Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по чтению основное общее образование, 8 класс составитель: Дайнзанова М. В., учитель русского языка и чтения ГО Эгвекинот 2023 год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для 7 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 20232024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». При разработке рабочей программы были использованы методические материалы: - Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019. Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Чтение. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы/ авт.- сост. З.Ф. Малышева 14 издание, перераб. – М. : Просвещение, 2023. – 287 с. : ил. – ISBN 978-5-09—068214 – 5. Чтение является учебным предметом образовательной области «Язык и речевая практика» в АООП. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения, соответствует требованиям ФГОС к образованию обучающихся данной категории. 2. Цель и задачи учебного предмета Чтение как учебный предмет занимает особое место в системе образования обучающихся с умственной отсталостью. Данный курс нацелен на формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, выразительность, беглость), но и речевых умений. Что позволяет решать задачи формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью, в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме того, уроки чтения должны развивать у старшеклассников интерес к чтению доступной литературы, а так же духовно и нравственно обогащать их. Цель - совершенствование коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Задачи: - совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения; - совершенствование умения самостоятельно работать с текстом произведения; - развитие навыков интонационно правильного оформления предложений (тон, громкость чтения, логические ударения); - коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности; - воспитание интереса к урокам чтения и к чтению как процессу, приобщение к литературе как к искусству слова; - совершенствовать положительные духовно - нравственные качества личности; - развитие навыка самоконтроля и самооценки; - развитие навыков эффективного сотрудничества, умения работать в группе. На уроках чтения осуществляется контроль за навыками чтения: ежедневный (на каждом уроке в процессе индивидуальной и фронтальной работы); текущий (в конце изучения каждого раздела на уроках по темам «Обобщение к разделу»; итоговый (в конце каждой четверти, года в виде контрольного чтения). Уроки контрольного чтения позволяют проверить и закрепить технику и навыки чтения обучающихся. Такие уроки чтения проводятся на основе упражнений в чтении и анализе доступных текстов, понимании прочитанного путём ответов на вопросы по содержанию, а так же пересказ прочитанных текстов. 3. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения с 5 по 9 класс. В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком данная программа для обучающихся 8 класса рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю). 4. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: -развивать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова; -развивать способность организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -совершенствовать духовно – нравственные качества личности (чувство ответственности, сострадание, взаимовыручка, чувство долга и т.п.); -развивать умения грамотно, точно, ясно излагать свои мысли в устной форме; - работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; -адекватно самостоятельно оценивать свои суждения, в случае необходимости вносить в них коррективы; - слушать одноклассников, понимать позицию другого человека; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Предметные результаты -совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения; -выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; -понимать связь литературного произведения с эпохой их написания; -анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; -определять в произведении сюжет, композицию, изобразительно – выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно – художественного содержания произведения; -формулировать собственное отношение к произведениям героям и их героям; -понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней; -пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка, цитат из текста; -отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать собственные вопросы; -создавать устные монологические высказывания разного типа; -участвовать в диалоге по прочитанным произведениям; -понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; - совершенствовать умение пользоваться библиотекой, самостоятельно выбирать книги для досугового чтения. 6. Содержание учебного предмета Устное народное творчество Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти. Былины, исторические песни, предания, сказки. Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья — учись уму-разуму; не нарушай данного слова и т. д. Народная точка зрения на добро и зло. Образ русского человека в произведениях устного народного творчества. Русская литература XIX века (Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса.) Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, К. Пруткова, И. С. Никитина, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др. Русская литература XX века (Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса.) Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, И. А. Бунина, А. Н. Толстого, А. А. Платонова, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, К. Г. Паустовского, Н. М. Рубцова, Ф. А. Абрамова, В. М. Шукшина, Р. П. Погодина, Ю. М. Нагибина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, К. Булычёва, Ф. А. Искандера. Навыки чтения Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения. Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом. Чтение по ролям и драматизация. Работа над текстом Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нём нравственных истин. Составление характеристики героев путём отбора соответствующих мест текста для подтверждения определённых черт характера. Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя). Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни. Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий. Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах. Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного. Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа. Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя, составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения. Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употреблённых в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев. Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их. Определение жанровых особенностей произведения. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя). Основные требования к умениям учащихся 1-й уровень (минимальный) читать вслух правильно, выразительно, целыми словами; читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно; пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям; выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи; выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя); находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя); учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников); участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту. 2-й уровень (достаточный) читать вслух правильно, бегло, выразительно; читать про себя доступные по содержанию тексты; выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя); определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним (с помощью учителя); самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста; отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе; пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова; ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам; выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя); заучить наизусть 10 стихотворений; читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении. 7. Тематическое планирование № Кол-во Тема п/п часов 1 Устное народное 3 творчество. Статья «Сказки». Сказка «Волшебное кольцо» 2 1 3 2 4 1 Основные виды учебной деятельности Выявление знаний школьников по данной теме. Работа над пониманием особенностей сказки, видов сказок. Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части, озаглавливание частей. Рассказывание сказки по плану с использованием сказочных слов и выражений Пословицы и пого- Работа над особенностями народных произведений ворки малых форм. Работа над смысловым значением пословиц и поговорок. Подбор пословиц и поговорок по разной тематике. Использование элементов драматизации («покажи» пословицу). Работа над иллюстративным материалом. Проведение конкурсов и викторин. Работа в парах и группах Баллады. Статья Знакомство с новым жанром литературы. Ответы на «Баллады». вопросы учителя. Работа над выразительным чтеБаллада нием. Выборочное чтение. Анализ произведения по В. А. Жуковского вопросам учителя. Работа над выразительными «Перчатка» средствами языка. Выяснение идеи и главной мысли произведения. Работа с иллюстративным материалом. Составление характеристик персонажей. Выражение впечатления от прочитанного, высказывание своего мнения, коллективное обсуждение И. З. Суриков Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ произведения по 5 2 6 1 7 1 8 1 9 1 10 1 «Нашла коса на ка- вопросам учителя. Работа над выразительными мень» средствами языка. Выяснение идеи и главной мысли произведения. Работа с иллюстративным материалом. Составление характеристик персонажей. Выражение впечатления от прочитанного, высказывание своего мнения, коллективное обсуждение. Работа над объяснением смысла названия, соотнесение пословиц с текстом произведения Былины. Продолжение знакомства школьников с былинами. Чтение статьи «Бы- Выявление особенностей этого жанра, отличия былины». лины от сказки. Ответы на вопросы учителя. Работа Былина «Добрыня и над выразительным чтением. Выборочное чтение. Змей» Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над выразительными средствами языка. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Выяснение идеи и главной мысли произведения. Работа с иллюстративным материалом. Составление характеристик персонажей Внеклассное чте- Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из ние. Чтение произ- прочитанных произведений. Использование элеменведений устного тов драматизации. Работа с иллюстративным матенародного творче- риалом, в том числе выполненным самими учащиства разных жанров мися. Работа с выставкой книг, дневником вне(выбор произведе- классного чтения, уголком внеклассного чтения. ний на усмотрение Работа над пониманием особенностей произведений учителя) устного народного творчества. Проведение конкурса, викторины, соревнования по знаниям устного народного творчества. Работа в парах, группах А. С. Пушкин. Продолжение знакомства с биографией и основными Биография этапами творчества А. С. Пушкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А. С. Пушкина М. Я. Басина Совершенствование техники чтения. Анализ текста «Публичное испы- по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа тание» над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Развитие умения задать вопрос по тексту. Работа над пересказом текста по плану И. И. Пущин Совершенствование техники чтения. Анализ текста «Записки о Пуш- по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа кине» над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Соотнесение текста с историческими событиями. Развитие умения задать вопрос по тексту. Работа над кратким пересказом текста А. С. Пушкин Работа над выразительным чтением. Выборочное «Памятник» (отры- чтение. Определение главной мысли стихотворений. вок), Работа над выразительными средствами языка. Ра«Во глубине си- бота над словами и выражениями сложными для бирских руд…» понимания. Соотнесение текста стихотворения с 11 1 А. С. Пушкин «Зимнее утро» 12 1 А. С. Пушкин «И. И. Пущину», «19 октября 1827» 13 1 А. С. Пушкин «Няне», «На холмах Грузии…» 14 1 А. С. Пушкин «Сожжённое письмо», «Я вас любил…» 15 2 А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» 16 1 Внеклассное чтение. Произведения историческими событиями. Работа с иллюстративным материалом. Заучивание стихотворения наизусть Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя. Работа над пониманием новых слов и выражений. Работа над средствами художественной выразительности. Составление рассказа-описания. Выразительное чтение стихотворения. Работа над словесным рисованием Анализ текстов стихотворений по вопросам учителя. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа над средствами художественной выразительности. Составление рассуждения на тему дружбы. Определение главной мысли в стихотворениях. Соотнесение текстов стихотворений с реальными историческими событиями. Заучивание одного из стихотворений наизусть Анализ текстов стихотворений по вопросам учителя. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа над средствами художественной выразительности. Определение главной мысли в стихотворениях. Соотнесение текстов стихотворений с реальными историческими событиями. Определение роли няни в жизни поэта. Заучивание одного из стихотворений наизусть. Работа с иллюстративным материалом Анализ текстов стихотворений по вопросам учителя. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа над средствами художественной выразительности. Определение главной мысли в стихотворениях. Раскрытие темы любви в стихах Пушкина. Заучивание одного из стихотворений наизусть. Работа с иллюстративным материалом. Самостоятельные высказывания школьников, коллективное обсуждение Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков бытовой сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалам. Работа над характеристиками персонажей, внешним видом, поступками. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из сказки. Выражение своего отношения к героям сказки, определение главной мысли Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, А. С. Пушкина (выбор произведения на усмотрение педагога) М. Ю. Лермонтов. Биография командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Высказывание впечатления от прочитанного, выражение своего отношения к героям Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества М. Ю. Лермонтова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях М. Ю. Лермонтова. Самостоятельное составление вопросов к тексту Работа над выразительным чтением стихотворения. Работа над средствами художественной выразительности. Анализ текста по вопросам учителя. Определение главной мысли стихотворения. Соотнесение текста с реальными историческими событиями Беседа с опорой на иллюстративный материал, музыку, произведения искусства. Выразительное чтение стихотворения. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Работа над выразительными средствами языка. Заучивание стихотворения наизусть Работа над выразительным чтением текста. Анализ стихотворений по вопросам учителя. Устное словесное рисование. Раскрытие темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. Определение главной мысли. Заучивание одного из стихотворений наизусть Работа над выразительным чтением текста. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с трудными для понимания словами и выражениями. Выборочное чтение. Устное словесное рисование. Работа над описанием красоты русской женщины. Работа с иллюстративным материалом. Краткая передача содержания. Характеристика главного героя. Составление плана рассказа о герое. Выражение своего отношения к героям. Прогнозирование событий. Выяснение отношения автора к событиям. Определение главной мысли. Высказывание собственной точки зрения, коллективное обсуждение Анализ прочитанных произведений. Обмен впечатлениями. Выражение своего отношения к героям произведений. Работа с иллюстративным материалом. Работа с уголком внеклассного чтения, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг 17 1 18 1 М. Ю. Лермонтов «Смерть пота» (отрывок) 19 1 М. Ю. Лермонтов «Родина» 20 1 М. Ю. Лермонтов «Парус», «Сосна» 21 3 М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» (отрывки) 22 1 23 1 Внеклассное чтение (выбор авторов и тематики произведений для чтения на усмотрение учителя) И. А. Крылов. Продолжение знакомства с биографией и основными Биография этапами творчества И. А. Крылова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях И. А. Крылова. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Повторение особенностей басни как жанра литературы 24 3 И. А. Крылов «Волк на псарне», «Осёл и соловей», «Муха и пчела» 25 1 Н. А. Некрасов. Биография 26 1 Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок) 27 1 Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…» 28 1 Н. А. Некрасов «Мороз, красный нос» (отрывок) 29 1 Н. А. Некрасов «Русские женщины» (отрывок) Работа над выборочным чтением. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом. Анализ произведений по вопросам учителя. Соотнесение басни «Волк на псарне» с реальными историческими событиями. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Словесное рисование. Использование элементов драматизации. Заучивание басни наизусть. Определение морали басен Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества Н. А. Некрасова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Н. А. Некрасова. Самостоятельное составление вопросов к тексту Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над выразительным чтением стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Высказывание впечатлений от прочитанного. Устное словесное рисование Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над выразительным чтением стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Высказывание впечатлений от прочитанного. Устное словесное рисование. Раскрытие темы тяжёлой жизни крестьянства и женской доли в поэзии Н. А. Некрасова. Выяснение позиции автора. Обмен мнениями Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над выразительным чтением стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Высказывание впечатлений от прочитанного. Устное словесное рисование. Раскрытие темы тяжёлой женской доли в поэзии Н. А. Некрасова. Выяснение позиции автора. Обмен мнениями. Характеристика героини по плану. Заучивание отрывка стихотворения наизусть. Соотнесение стихотворения с реальными историческими событиями Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над выразительным чтением стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Высказывание впечатлений от прочитанного. Устное словесное рисование. Раскрытие темы тяжёлой женской доли в поэзии 30 1 И. С. Никитин. Биография. «Русь» 31 1 И. С. Никитин «Утро на берегу озера» 32 1 Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов (выбор авторов и произведений на усмотрение педагога) 33 1 И. С. Тургенев. Биография 34 7 И. С. Тургенев «Муму» 35 1 Л. Н. Толстой. Биография Н. А. Некрасова. Выяснение позиции автора. Обмен мнениями. Соотнесение стихотворения с реальными историческими событиями Знакомство с биографией и основными этапами творчества И. В. Никитина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Работа над выразительным чтением стихотворения. Работа над средствами художественной выразительности. Определение главной мысли. Устное словесное рисование. Выборочное чтение. Заучивание стихотворения наизусть Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Выразительное чтение стихотворения. Выборочное чтение. Работа над средствами художественной выразительности. Определение чувств поэта. Устное словесное рисование. Деление стихотворения на смысловые части и озаглавливание Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Чтение наизусть стихотворений. Словесное рисование. Работа с уголком внеклассного чтения, читательскими дневниками. Работа в парах, группах Знакомство с биографией и основными этапами творчества И. С. Тургенева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Соотнесение событий произведения с реальной исторической эпохой. Работа с иллюстративным материалом. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Словесное рисование. Выразительное чтение текста, чтение по ролям отрывков текста. Характеристика героя по плану. Оценка поступка Герасима. Составление описания собаки. Составление рассказа об отношениях Герасима и Муму. Составление характеристики барыни. Выражение своего отношения к барыне и её поступкам. Деление текста на части и пересказ. Выяснение позиции автора. Высказывание собственного отношения к прочитанному, обмен мнениями, коллективное обсуждение Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества Л. Н. Толстого. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа 36 2 Л. Н. Толстой «После бала» 37 1 А. П. Чехов. Биография 38 1 А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» 39 1 Внеклассное чтение. Рассказы А. П. Чехова (выбор рассказов на усмотрение учителя) 40 1 В. Г. Короленко. Биография 41 9 В. Г. Короленко «Слепой музыкант» 42 1 М. Горький. Биография о знакомых учащимся произведениях Л. Н. Толстого. Самостоятельное составление вопросов по тексту Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Описание внешности и поведения полковника. Описание внешности Вареньки. Краткий пересказ от первого лица. Краткий пересказ от третьего лица. Определение главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества А. П. Чехова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А. П. Чехова. Самостоятельное составление вопросов по тексту Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Характеристика главных действующих лиц. Нахождение смешного и комичного в рассказе. Коллективное обсуждение, высказывание собственной точки зрения Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества В. Г. Короленко. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях В. Г. Короленко. Самостоятельное составление вопросов по тексту Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над характеристикой героев повести. Работа над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. М. Горького. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях М. Горького. Самостоятельное составление вопросов по тексту 43 2 М. Горький «Макар Чудра» (отрывок) 44 1 С. А. Есенин. Биография 45 1 С. А. Есенин «Спит ковыль…» 46 1 С. А. Есенин «Пороша» 47 1 С. А. Есенин «Отговорила роща золотая...» 48 2 А. П. Платонов. Биография. «Разноцветная бабочка» 49 3 А. Н. Толстой. Биография. «Русский характер» Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над характеристикой героев. Составление словесного портрета. Работа над кратким пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения Знакомство с биографией и основными этапами творчества С. А. Есенина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях С. А. Есенина. Самостоятельное составление вопросов по тексту Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Выборочное чтение. Словесное рисование. Работа над средствами художественной выразительности. Раскрытие темы красоты русской природы и любви к родной земле в поэзии С. А. Есенина. Заучивание стихотворения наизусть Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Выборочное чтение. Словесное рисование. Работа над средствами художественной выразительности. Раскрытие темы красоты русской природы и любви к родной земле в поэзии С. А. Есенина. Заучивание стихотворения наизусть Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Выборочное чтение. Раскрытие темы красоты русской природы и любви к родной земле в поэзии С. А. Есенина. Словесное рисование Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. П. Платонова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. Н. Толстого. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Обсуждение известных учащимся произведений А. Н. Толстого. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным 50 2 Н. А. Заболоцкий. Биография. «Некрасивая девочка» 51 2 К. Г. Паустовский. Биография. «Телеграмма» (в сокращении) 52 7 Р. И. Фраерман. Биография. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» 53 3 Л. А. Кассиль. Биография. «Пекины бутсы» материалом. Работа над характеристикой героев. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Раскрытие темы силы человеческого характера в произведении. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н. А. Заболоцкого. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Описание внешнего вида девочки. Рисование устных иллюстраций к стихотворению. Составление рассуждений о красоте души, о внешней красоте человека. Обмен мнениями, коллективное обсуждение Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества К. Г. Паустовского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов. Беседа о знакомых учащимся произведениях К. Г. Паустовского. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Раскрытие темы одиночества в произведении. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения Знакомство с биографией и основными этапами творчества Р. И. Фраермана. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Раскрытие темы дружбы, взаимовыручки, первой любви в произведении. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения Знакомство с биографией и основными этапами творчества Л. А. Кассиля. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов. 54 2 А. Т. Твардовский. Биография. «Василий Тёркин» (отрывки из поэмы) 55 2 В. М. Шукшин. Биография. «Гринька Малюгин» (в сокращении) 56 2 В. П. Астафьев. Биография. «Далёкая и близкая сказка» Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Составление характеристики по плану. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. Т. Твардовского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов. Беседа с опорой на иллюстративный материал. Совершенствование техники чтения. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Раскрытие темы подвига в поэме. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. Заучивание наизусть отрывка из поэмы Знакомство с биографией и основными этапами творчества В. М. Шукшина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Раскрытие темы подвига в произведении. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения Знакомство с биографией и основными этапами творчества В. П. Астафьева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Раскрытие темы грусти, одиночества в произведении. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание 57 2 Р. П. Погодин. Биография. «Алфред» 58 1 А. А. Сурков. Биография. «Родина» 59 1 Внеклассное чтение. Чтение произведений зарубежных писателей (выбор авторов и произведений на усмотрение педагога) своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества Р. П. Погодина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о прочитанных школьниками произведениях Р. П. Погодина. Самостоятельное составление вопросов. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. А. Суркова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов. Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над выразительным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Соотнесение текста с реальными историческими событиями. Выборочное чтение. Работа над описанием природы. Определение основной идеи стихотворения. Коллективное обсуждение Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писателей. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Освоение учебного предмета «Чтение» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Демонстрационные и печатные пособия: магнитная доска; комплект «Портреты писателей, поэтов»; коллекция картин «Времена года»; наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по чтению; демонстрационные карточки: «Мир животных», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Птицы домашние», «Природные явления», «Деревья и кустарники». Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений; видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (биография писателей, экранизация изучаемых произведений); презентации, соответствующие содержанию обучения. Технические средства обучения: персональный ноутбук; мультимедиа проектор в комплекте с креплением; мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по чтению. Учебно-методическое обеспечение по чтению № п\п Название 1 2 Чтение 8 класс Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8го вида Малышева З.Ф. Шишкова М.И. Просвещение Владос Год изда ния 2012 2013 3 Чтение и развитие речи (Коррекционная педагогика) КАРО 2006 4 Формирование текстовой деятельности учащихся 5 -9 классов с интеллектуальным недоразвитием Чтение. 2 класс: коррекционно – развивающие занятия Литературное чтение и обучение грамоте в разновозрастных группах сельской начальной школы Русский язык. Литературное чтение: карточки – задания для интегрированных уроков. 2 – 4 классы Внеклассное чтение в 3 классе. Пособие для учителя Уроки чтения в 3 классе Никитина М.И. Красильникова О.А. Ильина С.Ю. КАРО 2006 Рудченко Л.И. Учитель 2007 Байбородова Л.В., Макеева С.Г. АРКТИ 2007 Полянина Н.Б. Учитель 2009 Светловская Н.Н. Просвещение 1975 Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Кондратьева Д.Ф. и др. Просвещение 1988 5 6 7 8 9 Автор Издательство 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Уроки литературного чтения. 3 класс Уроки по курсу «Литературное чтение». 4 класс Изучение поэтического произведения в начальных классах: поурочные разработки Климанова Л.Ф. Просвещение 2005 Гостимская Е.С., Мишина М.И. Шестипалова К.П. 5 за знания 2006 2008 Литературное чтение. 4 класс: поурочные планы Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс Рудченко Л.И. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» Учитель Дорогинина Н.Н. Учитель 2007 Кутявина С.В. ВАКО 2007 Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Дьячкова Г.Т. ВАКО 2007 Учитель 2007 Гостимская Е.С., Мишина М.И. Первова Г.М. 5 за знания 2007 Аркти 2006 Горецкий В.Г. Просвещение 1990 Литературное чтение. 2 – 4 классы: внеклассные занятия Литературное чтение. 3 класс: поурочные разработки Проверочные работы по чтению в начальных классах Уроки чтения во 2-м классе 2008 Дидактический и наглядный материал на уроках чтения Материал Демонстрационный материал Демонстрационный материал Дидактический материал Демонстрационный материал Демонстрационный материал Демонстрационный материал Тема Портреты русских писателей Репродукции картин и иллюстрации к изучению произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н. Толстого, И.С.Тургенева, Максима Горького, К.Г.Паустовского; к изучению русских народных сказок, былин; к изучению произведений русских поэтов о природе; к изучению басен; Дидактические игры на уроках чтения Репродукции картин русских художников Н.Н.Ге А.К.Саврасов В.И.Суриков Репродукции картин русских художников В.Г.Перов А.Г. Венецианов Репродукции картин к изучению творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова Демонстрационный материал Сказки народные и литературные Демонстрационный материал Страницы старины седой Демонстрационный материал Книги, книги, книги Демонстрационный материал Писатели 20-го века детям Демонстрационный материал Русские писатели 19-го века Демонстрационный материал Книги о путешествиях и приключениях Демонстрационный материал Крупицы народной мудрости Демонстрационный материал А.С.Пушкин Демонстрационный материал Родные поэты Демонстрационный материал Басни и баснописцы Демонстрационный материал На острове Буяне. Фольклор. Демонстрационный материал Какие бывают загадки Демонстрационный материал Пословицы Демонстрационный материал Стихи русских поэтов о природе Демонстрационный материал Стихи о Родине Демонстрационный материал Читаем о братьях наших меньших Демонстрационный материал Читаем о детях и для детей Демонстрационный материал Зарубежные сказочники Демонстрационный материал Книги о животных Демонстрационный материал Писатели детям Демонстрационный материал По страницам любимых книг Демонстрационный материал Сказки писателей России Демонстрационный материал Сказки зарубежных писателей Демонстрационный материал Л.Н.Толстой Демонстрационный материал М.Ю.Лермонтов Демонстрационный материал И.С.Тургенев Демонстрационный материал Словари, справочники, энциклопедии Список литературы Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.; 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017; 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" Учебно-методическая литература: 1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011. 2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018. 3. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Просвещение, 2004. 4. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. М.: Просвещение, 2002. Литература для учащихся 1. Чтение. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы/ авт.- сост. З.Ф. Малышева 14 издание, перераб. – М. : Просвещение, 2022. – 287 с. : ил. – ISBN 978-5-09—068214 – 5. Приложения Календарно-тематическое планирование(136 часов) № Наименование темы урока п/п 1 Статья «Сказки». 2 Сказка «Волшебное кольцо» Кол-во часов 1 3 3 4 5 Пословицы и поговорки Баллады. Статья «Баллады». Баллада В. А. Жуковского «Перчатка» 1 1 1 6 И. З. Суриков «Нашла коса на камень» Былины. Чтение статьи «Былины». Былина «Садко» Внеклассное чтение. Чтение произведений устного народного творчества разных жанров (выбор произведений на усмотрение учителя) А. С. Пушкин. Биография М. Я. Басина «Публичное испытание» И. И. Пущин «Записки о Пушкине» А. С. Пушкин «Памятник» (отрывок), «Во глубине сибирских руд…» А. С. Пушкин «Зимнее утро» А. С. Пушкин «И. И.Пущину» А. С. Пушкин «Няне» А. С. Пушкин «Сожжённое письмо», «Я вас любил…» А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» Обобщение по творчеству А.С.Пушкина Внеклассное чтение. Произведения А. С. Пушкина (выбор произведения на усмотрение педагога) М. Ю. Лермонтов. Биография М. Ю. Лермонтов «Смерть пота» (отрывок) М. Ю. Лермонтов «Родина» М. Ю. Лермонтов «Парус», «Сосна» 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 3 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 25 М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. (Отрывки). 26 Обобщение по творчеству М.Ю. Лермонтова 27 Внеклассное чтение произведений (Выбор авторов 3 1 и тематики 1 28 И.А. Крылов. Биография. 1 29 И.А.Крылов «Волк на псарне», «Осёл и Соловей», «Муха и Пчела» 4 30 Н. А. Некрасов. Биография 1 31 Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок) 1 32 Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…» 1 Н.А. Некрасов «Мороз, красный нос» (отрывок) Н.А. Некрасов «Русские женщины» ( отрывок) Обобщение по творчеству Н.А.Некрасова И.С. Никитин. Биография. «Русь» И.С. Никитин «Утро на берегу озера» Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов (выбор авторов и произведений на усмотрение педагога) И.С. Тургенев. Биография И.С. Тургенев «Муму». Первая часть. И.С. Тургенев «Муму» .Вторая часть. 2 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 И.С. Тургенев «Муму». Третья часть. И.С. Тургенев «Муму». Четвёртая часть. И.С. Тургенев «Муму». Пятая часть. И.С. Тургенев «Муму». Шестая часть И.С. Тургенев «Муму». Седьмая часть. И.С. Тургенев «Муму». Восьмая часть 48 49 50 51 52 53 Обобщение по творчеству И.С. Тургенева Л.Н. Толстой. Биография Л.Н. Толстой «После бала» А.П. Чехов. Биография А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Внеклассное чтение. Рассказы А.П. Чехова (выбор на усмотрение учителя) В.Г. Короленко. Биография В.Г. Короленко «Слепой музыкант» 54 55 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 2 1 1 12 56 М. Горький. Биография 1 57 58 59 60 61 62 63 М. Горький «Макар Чудра» (отрывок) С.А. Есенин.Биография С.А. Есенин «Спит ковыль…» С.А. Есенин «Пороша» С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…» Обобщение по творчеству С.А. Есенина А.П. Платонов Биография. «Разноцветная бабочка» А.Н. Толстой Биография. «Русский характер» Н.А. Заболоцкий. Биография. «Некрасивая девочка» К.Г. Паустовский. Биография «Телеграмма» (в сокращении) Р.И. Фраерман. Биография. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Л.А. Кассиль. Биография. «Пекины бутсы» А.Т. Твардовский. Биография. «Василий Тёркин» (отрывки из поэмы) В.М. Шукшин. Биография. «Гринька Малюгин» (в сокращении) В.А. Астафьев.Биография. «Далёкая и близкая звезда» Р.П. Погодин. Биография. «Алфред» А.А. Сурков. Биография. «Родина» Внеклассное чтение. Чтение произведений зарубежных писателей 3 1 1 1 1 1 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 3 1 3 2 3 8 4 5 3 3 1 5 1 1 Основной инструментарий для оценивания результатов Критерии оценки знаний по чтению При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на част и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении главной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста. Чтение наизусть Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения 2. Соблюдение пауз 3. Правильный выбор темпа 4. Соблюдение нужной интонации 5. Безошибочное чтение Оценка "5" - выполнены правильно все требования Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова 2. Подбирать правильную интонацию 3. Читать безошибочно 4. Читать выразительно Оценка "5" - выполнены все требования Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям Пересказ Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Мониторинговая карта фиксации результатов коммуникативных учебных действий по учебному предмету «Чтение» в 8 классе за 2023 -2024 учебный год № Коммуникативные учебные действия с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м Вступает в контакт и работает в коллективе 2 Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем 3 Обращается за помощью и принимает помощь 4 Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности 5 Сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях 6 Сопереживает, доброжелательно относится, конструктивно взаимодействует с людьми 7 Договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Баллы уровень Результаты оцениваются по следующим критериям: 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 1 3 балла - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Уровни сформированности БУД: Высокий (В) – 15 – 21 балла, Средний (С) – 8 – 14 баллов, Низкий (Н) – 1 – 7 баллов, Нулевой (О) – 0 баллов Мониторинговая карта фиксации результатов регулятивных учебных действий по учебному предмету «Чтение» в 8 классе за 2023 -2024 учебный год № Регулятивные учебные действия с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м Входит и выходит из учебного помещения со звонком; 2 Ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения); 3 Пользуется учебной мебелью; 4 Адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); 5 Работает с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; 6 Принимает цели и произвольно включается в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе 7 Активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников Баллы уровень Результаты оцениваются по следующим критериям: 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Уровни сформированности БУД: Высокий (В) – 15 – 21 балла, Средний (С) – 8 – 14 баллов, Низкий (Н) – 1 – 7 баллов, Нулевой (О) – 0 баллов Мониторинговая карта фиксации результатов познавательных учебных действий по учебному предмету «Чтение» в 8 классе за 20232 -2024 учебный год № 1 2 3 4 5 6 Познавательные учебные действия Умеет осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами; Соблюдает при чтении паузы между предложениями; Соблюдает при чтении интонационное оформление предложений(тон, громкость чтения, логические ударения); Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного текста Умеет осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям) Заучивает стихотворение наизусть; Баллы уровень с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м Результаты оцениваются по следующим критериям: 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Уровни сформированности БУД:Высокий (В) – 15 – 21 балла, Средний (С) – 8 – 14 баллов, Низкий (Н) – 1 – 7 баллов, Нулевой (О) – 0 Мониторинговая карта фиксации результатов личностных учебных действий по учебному предмету «Чтение» в 8 классе за 2023 -2024 учебный год № 1 2 3 4 5 6 7 Личностные учебные действия Активно включается в общеполезную социальную деятельность. Сформированы представления о символах государства — Флаге, Гербе России, уважительное отношение к русскому языку как государственному,начальные представления о народах России. Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей. Сформированы элементарные представления об основных профессиях. Адекватно эмоционально откликается на произведения литературы, музыки, живописи и др. Проявление интереса к культурно-историческим с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м с д м ценностям России, города, области. Баллы уровень Результаты оцениваются по следующим критериям: 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Уровни сформированности БУД: Высокий (В) – 15 – 21 балла, Средний (С) – 8 – 14 баллов, Низкий (Н) – 1 – 7 баллов, Нулевой (О) – 0 баллов Контрольно-измерительные материалы по чтению и развитию речи в 8-м классе Мушка В. В. Чаплина Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам. Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда ей спрятаться. Во дворе, да и в квартире все смеялись над Людой.(95) - Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди. Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.(150) Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут выскочила Мушка. Словно маленький чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому что она хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила.(224) Вопросы: 1. Почему над Людой все смеялись? 2. Откуда выскочила большая собака? 3. Как Мушка спасла Люду? 4. Перескажи текст. Беляк по С. Воронину Прошлую ночь Беляк провел на заснеженной лесной поляне. Светила луна, снег искрился. Беляк разгребал снежок, искал под ним траву. И вдруг рядом увидел молоденького Русака. Тут они начали носиться друг за другом. Набегавшись вдоволь, они принялись щипать траву. А потом опять играли. На рассвете разошлись по своим местам — Русак в поле, а Беляк — в перелесок.(55) И только улеглись, как пошел дождь. Он лил и лил, согнал весь снег, и опять показалась черная земля... Беляк плотнее припал к кучке опавших листьев. Но только он поднял свои длинные уши, как услышал неподалеку треск. И в это же время увидел своего приятеля Русака. За ним гналась лиса. Она уже догоняла его. Тут надо бы Беляку выскочить, отвлечь ее внимание на себя. Тогда лиса погналась за ними обоими и, наверное, ни одного не поймала бы. Но Беляк не побежал, только плотнее прижал уши. Он даже готов был влезть в землю, лишь бы лиса его не заметила.(152) Прошло немало времени, пока Беляк осмелился приподняться. Все было тихо. Дождь перестал. Успокоился ветер. Пошел снег, и к ночи земля снова побелела. Беляк выскочил из-под елки и побежал к лесной поляне, где вчера так весело играл с Русаком. Беляк оглядывался по сторонам, не покажется ли где приятель? Но Русака не было видно. До самого рассвета он его ждал, но так и не дождался. Не пришел Русак на поляну и на другую ночь. Не было его и на третью. Больше его Беляк никогда не видел.(235) Вопросы: 1. Кого встретил Беляк на лесной поляне? 2. Как изменилась погода? 3. Как вел себя Беляк, когда его приятель оказался в опасности? 4. Перескажи текст Лев и собачка Лев Толстой В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.(72) Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.(153) Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.(193) Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней. Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.(309) Вопросы: 1. Как собачка попала в клетку со львом? 2. Почему лев не съел собачку и не подпускал к ней никого? 3. Отчего умер лев? 4. Пересказ текста. А. Плешаков ЧТО ТАКОЕ ЗООПАРК? Слово зоопарк сокращённое. Полностью будет так: зоологический парк. То есть парк, где содержатся животные (вспомни-ка: зоология — наука о животных). Каждый год в зоопарках бывают миллионы людей, среди которых особенно много ребят. Для того и нужны зоопарки, чтобы знакомить с животными всех желающих. Но не только для этого. Здесь проводят свои исследования учёные-зоологи. В Московском зоопарке, например, учёные тщательно изучили особенности питания шестисот различных видов животных. Этими научными данными пользуются работники других зоопарков, когда составляют меню для своих питомцев. А ещё зоопарки — это убежища для редких, исчезающих животных. Когда в тайге почти не осталось соболей (из-за неумеренной, жестокой охоты!), в Московском зоопарке удалось получить приплод от них. И это помогло спасти соболя от полного исчезновения. Сейчас в зоопарках нашей страны больше 100 видов редких животных: тигров, беркутов, фламинго и многих других. Что же такое зоопарк? Это живой музей для всех любителей природы. Это живая лаборатория для учёных. Это убежище для редких животных. 1. 2. Что же такое зоопарк для животных? Перескажи текст. Как подготовиться к пересказу самостоятельно? Виды и формы промежуточного контроля Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика 5 класса. Контроль осуществляется после изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут. Контрольно-измерительные материалы: устный опрос; тестирование; анализ текста; выразительное чтение художественного текста наизусть; На уроках чтения осуществляется контроль за навыками чтения: - ежедневный (на каждом уроке в процессе индивидуальной и фронтальной работы); - текущий (в конце изучения каждого раздела на уроках по темам «Обобщение к разделу»; - итоговый (в конце каждой четверти, года в виде контрольного чтения). Текущая проверка и оценка знаний проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. Каждая такая оценка должна быть мотивированной. В начале учебного года и в конце каждой четверти проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 8 класс – 80-90 слов.