Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ГЕОГРАФИЯ» 7 класс Автор – составитель Т.М. Швыркова, учитель географии ГО Эгвекинот 2023 г. 1. Пояснительная записка 1.1. Введение Адаптированная рабочая программа «География» реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа разработана в соответствии со следующими документами: 1) Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) приказом Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 3) СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 4) постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 5) постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»; 6) постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 7) приказом Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 8) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599; 9) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ). 1.2. Общая характеристика учебного предмета «География» География как учебный предмет в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор обучающихся об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально – экономические явления и процессы во взаимосвязи. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей с интеллектуальными нарушениями, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся, обучает правилам поведения в природе, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в их регионе. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением (литературным чтением), математикой, изобразительным искусством, черчением, основами социальной жизни и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Мир природы и человека» и «Природоведение», входящих в предметную область «Естествознание». Необходимость межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, а также преемственность географического содержания и природоведческих курсов подчеркивается выделением специальной рубрики «Межпредметные связи» после каждой темы. 1.3. Цели и задачи изучения учебного предмета «География» Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; 3) воспитание экологической культуры, на основе освоения знаний о взаимосвязях в природных комплексах, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций. Основные задачи современного школьного курса географии, входящего в предметную область «Естествознание»; дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. Программа отражает содержание обучения предмету «География» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение учебным предметом «География» представляет определенную трудность для обучающихся с умственной отсталостью. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы позволяет совершенствовать познавательную деятельность обучающихся за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей совместной деятельности. Особенности психического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «География», направленные на развитие мыслительной (в том числе знаково-символической) и речевой деятельности; повышение познавательной активности; формирование умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных действий; создание условий для осмысленного выполнения учебной работы. 1.4. Место учебного предмета «География» в учебном плане В системе основного общего образования учебный предмет «География» является обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Естествознание». Освоение содержания учебного предмета «География» на уровне основного общего образования происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Мир природы и человека», «Природоведение». Учебным планом на изучение учебного предмета «География» в 7 классе отводится по 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. 1.5. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений: Категория нарушений обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Степень тяжести течения заболевания F 70 (легкая умственная отсталость) Описание тяжести нарушения задержанное, неполное эмоциональное развитие, снижение навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) 1.6. Содержание учебного предмета «География» 7 класс География России (68 ч.) Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 часов) Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. Природные зоны России (56 ч) Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России (2 ч) Зона арктических пустынь (5 ч) Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь. Зона тундры (8 ч) Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Лесная зона (18 ч) Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга ). Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по лесной зоне. Новгород, Псков, Зона степей ( 8 ч) Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир . Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск, Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей. Зона полупустынь и пустынь (7 ч) Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь. Зона субтропиков (3 ч) Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск. Города южного берега Крыма (Ялта, Алупка, Алушта, Судак и Коктебель). Высотная поясность в горах (5 ч) Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Обобщающий урок по географии России ( 1 ч) Межпредметные связи Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, («Природоведение») Города нашей Родины («Природоведение»). Разнообразие растительного и животного мира, охрана растений и животных («Биология»). Длина рек, высота гор, численность населения («Математика»). Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам («Ручной труд»). Использование леса («Столярное, переплетное дело»). Добыча, свойства и использование металлов («Природоведение», «Слесарное дело»). Различение цвета и оттенков («Изобразительное искусство»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Работа с физической картой и картой природных зон России. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных. Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России). Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости. Изготовление несложных макетов по различным природным зонам. Географическая номенклатура Зона арктических пустынь Моря: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля. Зона тундры Остров: Новая Земля. Полуострова: Таймыр, Кольский, Чукотский. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь (по выбору учителя). Лесная зона Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Валдайская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье. Реки: Волга, Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Амур. Каналы: Москвы, Волго-Балтийский. Озера: Ладожское, Онежское. Города: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Нижний Новгород, Красноярск, Иркутск, Владивосток (по выбору учителя). Зона степей Реки: Дон, Волга, Урал. Канал: Волго-Донской. Города: Курск, Воронеж, Саратов, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Ставрополь, Краснодар, Оренбург, Омск (по выбору учителя) Зона полупустынь и пустынь Озеро: Каспийское море. Города: Астрахань, Элиста. Субтропики Города: Сочи, Туапсе, Новороссийск, Ялта, Алушта (по выбору учителя). Высотная поясность в горах Горы: Кавказские, Уральские, Алтайские, Саяны. Озеро: Байкал. Города: Пятигорск, Нальчик, Владикавказ, Махачкала, Челябинск, Барнаул (по выбору учителя) Грозный, Екатеринбург, 1.7. Тематическое планирование учебного предмета «География» 7 класс № п/п Количест во часов Целевая установка Основные понятия Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) Географическое положение России на карте мира 1 Россия – самое большое государство мира. Морские и сухопутные границы РФ. Символы государства: герб, флаг, гимн 2 Европейская и азиатская части России 1 3 Административное деление России 1 Разнообразие рельефа 1 Формировать у обучающихся представления географическом положении РФ на карте мира. Повторить условные обозначения морских и сухопутных границ, государственные символы РФ. Продолжать формировать навык правильного показа географических объектов на карте Продолжать формирование представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Познакомить с названиями экономических районов Европейской и азиатской частей РФ. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе Продолжать формирование представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Познакомить с названиями наиболее крупных областей Европейской и азиатской части РФ. Формировать первоначальное представление обучающихся о государственном устройстве РФ. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе Продолжить знакомство с формами рельефа РФ. Повторить условные цвета физической карты. Продолжать формировать навык правильного показа географических объектов на карте. 1 4 Тема урока Европейская часть России. Азиатская часть России. Экономические районы Европейской и азиатской части РФ Европейская часть России. Азиатская часть России. Экономические районы Европейской и азиатской части РФ Деление РФ на области, края, республики. Федеральные округа РФ. Управление РФ. Разнообразие рельефа РФ. Наиболее крупные равнины, плоскогорья , низменности и горы России 5 Полезные ископаемые, их основные месторождения 1 Повторить и закрепить знания о полезных ископаемых, способах их добычи, рациональном использовании. Формировать представление о богатстве недр страны Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых на территории России. Использование полезных ископаемых 6 Климат России 1 Повторить и закрепить знания о поясах Влияние географического положения, освещенности, климате, погоде. Формировать рельефа на климат. Основные типы представления о климате разных частей РФ. климата 7 Водные ресурсы России, их использование 1 8 Население России. Народы России. 1 9 Промышленность – основа хозяйства ее отрасли. 1 Повторить и закрепить знания о водоемах, их условном изображении на физической карте, использовании воды в народном хозяйстве, охране рек и озер. Формировать представления о крупнейших реках и озерах РФ. Продолжать формировать навык правильного показа географических объектов на карте. Закрепить и систематизировать знания о водоемах своего края Формировать представления обучающихся о России как многонациональном государстве, о разнообразии народов, их традициях, вероисповедании. Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей Формировать первоначальное представление обучающихся о народном хозяйстве и основных отраслях народного хозяйства РФ. Закрепить и систематизировать знания о промышленных предприятиях своего края. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе Водные ресурсы, их значение для жизни на Земле. Использование воды рек и озер человеком в процессе жизнедеятельности. Крупнейшие реки и озера Европейской и азиатской части России Россия – многонациональное государство, Густонаселенные и малонаселенные районы России. Городское и сельское население. Национальности людей, проживающих на территории РФ, их традиции, обычаи Народное хозяйство. Отрасли народного хозяйства. Предприятия тяжелой, легкой и пищевой промышленности, продукция, выпускаемая предприятиями 10 Сельское хозяйство. Его отрасли 1 11 Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России 1 12 Природные зоны России Введение. Размещение природных зон на территории России 1 13 Карта природных зон России 1 14 Зона арктических пустынь Положение на карте 15 Климат 1 Формировать первоначальное представление обучающихся о сельском хозяйстве РФ и его основных отраслях. Закрепить и систематизировать знания о сельскохозяйственных угодьях своего края и их использовании Формировать представления о транспортном сообщении на территории РФ, показать различие и значение грузовых и пассажирских перевозок. Формировать первоначальное представление обучающихся об экономическом развитии Европейской и азиатской части России Продолжать формирование представлений обучающихся о многообразии природных условий России. Познакомить с названиями природных зон России. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе Продолжать формирование представлений обучающихся о многообразии природных условий России. Познакомить с названиями природных зон России и их географическим положением, картой природных зон России, условными цветами карты природных зон Формировать первоначальные представления обучающихся о зоне арктических пустынь, ее географическом положении. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Продолжать формирование представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Познакомить с особенностями климата и уникальными природными явлениями изучаемой природной зоны. Сельское хозяйство. Отрасли сельского хозяйства: земледелие и животноводство Транспорт. Грузовой транспорт, его значение. Пассажирский транспорт, его значение. Труднодоступные районы страны. Экономика Европейской и азиатской части России Природные условия на территории России. Различие в климате в разных районах нашей страны. Влияние климата на растительный, животный мир, занятия населения. Карта природных зон РФ. Условные цвета карты природных зон России Природные условия на территории России. Различие в климате в разных районах нашей страны. Карта природных зон России. Условные цвета карты природных зон России Арктика. Острова Северного Ледовитого океана, особенности природных условий островов. Моря Северного Ледовитого океана, омывающие северное побережье России Природа Северных морей Суровый климат Арктики. Полярный день. Полярная ночь. Полярное сияние 16 Растительный и животный мир 1 17 Население и его основные занятия 1 18 Северный морской путь 1 19 Зона тундры Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые 1 Продолжать формирование представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Познакомить с основными представителями растительного и животного мира Арктики. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе Продолжать формирование представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Познакомить обучающихся с основным населением Арктики, его занятиями. Воспитывать уважительное отношение к представителям малых коренных народов. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе Продолжать формирование представлений обучающихся о зоне арктических пустынь Формировать элементарные представления о развитии судоходства в морях Северного Ледовитого океана, омывающих территорию России. Совершенствовать навыки работы с географической картой, навыки работы в контурных картах Формировать представления обучающихся о тундре. Познакомить школьников с особенностями климатических условий, реками изучаемой природной зоны. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Особенности растительного и животного мира зоны арктических пустынь. Сравнение растительности и животных Арктики с растительностью и животными своего края Арктика – малонаселенная природная зона. Занятия населения. Проведение научных изучений природных условий Арктики История и современность Северного морского пути. Крупные города-порты на побережье Северного Ледовитого океана. Значение Северного морского пути для жителей Севера и для развития экономики России Зона тундры. Географическое положение. Острова и полуострова Северного Ледовитого и Тихого океана. Поверхность тундры. Богатейшие месторождения полезных ископаемых 20 Климат. Водоемы тундры 1 21 Растительный мир 1 22 Животный мир тундры 1 23 Хозяйство. Население и его основные занятия 1 Формировать представления обучающихся о тундре. Познакомить школьников с особенностями климатических условий, водоемами изучаемой природной зоны. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Продолжать формировать представления обучающихся о тундре. Познакомить школьников с основными представителями растительного мира изучаемой природной зоны. Воспитывать бережное отношение к растительному миру своей страны. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе Продолжать формировать представления обучающихся о тундре. Познакомить школьников с основными представителями животного мира изучаемой природной зоны. Воспитывать бережное отношение к животному миру своей страны Продолжать формировать представления обучающихся о тундре. Познакомить школьников с хозяйством, населением тундры. Воспитывать толерантное отношение к жителям коренных народов Севера Сравнение климата зоны арктических пустынь и зоны тундры. Зима и лето в тундре. Слой многолетней мерзлоты. Образование болот и озер. Крупные реки, протекающие по тундре. Портовые города: Игарка и Дудинка Условия, необходимые для жизни и роста растений. Влияние климата на растительный мир. Особенности растительного мира тундры. Охрана растительного мира тундры Особенности животного мира зоны тундры. Основные представители животного мира. Охрана животных. Заповедники тундры. Тундра – малонаселенная природная зона. Коренные народы, проживающие на территории тундры, их быт, обычаи, традиции. Занятия населения тундры. Северный морской путь и его значение для развития народного хозяйства изучаемой природной зоны Города: Мурманск, Архангельск 1 25 Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь 1 26 Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры 1 27 Лесная зона Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые 1 24 Продолжать формировать представления обучающихся о тундре. Познакомить школьников с крупнейшими городами изучаемой природной зоны, их географическим положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Продолжать формировать представления обучающихся о тундре. Познакомить школьников с крупнейшим го-родами изучаемой природной зоны, их географическим положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Продолжать формировать представления обучающихся о тундре. Познакомить учащихся с экологическими проблемами Севера. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе своей страны Формировать первоначальные представления о зоне лесов как о самой большой по площади природной зоне России. Познакомить школьников с географическим положением, особенностями рельефа и полезными ископаемыми изучаемой природной зоны. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам Города западной части тундры: Мурманск, Архангельск. Географическое положение, хозяйство, население, достопримечательности изучаемых городов Города Европейской и азиатской части тундры. Географическое положение, хозяйство, население, достопримечательности изучаемых городов Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы, растительного и животного мира тундры. Государственная политика в деле охраны природы северных районов страны. Заповедники тундры Географическое положение зоны лесов. Разнообразие лесов. Поверхность лесной зоны. Богатейшие месторождения полезных ископаемых, расположенные на территории изучаемой природной зоны. Значение леса для жизни на земле. Бережное отношение к природным ресурсам 28 Климат 1 Формировать представления о зоне лесов. Разнообразие климатических условий. Познакомить школьников с особенностями Чем объясняются различия климата климата лесной зоны европейской и азиатской части лесной зоны 29 Реки, озера, каналы 1 Водные ресурсы лесной зоны. Крупные реки, озера, каналы. ГЭС. Наводнения. Охрана водных ресурсов 30 Растительный мир. Хвойные леса (тайга) 1 31 Смешанные и лиственные леса 1 Формировать представления обучающихся о лесной зоне. Познакомить школьников с водоемами изучаемой природной зоны. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Формировать представления обучающихся о растительном мире лесной зоны. Закрепить и расширить представления о влиянии климата на растительный мир. Воспитывать бережного отношения к растительному миру своей страны. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе Закрепить и расширить представления о влияние климата на растительный мир. Повторить и обобщить знания обучающихся о растительности смешанных и лиственных лесов. Воспитывать бережное отношение к растительному миру своей страны 32 Животный мир 1 Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Познакомить с животным миром лесной зоны. Воспитывать бережное отношение к животному миру своей страны Многообразие животного мира лесной зоны. Травоядные животные. Хищники. Всеядные животные. Приспособление животных к жизни в лесной зоне. Охрана животных. Особенности климата и его влияние на растительный мир лесной зоны. Тайга. Хвойные деревья. Охрана природы тайги Особенности климата и его влияние на растительный мир лесной зоны. Смешанный лес, лиственный лес. Охрана лесов. Заповедники. Хвойные и лиственные деревья родного края Пушные звери 1 34 Значение леса 1 35 Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России 1 36 Города Центральной России 1 33 Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Познакомить школьников с пушными зверями лесной зоны. Воспитывать бережное отношение к животному миру своей страны Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Повторить, систематизировать и обобщить знания школьников о значении леса. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Познакомить школьников с промышленностью и сельским хозяйством Центральной России. Расширять представления обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Формировать представления обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны. Расширить и закрепить знания о столице России. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Многообразие животного мира лесной зоны. Пушные звери. Разведение пушных зверей на зверофермах Роль леса в жизни человека. Бережное отношение к растительному и животному миру лесов. Правила поведения в лесу Экономические районы РФ. Географическое положение Центральной России. Центральная Россия – экономически развитый район страны. Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Крупнейшие предприятия Центральной России Крупные города Центральной России, географическое положение, население, достопримечательности 37 Особенности развития хозяйства Северо-Западной России 1 38 Города Северо – Западной России: г. Санкт – Петербург, г. Архангельск 1 39 Города Северо-Западной России: Новгород, Псков, Калининград. 1 40 Западная Сибирь 1 Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Познакомить школьников с промышленностью и сельским хозяйством Северо-Западной России. Расширять представления обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Формировать представления обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Формировать представления обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Познакомить школьников с промышленностью Западной Сибири. Расширять представления обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Северо-западный район России. Промышленность и сельское хозяйство. Экологические проблемы. Государственные меры по улучшению экологической ситуации Крупные города Северо-западной России, географическое положение, население, достопримечательности Крупные города Северо-западной России, географическое положение, население, достопримечательности Западная Сибирь. Географическое положение, население, поверхность, месторождения полезных ископаемых. Отрасли промышленности. Крупные города Западной Сибири 41 Восточная Сибирь 1 42 Дальний Восток 1 43 Заповедники и заказники лесной зоны 1 Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Познакомить школьников с промышленностью Восточной Сибири. Расширять представления обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Познакомить школьников с основными отраслями промышленности Дальнего Востока. Расширять представления обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Расширять представления обучающихся об охране природы в лесной зоне. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам своей страны. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Восточная Сибирь. Географическое положение, население, природные богатства. Отрасли промышленности. Крупные города Восточной Сибири Дальний Восток. Географическое положение. Особенности природы (землетрясения, извержения вулканов). Месторождения полезных ископаемых. Население. Крупные города Дальнего Востока Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охрана природы. Крупные заповедники, заказники, национальные парки на территории лесной зоны. Красная книга России 44 Обобщающий урок по лесной зоне 1 45 Зона степей Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки 1 46 Растительный мир 1 47 Животный мир 1 Обобщить представления обучающихся о лесной зоне России. Воспитывать бережное и рациональное использование природных богатств России. Совершенствовать навыки показа географических объектов на карте, навыки работы в контурной карте. Формировать умения работать в малых группах при выполнении заданий Формировать первоначальное представление обучающихся о зоне степей. Познакомить школьников с географическим положением, рельефом, полезными ископаемыми и водоемами степной зоны. Продолжить формировать навыки работы обучающихся с настенной картой, картами Приложения к учебнику, навыки работы в контурных картах Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Познакомить школьников с растительным миро степной зоны и его особенностями. Воспитывать бережное отношение к растительному миру своей страны Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Познакомить школьников с животным миром степной зоны и его особенностями. Воспитывать бережное отношение к животному миру своей страны Лесная зона. Географическое положение. Особенности природных условий. Крупные города лесной зоны. Использование лесов. Охрана природы Лесостепи. Степи. Географическое положение зоны степей на карте. Поверхность степной зоны. Месторождения полезных ископаемых. Особенности природы. Черноземные и сухие степи. Реки, протекающие по зоне степей. Водохранилища. Каналы. Климатические условия степной зоны, их влияние на растительный мир. Приспособление растений к засушливому климату. Растительный мир сухих и черноземных степей Своеобразие животного мира степной зоны. Насекомые, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие. Обилие грызунов. Охрана животных, Красная книга 48 Хозяйство. Население и его основные занятия 1 49 Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск 1 50 Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград 1 51 Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар 1 52 Охрана природы зоны степей 1 Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Познакомить школьников с населением изучаемой природной зоны и его занятиями. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Познакомить школьников с крупными городами. Продолжить формировать навыки работы обучающихся с настенной картой, картами Приложения к учебнику, навыки работы в контурных картах Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Познакомить школьников с крупными городами. Продолжить формировать навыки работы обучающихся с настенной картой, картами Приложения к учебнику, навыки работы в контурных картах Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Познакомить школьников с крупными городами. Продолжить формировать навыки работы обучающихся с настенной картой, картами Приложения к учебнику, навыки работы в контурных картах Формировать представление обучающихся об экологических проблемах в степной зоне и способах их решения. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам своей страны Население степной зоны. Отрасли сельского хозяйства. Житница России. Черноземные степи. Целинные земли. Отрасли промышленности. Добыча полезных ископаемых Крупные города лесостепной и степной зоны России, географическое положение, население, достопримечательности Крупные города степной зоны России, расположенные на берегах Волги, географическое положение, население, достопримечательности Крупные города степной зоны России, географическое положение, население, достопримечательности Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей. Охрана природы. Крупные заповедники, расположенные на территории зоны степей. Красная книга России 53 Зона полупустынь и пустынь Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые 1 54 Климат. Реки 1 55 Растительный мир 1 56 Животный мир 1 57 Хозяйство. Население и его основные занятия 1 Формировать первоначальные представления обучающихся о зоне полупустынь и пустынь. Познакомить школьников с географическим положением, рельефом, полезными ископаемыми зоны пустынь. Продолжить формировать навыки работы обучающихся с настенной картой, картами Приложения к учебнику, навыки работы в контурных картах Формировать представления обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Познакомить школьников с особенностями климата и реками изучаемой природной зоны. Продолжить формировать навыки работы обучающихся с настенной картой, картами Приложения к учебнику, навыки работы в контурных картах Формировать представления обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Познакомить школьников с особенностями растительного мира изучаемой природной зоны. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе Продолжать формировать представления обучающихся об особенностях природы зоны пустынь и полупустынь. Воспитывать бережное отношение к миру природы Продолжать формировать представления обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Познакомить школьников с населением и его основными занятиями. Воспитывать уважительное отношение к людям других национальностей, их обычаям и традиция. Географическое положение изучаемых природных зон. Поверхность. Крупные месторождения полезных ископаемых. Особенности природы песчаных пустынь. Оазис – центр размещения населения в пустыне Полупустыни и пустыни – самые жаркие области нашей страны. Резко континентальный климат. Причины пересыхания водоемов. Реки: Волга и Ахтуба. Оазисы. Соленые озера. Астраханский заповедник Приспособление растений к жизни в пустыне. Типичные растения пустынь и полупустынь Особенности животного мира зоны пустынь. Типичные представители животного мира изучаемой природной зоны. Животный мир оазисов. Заповедники Оазисы. Отрасли сельского хозяйства. Промысел рыбы. Охрана рыбных богатств Каспийского моря. Население, его обычаи и традиции 58 Города зоны полупустынь и пустынь 1 59 Обобщающий урок по зоне пустынь и полупустынь 1 60 Зона субтропиков. Положение на карте 1 61 Курортное хозяйство. Население и его основные занятия 1 Продолжать формировать представления обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Познакомить с крупными городами изучаемой природной зоны. Совершенствовать навыки работы с настенной картой и навыки работы в контурных картах. Воспитывать аккуратность при выполнении упражнений Обобщить и систематизировать знания обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Совершенствовать умения и навыки работы с учебником и тетрадью на печатной основе при выполнении самостоятельной работы Формировать первоначальные представления обучающихся о зоне субтропиков. Познакомить школьников с географическим положением природной зоны, климатом, особенностями растительного и животного мира сухих и влажных субтропиков. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам своей страны. Продолжить формировать навыки работы обучающихся с настенной картой, картами Приложения к учебнику, навыки работы в контурных картах Формировать представления обучающихся о зоне субтропиков. Познакомить школьников с населением и его основными занятиями. Формировать элементарное представление о курортном хозяйстве и его развитии на Черноморском побережье Кавказа и на южном берегу Крыма. Продолжить формировать навыки бережного отношения к своему здоровью. Крупные города зоны пустынь и полупустынь.: Астрахань, Элиста. Население, достопримечательности, ведущие отрасли промышленности Географическое положение. Особенности природы зоны пустынь. Экологические проблемы и пути их решения. Города зоны пустынь и полупустынь Географическое положение зоны субтропиков. Климат субтропической зоны. Сухие и влажные субтропики. Благоприятные условия для развития пышной растительности. Широколиственные субтропические леса. Типичные представители растительного мира субтропической зоны России. Сельское хозяйство. Типичные представители животного мира зоны субтропиков. Охрана животных. Сочинский национальный парк Черноморское побережье Кавказа. Южный берег Крыма. Особенности климатических условий. Население. Занятия населения. Курорты Черноморского побережья Кавказа и южного берега Крыма 62 Города-курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск. Ялта, Алушта 1 63 Высотная поясность в горах Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат 1 64 Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа 1 Формировать представления обучающихся о зоне субтропиков. Познакомить школьников с городамикурортами. Продолжить формировать навыки работы на настенной карте, картах Приложения к учебнику, навыки работы в контурных картах. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий Продолжить формировать представления обучающихся о природных зонах РФ. Познакомить учащихся с областью высотной поясности, ее положением на карте, поверхностью, полезными ископаемыми, особенностями климата. Повторить знания о строении гор, стихийных природных явлениях, случающихся в горах. Закрепить знания условных изображений полезных ископаемых. Продолжить формировать навыки работы на настенной карте, картах Приложения к учебнику, навыки работы в контурных картах. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий Формировать представления обучающихся о высотной поясности. Познакомить школьников с Кавказскими горами, природой, населением, хозяйством. Продолжить формировать навыки работы на настенной карте, картах Приложения к учебнику, навыки работы в контурных картах. Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей, их обычаям и традициям Города-курорты, особенности природы, достопримечательности. Крупный промышленный город – Новороссийск Горные системы. Географическое положение. Высочайшие вершины. Особенности климата и природы гор РФ. Полезные ископаемые, добываемые в горах России. Лавина. Сель Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности природы Кавказских гор. Добыча полезных ископаемых. Отрасли сельского хозяйства. Минеральные источники. Население Кавказских гор и предгорий Кавказа, традиции и обычаи. Занятия населения. Города-курорты. Старейший город Кавказа – Владикавказ. Столица Чеченской республики – город Грозный 65 Города и экологические проблемы Урала 1 66 Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города 1 67 Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города 1 68 Обобщающий урок по географии России 1 Формировать представления обучающихся о высотной поясности. Расширять представления школьников о городах РФ. Познакомить обучающихся с природой Уральских гор, крупными промышленными городами Урала. Воспитывать бережное отношение к природе своей страны. Совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах Продолжать формировать представления обучающихся о высотной поясности. Познакомить школьников с природой Алтайских гор, крупными городами региона. Воспитывать уважительное отношение к людям других национальностей, их традициям, обычаям. Совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах Продолжать формировать представления обучающихся о высотной поясности. Познакомить школьников с горами Восточной Сибири. Совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах Повторение, обобщение и систематизация знаний по курсу «География России» Формирование навыков работать в парах, группах, выполнять самостоятельно задания в тетради на печатной основе. Совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах Уральские горы. Географическое положение. Особенности природы Уральских гор. Леса Урала. Полезные ископаемые, добываемые в горах. Крупные города региона. Отрасли промышленности. Экологические проблемы Урала, их решение. Географическое положение. Особенности природы Алтайских гор. Реки и озера Алтая. Алтайский заповедник. Крупные города. Коренное население Алтая. Занятия населения Географическое положение. Особенности природы Восточных и Западных Саян. Месторождения полезных ископаемых. Реки и озера. Население. Охрана природы. Заповедники Россия – самое большое государство в мире. Географическое положение России. Столица. Крупнейшие города. Россия – многонациональное государство. Население страны. Основные отрасли промышленности, сельского хозяйства. Особенности природы. Природные зоны России 1.8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» по итогам обучения в 7 классе Предметные результаты минимальный уровень достаточный уровень Личностные результаты Обучающиеся должны знать: название своего государства, его столицы; названия природных зон России; типичных представителей растительного и животного мира в природной зоне, где проживает обучающийся; основные занятия населения природной зоны, в которой проживает обучающийся; правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь: показывать границы России на физической карте РФ; принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя на природе формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, свой народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, ценностям многонационального российского общества; при изучении темы «Народы России» формирование представлений обучающихся о России как многонациональном государстве, разнообразии народов, их традициях, вероисповедовании. Воспитание интернациональных чувств, толерантного отношения к людям других национальностей. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.); совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей поставленной учителем; формирование навыка преобразования информации из одного вида в другой (текст Обучающиеся должны знать: положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; пояса освещенности, в которых расположена наша страна; природные зоны России; природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне, экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России. правила поведения в природе: названия географических объектов на территории России, указанные в программе. Обучающиеся должны уметь: показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами; показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе; устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой учащихся); принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. в таблицу, схему). формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения и рационального использования, принимать участие в мероприятиях по охране природы.; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; Воспитывать уважительное отношение к представителям малых коренных народов. Учить детей гордиться богатствами недр страны, его лесными массивами и понимать необходимость их рационального использования. При знакомстве с достопримечательностями городов европейской и азиатской частей России воспитывать эстетические чувства и понимание необходимости сохранения исторических и культурных памятников 1.9. Контрольно – измерительные материалы Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании программы учебного предмета «География» 7 класс. Виды и формы контроля: 1) устный опрос в форме беседы, сообщение с опорой на план; 2) тематическое тестирование; 3) практические работы; 4) индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания, индивидуальные домашние задания); 5) устные ответы учащихся небольшого объема, ответы на вопросы (как устные, так и письменные); 6) составление схем, рисунков в тетради. Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения старшеклассников, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость. Промежуточный контроль позволяет установить уровень освоения обучающимися программного материала по географии на конец учебного года. Итоговый промежуточный контроль предусмотрен в виде небольших тестов, которые проводятся в конце четверти и занимают 10 минут от урока. При выполнении некоторых заданий ученики могут воспользоваться атласом. Слабые ученики выполняют половину теста или же задания с рабочей тетради на усмотрение учителя. Темы для итоговой промежуточной аттестации: 7 класс: «Россия на физической карте» Критерии оценки тестовых заданий: правильное выполнение 90 - 100% заданий теста отметка «5» правильное выполнение 70 - 89% заданий теста отметка «4» правильное выполнение 40 - 69% заданий теста отметка «3» правильное выполнение менее 39 % заданий теста отметка «2» Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по письму является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы: оценка «5» если ученик ориентируется на карте, находит и показывает ставится географические объекты самостоятельно; полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины; для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов. оценка «4» если ученик ориентируется на карте, но имеются неточности при ставится нахождении и показе объекта; раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий; ответ самостоятельный, с наводящими вопросами; допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов оценка «3» если испытывает затруднения в правильном показе изученных ставится объектов на карте; основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определение понятий недостаточно четкие; не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий оценка «2» если не умеет ориентироваться на карте, не находит и не показывает ставится объекты на карте; основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии 2. Ресурсное обеспечение учебного предмета «География» 7 класс 2.1. Перечень оборудования 2.1.1.Для обучающихся: 1) Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География: 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: С приложением. - Рекомендовано МОиН РФ. - 16-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2023 г. (ФГОС ОВЗ). 2) Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.-6-е изд. - М.: Просвещение, 2023 г. - 127с.- (ФГОС ОВЗ). 2.1.2. Для учителя: 1) Т.А. Бороздина Уроки географии в 7 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Планирование и конспекты уроков. Москва гуманитарный издательский центр «Владос». 2) Наглядные пособия: 2.1) Животный мир материков. 2.2) Евразия (наглядное пособие) Е.М. Курашева 2.3) Тихий и Индийский океаны (комплексная карта) 2.4) Атлантический океан (комплексная карта, наглядное пособие) 2.5) Африка. Политическая карта (наглядное пособие) 2.6) Северная Америка. Животный мир материков (наглядное пособие) 2.7) Тихий и Индийский океаны. Комплексная карта (наглядное пособие) 2.8) Атлантический океан. Комплексная карта (наглядное пособие) 2.9) Животный мир материков. Южная Америка (наглядное пособие) 2.10) Растительный мир материков. Австралия (наглядное пособие) 2.11) Океаны (плакат) 2.3) Компас ученический 10 шт. 2.4) Глобус ученический: масштаб 1:80.000.000. – 1 шт. масштаб 1:115.000.000. – 3 шт. 2.1.3. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Географическая оболочка Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/07 Введение. География – наука о Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyпланете Земля content.myschool.edu.ru/08/05 История географических Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyоткрытий content.myschool.edu.ru/08/05 Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyЧисленность населения content.myschool.edu.ru/08/07 Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyЮжные материки content.myschool.edu.ru/08/07 История формирования и Библиотека ФГИС «Моя школа» – освоения территории России https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/08/08 Природные условия и ресурсы Библиотека ФГИС «Моя школа» – России https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/08/08 Библиотека ФГИС «Моя школа» – Численность населения России https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/08/08 Общая характеристика хозяйства Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyРоссии content.myschool.edu.ru/08/09 Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyРоссия в современном мире content.myschool.edu.ru/08/09 Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyПланы местности content.myschool.edu.ru/08/05