формировать
представления
обучающихся о странах Северной Европы.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением, рельефом, природными условиями,
хозяйством Швеции.
Продолжить формировать навыки показа объектов на
настенной карте. Формировать бережное отношение к
окружающей
среде
на
примере
решения
экологических проблем в Швеции
Продолжать
формировать
представления
обучающихся о странах Северной Европы.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением, рельефом, природными условиями,
хозяйством Финляндии. Сравнить традиции населения
Северной Европы.
Воспитывать интерес к изучаемому предмету

Финляндия, Географическое положение.
Рельеф. Финляндия – «край тысячи озер».
Климат. Леса – главное богатство
Финляндии. Промышленность, сельское
хозяйство. Государственное устройство.
Столица, крупные города.

Формировать представления обучающихся о странах
Восточной Европы.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением, рельефом, природными условиями,
хозяйством Польши.
Продолжить
формировать
навыки
показа
географических объектов на настенной карте.
Развивать связную устную речь (составление
описания географического положения Польши с
опорой на политическую карту, составление рассказа
о Варшаве и ее достопримечательностях)

Восточная
Европа.
Государства
Восточной Европы. Польша.
Географическое
положение.
Рельеф.
Климат. Реки. Природные условия.
Промышленность, сельское хозяйство.
Государственное устройство. Столица,
крупные города. Культура

1

Продолжать
формировать
представления
обучающихся о странах Восточной Европы.
Дать сравнительную характеристику двух государств
Восточной Европы – Чехии и Словакии. Развивать и
совершенствовать навыки обучающихся при работе с
настенной картой и картами Приложения к учебнику

Чехия.
Словакия.
Географическое
положение.
Рельеф.
Климат.
Растительный
и
животный
мир.
Хозяйство. Столицы, крупные города.
Прага -один из красивейших городов
Европы

Венгрия (Венгерская
Республика.

1

Венгрия. Географическое положение,
поверхность. Крупнейшая река – Дунай.
Озеро – Балатон. Климат.
Природные
условия.
Отрасли
промышленности и сельского хозяйства.
Население. Столица.

Румыния (Республика
Румыния). Болгария
(Республика Болгария)

1

Продолжать
формировать
представления
обучающихся о странах Восточной Европы.
Познакомить
с
географическим
положением,
особенностями природы и хозяйства Венгрии.
Продолжать совершенствование навыков показа
географических объектов на карте, навыков работы по
контурной карте
Продолжать
формировать
представления
обучающихся о странах Восточной Европы.
Дать сравнительную характеристику двух государств
Восточной Европы – Румынии и Болгарии.
Развивать и совершенствовать навыки обучающихся
при работе с настенной картой и картами Приложения
к учебнику

14.

Восточная Европа
Польша (Республика
Польша.

15.

Чехия (Чешская
Республика). Словакия
(Словацкая Республика)

16.

17.

1

Сравнительная характеристика Румынии и
Болгарии. Сельское хозяйство. Туризм.
Карпаты. Балканские горы. Дунай.
Черноморские порты. Бухарест. София

18.

Сербия и Черногория

1

19.

Эстония (Эстонская
Республика)

1.

20.

Латвия (Латвийская
Республика

1

Продолжать формировать представления о странах
Восточной Европы.
Дать сравнительную характеристику двух государств
Восточной Европы – Сербии и Черногории. Развивать
и совершенствовать навыки обучающихся при работе
с настенной картой и картами Приложения к
учебнику.
Продолжить формировать навыки самостоятельной
работы при выполнении упражнений в тетради на
печатной основе
Продолжать
формирование
представлений
обучающихся о государствах Восточной Европы.
Познакомить с государствами Балтии. Воспитывать
уважительное отношение к культуре и традициям
других народов.
Развивать связную устную речь (составление
описания географического положения Эстонии с
опорой на политическую карту)

Сербия. Черногория. Географическое
положение. Рельеф. Климат. Природа
изучаемых
государств.
Хозяйство.
Население и его традиции. Столицы,
крупные города

Продолжать
формирование
представлений
обучающихся о странах Балтии. Познакомить
школьников
с
географическим
положением,
природой, хозяйством, населением Латвии.
Совершенствовать навыки работы с географической
картой, навыки работы в контурных картах.
Развивать связную устную речь (составление
описания географического положения Латвии с
опорой на политическую карту, составление рассказа
о Риге и ее достопримечательностях)

Латвия.
Географическое
положение.
Рельеф. Климат. Природа. Отрасли
промышленности и сельского хозяйства.
Население. Столица Рига – красивый
старинный
город,
его
достопримечательности. Курортный город
Юрмала

Эстония. Особенности географического
положения.
Поверхность.
Водоемы.
Озера,
острова.
Климат.
Природа.
Заповедники,
национальные
парки.
Население, его традиции. Таллин –
столица, красивый старинный город

21.

Литва (Литовская
Республика)

1

22.

Республика Беларусь

1

23.

Украина

1

Продолжать
формирование
представлений
обучающихся о государствах Балтии. Познакомить
школьников
с
географическим
положением,
природой, хозяйством, населением Литвы.
Сравнить
занятия
населения
прибалтийских
государств, отрасли промышленности и сельского
хозяйства.
Совершенствовать навыки самостоятельной работы с
учебником
Продолжать
формирование
представлений
обучающихся о государствах Восточной Европы.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением, природой, хозяйством, населением
Белоруссии.
Продолжать совершенствовать навыки показа
географических объектов на карте, навыки работы в
контурной
карте.
Воспитывать
толерантное
отношение к людям других национальностей.
Развитие связной устной речи (составление описания
географического положения Белоруссии с опорой на
политическую карту)

Литва.
Географическое
положение.
Рельеф. Климат. Водоемы. Природа.
Отрасли промышленности и сельского
хозяйства. Население. Столица Вильнюс,
достопримечательности. Крупные города.
Морской курорт страны – Паланга

Продолжать
формировать
представления
обучающихся о государствах Восточной Европы.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением,
рельефом,
климатом,
природой,
хозяйством, населением Украины.
Продолжить формировать навыки самостоятельной
работы при выполнении упражнений в тетради на
печатной основе

Украина. Географическое положение.
Рельеф. Климат. Природа. Хозяйство.
Полезные
ископаемые.
Население,
национальные традиции. Киев – столица
Украины. Крупные города :Харьков,
Одесса

Беларусь. Географическое положение.
Рельеф. Климат. Реки. Белоруссия –
лесной
край.
Охрана
природы.
Заповедники. Промышленность, сельское
хозяйство. Столица Минск – красивый
современный город. Крупные города.
Население, его традиции

24.

Молдавия (Республика
Молдова)

1

Продолжать
формировать
представления
обучающихся о государствах Восточной Европы.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением,
рельефом,
климатом,
природой,
хозяйством, населением Молдавии.
Дать сравнительную характеристику экономического
развития стран Восточной Европы

Молдавия – небольшое государство
Восточной Европы. Климат.
Поверхность. Река Днестр. Плодородные
почвы. Сельское хозяйство.
Население.
Традиционные
народные
помыслы. Столица

25.

Обобщающий урок
«Европейские государства»

1.

Великобритания,
Франция, Германия,
Австрия, Швейцария,
Испания, Португалия,
Италия, Греция,
Норвегия, Швеция,
Финляндия, Польша, Чехия, Словакия,
Венгрия,
Румыния, Болгария, Сербия, Черногория,
Эстония, Латвия, Литва, Беларусь,
Украина,
Молдавия

26.

Азия.
Центральная Азия.
Казахстан (Республика
Казахстан)

1

Повторить, обобщить и систематизировать знания
обучающихся об изученных государствах Европы.
Сравнить страны Европы по размерам, природным
условиям и национальным особенностям.
Продолжать
формирование
навыков
показа
изученных государств на географических картах,
навыков
составления рассказов об одном из
изученных государств Европы по плану, опорным
словам и иллюстрациям. Воспитывать уважительное
отношение к людям других национальностей, их
национальным особенностям.
Прививать интерес к знакомству с культурой и
традициями населения европейских стран
Продолжать
формировать
представления
обучающихся о государствах материка Евразия.
Познакомить
школьников
с
государствами
Центральной Азии.
Сформировать
представление
школьников
о
Казахстане, как самом большом по площади
государстве Центральной Азии.
Воспитывать толерантное отношение к людям других
национальностей

Азиатская часть материка. Центральная
Азия.
Казахстан занимает 10 место в мире по
площади. Географическое положение.
Рельеф. Реки. Хозяйство. Население и его
традиции. Столица Астана. Самый
большой город – Алма-Ата. Космодром
Байконур

27.

Узбекистан (Республика
Узбекистан)

1

Формировать
представления
обучающихся
о
государствах Центральной Азии
Познакомить школьников с Республикой Узбекистан.
Продолжать совершенствование навыков показа
географических объектов на карте, навыков работы в
контурной карте.
Развивать связную устную речь (составление
описания географического положения Узбекистана с
опорой на политическую карту и рассказа о населении
изучаемой страны и его занятиях по плану и опорным
словам)

Узбекистан. Географическое положение
государства.
Рельеф.
Особенности
климата. Водоемы. Сельское хозяйство –
ведущая отрасль экономики Узбекистана.
«Белое золото» Узбекистана. Узбеки, их
обычаи и традиции. Столица и крупные
города Узбекистана. Узбекистан- страна
древней культуры.

28.

Туркменистан

1

Туркмения –- государство Центральной
Азии. Географическое положение. Рельеф.
Пустыня Каракумы. Каракумский канал.
Особенности климата. Растительный и
животный
мир.
Охрана
природы.
Хозяйство. Народные промыслы и
ремесла.
Столица Туркмении

29.

Киргизия (Кыргызская
Республика)

1

Продолжать
формировать
представления
обучающихся о государствах Центральной Азии.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением, хозяйством, достопримечательностями
Туркмении. Продолжать формировать представления
обучающихся о народных промыслах и ремеслах
населения земного шара.
Продолжать формирование навыков самостоятельной
работы с текстом учебника
Продолжать
формировать
представления
обучающихся о государствах Центральной Азии.
Познакомить
учащихся
с
географическим
положением, рельефом, климатом, водоемами.
хозяйством, населением Киргизии.
Формировать навыки самостоятельного получения
учебной информации с помощью географических карт
из Приложения к учебнику

Киргизия. Географическое положение.
Горные системы. Озеро Иссык- Куль.
Особенности климата и природных
условий.
Полезные
ископаемые.
Хозяйство. Население и его обычаи.
Бишкек – главный город страны

30.

Таджикистан (Республика
Таджикистан)

1

31.

Юго-Западная Азия.
Грузия

1

32.

Азербайджан
(Азербайджанская
Республика)

1

Продолжать
формировать
представления
обучающихся о государствах Центральной Азии.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением, особенностями рельефа и полезными
ископаемыми
хозяйством
и
населением
Таджикистана.
Сравнить климатические и природные условия стран
Центральной Азии.
Продолжать
формирование
навыков
показа
географических объектов на карте, навыков работы в
контурной карте
Формировать
представления
обучающихся
о
государствах Азии.
Познакомить школьников со странами Юго-Западной
Азии
Формировать представление о географическом
положении, природных условиях, хозяйстве Грузии,
обычаях и традициях грузин.
Развивать связную устную речь (составление
описания географического положения Грузии с
опорой на политическую карту и
рассказа о
населении изучаемой страны, его занятиях, традициях
и обычаях по плану, иллюстрациям)
Продолжать
формировать
представления
обучающихся о государствах Юго-Западной Азии.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением, рельефом, климатом, природными
условиями, хозяйством, населением Азербайджана.
Продолжать
формирование
навыков
показа
географических объектов на карте, навыков работы в
контурной карте

Таджикистан. Географическое положение.
Памир. Реки: Сырдарья, Амударья.
Особенности климата и природных
условий. Охрана природы. Заповедник
Тигровая Балка. Полезные ископаемые.
Хозяйство,
население
изучаемого
государства. Столица. Городское и
сельское население. Древние города
Таджикистана
Грузия.
Кавказ. Побережье Черного моря. Рельеф.
Реки. Мягкий климат. Растительный и
животный мир. Промышленность и
сельское хозяйство. Растениеводство.
Источники
минеральных
вод.
Национальные
традиции.
Столица
Тбилиси. Крупные город –- Кутаиси,
Батум

Азербайджан. Закавказье.
Географическое
положение
Азербайджана. Поверхность. Водоемы.
Климат. Природа гор. Добыча полезных
ископаемых.
Ведущие
отрасли
промышленности нефтедобывающая и
нефтеперерабатывающая. Растения и
животные. Сельское хозяйство.
Столица Баку

33.

Армения (Республика
Армения)

1

Формировать
представления
обучающихся
о
государствах Юго-Западной Азии.
Познакомить с положением Армении на политической
и физической картах Азии, ее природными
богатствами, древней архитектурой и традициями
армянского народа.
Учить сравнивать физическую и политическую карты,
развивать пространственный анализ при работе с
картами,
устанавливать
причинно-следственные
зависимости
между
рельефом,
климатом
и
растительным миром, пополнять словарный запас,
развивать связную речь путем составления короткого
рассказа.
Воспитывать эстетические чувства, учить видеть
красоту
древних
городов
Армении,
интернациональные чувства, взаимопомощи (при
восстановлении города после разрушения г.Спитака)

Закавказье. Географическое положение
Армении. Поверхность. Сейсмоопасная
зона.
Землетрясения.
Водоемы.
Минеральные источники. Особенности
климата.
Полезные
ископаемые.
Хозяйство.
Традиции
и
обычаи
армянского народа. Ереван – главный
город страны, его достопримечательности

34.

Турция (Турецкая
Республика)

1

Формировать
представления
обучающихся
о
государствах Юго-Западной Азии.
Познакомить с положением на карте, климатом,
растительным и животным миром, крупными
городами Турции. Объяснить причины отдыха
россиян в курортной части страны (территориальная
близость, климат, моря, пляжи, экология, обилие
овощей и фруктов). Корригировать аналитикосинтетическую деятельность и пространственный
анализ при работе с картой, развивать тонкую
моторику при заполнениях контурной карты, учить
устанавливать причинно-следственные зависимости
между географическим положением, климатом и
природой
государств
Юго-Западной
Азии.
Воспитывать интерес к изучению зарубежных
государств

Особенности географического положения
Турции (часть территории расположена в
Европе, основная территория – в Азии).
Поверхность.
Большой
Арарат.
Особенности
климата.
Природные
условия. Средиземное и Черное моря.
Растительный и животный мир. Сельское
хозяйство. Население и его занятия.
Национальные ремесла. Туризм. Курорты
Турции. Столица Анкара.
Самый большой город – Стамбул

35.

Ирак (Республика Ирак)

1

36.

Иран (Исламская
Республика Иран)

1

37.

Афганистан (Исламская
Республика Афганистан)

1

Формировать
представления
обучающихся
о
государствах Юго-Западной Азии.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением, климатом, природными условиями,
населением и хозяйством Ирака.
Закрепить знания обучающихся о типичных
представителях растительного и животного мира
пустынь, о населении и его традициях. Воспитывать
аккуратность при выполнении заданий в тетради на
печатной основе и контурных картах
Продолжить
формирование
представлений
обучающихся о государствах Юго-Западной Азии.
Закрепить знания школьников о влиянии природных
условий на занятия населения.
Воспитание толерантного отношения к людям другой
национальности

Продолжить
формирование
представлений
обучающихся о государствах Азии.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением, климатом, природными условиями,
хозяйством, населением Афганистана.
Развивать устную речь обучающихся (составление
описания географического положения Афганистана с
опорой на политическую карту)

Географическое
положение
Ирака.
Рельеф. Жаркий климат. Водоемы.
Растительный и животный мир пустынь.
Использование плодородных земель.
Отрасли
промышленности.
Богатые
месторождения нефти. Население и его
обычаи. Традиционная одежда. Столица,
крупнейший город страны – Багдад
Иран - одна из крупнейших стран ЮгоЗападной
Азии.
Рельеф.
Климат,
природные
условия
изучаемого
государства. Ведущая отрасль экономики
–
сельское
хозяйство.
Богатые
месторождения нефти др. полезных
ископаемых.
Промышленность.
Население, его занятия, обычаи, традиции.
Столица Ирана – Тегеран
Географическое положение изучаемой
страны. Афганистан – горная страна.
Климат. Реки. Земледелие, овцеводство.
Экономические проблемы. Афганистан –
многонациональное государство.
Традиции и обычаи афганцев. Столица
Кабул

38

Южная Азия.
Индия (Республика Индия)

1

39–
40

Восточная Азия.
Китай (Китайская Народная
Республика)

2

41

Монголия

1

Формировать представления обучающихся об Индии,
как самом крупном государстве Южной Азии.
Воспитывать интерес к изучаемому предмету,
уважительное отношение к традициям и обычаям
населения Земного шара.
Развивать связную устную речь (составление
описания географического положения Индии с опорой
на политическую карту и рассказа о населении
изучаемой страны и его занятиях с опорой на
иллюстрации)
Формировать
представления
обучающихся
о
государствах Восточной Азии.
Познакомить школьников с самым крупным
государством Восточной Азии – Китаем; его
географическим положением, рельефом, реками,
климатом, разнообразным растительным и животным
миром; с Китаем, как с крупным индустриальноаграрным государством; с многочисленностью
населения, культурой, обычаями, традициями.
Продолжать формирование навыков пересказа
прочитанного текста, составления рассказа по
иллюстрациям и плану
Формировать
представления
обучающихся
о
государствах Восточной Азии.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением, рельефом, климатом, природными
условиями, хозяйством и населением Монголии.
Обогащать пассивный словарный запас обучающихся
при проведении словарной работы. Вводить новые
слова в связную речь

Индия.
Географическое
положение.
Рельеф. Река Ганг. Жаркий климат,
особенности
природы.
Богатый
растительный и животный мир.
Экологические
проблемы.
Полезные
ископаемые.
Экономика
Индии.
Государственное устройство. Население,
культура, обычаи, национальная одежда,
традиции.
Столица – Нью-Дели
Географическое положение Китая. Китай
занимает третье место в мире по площади.
Разнообразие рельефа. Великие китайские
реки. Особенности климата и природных
условий. Китай – крупное индустриальноаграрное
государство.
Население,
культура, обычаи, традиции. Столица
Пекин. Один из крупнейших городов
мира – Шанхай

Монголия. Географическое положение.
Монголия – страна гор и плоскогорий.
Природные зоны Монголии, типичные
представители растительного и животного
мира.
Экономика.
Население,
его
традиции и обычаи. Столица Монголии –
город Улан-Батор

42.

Корея (Корейская НародноДемократическая
Республика и Республика
Корея.

1

43.

Япония

1

44.

Юго-Восточная Азия
(по выбору учителя:
Тайланд, Вьетнам или
другие государства)
Таиланд (Королевство
Таиланд

1

45.

Вьетнам (Социалистическая
Республика Вьетнам

1

Формировать
представления
обучающихся
о
государствах Восточной Азии.
Дать сравнительную характеристику географического
положения, хозяйства КНДР и Республики Корея.
Продолжать
совершенствовать
навыки
самостоятельной работы с текстом учебника и
географическими картами Приложения к учебнику
Формировать
представления
обучающихся
о
государствах Евразии.
Познакомить
школьников
с
особенностями
географического положения, рельефа, климата
Японии. Формировать представление о Японии, как
высокоразвитой индустриальной стране.
Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Продолжать
формирование
навыков
показа
географических объектов на карте, навыков работы в
контурной карте.
Развитие связной устной речи обучающихся
(составление рассказов с опорой на план о столице
Японии, традициях и обычаях японцев.
Продолжить
формирование
представлений
обучающихся о государствах Азии.
Познакомить школьников с Королевством Таиланд.
Продолжать совершенствовать навыки показа
географических объектов на карте, навыки работы в
контурной карте

Корейская
Народно-Демократическая
Республика
и
Республика
Корея.
Географическое
положение.
Климат.
природные
условия.
Экономика.
Население.
Столицы
Япония – островное государство. Горы
Японии.
Япония
расположена
в
сейсмоактивном районе.
Растительный
и
животный
мир.
Экономика Японии. Население, культура,
обычаи и традиции японцев

Юго-Восточная
Азия.
Таиланд.
Географическое
положение,
рельеф,
климат
изучаемого
государства.
Государственное устройство. Хозяйство.
Население и его занятия. Столица

Продолжить
формирование
представлений Вьетнам. Географическое положение,
обучающихся о государствах Юго-Восточной Азии.
население. Экономические проблемы.
Познакомить школьников с Социалистической Население. Столица
республикой Вьетнам.
Развивать навыки самостоятельной работы при
выполнении заданий в тетради на печатной основе

46.

Обобщающий урок
«Государства Азии»

1

47.

Россия
(повторение).

1

Границы России

48

Россия (Российская
Федерация) –крупнейшее
государство Евразии

1

Повторить, обобщить и систематизировать знания
обучающихся об изученных государствах Азии.
Сравнить государства Азии по размерам, природным
условиям и национальным особенностям.
Продолжать
формирование
навыков
показа
изученных государств на географических картах,
навыков
составления рассказов об одном из
изученных государств Азии по плану, опорным
словам и иллюстрациям. Воспитывать уважительное
отношение к людям других национальностей, их
национальным особенностям.
Прививать интерес к знакомству с культурой и
традициям народов мира
Повторить и систематизировать знания обучающихся
о географическом положении России, морских и
сухопутных границах государства.
Воспитывать гордость за свою страну, уважительное
отношение к народам, ее населяющим.
Совершенствовать навыки самостоятельной работы с
географическими картами при составлении описаний
географических объектов
Повторить и обобщить знания обучающихся о
рельефе, водоемах, особенностях природы, полезных
ископаемых, экономике, населении страны.
Воспитание
бережного
и
рационального
использования природных богатств России.
Совершенствовать навыки показа географических
объектов на карте, навыков работы в контурной карте.
Формировать умения работать в малых группах при
выполнении заданий

Казахстан, Узбекистан,
Туркменистан, Киргизия,
Таджикистан, Грузия,
Азербайджан, Армения,
Турция, Ирак, Иран, Афганистан, Индия,
Китай, Монголия, Корея, Япония.
Государства Юго-Восточной Азии по
выбору учителя (например, Тайланд,
Вьетнам

Россия – самое большое государство
земного шара. Сухопутные и морские
государственные границы. Пограничные
государства

Рельеф страны. Крупнейшие реки и озера.
Природные зоны России.
Природные богатства страны. Экономика.
Население. Распределение населения по
территории России

49.

Административное деление
России.

1

50.

Столица и крупные города
России

1

51

Обобщающий урок по теме
«Россия»

1

52

Обобщающий урок по курсу:
«География материков и
океанов»

1

Повторить знания об административном делении РФ.
Уметь найти и прочитать на административной карте
некоторые (из 85) субъекты Российской Федерации:
края, республики, автономные округа или области.
Продолжить
формировать
навыки
работы
обучающихся с адаптированными картами в учебнике
географии и его Приложении
Продолжить
формирование
представлений
обучающихся о Российской Федерации. Повторить и
обобщить знания школьников о столице России и
крупных городах страны.
Продолжать
совершенствовать
навыки
самостоятельной работы при выполнении упражнений
в тетради на печатной основе

Российская
Федерация.
Административное деление РФ.
Области, края, республики, автономные
округа и автономная область.
Новые субъекты РФ: Республика Крым и
город федерального значения Севастополь

Москвастолица
России.
Достопримечательности Москвы.
Крупные города России:
СанктПетербург, Нижний Новгород , Казань,
Уфа, Омск, Ростов-на-Дону, Волгоград и
др. города-миллионеры (географическое
положение, население и его занятия,
достопримечательности.
Обобщить знания о родной стране.
Российская Федерация. Географическое
Воспитывать уважительное отношение к людям, ее положение, Рельеф. Климат. Природные
населяющим. Воспитание бережного рационального зоны.
Водоемы.
Охрана
природы.
отношения к природным ресурсам России.
Экономическое
развитие
России.
Совершенствовать навыки самостоятельной работы Население. Столица. Крупные города
обучающихся в парах группах при выполнении
различных заданий
Систематизировать и обобщить сформированные Материки.
Части
света.
Крупные
представления и понятия по всему разделу государства.
«География материков и океанов». Проверить знания Океаны.
обучающихся названий материков и частей света, Некоторые государства Евразии.
океанов, знания наиболее крупных государств на Россия – самое крупное государство мира.
каждом из материков и географических особенностях Расположено в Европе и Азии
этих стран

53

Свой край.
История возникновения
нашего края

1

Продолжать
формирование
представление
обучающихся о своем крае. Познакомить школьников
с
основными
историческими
событиями,
происходящими в изучаемой местности.
Способствовать формированию представлений о
специфике, уникальности, неповторимости своего
края, необходимости правильного взаимодействия
человека и окружающей среды.
Воспитывать интерес к истории и культуре своей
«малой родины»

54

Географическое положение.
Границы. Рельеф

1

55

Климат. Предсказание
погоды по местным
признакам. Народные
приметы

1

56

Полезные ископаемые и
почвы.
Реки, пруды, озера, каналы.
Водоснабжение питьевой
водой. Охрана водоемов

1

Повторить и закрепить знания обучающихся о
географическом
положении
своего
края
на
политической и физической карте России.
Совершенствовать навыки самостоятельной работы с
настенной картой.
Закрепить знания обучающихся о поверхности своего
края
Закрепить знания обучающихся об особенностях
климатических условий своего края.
Формировать умение пользоваться краеведческими
справочниками для самостоятельного получения
необходимой информации
Повторить и закрепить знания обучающихся о почвах
и
полезных
ископаемых
своего
края.
Систематизировать
знания
об
использовании
полезных ископаемых.
Формировать навыки бережного отношения и
рационального использования природных богатств.
Повторить и обобщить сведения о водоемах своей
местности, использовании и охране воды.
Формировать умение пользоваться краеведческими
справочниками для самостоятельного получения
необходимой информации

Исходя из региональных особенностей, в
которых расположена школа, и места
проживания
учащихся.
На уроках о своей местности учитель
берет информацию из учебника по
краеведению своей области, сокращая и
адаптируя тексты. А также пользуется
материалами местной периодической
печати,
сведениями
областного
краеведческого музея

57–
58

Растительный мир (деревья,
кустарники, травы,
цветочно-декоративные
растения, грибы, орехи,
ягоды, лекарственные
растения). Красная книга.
Охрана растительного мира

2

Продолжать
формировать
представления
обучающихся о природных богатствах своего края.
Познакомить
с
уникальными
особенностями
растительного мира.
Повторить и обобщить знания о типичных
представителях растительного мира своего края.
Познакомить
обучающихся
с
экологическими
проблемами своего края.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к
лесам, паркам, скверам, цветникам, садовым участкам

59–
60

Животный мир нашей
местности. (Хищные и
травоядные, дикие и
сельскохозяйствен-ные
животные, птицы, рыбы,
земноводные, насекомые).
Вред природе, наносимый
браконьерами. Красная
книга. Охрана животных.
Помощь зимующим птицам.
Заповедники, заказники

2

Познакомить
с
уникальными
особенностями
животного мира своего края. Повторить и обобщить
знания о типичных представителях животного мира.
Познакомить с экологическими проблемами своего
края и путями их решения.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к
природному миру своего края.
Формировать навыки рационального использования
природных богатств своего края

61

Население нашего края
(области). Национальный
состав. Обычаи, традиции,
костюмы, фольклорные
песни и танцы,
национальная кухня

1

Систематизировать знания обучающихся о населении
своего края, его основных занятиях.
Познакомить
с
уникальными
этническими
особенностями населения.
Способствовать социальной адаптации обучающихся
к жизни в своем крае

62

Промышленность.
Ближайшие промышленные
предприятия, где могут
работать выпускники школы

1

63

Сельское хозяйство
(специализация:
растениеводство,
животноводство,
бахчеводство и
т. п.)

1

64

Транспорт (наземный,
железнодорожный,
авиационный, речной)

1

65

Архитектурно-исторические
и культурные памятники
нашего края

1

Обобщить сведения обучающихся о промышленности
своего края и ее основных отраслях.
Раскрыть
особенности взаимодействия человека и
природы
(история
создания
промышленных
предприятий, использующих
природные ресурсы, и др.).
Познакомить
с
экономическим
ростом
(экономическими проблемами) своего края.
Способствовать выбору дальнейшей профессии
Обобщить сведения обучающихся о сельском
хозяйстве своего края и его основных отраслях.
Способствовать выбору дальнейшей профессии

Обобщить сведения обучающихся о транспорте,
грузовых и пассажирских перевозках.
Способствовать социальной адаптации обучающихся
к жизни в своем крае
Формировать осознанное отношение к памятникам
истории и культуры, окружающей среде.
Закрепить
знания
обучающихся
о
достопримечательностях своего края.
Познакомить
обучающихся
с
историческими
архитектурными памятниками, и памятниками
культуры, создающими неповторимый облик края.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к
культурному
наследию,
гордость
за
своих
соотечественников, создавших и сохранивших это
наследие.
Формировать умение пользоваться краеведческими
справочниками для самостоятельного получения
необходимой информации

66

Наш город (поселок,
деревня)

1

67

Обобщающий урок. Моя
малая Родина

1

68

Обобщающий или
контрольно-учетный урок по
всему курсу «География»

1

Обобщить сведения об окружающем школьников
мире. Совершенствовать навыки взаимодействия
обучающихся с окружающими (одноклассниками,
родными
и
близкими,
соседями
и
т.п.).
Способствовать социальной адаптации обучающихся
к жизни в своем крае. Формировать общечеловеческие
ценности: любовь к Отечеству, родной земле, людям,
труду
Обобщить сведения о географическом положении,
истории, климате, природных условиях, хозяйстве,
населении своего края.
Совершенствовать навыки самостоятельной работы
обучающихся в парах, группах при выполнении
различных заданий.
Способствовать социальной адаптации обучающихся
к жизни в современных условия.
Систематизировать и обобщить сформированные
представления и понятия по всему курсу «География».
Проверить знания обучающихся о том, что изучает
география, какие они знают материки и океаны,
особенности некоторых крупных государств, где
расположена Россия, ее географические особенности.
Местность, в которой живут учащиеся. Воспитывать
уважительное отношение к своей стране, к ее природе
и населению. Понимать место нашего государства на
земном шаре и восприятия себя, как россиянина

1.8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» по итогам
обучения в 9 классе
Предметные результаты
минимальный уровень
достаточный уровень

Личностные результаты

Обучающиеся должны знать:
наиболее крупные государства
Евразии;
символику России;
название совей местности,
типичных
представителей
растительного и животного
мира, правила поведения в
природе;
медицинские учреждения и
отделы социальной защиты
своей местности;
Обучающиеся
должны
уметь:
показывать границы России на
физической карте России;
находить свою местность на
физической карте России;
составлять небольшой рассказ
о своей местности;
правильно вести себя в
природе.

развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки на основе
представлений о нравственных
нормах, социальной
справедливости;
совершенствование навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения
не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных
ситуаций;
совершенствование умения
слушать собеседника и вести
диалог, готовности признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и
пытаться аргументировать
свою точку зрения и давать
оценку событий;
формирование ответственного
отношения к выбору и
построению дальнейшей
индивидуальной траектории
образования на базе
ориентировки в мире
профессий и
профессиональных
предпочтений;
овладение навыками адаптации
в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
формирование основ
экологической культуры;
совершенствование осознания
своей этнической
принадлежности, обобщение
знаний о культуре народов
родного края.
формировать представление о
богатстве водных ресурсов
планеты, воспитывать
бережное отношение к водным
ресурсам и полезным
ископаемым;
при изучении своей области,
района, города воспитывать
патриотические чувства,

Обучающиеся должны знать:
географическое
положение,
столицы
и
характерные
особенности
изучаемых
государств Евразии;
Границы,
государственный
строй и символику России;
Особенности географического
положения своей местности,
типичных
представителей
растительного и животного
мира, основные мероприятия
по охране природы в своей
области, правила поведения в
природе, меры безопасности
при стихийных бедствиях;
медицинские учреждения и
отделы социальной защиты
своей местности.
Обучающиеся
должны
уметь:
находить на политической
карте
Евразии
изучаемые
государства и их столицы;
показывать
Россию
на
политических картах мира и
Евразии;
находить свою местность на
карте
России
(политикоадминистративной,
физической и карте природных
зон);
давать
несложную
характеристику
природных
условий
и
хозяйственных
ресурсов своей местности,
давать краткую историческую
справку о прошлом своего
края;
называть и показывать на
иллюстрациях
изученные
культурные и исторические
памятники своей области;
правильно вести себя в
природе;
выполнять задания в «Рабочей
тетради
по
географии
материков и океанов» (2 часть)
для 9 класса специальной
(коррекционной)
общеобразовательной школы

чувства уважения к земле,
природе, окружающим людям,
желание оставаться работать в
своей местности, участвовать в
мероприятиях экологического
характера
в повседневной жизни
выполнять правила поведения
в природе

1.9. Контрольно – измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль
знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании
программы учебного предмета «География» 9 класс.
Виды и формы контроля:
1) устный опрос в форме беседы, сообщение с опорой на план;
2) тематическое тестирование;
3) практические работы;
4) индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания, индивидуальные
домашние задания);
5) устные ответы учащихся небольшого объема, ответы на вопросы (как устные, так и
письменные);
6) составление схем, рисунков в тетради.
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой
темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения
проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция текущей
проверки заключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постоянно следить за
успешностью обучения старшеклассников, своевременно обнаруживать пробелы в
знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать
неуспеваемость.
Промежуточный
контроль
позволяет
установить
уровень
освоения
обучающимися программного материала по географии на конец учебного года.
Итоговый промежуточный контроль предусмотрен в виде небольших тестов,
которые проводятся в конце четверти и занимают 10 минут от урока. При выполнении
некоторых заданий ученики могут воспользоваться атласом. Слабые ученики выполняют
половину теста или же задания с рабочей тетради на усмотрение учителя.
Темы для итоговой промежуточной аттестации:
9 класс: «Евразия»
Критерии оценки тестовых заданий:
правильное выполнение 90 - 100% заданий теста отметка «5»
правильное выполнение 70 - 89% заданий теста отметка «4»
правильное выполнение 40 - 69% заданий теста отметка «3»
правильное выполнение менее 39 % заданий теста отметка «2»
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по письму
является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность
ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои
знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.
За устные ответы:
оценка «5»
если ученик ориентируется на карте,
находит и показывает
ставится
географические объекты самостоятельно; полно раскрыто содержание
материала в объеме программы и учебника; четко и правильно даны

оценка «4»
ставится

оценка «3»
ставится

оценка «2»
ставится

определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы
термины; для доказательства использованы различные умения, сделаны
выводы из наблюдений и опытов.
если ученик ориентируется на карте, но имеются неточности при
нахождении и показе объекта; раскрыто содержание материала, даны
неполные определения понятий; ответ самостоятельный, с наводящими
вопросами; допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в
выводах и обобщениях из наблюдений и опытов
если испытывает затруднения в правильном
показе изученных
объектов на карте; основное содержание учебного материала усвоено,
но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определение
понятий недостаточно четкие; не использованы выводы и обобщения
из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при
определении понятий
если не умеет ориентироваться на карте, не находит и не показывает
объекты на карте; основное содержание учебного материала не
раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании
терминологии

2. Ресурсное обеспечение учебного предмета «География» 9 класс
2.1. Перечень оборудования
2.1.1.Для обучающихся:
1) Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География: 9 класс: Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы: С приложением. - Рекомендовано МОиН РФ. - 16-е
изд., перераб. -М.: Просвещение, 2023 г. (ФГОС ОВЗ).
2) Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь. 9 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы.-6-е изд. - М.: Просвещение, 2023 г. - 127с.- (ФГОС
ОВЗ).
2.1.2. Для учителя:
1) Т.А. Бороздина Уроки географии в 9 классе специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Планирование и конспекты уроков. Москва
гуманитарный издательский центр «Владос».
2) Наглядные пособия:
2.1) Животный мир материков.
2.2) Евразия (наглядное пособие) Е.М. Курашева
2.3) Тихий и Индийский океаны (комплексная карта)
2.4) Атлантический океан (комплексная карта, наглядное пособие)
2.5) Африка. Политическая карта (наглядное пособие)
2.6) Северная Америка. Животный мир материков (наглядное пособие)
2.7) Тихий и Индийский океаны. Комплексная карта (наглядное пособие)
2.8) Атлантический океан. Комплексная карта (наглядное пособие)
2.9) Животный мир материков. Южная Америка (наглядное пособие)
2.10) Растительный мир материков. Австралия (наглядное пособие)
2.11) Океаны (плакат)
2.12) Российская Федерация (плакат)
2.13) Западная Сибирь. Физическая карта (наглядное пособие)
2.14) Водные ресурсы России (наглядное пособие)

2.15) Мировой океан (наглядное пособие)
2.16) Гербарий для начальной школы (30 видов с иллюстрациями)
№ 8552
EDUSTRONG 1 шт.
перечень образцов:
1. береза 2. боярышник 3. вереск 4. вешенка 5. водоросль зеленая 6. горох 7. кабачок
8. карагана 9. картофель 10. клён 11. клюква 12. копытень 13. кориандр 14. крапива
15. лён
16. лихохвост 17. лишайник пармелия 18. малина
19. манжетка
20.
морковь 21. мох сфагнум 22. овес 23. овсяница 24. папоротник 25. петрушка 26.
пшеница 27. рябина 28. сосна 29. хвощ
30. хвощ
2.17) Компас ученический 10 шт.
2.18) Глобус ученический:
масштаб 1:80.000.000. – 1 шт.
масштаб 1:115.000.000. – 3 шт.
2.19) DVD География России
CD – ROM Физическая карта полушарий (интерактивное наглядное пособие)
2.20) DVD География (ч.1,2,3)
2.21) DVD Путешествие по России (ч. 1,2)
2.22) DVD Физическая география России
2.23) Учебное пособие по географии. Комплексный проект средств обучения «Спектр»
ЗАО «Интерсигнал СП», 1997 г. (10 таблиц).
1. Восточно – Европейская равнина
2. Западно – Сибирская равнина
3. Средне – Сибирское плоскогорье
4. Северо – Восток Сибири
5. Уральские горы
6. Кавказ
7. Горы Южной Сибири
8. Дальний Восток
9. Рельеф дна океана
10. Формирование современного рельефа
2.24) Европейский Юг России. Физическая карта (наглядное пособие)
2.25) Урал. Физическая карта (наглядное пособие)
2.26) Народы России (наглядное пособие)
2.27) Физическая карта России.
2.3.Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Географическая оболочка
Введение. География – наука о
планете Земля
История географических
открытий
Численность населения
Южные материки
История формирования и
освоения территории России
Природные условия и ресурсы
России
Численность населения России

Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/07
Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/05
Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/05
Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/07
Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/07
Библиотека ФГИС «Моя школа» –
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/08/08
Библиотека ФГИС «Моя школа» –
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/08/08
Библиотека ФГИС «Моя школа» –
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/08/08

Общая характеристика хозяйства Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyРоссии
content.myschool.edu.ru/08/09
Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyРоссия в современном мире
content.myschool.edu.ru/08/09
Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyПланы местности
content.myschool.edu.ru/08/05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».