АРП Чтение 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка
Эгвекинот» от «28» августа
2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по чтению
основное общее образование, 9 класс

составитель: Дайнзанова М. В.,
учитель русского языка и чтения

ГО Эгвекинот
2023 год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)» для 9 класса предназначена для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе:
1. Федеральный Закон РФ № 273 от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока исключенных учебников»
3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»
4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022г.»1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
5. Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 22.01.2021 № Р – 23 «Об утверждении
методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению
содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году»
6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» на 2023
– 2024 учебный год
7. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические
материалы:
- рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир
истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.:
Просвещение, 2018 г.
Цель учебного предмета:
Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие
школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное
самоопределение в будущей жизни.
Задачи:
1.
Совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного чтения
доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и
зарубежных классиков и современных писателей.
2. Развитие навыков понимания читаемого материала.
3.
Развитие речи учащихся и мышления через обучение правильному и
последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме.
4.
Формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на
гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане

Программа по чтению для 9 класса согласно учебно-тематическому плану рассчитана на
102 часа, 3 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета «Чтение и развитие речи»:
- позитивное отношение к действительности, самоуважение и эмоциональноположительное отношения к себе, готовность выражать и отстаивать свою позицию,
критичность к своим поступкам, жизненный оптимизм;
-целеустремленность и настойчивость в достижении целей, ориентировка в мире
нравственных, социальных и эстетических ценностей;
- совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);
- развитие мышления, внимания, памяти, развитие творческого отношения к
действительности и творческих способностей, развитие ценностно-смысловой сферы
личности.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение и развитие речи»:
-положительная мотивация к чтению; обогащение читательского опыта посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске, тематике; совершенствование всех сторон навыка чтения;
развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о
чем написано литературное произведение; выполнение основ литературного анализа
художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности; овладение
элементарными литературоведческими понятиями.
Требования к уровню подготовки выпускников
1-ый уровень (базовый)
Учащиеся должны уметь:
•
читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»
•
выделять главную мысль произведения
•
характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя)
•
выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя)
•
пересказывать содержание прочитанного
•
соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя)
•
самостоятельно делить текст на части, озаглавливать их
•
ставить вопросы к тексту
•
читать внеклассную литературу под контролем учителя
Учащиеся должны знать:
10 стихотворений, прозаический отрывок
2-ой уровень (минимально необходимый)
Учащиеся должны уметь:
•
читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»
•
отвечать на вопросы учителя
•
выказывать свое отношение к поступкам героев
•
выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя)
•
пересказывать близко к тексту отдельные части произведения
•
делить текст на части, озаглавливать их (с помощью учителя)

•
читать внеклассную литературу под контролем учителя
Учащиеся должны знать:
10 стихотворений (объем текста с учетом индивидуальных особенностей)
Содержание учебного предмета
Тематика.
Устное народное творчество. Сказки, былины, народные песни, загадки, пословицы,
формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти.
Нравственные ценности народа, заложенные в произведениях устного народного
творчества. Сказка народная и литературная.
Из произведений русской литературы XIX века. Расширение данных биографий
Произведения В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.В.
Гоголя, А.А. Фета, А.П. Чехова, Н.А. Некрасова.
Из произведений русской литературы XX века. Расширение данных биографий писателей
и поэтов, чтение научно-популярных статей.
Произведения М. Горького, В.В.
Маяковского, М.И. Цветаевой, К.Г. Паустовского, С.А. Есенина, М.А. Шолохова, Е.Н.
Носова, Н.М. Рубцова, Ю.И. Коваля.
Из произведений зарубежной литературы. Основные сведения из жизни писателей.
Произведения Р.Л. Стивенсона, Э. Сетона-Томпсона, Д. Даррелла.
Изучаемые произведения.
Устное народное творчество.
Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».
Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).
«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев»
Из произведений русской литературы ХIХ века.
В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении).
И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении).
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня –
крестьянка» (в сокращении).
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада».
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении).
Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша».
А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это
утро, радость эта…».
А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил».
Из произведений русской литературы ХХ века.
М. Горький «Песня о Соколе».
В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче» (в сокращении).
М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».
К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер».
С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова».
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».
Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».
Произведения для заучивания наизусть.

М. Лермонтов «Тучи», отрывок из повести Н. Гоголя «Майская ночь…», А. Фет «Это утро,
радость эта…», М. Цветаева «Красною кистью…», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»,
Н. Рубцов «Зимняя песня», М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок), И Крылов «Кот и
Повар» (отрывок), отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».
Навыки чтения.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их
поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, средствами языковой выразительности.
Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на
материале нескольких произведений.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Тематическое планирование
№
п/п

Разделы программы
Тема урока

1

Устное народное творчество
Устное народное творчество
Устное народное творчество
Русские народные песни
Былина «На заставе богатырской»
Р\р Составление плана былины «На
заставе богатырской»
Сказка про Василису Премудрую
(русская народная сказка)
Сказка про Василису Премудрую
(русская народная сказка)
Р\р Пересказ сказки «Сказка про
Василису Премудрую» по плану
Лиса и тетерев (русская народная
сказка)
Вн. чт. Русские народные сказки
Урок-обобщение по разделу
«Устное народное творчество»
Из произведений русской
литературы Х1Х века
Василий Андреевич Жуковский
Сказка «Три пояса»
Р/р Подробный пересказ сказки
«Три пояса» по плану
Характеристика главных героев
сказки «Три пояса»

2

3

Иван Андреевич Крылов
Биография И.А.Крылова

Колво
часов
11

Характеристика основных видов
деятельности

3

Упражнения в чтении
Составление плана текста
Пересказ текста по плану
Пересказ текста по
предлагаемым вопросам
Подробный пересказ
Продолжение текста
Ответы на вопросы

3

Упражнения в чтении
Дидактические игры

Упражнения в чтении
Ответы на вопросы
Составление плана текста
Пересказ текста по плану
Пересказ текста по
предлагаемым вопросам
Краткий пересказ
Подробный пересказ

Басня «Кот и Повар»
Вн.чт. Чтение и обсуждение басен
И.А.Крылова
4

5

6

7

Александр Сергеевич Пушкин
Биография А. С. Пушкина
Поэма «Руслан и Людмила» Песнь
первая
Поэма «Руслан и Людмила» Песнь
вторая
Поэма «Руслан и Людмила» Песнь
третья
Характеристика главных героев
поэмы «Руслан и Людмила»
Повесть «Барышня-крестьянка»
Характеристика главных героев
повести «Барышня-крестьянка»
Традиции XIX века в повести
«Барышня-крестьянка»
Р/р Составление рассказа (развязка
событий)
Урок-обобщение по творчеству
А.С.Пушкина
Михаил Юрьевич Лермонтов
Биография М.Ю. Лермонтова
Стихотворение «Тучи»
«Баллада»
Стихотворение «Морская царевна»
Вн. чт. Стихотворения М.Ю.
Лермонтова
Урок-обобщение по творчеству
М.Ю. Лермонтова
Николай Васильевич Гоголь
«Майская ночь, или Утопленница».
Глава «Ганна»
Глава «Утопленница»
Глава «Пробуждение»
Чтение и обсуждение прочитанного
(повесть «Майская ночь, или
Утопленница»)
Вн. чт. Чтение повести «Ночь перед
Рождеством»
Вн. чт. Чтение повести «Ночь перед
Рождеством»
Урок-обобщение по творчеству Н.В.
Гоголя
Николай Алексеевич Некрасов
Н.А. Некрасов. Краткий
биографический очерк
Отрывок из стихотворения «Рыцарь
на час». Тема матери

10

Работа с иллюстрацией
Разбор текста по вопросам
Пересказ текста по плану
Выразительное чтение
Упражнения в чтении
Составление плана текста
Пересказ текста по плану
Пересказ текста по
предлагаемым вопросам
Краткий пересказ
Подробный пересказ
Продолжение текста
Чтение по ролям
Выразительное чтение

6

Упражнения в чтении
Работа с иллюстрацией
Разбор текста по вопросам
Пересказ текста по плану
Чтение наизусть
Выразительное чтение

7

Упражнения в чтении
Составление плана текста
Пересказ текста по плану
Пересказ текста по
предлагаемым вопросам
Краткий пересказ
Подробный пересказ
Продолжение текста
Чтение по ролям

4

Упражнения в чтении
Работа с иллюстрацией
Разбор текста по вопросам
Чтение наизусть
Выразительное чтение

8

9

10

11

12

13

14

Отрывок из поэмы «Саша» Тема
природы
Вн.чт. Стихотворения Н.А.
Некрасова
Афанасий Афанасьевич Фет
Стихотворения «На заре ты ее не
буди…», «Помню я: старушка
няня…»
Стихотворение «Это утро, радость
эта…»
Антон Павлович Чехов
А.П. Чехов. Краткий
биографический очерк
Рассказ «Злоумышленник»
Рассказ «Пересолил». Смешное и
грустное в рассказе
Вн.чт. Рассказы А.П. Чехова
Урок-обобщение по творчеству А.П.
Чехова
Из произведений русской
литературы ХХ века
Максим Горький
Максим Горький «Песня о Соколе»
Максим Горький «Песня о Соколе»
Владимир Владимирович
Маяковский
Стихотворение «Необычайное
приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на
даче»
Вн. чт. Стихотворения В.В.
Маяковского
Марина Ивановна Цветаева
Биография М.И. Цветаевой
Стихотворения «Красною
кистью…», «Вчера еще в глаза
глядел…»
Вн. чт. Стихотворения М.И.
Цветаевой
Константин Георгиевич
Паустовский
Рассказ «Стекольный мастер»
Рассказ «Стекольный мастер»
Р/р Подробный пересказ по плану
(рассказ «Стекольный мастер»)
Вн. чт. Рассказы К.Г. Паустовского
Сергей Александрович Есенин
Биография С.А. Есенина
Стихотворение «Нивы сжаты, рощи
голы…»
Стихотворение «Собаке Качалова»

2

Упражнения в чтении
Чтение наизусть
Выразительное чтение

5

Упражнения в чтении
Ответы на вопросы
Пересказ текста по
предлагаемым вопросам
Краткий пересказ
Чтение по ролям

2

Упражнения в чтении
Разбор текста по вопросам
Чтение наизусть
Выразительное чтение

2

Упражнения в чтении
Работа с иллюстрацией
Выразительное чтение
Чтение по ролям

3

Упражнения в чтении
Чтение наизусть
Выразительное чтение

4

Упражнения в чтении
Составление плана текста
Пересказ текста по плану
Пересказ текста по
предлагаемым вопросам
Краткий пересказ
Подробный пересказ
Чтение по ролям
Упражнения в чтении
Чтение наизусть
Выразительное чтение

3

15

16

17

18

19

20

Михаил Александрович Шолохов
Рассказ «Судьба человека»
(Отрывок)
Чтение рассказа «Судьба человека»
Характеристика героя рассказа
«Судьба человека»
Р/р Выборочное изложение по плану
(рассказ «Судьба человека»)
Вн. чт. Чтение отрывков из рассказа
«Судьба человека»
Вн. чт. Чтение отрывков из рассказа
«Судьба человека»
Урок-обобщение по творчеству
М.А. Шолохова
Евгений Иванович Носов
Рассказ «Трудный хлеб»
Р/р Составление характеристики
Чанга
Вн. чт. Рассказ Е.И. Носова «Белый
гусь»
Николай Михайлович Рубцов
Стихотворение «Тихая моя родина»
Стихотворение «Русский огонек»
Стихотворение «Зимняя песня»
Урок-обобщение по творчеству
Н.М. Рубцова
Юрий Иосифович Коваль
Повесть «Приключения Васи
Куролесова» 1, 2 главы
Повесть «Приключения Васи
Куролесова» Главы 3, 4
Повесть «Приключения Васи
Куролесова» Глава 5
Повесть «Приключения Васи
Куролесова» Главы 6,7
Характеристика главного героя
повести «Приключения Васи
Куролесова»
Вн. чт. Чтение глав повести
«Приключения Васи Куролесова»
Вн.чт. Чтение глав повести
«Приключения Васи Куролесова»
Урок-обобщение по творчеству
Ю.И. Коваля
Из произведений зарубежной
литературы
Роберт Луис Стивенсон
Баллада «Вересковый мед»
Основная мысль баллады
«Вересковый мед»
Эрнест Сетон-Томпсон

7

Упражнения в чтении
Ответы на вопросы
Изложение
Составление плана текста
Пересказ текста по плану
Пересказ текста по
предлагаемым вопросам
Краткий пересказ
Подробный пересказ
Продолжение текста
Чтение по ролям

3

Упражнения в чтении
Ответы на вопросы
Краткий пересказ
Подробный пересказ

4

Упражнения в чтении
Разбор текста по вопросам
Чтение наизусть
Выразительное чтение

8

Упражнения в чтении
Пересказ текста по
предлагаемым вопросам
Краткий пересказ
Подробный пересказ
Продолжение текста
Чтение по ролям

2

Упражнения в чтении
Разбор текста по вопросам
Выразительное чтение

5

Упражнения в чтении
Составление плана текста

21

22

«Снап. История бультерьера» Глава
1
«Снап. История бультерьера» Глава
2
«Снап. История бультерьера» Глава
3
Р/р Составление плана рассказа
«Снап. История бультерьера»
Вн. чт. Рассказы о животных
Джеральд Даррелл
Рассказ «Живописный жираф»
Чтение и обсуждение рассказа
«Живописный жираф»
Чтение и обсуждение рассказа
«Живописный жираф»
Р/р Сравнительная характеристика
Питера и Билли
Урок-обобщение по рассказу
«Живописный жираф»
Вн. чт. Рассказы Д. Даррелла
Вн. чт. Рассказы Д. Даррелла
Контрольно-обобщающий урок

Пересказ текста по плану
Краткий пересказ
Отзыв

7

Упражнения в чтении
Ответы на вопросы
Отзыв
Краткий пересказ
Подробный пересказ

1

Ответы на вопросы
Отзыв

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Учебно-методическое обеспечение по чтению
№
п\п

Название

1

Чтение 9 класс

2

Развитие речи на уроках
литературного чтения в старших
классах специальных
(коррекционных) образовательных
учреждениях 8-го вида

3

Чтение и развитие речи
(Коррекционная педагогика)
Формирование текстовой
деятельности учащихся 5 -9 классов
с интеллектуальным недоразвитием
Чтение. 2 класс: коррекционно –
развивающие занятия

4

5

Автор

Издательство

Аксенова А.К.
Шишкова М.И.
Шишкова М.И.

Просвещение

Год
издания
2013

Владос

2013

Никитина М.И.
Красильникова О.А.
Ильина С.Ю.

КАРО

2006

КАРО

2006

Рудченко Л.И.

Учитель

2007

6

7

8
9

10
11
12

13
14
15
16

17
18
19
20

Литературное чтение и обучение
грамоте в разновозрастных группах
сельской начальной школы
Русский язык. Литературное
чтение: карточки – задания для
интегрированных уроков. 2 – 4
классы
Внеклассное чтение в 3 классе.
Пособие для учителя
Уроки чтения в 3 классе

Уроки литературного чтения. 3
класс
Уроки по курсу «Литературное
чтение». 4 класс
Изучение поэтического
произведения в начальных классах:
поурочные разработки
Литературное чтение. 4 класс:
поурочные планы
Литературное чтение. 3 класс:
поурочные планы
Поурочные разработки по
литературному чтению: 3 класс
Поурочные разработки по
литературному чтению: 2 класс
Литературное чтение. 2 – 4 классы:
внеклассные занятия
Литературное чтение. 3 класс:
поурочные разработки
Проверочные работы по чтению в
начальных классах
Уроки чтения во 2-м классе

Байбородова Л.В.,
Макеева С.Г.

АРКТИ

2007

Полянина Н.Б.

Учитель

2009

Светловская Н.Н.

Просвещение

1975

Горецкий В.Г.,
Климанова Л.Ф.,
Кондратьева Д.Ф. и
др.
Климанова Л.Ф.

Просвещение

1988

Просвещение

2005

Гостимская Е.С.,
Мишина М.И.
Шестипалова К.П.

5 за знания

2006

Владос

2008

Рудченко Л.И.

Учитель

2008

Дорогинина Н.Н.

Учитель

2007

Кутявина С.В.

ВАКО

2007

Кутявина С.В.,
Гостимская Е.С.,
Байкова М.И.
Дьячкова Г.Т.

ВАКО

2007

Учитель

2007

Гостимская Е.С.,
Мишина М.И.
Первова Г.М.

5 за знания

2007

Аркти

2006

Горецкий В.Г.

Просвещение

1990

Дидактический и наглядный материал на уроках чтения
Материал
Демонстрационный
материал
Демонстрационный
материал

Тема
Портреты русских писателей
Репродукции картин и иллюстрации к изучению произведений А.С.
Пушкина, В.В. Маяковского, М.А. Шолохова, Р.Л Стивенсона; к

Дидактический
материал
Демонстрационный
материал
Демонстрационный
материал
Демонстрационный
материал
Демонстрационный
материал

изучению русских народных сказок, былин; к изучению
произведений русских поэтов о природе; к изучению басен;
Дидактические игры на уроках чтения
Репродукции картин русских художников Н.Н. Ге,
А.К. Саврасова, В.И. Сурикова
Репродукции картин русских художников
В.Г. Перова, А.Г. Венецианова
Репродукции картин к изучению творчества А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова
Сказки народные и литературные

Демонстрационный
материал

Страницы старины седой

Демонстрационный
материал

Книги, книги, книги

Демонстрационный
материал

Русские писатели 19-го века

Демонстрационный
материал

Книги о путешествиях и приключениях

Демонстрационный
материал

Крупицы народной мудрости

Демонстрационный
материал

А.С. Пушкин

Демонстрационный
материал

Родные поэты

Демонстрационный
материал

Басни и баснописцы

Демонстрационный
материал

На острове Буяне. Фольклор.

Демонстрационный
материал

Какие бывают загадки

Демонстрационный
материал

Пословицы

Демонстрационный
материал

Стихи русских поэтов о природе

Демонстрационный
материал

Стихи о Родине

Демонстрационный
материал

Зарубежные сказочники

Демонстрационный
материал

Книги о животных

Демонстрационный
материал

Сказки писателей России

Демонстрационный
материал

Сказки зарубежных писателей

Демонстрационный
материал

Л.Н. Толстой

Демонстрационный
материал

М.Ю. Лермонтов

Демонстрационный
материал

И.С. Тургенев

Демонстрационный
материал

В.А. Жуковский

Демонстрационный
материал

Словари, справочники, энциклопедии

Демонстрационный
материал

В мире книг

Демонстрационный
материал

Зарубежные писатели

Демонстрационный
материал

Очерки и воспоминания

Литература:
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:
Просвещение, 2004.
2. Аксенова А.К., Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение,2005.
3. Воронкова В.В. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида по
чтению 9 класс. М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания. М.: Просвещение, 2002.

Приложения к программе
Календарно-тематическое планирование
№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема урока

Колво
часов

Устное народное творчество
Устное народное творчество
Русские народные песни
Былина «На заставе богатырской»
Р\р Составление плана былины «На заставе
богатырской»
Русская народная сказка «Сказка про Василису
Премудрую»
Русская народная сказка «Сказка про Василису
Премудрую»
Р\р Пересказ сказки «Сказка про Василису
Премудрую» по плану
Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Вн. чт. Русские народные сказки
Обобщение
по разделу «Устное народное
творчество»
В.А. Жуковский Сказка «Три пояса»
Р/р Подробный пересказ сказки «Три пояса» по плану

1
1
1
1
1

Характеристика главных героев сказки «Три пояса»
Биография И.А. Крылова
Басня «Кот и Повар»
Вн.чт. Басни И.А. Крылова
Биография А.С. Пушкина
Поэма «Руслан и Людмила» Песнь первая
Поэма «Руслан и Людмила» Песнь вторая
Поэма «Руслан и Людмила» Песнь третья
Характеристика главных героев поэмы «Руслан и
Людмила»
Повесть «Барышня-крестьянка»
Характеристика главных героев повести «Барышнякрестьянка»
Традиции XIX века
в повести «Барышнякрестьянка»
Р/р Составление рассказа (развязка событий)
Обобщение по творчеству А.С. Пушкина
Биография М.Ю. Лермонтова
Стихотворение «Тучи»
«Баллада»
Стихотворение «Морская царевна»
Вн. чт. Стихотворения М.Ю. Лермонтова

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
План

Факт,
причина
изме
нения

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Обобщение по творчеству М.Ю. Лермонтова
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».
Глава «Ганна»
Глава «Утопленница»
Глава «Пробуждение»
Чтение и обсуждение прочитанного (повесть
«Майская ночь, или Утопленница»)
Вн. чт. Чтение повести «Ночь перед Рождеством»
Вн. чт. Чтение повести «Ночь перед Рождеством»
Обобщение по творчеству Н.В. Гоголя
Биография Н.А. Некрасова
Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час». Тема
матери
Отрывок из поэмы «Саша» Тема природы
Вн. чт. Стихотворения Н.А. Некрасова

1
1

А.А. Фет Стихотворения «На заре ты ее не буди…»,
«Помню я: старушка няня…»
Стихотворение «Это утро, радость эта…»
Биография А.П. Чехова
Рассказ «Злоумышленник»
Рассказ «Пересолил».
Вн. чт. Рассказы А.П. Чехова
Обобщение по творчеству А.П. Чехова
Максим Горький «Песня о Соколе»

1

Максим Горький «Песня о Соколе»
В.В. Маяковский Стихотворение «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче»
Вн. чт. Стихотворения В.В. Маяковского
Биография М.И. Цветаевой
Стихотворения «Красною кистью…», «Вчера еще в
глаза глядел…»
Вн. чт. Стихотворения М.И. Цветаевой
К.Г. Паустовский Рассказ «Стекольный мастер»
Рассказ «Стекольный мастер»
Р/р Подробный пересказ по плану (рассказ
«Стекольный мастер»)
Вн. чт. Рассказы К.Г. Паустовского
Биография С.А. Есенина
Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…»
Стихотворение «Собаке Качалова»
М.А. Шолохов Рассказ «Судьба человека»
(Отрывок)
Чтение рассказа «Судьба человека»
Характеристика героя рассказа «Судьба человека»
Р/р Выборочное изложение по плану (рассказ
«Судьба человека»)
Вн. чт. Чтение отрывков из рассказа «Судьба
человека»

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Вн. чт. Чтение отрывков из рассказа «Судьба
человека»
Обобщение по творчеству М.А. Шолохова
Е.И .Носов Рассказ «Трудный хлеб»
Р/р Составление характеристики Чанга
Вн.чт. Рассказ Е.И. Носова «Белый гусь»
Н.М. Рубцов Стихотворение «Тихая моя родина»
Стихотворение «Русский огонек»
Стихотворение «Зимняя песня»
Обобщение по творчеству Н.М. Рубцова
Ю.И. Коваль Повесть «Приключения Васи
Куролесова» 1, 2 главы
Повесть «Приключения Васи Куролесова» 3, 4
главы
Повесть «Приключения Васи Куролесова» 5 глава
Повесть «Приключения Васи Куролесова» 6,7 главы
Характеристика главного героя повести
«Приключения Васи Куролесова»
Вн.чт. Чтение глав повести «Приключения Васи
Куролесова»
Вн.чт. Чтение глав повести «Приключения Васи
Куролесова»
Обобщение по творчеству Ю.И. Коваля
Роберт Луис Стивенсон Баллада «Вересковый мед»
Основная мысль баллады «Вересковый мед».
Эрнест Сетон-Томпсон «Снап. История
бультерьера» Глава 1
«Снап. История бультерьера» Глава 2
«Снап. История бультерьера» Глава 3
Р/р Составление плана рассказа «Снап. История
бультерьера»
Вн. чт. Рассказы о животных
Джеральд Даррелл Рассказ «Живописный жираф»
Чтение и обсуждение рассказа «Живописный
жираф»
Чтение и обсуждение рассказа «Живописный
жираф»
Р/р Сравнительная характеристика Питера и Билли
Обобщение по рассказу «Живописный жираф»
Вн. чт. Рассказы Д. Даррелла
Вн. чт. Рассказы Д. Даррелла
Контрольно-обобщающий урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Основной инструментарий для оценивания результатов
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов,
проведения тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты,
контрольно-измерительные
материалы
создает
учитель
в
соответствии
с

психофизическими особенностями каждого ученика 5-9 классов. Контроль осуществляется
после изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на
уроке для контроля – 5-15 минут.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии оценки знаний по чтению
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой
чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение
главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем
которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с
соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения
или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на част и
озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения,
характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного
полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает
его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло;
допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении главной
мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает
ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью
учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с
помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при
чтении наизусть 1-2 ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова
– по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических
пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию,
логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с
помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно,
непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает
при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно,
не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос,
умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных
умений и навыков по чтению. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
В начале учебного года и в конце каждой четверти проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года): 5 класс – 45-60 слов, 6 класс – 70-80 слов, 79 классы – 90-100 слов.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует
объему текстов предыдущего года.
Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выявлении продвижения
каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной
коррекционной помощи.

Контрольно-измерительные материалы по чтению и развитию речи
В. Бурлак
ГОЛОС ДОЖДЯ
Сколько голосов у дождя? Он бил по стёклам, по жести подоконника, по деревянным
перилам балкона, журчал в водосточной трубе.
Я сидел один в полутёмной комнате. На коленях у меня белый кот. Он тоже боялся грозы.
При каждой вспышке молнии мы вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в мои
ноги и руки.
Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла
всё звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии. Я столкнул кота и подбежал к окну. По
синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Над Днепром будто притворил
кто-то могучий и добрый серую дверь. В небе вытянулась полоса такого яркого бирюзового
цвета, что я не мог оторвать взгляд. Полоса всё ширилась и светлела.
1. Как вели себя во время грозы человек и животное?
2. Как ты понимаешь название рассказа «Голос дождя»?
3. Перескажи текст
М. Пришвин
ЗОЛОТОЙ ЛУГ
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих
одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же
я возвращался около полудня домой, луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал
одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со
стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого
луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать
одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

1.В какое время луг казался золотым, в какое — зелёным? Почему?
2. В каких ещё случаях можно употребить слово золотой?
3. Определи жанр произведения.
4. Какие вопросы можно поставить для себя при чтении?
5.Перескажи текст
Л. Мельчаков, М. Скаткин
ЖИВОТНЫЕ — ОБИТАТЕЛИ СУШИ
Самое крупное животное суши — слон. Слоны живут в вечнозелёных влажных
тропических лесах Африки и Азии. Массивным и сильным телом слон раздвигает ветви и

стволы в труднопроходимом лесу. Толстая кожа служит слону хорошей защитой от сучьев
и колючек.
Но насекомые, которых очень много в тропических лесах, забираются в складки кожи и
сильно донимают слона укусами. Спасаясь от них, слон охотно купается, валяется в грязи
и обрызгивает себя водой из большого хобота.
Шея у слона очень короткая, поэтому пищу с земли и с высоких деревьев он достаёт
хоботом. Пьёт слон также при помощи хобота, всасывая в него до десяти литров воды и
вливая её в рот.
Слон поедает листья, траву, банановые растения, молодой бамбук. Но всему этому он
предпочитает ветви деревьев. При помощи хобота слон вырывает целые деревья. Если это
не удаётся, то он ломает дерево, упираясь в него лбом, или же разбивает его бивнями.
Повалив дерево, он объедает его ветви.
Антилопы, дикие лошади, куланы — тоже травоядные, как и слон. Но живут они в сухих
степях и пустынях, где места с водой и растительностью очень редки. Это хорошие бегуны.
В поисках травянистой пищи животным приходится преодолевать большие расстояния.
1. Определи жанр произведения.
2. Что ты узнал о слоне?
3. Перескажи текст
М. Горький
УТРО
Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и
трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор
улыбаются ласковой улыбкой — точно говорят мягким теням ночи:
—

Не бойтесь — это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные
красавицы своему королю, кланяются и поют:
—

Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они
такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
—

Добрый день! — говорит солнце, поднимаясь над морем.

—

Добрый день, красавицы! Но — довольно, тише!

Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы
всем на земле было хорошо, не правда ли?
1. Расскажи, как наступило утро. С какого момента оно началось?
2.Что последовало затем? А потом что произошло?
3.Как ты понимаешь предложение: Вершины гор улыбаются ласковой улыбкой!
Виды и формы промежуточного контроля

Текущая проверка и оценка знаний проводиться с целью выявления отдельных умений и
навыков по чтению. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
Контрольно-измерительные материалы: устный опрос; тестирование; анализ текста;
выразительное чтение художественного текста наизусть;
На уроках чтения осуществляется контроль за навыками чтения:
- ежедневный (на каждом уроке в процессе индивидуальной и фронтальной работы);
- текущий (в конце изучения каждого раздела на уроках по темам «Обобщение к разделу»;
- итоговый (в конце каждой четверти, года в виде контрольного чтения).
Уроки контрольного чтения позволяют проверить и закрепить технику и навыки
чтения обучающихся. Такие уроки чтения проводятся на основе упражнений в чтении и
анализе доступных текстов, понимании прочитанного путём ответов на вопросы по
содержанию, а так же пересказ прочитанных текстов.
В начале учебного года и в конце каждой четверти проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».