Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ГЕОГРАФИЯ» 6 класс Автор – составитель Т.М. Швыркова, учитель географии ГО Эгвекинот 2023 г. 1. Пояснительная записка 1.1. Введение Адаптированная рабочая программа «География» реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа разработана в соответствии со следующими документами: 1) Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) приказом Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 3) СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 4) постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 5) постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»; 6) постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 7) приказом Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 8) Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599; 9) Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ); 10) Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 1.2. Общая характеристика учебного предмета «География» География как учебный предмет в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор обучающихся об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально – экономические явления и процессы во взаимосвязи. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей с интеллектуальными нарушениями, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся, обучает правилам поведения в природе, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в их регионе. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением (литературным чтением), математикой, изобразительным искусством, черчением, основами социальной жизни и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Мир природы и человека» и «Природоведение», входящих в предметную область «Естествознание». Необходимость межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, а также преемственность географического содержания и природоведческих курсов подчеркивается выделением специальной рубрики «Межпредметные связи» после каждой темы. 1.3. Цели и задачи изучения учебного предмета «География» Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; 3) воспитание экологической культуры, на основе освоения знаний о взаимосвязях в природных комплексах, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций. Основные задачи современного школьного курса географии, входящего в предметную область «Естествознание»; дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. Программа отражает содержание обучения предмету «География» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение учебным предметом «География» представляет определенную трудность для обучающихся с умственной отсталостью. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы позволяет совершенствовать познавательную деятельность обучающихся за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей совместной деятельности. Особенности психического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «География», направленные на развитие мыслительной (в том числе знаково-символической) и речевой деятельности; повышение познавательной активности; формирование умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных действий; создание условий для осмысленного выполнения учебной работы. 1.4. Место учебного предмета «География» в учебном плане В системе основного общего образования учебный предмет «География» является обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Естествознание». Освоение содержания учебного предмета «География» на уровне основного общего образования происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Мир природы и человека», «Природоведение». Учебным планом на изучение учебного предмета «География» в 6 классе отводится по 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. 1.5. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений: Категория нарушений обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Степень тяжести течения заболевания F 70 (легкая умственная отсталость) Описание тяжести нарушения задержанное, неполное эмоциональное развитие, снижение навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) 1.6. Содержание учебного предмета «География» 6 класс Начальный курс физической географии (68 ч) Введение (5 ч) География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных во 2–5 классах. Практические работы Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1–5 классы. Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе. Ориентирование на местности (5 ч) Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. Межпредметные связи Горизонтальное и вертикальное положение («Математика»). Рисунки компаса и линии горизонта («Изобразительное искусство»). Изготовление звездочки ориентирования («Ручной труд»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования). Формы поверхности Земли (4) Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов. Межпредметные связи Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте («Математика»). Поверхность нашей местности («Природоведение»). Предметы и явления неживой природы («Природоведение»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Работа с глиной, пластилином, природным материалом («Ручной труд»). Практические работы Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе. Вода на Земле (10 ч) Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. Межпредметные связи Вода в природе. Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения («Природоведение»). Работа с глиной, пластилином и природным материалом («Ручной труд»). Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте («Изобразительное искусство»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуострова) или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. План и карта (9 ч) Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. Межпредметные связи Меры длины, измерение отрезка, масштаб («Математика»). Вид сверху, сбоку, масштаб («Трудовое обучение», «Черчение»). Различие цвета и оттенков («Изобразительное искусство»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (достаточный уровень). Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса). Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов с опорой на таблицу условных знаков (достаточный уровень). Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.) Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.) Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций. Земной шар (14 ч) Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Межпредметные связи Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное («Математика», «Черчение»). Причины смены дня и ночи, времен года («Мир природы и человека», «Природоведение»). Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное искусство»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Работа с контурами материков (картонными, ламинированными). Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление иллюстраций или контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса. Карта России (19 ч) Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России – Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Крупные города России (по выбору учителя). Работа с контурными картами. Наш край на физической карте России. Повторение начального курса физической географии (2 ч) Межпредметные связи Наша страна. Москва – столица нашей Родины. Города. Наша местность. Вода, полезные ископаемые («Природоведение»). Различение цвета и его оттенков («Изобразительное искусство»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его название – основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране. Географическая номенклатура Границы России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские. Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Крымский. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Реки: Волга, Дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур. Озера: Ладожское, Онежское, Байкал. Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург. Свой край. 1.7. Тематическое планирование учебного предмета «География» 6 класс № п/п Тема урока Количест во часов 1 Введение География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности 1 2 Наблюдения за Солнца и погоды 1 3 Явления природы 4 Географические сведения местности и труде населения изменениями высоты вашей Основные понятия Что изучает география? Первые географыФормировать у обучающихся представления об изучаемом предмете- путешественники, мореплаватели, купцы. Практическая работа: знакомство с географии новым учебником, тетрадью на печатной основе, приложением к учебнику (атласом) 1 о Целевая установка 1 Продолжать формирование Вращение Земли вокруг своей оси и представлений о разных временах года, вокруг Солнца. Времена года. суточном и годовом движении Земли Компоненты погоды: температура, облачность, атмосферные осадки, ветер. Практическая работа: заполнение календаря погоды (классного, индивидуального), выполнение заданий в тетради на печатной основе явления природы, меры Продолжить знакомство обучающихся с Опасные явлениями природы, обобщить и предосторожности закрепить знания правил поведения во время грозы, сильных порывов ветра Продолжать знакомство с местностью, в Географическое положение, погода, которой обучаются и проживают поверхность, водоемы, полезные школьники. ископаемые, растительный и Воспитание любви и уважения к своему животный мир, занятия населения. краю и людям, проживающим в нем Практическая работа: выполнение заданий в тетради на печатной основ. 5 Географические сведения о вашей местности и труде населения 1 Продолжать формировать умения наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения. Воспитание любви к местности, в которой расположена школа, уважения к людям, трудящимся на близлежащих предприятиях Практическая работа: составление устного рассказа о своей местности по плану в учебнике стр. 17, выполнение зарисовок, упражнений в тетради на печатной основе после наблюдений, проведенных во время экскурсии 6 Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта 1 Формировать представления о линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта. Учить ориентироваться на незнакомой местности по полуденной тени. 7 Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта 1 Формировать представления о линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта. Учить ориентироваться на незнакомой местности по полуденной тени. Линия горизонта, Основные и промежуточные стороны горизонта. Практическая работа: рисунок линии горизонта, вычерчивание схемы сторон горизонта Линия горизонта, Основные и промежуточные стороны горизонта. Практическая работа: рисунок линии горизонта, вычерчивание схемы сторон горизонта 8 Компас и правила пользования им 1 Формировать умения пользоваться Компас – прибор, с помощью которого компасом, определять основные и определяют правильное направление в пути. Определение сторон горизонта в промежуточные стороны горизонта классе, школьном холле, на пришкольном участке. 9 Ориентирование по местным признакам природы 1 10 Ориентирование на местности 1 Формировать умение ориентироваться по местным признакам природы, принимать решения в нестандартной ситуации. Развивать внимание и память. Воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье Закрепить сформированные навыки ориентирования, пользования компасом. Продолжать формировать умение наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения 11 Формы поверхности Земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы 1 12 Рельеф местности 1 13 Овраги, их образование 1 14 Горы. Землетрясения. вулканов 15 Вода на Земле. Вода в природе Извержения Сформировать представление учащихся о Разнообразие форм поверхности земного формах поверхности земного шара шара. Равнины плоские и холмистые. Холм, его строение. Практическая работа: изготовление макета равнины, холма из пластилина, зарисовка равнины, выполнение схемы строения холма Обобщить и закрепить сведения Поверхность родного края, местности, в обучающихся о родном крае. Продолжать которой расположена школа. формировать умение наблюдать за Практическая работа: зарисовки окружающей действительностью, местности, составление устного рассказа о фиксировать и обобщать свои наблюдения. поверхности родного края Формировать представления об Что такое овраг? Процесс образования образовании оврагов и о вреде оврагов для оврагов, причины углубления и роста сельского хозяйства. Воспитание бережного оврагов, вред, наносимый оврагами отношения к родной земле. сельскому хозяйству, борьба с оврагами 1 Продолжать формирование представлений обучающихся о разновидностях рельефа земного шара. Познакомить со стихийными явлениями природы (лавина, землетрясение, извержение вулкана), привить навыки безопасного поведения 1 Закрепить полученные на уроках природоведения знания о воде и ее значении для живых организмов и хозяйственной деятельности человека, формировать элементарное представление о мировом океане. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к воде Горы. Горы разной высоты. Стихийные явления природы, их опасность для человека. Практическая работа: рисунок горы, схематичное изображение вулкана, выполнение макета горного хребта из пластилина Водоемы, значение воды, круговорот воды в природе, осадки. Проведение опытов: растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой, выполнение упражнений в тетради на печатной основе 16 Родник, его образование 1 Формировать элементарные представления об образовании родника. Воспитание бережного отношения к водоемам 17 Колодец, водопровод 1 Формировать элементарные представления о колодце и водопроводе, как источниках пресной воды для человека. Воспитание бережного отношения к воде. 18 Река, ее части. Горные и равнинные реки 1 19 Использование рек 1 Формировать представление о реках (равнинных, горных), их значении в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Воспитывать бережное отношения к природным источникам воды Продолжать формирование представлений обучающихся об использовании природных ресурсов (пресной воды рек) в хозяйственной деятельности человека. Закрепление и обобщение сведений об использовании рек родного края. Воспитывать бережное отношение к водоемам, формировать нормы правильного безопасного поведения на реках в зимний и летний периоды Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Практическая работа: зарисовка схемы образования родника, выполнение упражнений в тетради на печатной основе Колодец, его строительство. Водопровод и его устройство. Использование воды в быту. Бережное отношение к воде. Практическая работа: составление рассказа по иллюстрации в учебнике на тему «Как устроен колодец», выполнение макета колодца, выполнение зарисовки схемы колодца Река, части реки. Реки горные и равнинные. Водопады. Речное судоходство. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, изготовление макета реки, составление рассказа по опорным словам на тему «Как люди используют реки?» Озеро. Водохранилище 1 21 Болота, их осушение 1 22 Океаны и моря 1 20 Продолжать формирование представлений обучающихся о многообразии водоемов земного шара, обобщить и закрепить знания об озерах, прудах, водохранилищах родного края, их использовании в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водоемам, формировать нормы правильного безопасного поведения на реках в зимний и летний периоды Продолжить формирование представлений обучающихся о болоте. Повторить и закрепить сведения, полученные о торфе, его добыче и использовании Формировать представления обучающихся об океанах и морях, использовании и охране морских вод, обозначении водоемов на физической карте. Познакомить школьников со стихийными явлениями природы (шторм, цунами, ураган). Повторить и закрепить знания обучающихся о свойствах морской и пресной воды. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Озеро (сточное, бессточное). Образование озер. Пруд. Создание пруда. Отличие озера от пруда. Водохранилище – искусственный водоем. Использование вод искусственных и естественных водоемов. Разведение рыб, птиц. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе Болото, его образование, вред и польза, приносимые болотами. Торф, его использование в хозяйственной деятельности человека. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе Океан, море. Моря окраинные и внутренние. Отличие морской воды от пресной. Судоходство, рыбная ловля. Практическая работа: подбор иллюстраций на тему «Обитатели морей и океанов», выполнение упражнений в тетради на печатной основе 23 Острова и полуострова 1 24 Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения 1 25 План и карта. Рисунок и план предмета. 1 26 План и масштаб 1 План класса 1 27 Формировать обучающихся полуостровах представления Остров. Полуостров. Сходство и островах и различие острова и полуострова. Залив. Пролив. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, изготовление макетов острова и полуострова (пластилин, цветная бумага и др.) Продолжить формирование Водоемы искусственные и представлений о родном крае, обобщить естественные. Использование сведения о водоемах, их использовании водоемов, охрана вод от загрязнения. и охране Практическая работа: оформление альбома «Вода на Земле», выполнение упражнений в тетради на печатной основе Формирование первоначального Рисунок. План. Изображение представления обучающихся о плане, предметов на рисунке и на плане. его значении. Отличие рисунка от плана. Для чего нужен план? Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе об Продолжить формирование представлений обучающихся о плане, закрепить представление о масштабе. Воспитание аккуратности при вычерчивание простейших планов План и его значение. Запись и чтение масштаба. Практическая работа: вычерчивание простейших планов (с. 74 учебника географии, алгоритм вычерчивания плана учительского стола) Формировать умение вычерчивать и читать План. Значение плана в жизни и простейшие планы. Воспитание у деятельности человека. обучающихся аккуратности и усидчивости Практическая работа: вычерчивание плана класса (с. 74-75 учебника, алгоритм построения плана класса) 28 План школьного участка 1 29 Условные знаки плана местности 1 30 План и географическая карта 1 31 Условные цвета физической карты 1 Формировать умение вычерчивать и читать План. Значение плана в жизни и простейшие планы. Воспитание у деятельности человека. обучающихся аккуратности и усидчивости Практическая работа: вычерчивание плана пришкольного участка (с. 76 учебника, алгоритм построения плана школьного участка) Развивать умение читать простейшие План. Значение плана в жизни и планы, познакомить обучающихся с деятельности человека. условными знаками плана местности. Практическая работа: выполнение Развитие зрительного восприятия, упражнений в рабочей тетради, внимания и памяти обучающихся изготовление таблицы условных знаков плана местности Продолжать формировать представление обучающихся о плане и его значении. Познакомить школьников с многообразием географических карт и их значением для жизнедеятельности человека План. Географическая карта. Отличие плана от карты. Многообразие географических карт. Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради, сравнение настенной и настольной физической карты России Продолжать формировать Географическая карта. Физическая представление учащихся о карта России. Условные цвета. географической карте. Познакомить с Шкала высот и шкала глубин. Правила условными цветами физической карты. работы с картой Научить показывать на физической Практическая работа: изготовление карте России формы поверхности, таблицы условных цветов физической крупнейшие водоемы. Развитие карты пространственного представления, зрительного восприятия, внимания, памяти 32 Условные знаки физической карты 1 33 Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей 1 34 Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне 1 35 Планеты 1 Продолжать формировать представление учащихся о географической карте. Познакомить с условными знаками физической карты. Научить показывать на физической карте России столицу государства, крупнейшие города и другие объекты. Развитие пространственного представления, зрительного восприятия, внимания, памяти Обобщить и систематизировать представления обучающихся о физической карте и ее значении. Продолжить формировать умение показывать на карте заданные объекты с помощью условных цветов и знаков. Воспитание бережного отношения к учебным пособиям Формировать у обучающихся элементарное представление о телах Солнечной системы. Закрепление знаний о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Физическая карта России, условные знаки. Правила работы с картой. Практическая работа: изготовление таблицы условных знаков физической карты. Прикрепление к настенной карте иллюстративного материала к соответствующему условному цвету или знаку Физическая карта России, ее значение в жизни и деятельности человека. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление к настенной карте табличек с названиями сторон горизонта Земля – планета Солнечной системы. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. Форма Земли, вращение Земли, сутки, части суток. Смена времен года. Отличие Земли от других планет Солнечной системы. Отличие Земли от Луны. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе Расширять круг элементарных Крупные планеты Солнечной системы. представлений о планетах Солнечной Их отличие от Земли. Расположение системы планет по отношению к Солнцу. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе 36 Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли 1 Формировать у обучающихся представление о форме Земли. Продолжать закреплять знания школьников о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца 37 Освоение космоса 1 Формировать представления обучающихся об освоении космоса в XX и XXI веках 38 Глобус – модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на Земле. 1 Формировать представления обучающихся о форме Земли. Научить пользоваться глобусом, показывать на глобусе полюса, линию экватора, закрепить знания условных цветов физической карты 39 Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. 1 Повторить и закрепить знания обучающихся об условных цветах физической карты, линии экватора, Северном и Южном полюсах, Северном и южном полушариях. Научить показывать на физической карте полушарий названные выше объекты. Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие Земля - планета Солнечной системы. Движение Земли, смена времен года, части суток. Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради, показ с помощью теллурия движения Земли Запуск первого спутника, экспериментальные полеты в космос животных. Первый космонавт, первый полет в космос. Изучение космоса в современный период. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе Глобус, его строение. Правила пользования глобусом. Суша и вода на земном шаре. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ на глобусе полюсов, линии экватора Физическая карта полушарий, условные цвета физической карты, сравнение карты полушария с глобусом. Правила демонстрации объектов на настенной карте. Распределение воды и суши на Земле. Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради, показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, материков, океанов 40 Океаны на глобусе и карте полушарий 1 Продолжить формировать представления обучающихся о Земном шаре. Познакомить школьников с названием и месторасположением океанов на физической карте полушарий и на глобусе. Научить показывать заданные объекты на карте и глобусе. Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие 41 Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида) 1 Продолжить формировать представления обучающихся о Земном шаре. Познакомить школьников с названием и месторасположением материков на физической карте полушарий и на глобусе. Научить показывать заданные объекты на карте и глобусе. Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие 42 Первые кругосветные путешествия 1 Формировать представления обучающихся о значении кругосветных путешествий. Воспитывать любознательность, интерес к изучаемому предмету Океаны земного шара. Их отличие друг от друга. Правила демонстрации объектов на настенной карте. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, океанов (при показе обучающиеся называют демонстрируемый объект). Составление рассказа об океане по плану (с. 108 в учебнике) Материки земного шара. Правила демонстрации объектов на настенной карте. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, океанов, материков (при показе обучающиеся называют демонстрируемый объект). Составление рассказа о материке по плану (с. 111 в учебнике) Кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий маршрута кругосветных путешествий. Составление рассказа о первом кругосветном путешествии Ф. Магеллана с опорой на текст учебной статьи (с. 113114 учебника) Значение Солнца для жизни на Земле. Различия в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности 1 44 Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. 1 45 Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий 1 46 Природа тропического пояса 1 47 Природа умеренных и полярных поясов 1 43 Формировать представление обучающихся Солнце - источник жизни на Земле. о различии в освещении и нагревании Движение солнца. Высота Солнца. Солнцем земной поверхности Падение солнечных лучей. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, зарисовка в рабочей тетради отвесных, наклонных и скользящих лучей Формировать первоначальное Климат. Отличие климата от погоды. представление обучающихся о климате Практическая работа: выполнение земного шара упражнений в тетради на печатной основе Продолжать формировать первоначальные Пояса освещенности, их положение на представления обучающихся о карте. разнообразии климата на Земном шаре Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление устного рассказа об одном из поясов освещенности с опорой на таблицу в тетради на печатной основе, с. 110, упр.7 Расширить круг представлений Материки и океаны, расположенные в обучающихся об особенностях природных пределах тропического пояса. Природа условий тропического пояса тропических лесов, саванн, пустынь. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление контуров или иллюстраций представителей растительного и животного мира тропического пояса к настенной карте Познакомить обучающихся с Материки и океаны, расположенные в особенностями природных условий пределах умеренных и полярных поясов. умеренных и полярных поясов Особенности природы. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление контуров или иллюстраций представителей растительного и животного мира умеренных и полярных поясов к настенной карте 48 Карта России. Географическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны 1 Познакомить обучающихся с положением нашей страны на глобусе, карте. Формировать представление о площади государства 49 Москва – столица России 1 Продолжить формировать представление обучающихся о Москве, как главном городе (столице) России 50 Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. 1 Формировать представление обучающихся о государственных границах. Закреплять знания условных обозначений физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте 51 Морские границы. Океаны и омывающие берега России. Северного Ледовитого океана. 1 Продолжать формировать представление обучающихся о государственных границах. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте Практическая работа: нанесение морских границ РФ на контурную карту, названий морей Северного Ледовитого океана, выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ морских границ, северных морей обучающимися на физической карте РФ моря, Моря Россия – самое большое государство в мире. Европейская и азиатская части России. Практическая работа: составление описания географического положения России (с опорой на план с. 137 в учебнике), выполнение упражнений в тетради на печатной основе Москва – столица Российской Федерации. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о московских достопримечательностях Сухопутные границы, их протяженность. Государства, с которыми РФ граничит на западе и юге. Практическая работа: выделение сухопутных границ РФ на контурной карте, выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ границ обучающимися на физической карте РФ Морские границы РФ. Моря Северного Ледовитого океана, омывающие берега России, природа морей Северного Ледовитого океана. 52 Моря Тихого и Атлантического океанов 1 Продолжать формировать представление обучающихся о государственных границах России. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте 53 Острова и полуострова 1 Формировать представление о территории РФ, островах и полуостровах Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте Морские границы РФ на востоке. Восточное побережье России. Моря Тихого океана. Моря Атлантического океана (Черное, Азовское, Балтийское). Природа морей Тихого и Атлантического океанов. Практическая работа: нанесение морских границ РФ на контурную карту, названий морей Тихого и Атлантического океанов, названий крупных городовпортов. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ морских границ, морей Тихого и Атлантического океанов на физической карте РФ, составление описания одного из морей Тихого или Атлантического океанов с опорой на план (с. 146 в учебнике) Острова и полуострова России. Положение на карте. Особенности природы островов и полуостровов России. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания одного из островов РФ с опорой на план (с. 150 в учебнике), составление описания одного из полуостровов РФ с опорой на план (с. 151 в учебнике). Нанесение названий островов и полуостров России на контурную карту 54 Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья 1 Формировать представление о поверхности РФ, ее разнообразии. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте 55 Работа с контурными картами 1 Закреплять представления обучающихся о рельефе РФ, совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивости 56 Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские горы) 1 Продолжать формировать представления обучающихся о разнообразии поверхности РФ Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа) 1 Закрепить знания обучающихся о полезных ископаемых, продолжить формировать представления обучающихся о богатстве недр РФ. Повторить условные обозначения полезных ископаемых 57 Низменности, возвышенности, плоскогорья России. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания равнины (низменности, плоскогорья) с опорой на план (с. 154 в учебнике) Практическая работа: нанесение на контурную карту названий крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивание (штриховка) указанных географических объектов. Показ объектов на настенной карте. Кавказские горы - самые высокие горы России. Уральские горы. Алтай. Саяны. Крымские. Различие гор по высоте размеру. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания гор России с опорой на план (с. 158 в учебнике) Полезные ископаемые, добываемые на территории России. Места добычи. Главные природные богатства нашей страны – нефть и газ. Использование полезных ископаемых. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, зарисовка в тетради условных знаков полезных ископаемых, изготовление условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте 58 Работа с контурными картами 1 59 Река Волга 1 Реки: Дон, Урал, Днепр 1 60 Закреплять представления обучающихся о рельефе РФ, природных богатствах, совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивости Формировать представления обучающихся о реке Волге, как одной из самых длинных рек европейской части России. Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны Практическая работа: нанесение на контурную карту названия гор России, условных знаков полезных ископаемых в местах их добычи Река Волга, ее притоки Ока и Кама. Крупные города, расположенные на берегах Волги. Использование рек. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания Волги с опорой на план (с. 164 в учебнике). На контурной карте подписать Волгу, ее притоки, обозначить ГЭС. Показ изучаемых рек на настенной карте Продолжить формировать представления Реки европейской части России: Дон, обучающихся о крупных реках РФ. Днепр Урал, Печора, Северная Двина. Закрепить знания об использовании рек в Географическое положение. Волгохозяйственной деятельности человека. Донский канал. Водохранилища. Воспитывать бережное отношение к Использование рек. водным ресурсам страны Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания Волги с опорой на план (с. 164 в учебнике). На контурной карте подписать Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину. Составить описание изученных рек с опорой на план (с. 167-168 в учебнике). Показать изучаемые реки на настенной карте 61 Реки Сибири: Обь, Енисей 1 Продолжить формировать представления обучающихся о крупных реках РФ. Познакомить школьников с реками азиатской части РФ. Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны 62 Реки Амур, Лена 1 Продолжить формировать представления обучающихся о крупных реках РФ. Познакомить школьников с реками Азиатской части РФ. Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны Реки азиатской части России: Обь, Енисей. Географическое положение. Особенности природы сибирских рек. Использование рек. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания изученных рек с опорой на план (с. 170 в учебнике). На контурной карте подписать Обь, Енисей. Сравнить по рис. 137 на с. 162 в учебнике протяженность Оби и Енисея. Показать изучаемые реки на настенной карте Реки Азиатской части России: Лена, Амур. Амур –- самая большая река Дальнего Востока. Географическое положение. Использование рек. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания изученных рек с опорой на план (с. 174 в учебнике). На контурной карте подписать Лену, Амур. Сравнить по рис. 137 на с. 162 в учебнике протяженность реки Лены и Амура с другими реками. Показать изучаемые реки на настенной карте 63 Озера: Ладожское, Онежское, Байкал 1 Продолжить формировать представления обучающихся о водоемах РФ. Познакомить школьников с крупнейшими озерами России. Закрепить знания об использовании озер в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны 64 Крупные города России 1 Сформировать представления обучающихся о многообразии городов России, познакомить с названиями, географическим положением и достопримечательностями крупнейших городов РФ. Повторить и обобщить знания о столице России 65 Работа с контурными картами 1 Закреплять представления обучающихся о городах РФ, совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивости Озера Европейской части России: Ладожское, Онежское. Байкал – самое глубокое озеро планеты. Каспийское море – самое большое озеро в мире. Экологические проблемы. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Нанесение на контурную карту названий изученных озер. Показ на настенной карте географических объектов Столица России. Города-миллионеры. Родной город. Географическое положение, основные достопримечательности. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о столице России, родном городе с опорой на план, предложенный учителем, и иллюстративный материал. Оформление альбома о крупнейших городах страны Практическая работа: нанесение на контурную карту условных изображений столицы, крупных городов, названий городов-миллионеров, родного города 66 Наш край на физической карте России. 67 - Повторение начального курса физической географии 68 1 2 Название населенного пункта, географическое положение на карте России. Поверхность, полезные ископаемые. Климат. Водоемы. Расширить представления обучающихся о Растительный и животный мир. родном крае Охрана природы. Традиции. Достопримечательности. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о родном крае с опорой на план, предложенный учителем. Оформление альбома о родном крае. Написание письма другу, в котором содержится описание родного края Повторить и обобщить представления Выполнение заданий в тетради на учащихся, формируемые в начальном курсе печатной основе, проведение физической географии географической викторины, географического марафона. 1.8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» по итогам обучения в 6 классе Предметные результаты минимальный уровень достаточный уровень Личностные результаты Обучающиеся должны знать: названия основных сторон горизонта; основные формы земной поверхности; названия водоемов; основные правила безопасного поведения в природе; условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географической карты; названия материков и океанов; значение Солнца для жизни на Земле; название нашей страны, ее столицы; название родного края, города, поселка. Обучающиеся должны уметь: делать простые схематические зарисовки воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России; формирование установки на безопасный здоровый образ жизни; совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем; формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение к учебнику, тетрадь на печатной основе, глобус, настенная карта, компас, и др.); совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов); развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности; развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий; воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, при заполнении контурных карт и выполнении зарисовок (цветовая гамма, оттенки), при знакомстве с Обучающиеся должны знать: что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения; отличие плана от рисунка и географической карты; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и основные знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий; названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России». Обучающиеся должны уметь: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; ориентироваться на географической карте и глобусе; читать географическую карту (условные цвета и основные знаки); составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте достопримечательностями крупнейших городов России и родного города; воспитание уважения и восхищения людьми, совершившими научные открытия (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и людей в космос, первые космонавты). воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п. явлений природы); учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу); при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде; учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения 1.9. Контрольно – измерительные материалы Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании программы учебного предмета «География» 6 класс. Виды и формы контроля: 1) устный опрос в форме беседы, сообщение с опорой на план; 2) тематическое тестирование; 3) практические работы; 4) индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания, индивидуальные домашние задания); 5) устные ответы учащихся небольшого объема, ответы на вопросы (как устные, так и письменные); 6) составление схем, рисунков в тетради. Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения старшеклассников, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость. Промежуточный контроль позволяет установить уровень освоения обучающимися программного материала по географии на конец учебного года. Итоговый промежуточный контроль предусмотрен в виде небольших тестов, которые проводятся в конце четверти и занимают 10 минут от урока. При выполнении некоторых заданий ученики могут воспользоваться атласом. Слабые ученики выполняют половину теста или же задания с рабочей тетради на усмотрение учителя. Темы для итоговой промежуточной аттестации: 6 класс: «Материки и части света на карте» Критерии оценки тестовых заданий: правильное выполнение 90 - 100% заданий теста отметка «5» правильное выполнение 70 - 89% заданий теста отметка «4» правильное выполнение 40 - 69% заданий теста отметка «3» правильное выполнение менее 39 % заданий теста отметка «2» Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по письму является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы: оценка «5» если ученик ориентируется на карте, находит и показывает ставится географические объекты самостоятельно; полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины; для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов. оценка «4» если ученик ориентируется на карте, но имеются неточности при ставится нахождении и показе объекта; раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий; ответ самостоятельный, с наводящими вопросами; допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов оценка «3» если испытывает затруднения в правильном показе изученных ставится объектов на карте; основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определение понятий недостаточно четкие; не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий оценка «2» если не умеет ориентироваться на карте, не находит и не показывает ставится объекты на карте; основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии 2. Ресурсное обеспечение учебного предмета «География» 6 класс 2.1. Перечень оборудования 2.1.1.Для обучающихся: 1) Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География: 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: С приложением. - Рекомендовано МОиН РФ. - 16-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2023 г. (ФГОС ОВЗ). 2) Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.-6-е изд. - М.: Просвещение, 2023 г. - 127с.- (ФГОС ОВЗ). 2.1.2. Для учителя: 1) Т.А. Бороздина Уроки географии в 8 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Планирование и конспекты уроков. Москва гуманитарный издательский центр «Владос». 2) Наглядные пособия: 2.1) Животный мир материков. 2.2) Евразия (наглядное пособие) Е.М. Курашева 2.3) Тихий и Индийский океаны (комплексная карта) 2.4) Атлантический океан (комплексная карта, наглядное пособие) 2.5) Африка. Политическая карта (наглядное пособие) 2.6) Северная Америка. Животный мир материков (наглядное пособие) 2.7) Тихий и Индийский океаны. Комплексная карта (наглядное пособие) 2.8) Атлантический океан. Комплексная карта (наглядное пособие) 2.9) Животный мир материков. Южная Америка (наглядное пособие) 2.10) Растительный мир материков. Австралия (наглядное пособие) 2.11) Океаны (плакат) 2.12) Российская Федерация (плакат) 2.13) Западная Сибирь. Физическая карта (наглядное пособие) 2.14) Водные ресурсы России (наглядное пособие) 2.15) Мировой океан (наглядное пособие) 2.16) Гербарий для начальной школы (30 видов с иллюстрациями) № 8552 EDUSTRONG 1 шт. перечень образцов: 1. береза 2. боярышник 3. вереск 4. вешенка 5. водоросль зеленая 6. горох 7. кабачок 8. карагана 9. картофель 10. клён 11. клюква 12. копытень 13. кориандр 14. крапива 15. лён 16. лихохвост 17. лишайник пармелия 18. малина 19. манжетка 20. морковь 21. мох сфагнум 22. овес 23. овсяница 24. папоротник 25. петрушка 26. пшеница 27. рябина 28. сосна 29. хвощ 30. хвощ 2.17) Компас ученический 10 шт. 2.18) Глобус ученический: масштаб 1:80.000.000. – 1 шт. масштаб 1:115.000.000. – 3 шт. 2.19) DVD География России CD – ROM Физическая карта полушарий (интерактивное наглядное пособие) 2.20) DVD География (ч.1,2,3) 2.21) DVD Путешествие по России (ч. 1,2) 2.22) DVD Физическая география России 2.23) Учебное пособие по географии. Комплексный проект средств обучения «Спектр» ЗАО «Интерсигнал СП», 1997 г. (10 таблиц). 1. Восточно – Европейская равнина 2. Западно – Сибирская равнина 3. Средне – Сибирское плоскогорье 4. Северо – Восток Сибири 5. Уральские горы 6. Кавказ 7. Горы Южной Сибири 8. Дальний Восток 9. Рельеф дна океана 10. Формирование современного рельефа 2.24) Европейский Юг России. Физическая карта (наглядное пособие) 2.25) Урал. Физическая карта (наглядное пособие) 2.26) Народы России (наглядное пособие) 2.27) Физическая карта России. 2.3. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Географическая оболочка Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/07 Введение. География – наука о Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyпланете Земля content.myschool.edu.ru/08/05 История географических Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyоткрытий content.myschool.edu.ru/08/05 Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyЧисленность населения content.myschool.edu.ru/08/07 Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyЮжные материки content.myschool.edu.ru/08/07 История формирования и Библиотека ФГИС «Моя школа» – освоения территории России https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/08/08 Природные условия и ресурсы Библиотека ФГИС «Моя школа» – России https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/08/08 Библиотека ФГИС «Моя школа» – Численность населения России https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/08/08 Общая характеристика хозяйства Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyРоссии content.myschool.edu.ru/08/09 Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyРоссия в современном мире content.myschool.edu.ru/08/09 Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academyПланы местности content.myschool.edu.ru/08/05