АРП Чтение 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на
заседании
методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка
Эгвекинот» от «28» августа
2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по чтению
основное общее образование, 7 класс

составитель: Дайнзанова М. В.,
учитель русского языка и чтения

ГО Эгвекинот
2023 год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)» для 7 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых
документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению
и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных
организациях в 2021 году».
6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на
2023-2024 учебный год.
7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
При разработке рабочей программы были использованы методические материалы:
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир
истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.:
Просвещение, 2018.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:
Чтение. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные общеобразовательные программы/ авт.- сост. А.К. Аксёнова, 11 издание,
перераб. – М.: Просвещение, 2020.
Чтение является учебным предметом образовательной области «Язык и речевая
практика» в АООП. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого
обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на
формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций
поведения, соответствует требованиям ФГОС к образованию обучающихся данной
категории.
2. Цель и задачи учебного предмета
Цель - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков
мыслительной деятельности.
Рабочая программа по чтению в 7 классе нацелена на решение следующих задач:

- совершенствование техники чтения (правильность, осознанность, выразительность,
беглость) в соответствии с нормами литературного произношения;
-формирование умения самостоятельно работать с текстом произведения;
- развитие навыков интонационно правильного оформления предложений (тон, громкость
чтения, логические ударения);
- коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- воспитание интереса к урокам чтения и к чтению как процессу;
- формирование положительных нравственных качеств личности;
- развитие навыка самоконтроля и самооценки.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая
практика» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения с 5
по 9 класс.
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком данная
программа для обучающихся 7 класса рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:
- формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного
из учебных предметов, необходимых для самопознания и развития;
-совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в
процессе чтения;
-развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с
литературным произведением;
-развивать морально – этические представления, эмоционально – нравственную
отзывчивость;
-развивать умения оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
Развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;
-развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении
художественных произведений;
Предметные результаты
-совершенствовать умение читать правильно, осознанно, выразительно, бегло;
-читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты;
- совершенствовать умение пересказывать текст различными способами (полный
пересказ, выборочный, краткий);
-развивать умения выделять тему и идею художественного произведения;
-развивать навыки характеристики и анализа текстов различных жанров;
-развивать умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение;
- составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге;
-формировать понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
-развивать умения характеризовать героев произведения, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;

-определять в произведении изобразительно – выразительные средства языка, понимать
их роли в раскрытии идейно – художественного содержания текста;
-формулировать собственное отношение к произведениям литературы, героям
произведений, уметь давать им оценку;
-понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;
-совершенствовать умение пользоваться библиотекой, выбирать нужную книгу;
-совершенствовать мотивацию к систематическому досуговому чтению.
На уроках чтения осуществляется контроль за навыками чтения:
 ежедневный (на каждом уроке в процессе индивидуальной и фронтальной работы);
 текущий (в конце изучения каждого раздела на уроках по темам «Обобщение к
разделу»;
 итоговый (в конце каждой четверти, года в виде контрольного чтения).
Уроки контрольного чтения позволяют проверить и закрепить технику и навыки
чтения обучающихся. Такие уроки чтения проводятся на основе упражнений в чтении и
анализе доступных текстов, понимании прочитанного путём ответов на вопросы по
содержанию, а так же пересказ прочитанных текстов.

5. Содержание учебного предмета «Чтение» в 7 классе
Устное народное творчество как отражение жизни человеческого общества
Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве красоты —
внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное
повторение событий, концовка. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и
поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений
устного народного творчества.
Русская литература XIX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов.)
Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова,
Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.
Русская литература XX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов, их общественной
значимости для времени.)
Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина,
Н. А. Островского, А. А. Платонова, К. Г. Паустовского, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова,
А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Н. А. Рыленкова, Р. М. Рождественского,
Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. Г. Алексина.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в соответствии с нормами
литературного произношения.
Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию и структуре, в
остальных случаях — после анализа.
Умение
самостоятельно
подготовиться
к
выразительному
чтению
проанализированного в классе произведения или отрывка из него.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа с текстом
Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выделять
главную мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев,
определять их мотивы. Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с
позиции его нравственной ценности.
Составление характеристики героя (с помощью учителя).

Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление
воображаемых диалогов главных действующих лиц.
Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста.
Различение частей текста описательного и повествовательного характера.
Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.
Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с незнакомыми
словами, развитие умения правильно объяснять их. Выделение образных средств языка,
их использование в пересказе.
Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с
помощью авторских слов характера героя, событий, отношения к ним автора.
Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение произведений для
юношества. Чтение отдельных статей из газет и журналов. Обсуждение прочитанных
книг. Составление отзывов. Ведение коллективных дневников внеклассного чтения (с
помощью учителя).
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень (минимальный)
читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;
читать про себя проанализированные ранее тексты;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся
по изображённым событиям;
высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);
участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по
прочитанному тексту.
2-й уровень (достаточный)
читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях
— целым словом);
читать про себя с предварительным заданием лёгкие по содержанию тексты;
выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в
простейших случаях — самостоятельно;
характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их
поступкам;
выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с помощью учителя);
выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её
обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.
6. Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 7 классе (136 ч.)
№
п/п
1

Кол-во
часов
2

Тема
Жанры устного
народного творчества

Виды работ
Выявление знаний школьников по данной теме. Работа над пониманием фольклорного текста, изучение
жанров народного творчества, понимание происхождения устного народного творчества. Работа над выразительным чтением. Заучивание наизусть. Работа

2

3

Русская народная
сказка
«Сивка - бурка»

3

1

Русская народная
сказка
«Журавль и Цапля»

4

1

Русская народная
сказка
«Умный мужик»

5

2

Былина
«Три поездки
Ильи Муромца»

6

1

Народные песни

7

1

Пословицы и загадки

8

1

Внеклассное чтение.
«Русские народные сказки»

над устными высказываниями учащихся, работа в
парах
Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ
сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением
морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики
сказки, сказочных формул. Работа над сложными для
понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Рассказывание сказки с использованием сказочных слов и выражений
Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ
сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением
морали сказки, признаков сказки, сказочных формул.
Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Сопоставление пословиц и поговорок с
текстом сказки. Работа над образами персонажей
сказки. Работа с иллюстративным материалам. Рассказывание сказки с использованием сказочных слов
и выражений
Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ
сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением
морали сказки, признаков бытовой сказки, сказочных
формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Сопоставление пословиц и поговорок с текстом сказки. Работа над описанием героев сказки, их характерами и поступками. Работа с
иллюстративным материалом. Рассказывание сказки с
использованием сказочных слов и выражений
Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ
былины по вопросам учителя. Работа над выяснением
идеи былины, признаков былины. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Сопоставление пословиц и поговорок с текстом сказки.
Работа над составлением характеристики главного
героя. Работа с иллюстративным материалом
Работа над выразительным чтением. Анализ народных
песен с опорой на вопросы учителя, музыку,
произведения искусства. Работа над особенностями
текста фольклорной песни
Работа над особенностями народных произведений
малых форм. Работа над смысловым значением пословиц. Подбор пословиц по разной тематике. Отгадывание загадок. Самостоятельное составление загадок. Проведение конкурсов и викторин. Работа в парах
и группах
Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок.
Работа с иллюстративным материалом к сказкам, в
том числе выполненным самими учащимися. Работа с
выставкой книг, дневником внеклассного чтения,

уголком внеклассного чтения. Работа над пониманием
особенностей жанра сказки, видами сказок (волшебные, бытовые, о животных). Проведение конкурса,
викторины, соревнования по знаниям сказок. Работа в
парах, группах
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества А. С. Пушкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях А. С. Пушкина
Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по
ролям. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над
выяснением морали сказки, признаков волшебной
сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над
сложными для понимания словами и выражениями.
Работа с иллюстративным материалам. Работа над
характеристиками персонажей, внешним видом,
поступками.
Коллективное
обсуждение,
высказывание собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из сказки
Работа над выразительным чтением. Выборочное
чтение. Анализ стихотворения по вопросам учителя с
опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. Составление образа няни. Работа с
трудными для понимания словами и выражениями.
Разучивание стихотворения наизусть
Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на
исторические факты, произведения искусства,
музыку. Выборочное чтение. Работа с трудными для
понимания словами и выражениями
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Использование элементов драматизации.
Работа с иллюстративным материалом, рисунками
учащихся. Организация работы в парах, командах.
Работа с выставкой книг, дневником внеклассного
чтения, уголком внеклассного чтения

9

1

А. С. Пушкин.
Биография

10

9

А. С. Пушкин
«Сказка о царе
Салтане...»

11

1

А. С. Пушкин
«Зимний вечер»

12

1

13

1

14

1

15

4

А. С. Пушкин
«У лукоморья»
(отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила»)
Внеклассное чтение.
Чтение произведений
А. С. Пушкина
(выбор произведений на усмотрение педагога)
М. Ю. Лермонтов. Знакомство с биографией и основными этапами
Биография
творчества М. Ю. Лермонтова. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту
М. Ю. Лермонтов Работа над выразительным чтением. Выборочное
«Бородино»
чтение. Анализ стихотворения по вопросам учителя с
опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. Составление образа солдата. Работа
с трудными для понимания словами и выражениями.
Определение главной мысли (идеи) стихотворения.
Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения

16

1

И. А. Крылов.
Биография

17

4

И. А. Крылов,
басни. «Кукушка
и Петух», «Волк и
Журавль», «Слон
и Моська»

18

1

Внеклассное чтение
«О чём рассказывают басни»

19

1

Н. А. Некрасов.
Биография

20

1

Н. А. Некрасов
«Несжатая полоса»

21

3

Н. А. Некрасов
«Генерал Топтыгин»

22

1

Л. Н. Толстой.
Биография

23

11

Л. Н. Толстой
«Кавказский
пленник»

Знакомство с биографией и основными этапами
творчества И. А. Крылова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях И. А. Крылова
Повторение особенностей басни как жанра литературы. Работа над выборочным чтением. Работа над
выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа с
иллюстративным материалом. Анализ произведений
по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика
персонажей. Соотношение поступков и черт характера
героев басен с поступками и чертами характера
людей. Нахождение общего и различий между сказкой
и басней. Использование элементов драматизации.
Определение морали басен. Заучивание басни наизусть
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Использование элементов драматизации.
Работа с иллюстративным материалом, рисунками
учащихся. Организация работы в парах, командах.
Работа с выставкой книг, дневником внеклассного
чтения, уголком внеклассного чтения
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества Н. А. Некрасова. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Н. А. Некрасова
Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ стихотворения по вопросам
учителя. Работа над средствами выразительности в
стихотворении. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование. Работа над трудными для
понимания и незнакомыми словами и выражениями
Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ стихотворения по вопросам
учителя. Работа над средствами выразительности в
стихотворении. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Характеристика
персонажей
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества Л. Н. Толстого. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях Л. Н. Толстого
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям.
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Выделение
главной мысли произведения. Характеристика главных действующих лиц. Коллективное обсуждение,

Внеклассное чтение. Чтение произведений о силе
человеческого
характера, о смелых и красивых
поступках людей
(выбор авторов и
произведений на
усмотрение педагога)
А. П. Чехов.
Биография

24

1

25

1

26

2

А. П. Чехов
«Хамелеон»

27

1

Внеклассное чтение. Чтение юмористических рассказов (выбор авторов и произведений на усмотрение педагога)

28

1

В. Г. Короленко.
Биография

29

9

В. Г. Короленко
«Дети подземелья»

30

1

Внеклассное чтение. Чтение произведений русских писатели

высказывание собственной точки зрения. Деление
текста на части, озаглавливание частей. Работа над
пересказом содержания прочитанного
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного
мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах,
командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения

Знакомство с биографией и основными этапами
творчества А. П. Чехова. Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях А. П. Чехова
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям.
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Выделение
главной мысли произведения. Характеристика главных действующих лиц. Нахождение смешного и комичного в рассказе. Коллективное обсуждение, высказывание собственной точки зрения
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного
мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах,
командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества В. Г. Короленко. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям.
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над характеристикой героев повести. Сравнение взаимоотношений Валика и Васи с сёстрами. Работа над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном
Анализ прочитанных произведений. Выборочное
чтение, рассказывание отрывков из произведений.
Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного

31

1

32

7

33

5

34

2

35

2

36

1

37

5

XIX века (выбор
авторов и произведений на усмотрение учителя)
А. М. Горький.
Биография

мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения

Знакомство с биографией и основными этапами
творчества А. М. Горького. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту
А. М. Горький
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям.
«Детство»
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Чтение по ролям.
Работа над характеристикой героев повести. Работа
над пересказом содержания прочитанного. Работа над
основной мыслью повести. Высказывание своего
мнения о прочитанном
А. М. Горький
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям.
«В людях»
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над характеристикой героев повести. Озаглавливание частей
текста, работа над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном
М. В. Исаковский Знакомство с биографией и основными этапами
«Детство»
творчества М. В. Исаковского. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над
выразительным чтением. Сравнительный анализ произведений
М.
Горького
и
стихотворения
М. Исаковского. Уметь выразительно читать по ролям
стихотворение
М. В. Исаковский Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся,
«Ветер», «Весна» произведения искусства, музыку, знания и опыт
школьников. Анализ стихотворений по вопросам
учителя. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами
языка. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть
К. Г. Паустовский Знакомство с биографией и основными этапами
Биография
творчества К. Г. Паустовского. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях К. Г. Паустовского
К. Г. Паустовский Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям.
«Последний чёрт» Работа над выборочным чтением. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над просторечными словами и выражениями. Работа над трудными для понимания и
незнакомыми словами и выражениями. Работа над
рассказом-описанием. Работа над характеристикой
героев. Высказывание своего мнения о прочитанном

38

1

М. М. Зощенко.
Биография

39

4

М. М. Зощенко
«Великие путешественники»

40

1

К. М. Симонов.
Биография

41

2

К. М. Симонов
«Сын артиллериста» (отрывки)

42

3

В. П. Катаев.
Биография.
«Флаг»

43

1

Н. И. Рыленков.
Биография
«Деревья»

44

2

Н. И. Рыленков
«Весна без вещуньи-кукушки …»,
«Всё в тающей
дымке…»

Знакомство с биографией и основными этапами
творчества М. М. Зощенко. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях М. М. Зощенко
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям.
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Нахождение смешного и комичного в рассказе. Высказывание своего мнения о прочитанном
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества К. М. Симонова. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту
Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации,
знания школьников. Совершенствование техники
чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение.
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Определение главной мысли произведения. Соотнесение пословиц с содержанием текста. Высказывание своего
мнения о прочитанном. Разучивание наизусть отрывка
стихотворения
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества В. П. Катаева. Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя по тексту. Беседа о подвигах
солдат с опорой на иллюстрации, знания школьников.
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям.
Выразительное чтение. Работа над выборочным
чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с
иллюстративным
материалом.
Работа
над
характеристикой героев. Определение главной мысли
произведения. Составление рассказа по прочитанному. Сравнение стихотворения К. Симонова «Сын
артиллериста» и рассказа В. Катаева «Флаг». Высказывание своего мнения о прочитанном.
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества Н. И. Рыленкова. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Выразительное
чтение. Работа над выборочным чтением. Анализ
текста по вопросам учителя. Работа над характеристикой героя. Определение главной мысли стихотворения. Сравнение стихотворения М. Исаковского
«Детство» и стихотворения Н. Рыленкова «Деревья».
Коллективное
обсуждение,
высказывание
собственного мнения
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся,
произведения искусства, музыку, знания и опыт
школьников. Выразительное чтение стихотворений.
Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесе-

45

1

Внеклассное чтение. Поэты о русской природе

46

5

Ю. И. Коваль.
Биография. «Капитан Клюквин»

47

5

Ю. И. Коваль
«Картофельная
собака»

48

5

Ю. Я. Яковлев.
Биография. «Багульник»

49

1

Внеклассное чтение. Чтение произведений о взаимоотношениях
человека с животными. «Мы в ответе за тех, кого
приручили» (выбор авторов и
произведений на
усмотрение учителя)

ние их с прочитанными текстами. Словесное рисование. Работа над выразительными средствами языка.
Разучивание стихотворения наизусть
Беседа о прочитанных произведениях с опорой на
иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа
над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц,
соотнесение их с прочитанными текстами. Словесное
рисование. Работа с уголком внеклассного чтения,
читательскими дневниками
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества Ю. И. Коваля. Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя по тексту. Совершенствование
техники чтения. Анализ рассказа по вопросам
учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики клеста по данному плану. Характеристика
рассказчика истории по опорным словам. Работа с
иллюстративным материалом. Озаглавливание частей
рассказа, пересказ по плану. Выделение главной
мысли рассказа. Коллективное обсуждение
Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа
по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по
ролям. Выделение комического в рассказе. Составление характеристики собаки Тузика Характеристика
рассказчика истории по опорным словам. Работа с
иллюстративным материалом. Описание собаки по
плану. Составление рассказа от первого лица
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества Ю. Я. Яковлева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о породах
собак с опорой на иллюстрации и знания учащихся.
Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа
по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Составление рассказа от
первого лица. Составление рассказа по данному
плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение
Анализ прочитанных произведений. Выборочное
чтение, рассказывание отрывков из произведений.
Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного
мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения

50

4

51

4

52

1

53

1

54

2

Р. П. Погодин.
Биография.
«Время говорит пора»

Знакомство с биографией и основными этапами
творчества Р. П. Погодина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам
учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики героев рассказа. Работа с иллюстративным
материалом. Выделение главной мысли рассказа.
Коллективное обсуждение
А. Г. Алексин.
Знакомство с биографией и основными этапами
Биография.
творчества А. Г. Алексина. Выборочное чтение. От«Двадцать девяветы на вопросы учителя по тексту. Совершенствотое февраля»
вание техники чтения. Анализ рассказа по вопросам
учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Сопоставление пословицы с текстом произведения.
Работа над описанием внешнего вида Лили Тарасовой.
Характеристика героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части по
данному плану, пересказ по плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение
К. Я. Ваншенкин. Знакомство с биографией и основными этапами
Биография.
творчества К. Я. Ваншенкина. Выборочное чтение.
«Мальчишка»
Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над
выразительным чтением. Анализ стихотворения по
вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление
характеристики героев стихотворения. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли
стихотворения. Коллективное обсуждение
К. Я. Ваншенкин
Работа над выразительным чтением. Выборочное
«Снежки»
чтение. Анализ стихотворения по вопросам учителя.
Выборочное чтение. Выделение главной мысли стихотворения. Коллективное обсуждение
Внеклассное чте- Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писатение. Чтение пролей. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из
изведений зарупроизведений. Работа в парах и группах. Работа с
бежных писателей иллюстративным материалом, дневниками внекласс(выбор авторов и
ного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного
произведений на
чтения
усмотрение педагога)

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Материально-техническое обеспечение
Освоение учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» предполагает использование
демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания
материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Демонстрационные и печатные пособия:
 магнитная доска;

 наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой
в стандарте образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по
чтению;
 демонстрационные карточки: портреты писателей и поэтов.
Технические средства обучения:
 мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
 мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
по чтению.
Учебно-методическое обеспечение по чтению
№
п\п

Название

1
2

Чтение 7 класс
Развитие речи на уроках
литературного чтения в старших
классах специальных
(коррекционных)
образовательных учреждениях8го вида

Аксенова А.К.
Шишкова М.И.

Просвещение
Владос

Год
изда
ния
2020
2013

3

Чтение и развитие речи
(Коррекционная педагогика)
Формирование текстовой
деятельности учащихся 5 -9
классов с интеллектуальным
недоразвитием
Чтение. 2 класс: коррекционно –
развивающие занятия
Литературное чтение и обучение
грамоте в разновозрастных
группах сельской начальной
школы
Русский язык. Литературное
чтение: карточки – задания для
интегрированных уроков. 2 – 4
классы
Внеклассное чтение в 3 классе.
Пособие для учителя
Уроки чтения в 3 классе

Никитина М.И.
Красильникова О.А.
Ильина С.Ю.

КАРО

2006

КАРО

2006

Рудченко Л.И.

Учитель

2007

Байбородова Л.В.,
Макеева С.Г.

АРКТИ

2007

Полянина Н.Б.

Учитель

2009

Светловская Н.Н.

Просвещение

1975

Горецкий В.Г.,
Климанова Л.Ф.,
Кондратьева Д.Ф. и
др.
Климанова Л.Ф.

Просвещение

1988

Просвещение

2005

4

5
6

7

8
9

10

Уроки литературного чтения. 3
класс

Автор

Издательство

11
12

13
14
15
16

17
18
19
20

Уроки по курсу «Литературное
чтение». 4 класс
Изучение поэтического
произведения в начальных
классах: поурочные разработки

Гостимская Е.С.,
Мишина М.И.
Шестипалова К.П.

Литературное чтение. 4 класс:
поурочные планы
Литературное чтение. 3 класс:
поурочные планы
Поурочные разработки по
литературному чтению: 3 класс
Поурочные разработки по
литературному чтению: 2 класс
Литературное чтение. 2 – 4
классы: внеклассные занятия
Литературное чтение. 3 класс:
поурочные разработки
Проверочные работы по чтению
в начальных классах
Уроки чтения во 2-м классе

5 за знания

2006
2008

Рудченко Л.И.

ООО
«Гуманитарный
издательский
центр ВЛАДОС»
Учитель

Дорогинина Н.Н.

Учитель

2007

Кутявина С.В.

ВАКО

2007

Кутявина С.В.,
Гостимская Е.С.,
Байкова М.И.
Дьячкова Г.Т.

ВАКО

2007

Учитель

2007

Гостимская Е.С.,
Мишина М.И.
Первова Г.М.

5 за знания

2007

Аркти

2006

Горецкий В.Г.

Просвещение

1990

Литература:
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:
Просвещение, 2004.
2. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы : учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / М. И. Шишкова. — М. : Просвещение, 2020. — 200 с.
3. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение.
Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М.
Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018.
4. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания. М.: Просвещение, 2002.
8. Приложения к программе
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
1
2
3

Тема урока
Устное народное творчество
Устное народное творчество
Устное народное творчество
Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Кол-во
часов
14
1
1
1

Дата
проведения

2008

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

18

19

20

21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Русская народная сказка «Журавль и Цапля»
Русская народная сказка «Умный мужик»
Былина « Три поездки Ильи Муромца»
Былина «Три поездки Ильи Муромца»
Народные песни
Пословицы. Загадки.
Вн. чт. Русские народные сказки
Вн.чт. Чукотские сказки
Обобщение по разделу «Устное народное творчество»
Александр Сергеевич Пушкин
Жизнь и творчество А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»
Чудесное в сказке «Сказка о царе Салтане…»
Главные герои произведения «Сказка о царе
Салтане…»
Характеристика героев «Сказки о царе Салтане…»
Стихотворение «Зимний вечер»
«У Лукоморья …» (Отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила»)
Вн.чт. Сказки А.С.Пушкина
Михаил Юрьевич Лермонтов
Биография М.Ю.Лермонтова
Стихотворение «Бородино»
Стихотворение «Бородино»
Стихотворение «Бородино»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Главная мысль стихотворения «Бородино»
Иван Андреевич Крылов
Основные сведения из жизни И.А.Крылова
Басня «Кукушка и Петух»
Басня «Волк и Журавль»
Басня «Слон и Моська»
Вн.чт. Басни И.А.Крылова
Николай Алексеевич Некрасов
Биография Н.А.Некрасова
Стихотворение «Несжатая полоса»
Стихотворение «Генерал Топтыгин»
Стихотворение «Генерал Топтыгин»
Стихотворение «Генерал Топтыгин». Чтение по ролям
Лев Николаевич Толстой
Основные сведения из жизни Л.Н. Толстого
Повесть «Кавказский пленник»
Чтение и изучение повести «Кавказский пленник»
Чтение и изучение повести «Кавказский пленник»
Чтение и изучение повести «Кавказский пленник»
Чтение и изучение повести «Кавказский пленник»
Чтение и изучение повести «Кавказский пленник»
Чтение и изучение повести «Кавказский пленник»
Чтение и изучение повести «Кавказский пленник»
Чтение и изучение повести «Кавказский пленник»
Характеристика героев повести «Кавказский
пленник»
Р\р Обсуждение прочитанного (повесть «Кавказский
пленник»)
Вн.чт. (выбор авторов и произведений на усмотрение
педагога)
Антон Павлович Чехов
Основные сведения из жизни А.П. Чехова
Рассказ «Хамелеон»
Главная мысль рассказа «Хамелеон»
Вн. чт. Рассказы А.П. Чехова
Владимир Галактионович Короленко
Основные сведения из жизни В.Г. Короленко
Повесть «Дети подземелья»
Повесть «Дети подземелья»
Повесть «Дети подземелья»
Повесть «Дети подземелья»
Повесть «Дети подземелья»
Повесть «Дети подземелья»
Повесть «Дети подземелья»

1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1

Повесть «Дети подземелья»
Р\р Обсуждение прочитанного (Повесть «Дети
подземелья»)
70 Вн.чт. Чтение произведений русских писателей XIX
века
Максим Горький
71
Основные сведения их жизни Максима Горького
72 Чтение и изучение отрывков из повести «Детство»
73 Чтение и изучение отрывков из повести «Детство»
74 Чтение и изучение отрывков из повести «Детство»
75 Чтение и изучение отрывков из повести «Детство»
76 Главный герой повести «Детство»
77 Взросление Алеши
78 Р\р Обсуждение прочитанного ( по повести
«Детство»)
79 Чтение и изучение отрывков из повести «В людях»
80 Чтение и изучение отрывков из повести «В людях»
81 Характеристика главных героев повести «В людях»
82 Р\р Обсуждение прочитанного (по повести «В людях»
83 Вн.чт. Чтение отрывков из автобиографических
повестей «Детство», «В людях»
Михаил Васильевич Исаковский
84 Стихотворение «Детство»
85 Стихотворение «Детство»
86 Стихотворение «Ветер»
87 Стихотворение «Весна»
Константин Георгиевич Паустовский
88 Основные сведения из жизни К.Г. Паустовского
89 Рассказ «Последний черт»
90 Рассказ «Последний черт»
91 Рассказ «Последний черт»
92
Р\р Обсуждение прочитанного (рассказ «Последний
черт»)
93 Вн.чт. Рассказы К.Г.Паустовского
Михаил Михайлович Зощенко
94 Основные сведения из жизни М.М. Зощенко
95 Рассказ «Великие путешественники»
96 Рассказ «Великие путешественники»
97 Рассказ «Великие путешественники»
98 Вн.чт. Рассказы М.М. Зощенко из цикла «Леля и
Минька»
Константин Михайлович Симонов
99 Основные сведения из жизни К.М. Симонова
100 Стихотворение «Сын артиллериста» 1 часть
68
69

1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
3
1
1

101 Стихотворение «Сын артиллериста» 2 часть
Валентин Петрович Катаев
102 Биография В.П.Катаева. Рассказ «Флаг»
103 Рассказ «Флаг»
104 Рассказ «Флаг»
Николай Иванович Рыленков
105 Стихотворение «Деревья»
106 Стихотворение «Весна без вещуньи-кукушки…»
107 Стихотворение «Все в тающей дымке…»
108 Вн.чт. Поэты о русской природе
Юрий Иосифович Коваль
109 Рассказ «Капитан Клюквин»
110 Чтение и изучение рассказа «Капитан Клюквин»
111 Чтение и изучение рассказа «Капитан Клюквин»
112 Чтение и изучение рассказа «Капитан Клюквин»
113 Чтение и изучение рассказа «Капитан Клюквин»
114 Рассказ «Картофельная собака»
115 Чтение и изучение рассказа «Картофельная собака»
116 Чтение и изучение рассказа «Картофельная собака»
117 Чтение и изучение рассказа «Картофельная собака»
118 Обобщение по прочитанному
Юрий Яковлевич Яковлев
119 Рассказ «Багульник»
120 Чтение и изучение рассказа «Багульник»
121 Чтение и изучение рассказа «Багульник»
122 Р\р Обсуждение прочитанного (рассказ «Багульник»)
123 Вн.чт. Рассказы Ю.Я. Яковлева
124 Вн.чт. Чтение произведений о взаимоотношениях
человека с животными
Радий Петрович Погодин
125 Рассказ «Время говорит – пора»
126 Чтение и изучение рассказа «Время говорит – пора»
127 Чтение и изучение рассказа «Время говорить – пора»
128 Вн.чт. Рассказы Р.П.Погодина
Анатолий Георгиевич Алексин
129 «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести
«Звоните и приезжайте»
130 «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести
«Звоните и приезжайте»
131 Р\р Обсуждение прочитанного («Двадцать девятое
февраля»)
132 Вн.чт Рассказы А.Г. Алексина
Константин Яковлевич Ваншенкин
133 Стихотворение «Мальчишка»

1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1

134 Стихотворение «Снежки»
135 Вн.чт. Чтение произведений зарубежных писателей
136 По страницам учебника
Основной инструментарий для оценивания результатов

1
1
1

В программе по чтению для обучающихся с умственной отсталостью обозначены два
уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по чтению в 7 классе не
является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Работа обучающихся на уроках чтения в 7 классе оценивается по традиционной
5-бальной системе отметок.
Оценка
достижения
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и
пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке во внимание принимается
успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы,
пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка
выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного
опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления
отдельных умений и навыков по чтению. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
В начале учебного года и в конце каждой четверти проводится проверка техники чтения. При
проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года): 5 класс – 45-60 слов, 6 класс – 70-80 слов, 7-9
классы – 90-100 слов. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем
которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения
заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин
испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью
учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса — легкие
тексты самостоятельно);
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; - отвечает
на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает в основном правильно, бегло; - допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении
смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа,
исправляет их с помощью учителя; - допускает ошибки в делении текста на части и
озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью
учителя;
- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их
самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные ошибки;
читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:
- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
- допускает 3—4 ошибки при чтении, 1—2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз, 3—4
в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических
ударений;
выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их
поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения
основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- читает по слогам;
- допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;
- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;
- не делит текст на части;
- не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая
основной смысл;
не использует помощь учителя;
- не знает большей части текста, который должен знать наизусть.
Тексты для проверки техники чтения
1-я четверть
М. Пришвин
ЗОЛОТОЙ ЛУГ
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих
одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный.
Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять позеленел. Тогда я пошёл,
отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас
пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от
этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что
спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

1 .В какое время луг казался золотым, в какое — зелёным? Почему?
2.В каких ещё случаях можно употребить слово золотой?
3.Перескажи близко к тексту
2-я четверть
САДКО

В пересказе А. Нечаева
(Отрывок)
Садко построил сорок кораблей. Погрузил на корабли все товары, и поплыли они на
кораблях торговать в страны заморские.
А на обратном пути на синем море приключилась невзгода великая. Все сорок
кораблей будто к месту приросли. Ветер мачты гнёт, бьёт морские волны, а все сорок
кораблей будто на якорях стоят, с места тронуться не могут.
И сказал Садко:
— Видно, требует царь Морской с нас дань — выкуп. А требует он мою буйную
голову.
Спустили широкую доску на море. С верными дружинниками Садко простился,
прихватил свои гусли звонкие.
Все корабли тотчас с места тронулись, паруса шёлковые ветром наполнились, и
поплыли они своим путём-дорогою, будто остановки никакой и не было. Понесло Садко
на дубовой доске по морю-океану. А доску-плот морская волна покачивает, Садко на
доске убаюкивает, и не заметил он, как впал в дремоту и уснул глубоким сном.
1.Расскажи, о чём прочитал.
2.Назови несколько слов, которые показывают, что действие происходило в
старину.

3-я четверть
М. Пришвин
ПОД ЁЛКОЙ
Расскажу, как было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, что,
казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую
каплю дождя.
Я увидел ёлку. Росла она в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз. Под
ёлкой получился хороший шалашик.
Невозможно передать прелесть пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого
летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой
ёлки и уселся под самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик.
Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей
ёлке... И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас
отдельно шептал, шептал, шептал...

1.С кем из животного мира познакомился автор, прячась под ёлкой от дождя?
2.Как ты понимаешь или представляешь себе смысл предложения: ...каждый листик,
каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя1?
3. Перескажи своими словами

4-я четверть
М. Горький
УТРО
Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и
трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор
улыбаются ласковой улыбкой — точно говорят мягким теням ночи:
—Не бойтесь — это солнце!
Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные
красавицы своему королю, кланяются и поют:
—Приветствуем вас, владыка мира!
Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они
такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
—Добрый день! — говорит солнце, поднимаясь над морем.
—Добрый день, красавицы! Но — довольно, тише!
Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо,
чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

1.Расскажи, как наступило утро. С какого момента оно началось?
2.Что последовало затем? А потом что произошло?
3.Как ты понимаешь предложение: Вершины гор улыбаются ласковой улыбкой!
4. Перескажи своими словами

Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Промежуточный контроль
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов,
проведения тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы.
Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с
психофизическими особенностями каждого ученика 7 класса. Контроль
осуществляется после изучения творчества писателя (промежуточный контроль).
Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Итоговый контроль
В начале учебного года, в конце четверти проводится проверка техники чтения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».