Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по чтению основное общее образование, 6 класс составитель: Дайнзанова М. В., учитель русского языка и чтения ГО Эгвекинот 2023 год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для 5 класса предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе: 1. Федеральный Закон РФ № 273 от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока исключенных учебников» 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022г.»1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 5. Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 22.01.2021 № Р – 23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году» 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» на 2023 – 2024 учебный год 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы: - рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018 г. Данная адаптированная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Чтение. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы\ авт.-сост.И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 15-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2018. – 259 с. : ил. – ISBN 978-5-09— 059020-4/ Чтение является учебным предметом образовательной области «Язык и речевая практика» в АООП. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения, соответствует требованиям ФГОС к образованию обучающихся данной категории. 2. Цели и задачи учебного предмета Цель: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Задачи: дальнейшее совершенствование техники чтения (правильности и беглости чтения); развитие навыков интонационно правильного оформления предложений (тон, громкость чтения, логические ударения) коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности; воспитание интереса к урокам чтения и к чтению как процессу; формирование положительных нравственных качеств личности; развитие навыка самоконтроля и самооценки. 3. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения с 5 по 9 класс. В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком данная программа для обучающихся 6 класса рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю). 4. Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных результатов: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Предметные результаты. К концу обучения в 6 классе учащиеся должны уметь: Минимальный уровень -читать вслух правильно, целым словом, трудные слова- по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания; -читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя; -отвечать на вопросы учителя; -пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию; -оценивать поступки героев (с помощью учителя); -заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся); -участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам. Достаточный уровень: - читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом; - читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту; - делить текст части под руководством учителя; - пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова; -определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним; - выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя) ; - выучить наизусть 8-10 стихотворений; -читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя; Программа обеспечивает достижение учащимися 6 класса базовых учебных действий: 1. Личностные учебные действия: развивать нравственные качества, регулирующие моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы; понимать учебную задачу, поставленную учителем, и уметь её выполнять; развивать способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия; уметь адекватно оценивать правильность выполнения своего действия и уметь вносить по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы; уметь строить сообщение в устной форме; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; уметь формулировать собственное мнение; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь оценивать поступки героев художественных произведений; уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. 2. Коммуникативные учебные действия вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. 3. Регулятивные учебные действия: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; 4. Познавательные учебные действия уметь осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами; соблюдать при чтении паузы между предложениями; соблюдать при чтении интонационное оформление предложений(тон, громкость чтения, логические ударения); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; уметь осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям) выделять главную мысль произведения; участвовать в беседе; делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части; выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам; заучивать стихотворение наизусть; читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеке. Навыки чтения Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя». Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующие поступки героев, картины природы. Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ. Самостоятельное чтение с различными заданиями; подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание наизусть стихотворений. Обучение построено на принципах: 1) коррекционной направленности в обучении; 2) воспитывающей и развивающей направленности обучения; 3) научности и доступности обучения; 4) систематичности и последовательности в обучении; 5) наглядности в обучении; 6) индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. 5.Содержание учебного предмета Содержание учебного предмета «Чтение» включает следующие разделы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. «Устное народное творчество» «Люблю природу русскую» «О далёком прошлом России» «Животные в нашем доме» «Будь человеком, человек!» «Они прославили Россию» «Смешное и весёлое» «Вечный свет подвига» «Писатели мира - детям» 1. Устное народное творчество. Загадки, пословицы, небылицы (особый мир игры- игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра и зла. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины). Знакомство с произведениями различных форм устного народного творчества происходит на протяжении всего учебного года, обучающиеся работают с пословицами и поговорками при изучении разнообразных произведений, сказок, былин. 2. Люблю природу русскую. В. Бианки «Сентябрь», Н. Бунин «Лес, точно терем расписной», И. Тургенев «Осенний день в березовой роще» (отрывок), В. Бианки «Октябрь», В. Бианки «Ноябрь», В. Бианки «Декабрь», А. Никитин «Встреча зимы», А. Дорохов «Теплый снег», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», В. Бианки «Январь», И. Никитин «Весело сияет месяц…», И. Суриков «Белый снег пушистый», , С. Смирнов «Первые приметы», В. Бианки «Март», По В. Пескову «Весна идет», М. Пришвин «Жаркий час», Г. Скребицкий «Весенняя песня», В. Жуковский «Жаворонок», А. Толстой «Детство Никиты», А. Твардовский «Как после мартовских метелей», А. Плещеев «И вот шатер свой голубой…», В. Бианки «Апрель», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…», В. Бианки «Май», В. Астафьев «Зорькина песня» (Глава из повести «последний поклон»), Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…». Рассказы и стихотворения о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Развитие умения принимать участие в беседе о природе с опорой на текст рассказа или стихотворения, а так же собственный опыт и впечатления. Формирование эмоциональноценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о родной природе. 3. О далеком прошлом России. По В. Пескову «Отечество», М. Ножкин «Россия», М. Пришвин «Моя Родина», Ф. Глинка «Москва» (В сокращении), По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», По С. Алексееву «На берегу Невы» Рассказы, стихи. Научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России. Знакомство с разными видами произведений о прошлом нашего народа. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев. 4.Животные в нашем доме. Ю. Качаев «Грабитель», К. Паустовский «Заячьи лапы», Е. Носов «Хитрюга», По В. Астафьеву «Злодейка», По Е. Барониной «Рассказы про зверей». Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Участие в беседе о животных с опорой на текст рассказа или стихотворения, а так же собственный опыт и впечатления. Формирование эмоциональноценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о животных. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев по отношению к животным. 5. Будь человеком , человек!. Б. Житков «Белый домик», А. Белорусец «Звонкие ключи», С. Михалков «Будь человеком», Е. Пермяк «Тайна цены», «Здравствуйте!» Перевод Д. Гальпериной, Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость», Ю. Рытхэу «Пурга»К. Паустовский «Стальное колечко» (Сказка), В. Медведев «Звездолет Брунька», По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». Рассказы и стихи , раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем. Произведения раскрывающие отношение человека к происходящим событиям и поступкам людей, раскрывающие нравственные черты характера. 6. Они прославили Россию. По С. Алексееву Рассказы о русском подвиге. «Медаль», «Гришенька», Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой. «Серебряный лебедь», «Боевое крещение», «День рождения Наполеона», «В дни спокойные», Д. Хармс «Пушкин». Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России. Знакомство с разными видами произведений о прошлом нашего народа. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев. 7. Смешное и веселое. Б. Заходер «Петя мечтает», По Д. Биссету «Слон и муравей» (сказка).. Кузнечик Денди (сказка), По Н. Носову «Как Незнайка стихи сочинял», В. Драгунский «Кот в сапогах», Д. Хармс «Заяц и еж». Юмористические произведения разных жанров. 8. Вечный свет подвига. М. Дудин. Наши песни спеты на войне. (В сокращении). Вн. чтение «Подвиг детей во время Великой отечественной войны» Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем. Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям . Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоциональноценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев. 9. Писатели мира – детям. Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» Дж. Родари. «Пуговкин домик», По Х.К. Андерсену «Снежная королева», По Р. Киплингу «Рикки-ТикккиТави», По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров. Знакомство с разными видами сказок и рассказов зарубежных писателей. Формирование умения определять жанр произведения и приводить примеры (в соответствии с классификацией). Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Оценка и сравнение нравственного аспекта поступков персонажей. 6. Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 6 классе № п/п Кол-во часов Тема Виды работ 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 2 По В. Пескову «Отечество» Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников. Знакомство с понятием «эпиграф». Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Объяснение таких понятий, как «Отчизна», «Отечество», «Родина», «Россия», «корни» М. Ножкин «Россия» Беседа о России с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся. Сопоставление пословиц с текстом стихотворения. Работа над пониманием текста стихотворения (сравнения, непонятные слова и выражения, образные выражения). Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть М. Пришвин Беседа с опорой на иллюстративный материал, «Моя Родина» знания школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Пересказ от первого лица по плану В. Бианки «Сентябрь» Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Сопоставление пословиц с текстом. Выборочный пересказ И. Бунин Беседа об изменениях, происходящих в природе с «Лес, точно терем рас- наступлением осени, с опорой на знания детей, писной…» произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами выразительности в стихотворении, сравнениями, описаниями, образными выражениями, сложными для понимания словами и выражениями. Сравнение описания осени у В. Бианки и И. Бунина. Высказывания учащихся, объяснения, доказательства. Заучивание стихотворения наизусть Ю. Качаев Беседа о лесных жителях с опорой на иллюстра«Грабитель» тивный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Самостоятельный поиск незнакомых слов и их объяснение. Рассказ отрывков текста, полный пересказ Б. Житков «Белый домик» Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Деление текста на части, 8 1 Внеклассное чтение. Чтение произведений устного народного творчества (выбор произведений на усмотрение учителя) 9 3 А. Белорусец «Звонкие ключи» 10 3 К. Паустовский «Заячьи лапы» 11 1 Внеклассное чтение. Чтение рассказов о животных (выбор произведений и авторов на усмотрение учителя) 12 1 И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» 13 2 Е. Носов «Хитрюга» озаглавливание частей, составление плана рассказа. Словесное рисование. Работа над пересказом Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников, художественные произведения, музыку. Элементы драматизации. Выборочное чтение. Рассказывание. Работа с уголком внеклассного чтения, дневником внеклассного чтения. Конкурсы, викторины. Работа в парах и группах Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями сложными для понимания. Работа над описанием природы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Сравнительная характеристика героев рассказа Б. Житкова «Белый домик» и А. Белорусец «Звонкие ключи» Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием грозы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Объяснение таких понятий, как «отзывчивость», «человечность», «сострадание», «помощь», «вина», «искупление». Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом Чтение и обсуждение рассказов о животных. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Словесное рисование с опорой на текст, иллюстрации, картины, рисунки учащихся. Работа над рассказом-описанием Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями сложными для понимания. Работа над описанием осеннего дня в тексте. Сравнительный анализ описания осеннего дня в рассказе И. Тургенева «Осенний день в берёзовой роще» и в рассказе Е. Носова «Хитрюга». Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Беседа о 14 1 15 1 16 1 17 1 18 1 19 1 20 2 21 1 22 1 23 1 животных, встречающихся в лесу, беседа о бережном отношении к природе В. Бианки «Октябрь» Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Выборочное чтение. Словесное рисование. Пересказ по плану С. Михалков Работа над выразительным чтением. Выборочное «Будь человеком» чтение. Объяснение приёма сравнения, который использует автор в стихотворении. Оценка поступков персонажей стихотворения. Выявление морально нравственной стороны описанного автором случая в лесу. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали Б. Заходер Работа над выразительным чтением. Выборочное «Петя мечтает» чтение. Заучивание стихотворения наизусть По Д. Биссету Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. «Слон и муравей» Выборочное чтение По Д. Биссету Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. «Кузнечик Денди» Выборочное чтение. Сравнительный анализ сказок Д. Биссета «Слон и муравей» и «Кузнечик Денди». Работа над рассказыванием сказок Дж. Родари Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. «Как один мальчик играл Работа над пересказом с палкой» Дж. Родари Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. «Пуговкин домик» Выборочное чтение. Озаглавливание частей, работа над пересказом. Определение и объяснение мысли, объединяющей истории о мальчике Клавдио и плотнике Пуговке. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися Внеклассное чтение. Выборочное чтение, рассказывание отрывков из Чтение авторских сказок сказок. Использование элементов драматизации. (тематика сказок и выбор Работа с иллюстративным материалом, рисунавторов на усмотрение ками учащихся. Организация работы в парах, учителя) командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения «Илья Муромец и Соло- Беседа о произведениях устного народного творвей-разбойник» (отрывок чества с опорой на иллюстрации, знания учаиз былины) щихся. Знакомство с новым жанром устного народного творчества – былиной. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями. Ф. Глинка Беседа о Москве с опорой на иллюстрации, про«Москва» (в сокращении) изведения искусства, музыку, рисунки школьников, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания словами 24 1 25 2 26 2 27 4 28 1 29 3 30 1 В. Бианки «Ноябрь». Беседа об изменениях, происходящих в природе Обобщение произведений поздней осенью, с опорой на знания детей, проосенней тематики изведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над техникой чтения. Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Рассказывание отрывков. Словесное рисование с опорой на иллюстрации. Составление рассказа-описания по опорным словам. Работа над образными выражениями, используемыми для описания осени. Чтение наизусть стихотворений об осени По С. Алексееву Беседа об историческом периоде, описанном в «Без Нарвы не видать рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знаморя», ния школьников). Работа над техникой чтения. «На берегу Невы» Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями. Определение и объяснение мысли, объединяющей эти два рассказа. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися Рассказы о русском под- Беседа об исторических периодах, описанных в виге. рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знаПо С. Алексееву ния школьников). Работа над техникой чтения. «Медаль», Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над «Гришенька» пересказом. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями. Сравнение действий двух полководцев. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися Великодушный русский Беседа об историческом периоде, описанном в воин. рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знаПо Е. Холмогоровой ния школьников). Работа над техникой чтения. «Серебряный лебедь», Выборочное чтение. Работа над пересказом. Ра«Боевое крещение», бота над незнакомыми, сложными для понимания «День рождения Напо- словами и выражениями леона», «В дни спокойные» Внеклассное чтение. Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвиЧтение рассказов о под- гах народа. Выборочное чтение. Рассказывание вигах народа (выбор про- отрывков из произведений. Работа в парах и изведений и авторов на группах. Работа с иллюстративным материалом, усмотрение учителя) дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения По Н. Носову Беседа с опорой на знания учащихся, иллюстра«Как Незнайка сочинял тивный материал, выставку книг, фрагменты стихи» мультфильмов о Незнайке. Работа над техникой чтения. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над характеристикой персонажей Е. Пермяк Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. «Тайна цены» Работа над смысловым значением сложных для понимания слов и словосочетаний. Составления 31 1 «Здравствуйте!» Перевод с польского Д. Гальпериной 32 1 В. Бианки «Декабрь», Е. Благинина «Новогодние загадки» 33 1 А. Никитин «Встреча зимы» 34 1 А. Дорохов «Тёплый снег» 35 1 А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» 36 1 Д. Хармс «Пушкин» 37 1 Внеклассное чтение. Чтение произведений А.С. Пушкина (выбор произведений на усмотрение педагога) 38 1 В. Бианки «Январь» плана к произведению. Пересказ произведения по плану Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым и этимологическим значением слова «здравствуйте». Беседа о правилах приветствия старших, сверстников, знакомых и незнакомых людей. Использование элементов драматизации. Пересказ произведения по плану Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку, рисунки учащихся, их знания и опыт. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Отгадывание загадок о зиме. Самостоятельное составление зимних загадок Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Работа над средствами выразительности, сравнениями, описанием, трудными для понимания словами Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием зимнего леса. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности текста. Работа над раскрытием содержания произведения, объяснение смысла трудных для понимания слов и выражений. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Беседа об известных школьникам произведениях А. С. Пушкина Беседа с опорой на иллюстративный материал, рисунки школьников, произведения искусства, музыку, отрывки из мультфильмов. Выборочное чтение. Чтение отрывков наизусть. Викторины, конкурсы. Работа с уголком внеклассного чтения, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Работа над пониманием народных примет, пословиц 39 3 40 3 41 1 42 1 43 2 44 2 45 2 и поговорок о зиме. Работа над пересказом по плану Х.-К. Андерсен «Ель» Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстративный материал, рисунки учащихся, отрывки из мультфильмов, книги. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение А. Чехов «Ванька» Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Анализ текста по вопросам, выделение идеи произведения через отношение автора к герою и описанной ситуации. Характеристика героя рассказа. Работа над пересказом. Высказывание собственного отношения учащихся к герою рассказа И. Никитин Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки уча«Весело сияет месяц над щихся, произведения искусства, музыку. Соверселом…» шенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами выразительности. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть И. Суриков Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки уча«Белый снег пуши- щихся, произведения искусства, музыку. Соверстый…» шенствование техники чтения. Работа над средствами выразительности. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть. Сравнение стихотворения И. Никитина «Весело сияет месяц над селом…» со стихотворением И. Сурикова «Белый снег пушистый…» М. Зощенко Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. «Лёля и Минька. Ёлка» Чтение по ролям. Анализ текста по вопросам. Сопоставление героев рассказа, составление словесного портрета. Работа над пересказом. Выделение главной мысли рассказа. Высказывание собственного отношения учащихся к героям рассказа и их поступку Ю. Рытхэу «Пурга» Беседа о природе и жизни людей на Чукотке с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием пурги. Словесное рисование. Работа над составлением характеристики персонажа. Работа над пересказом текста Ю. Дмитриев Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. «Таинственный ночной Эмоциональная оценка произведения. Работа над гость» сложными для понимания выражениями. Работа над пересказом 46 1 В. Бианки «Февраль» 47 6 С. Маршак «Двенадцать месяцев» 48 8 По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» 49 1 Внеклассное чтение. Чтение произведений по зимней тематике (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) 50 1 С. Смирнов «Первые приметы» 51 1 В. Бианки «Март» 52 1 По В. Пескову «Весна идёт» Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Выборочное чтение. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Подготовка самостоятельных рассказов учащихся по теме произведения Знакомство учащихся с новым жанром – пьесасказка. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над незнакомыми словами и выражениями. Чтение по ролям. Анализ нравственных качеств персонажей. Характеристика персонажей. Работа с иллюстративным материалом, отрывками из мультфильма, рисунками учащихся. Высказывание учащимися своего отношения к героям, коллективное обсуждение. Использование элементов драматизации. Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстративный материал, рисунки учащихся, отрывки из мультфильмов, книги. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение. Использование элементов драматизации. Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Рассказы школьников. Работа с уголком внеклассного чтения, читательскими дневниками Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Разучивание стихотворения наизусть Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Отгадывание весенних загадок. Самостоятельное придумывание загадок о весне Беседа о признаках весны, об особенностях прихода весны в разных странах и на разных конти- 53 1 М. Пришвин «Жаркий час» 54 2 Г. Скребицкий «Весенняя песня» 55 1 В. Жуковский «Жаворонок» 56 1 А. Толстой «Детство Никиты» 57 1 А. Твардовский «Как после мартовских метелей…» 58 1 А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой…» 59 1 В. Бианки «Апрель» 60 1 Внеклассное чтение. Чтение произведений весенней тематики (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) нентах. Рассматривание иллюстративного материала, произведений искусства. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования с опорой на картину Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Работа над формированием навыка беглого чтения. Работа над средствами художественной выразительности Беседа о признаках весны и поведении птиц с опорой на иллюстративный материал. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над составлением рассказа-описания. Чтение по ролям. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования с опорой на иллюстрацию. Рассказывание сказки Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Разучивание стихотворения наизусть Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над непонятными словами. Анализ текста по вопросам учителя. Описание весны в рассказе. Составление рассказа-описания. Пересказ текста Беседа с опорой на произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть Беседа с опорой на произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование Совершенствование техники чтения. Беседа о признаках весны с опорой на иллюстрации, знания и опыт школьников. Рассказ по картине с опорой на текст произведения. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Составление рассказа по плану. Работа с дневниками внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения 61 3 К. Паустовский «Стальное колечко» 62 3 По В. Астафьеву «Злодейка» 63 2 По Е. Барониной «Рассказы про зверей» 64 2 В. Драгунский «Кот в сапогах» 65 1 Д. Хармс «Заяц и ёж» 66 1 И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна» 67 1 Внеклассное чтение. Чтение рассказов о дружбе и взаимовыручке (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) 68 7 По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави» 69 1 В. Набоков «Дождь пролетел…» Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над описанием весеннего леса. Работа над образом героини произведения. Озаглавливание частей произведения. Работа над пересказом Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами. Выборочное чтение. Работа над описанием собаки (внешность, поведение). Работа над пересказом текста Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Подготовка самостоятельного рассказа о понравившемся животном с опорой на план, иллюстрацию, рисунок. Рассказы учащихся о посещении зоопарка. Рассказы школьников о своих домашних питомцах. Коллективное обсуждение Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика персонажей. Работа над пересказом текста Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям Понятие «басня» как литературный жанр. Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Использование элементов драматизации. Выяснение и обсуждение морали басни Чтение и обсуждение прочитанных произведений. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Соотнесение пословиц и поговорок с героями произведений и их поступками. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Работа над описанием внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. 70 1 В. Бианки «Май» 71 1 М. Дудин «Наши песни спеты на войне» 72 5 В. Медведев «Звездолёт „Брунька”» 73 4 По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» 74 4 По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 75 1 Внеклассное чтение. Чтение рассказов зарубежных писателей (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) 76 1 В. Астафьев «Зорькина песня» 77 1 Н. Рыленков Работа над средствами художественной выразительности текста. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть Беседа о весне с опорой на знания школьников, иллюстрации, рисунки, художественные произведения, музыку. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Сопоставление народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Работа над пониманием незнакомых слов и выражений Беседа о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников. Работа над пониманием незнакомых слов и выражений. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ произведения по вопросам учителя. Составление характеристики героя произведения. Деление произведения на части, озаглавливание частей. Работа над пересказом по плану Беседа о композиторе Э. Григе с опорой на иллюстрации и отрывки из музыкальных произведений. Работа по совершенствованию техники чтения. Анализ текста произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над описанием осеннего леса. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Работа над кратким пересказом текста Работа по совершенствованию техники чтения. Анализ текста произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Работа над характеристикой образа главного героя. Словесное рисование. Работа над пересказом текста Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников. Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям. Рассказы учащихся. Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над описанием. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Выборочное 78 1 79 1 «Нынче ветер, как мальчишка …» Обобщающий урок по теме «Весна» Внеклассное чтение. Чтение юмористических стихотворений и рассказов (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) чтение. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Составление рассказа по плану Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников. Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям. Рассказы учащихся. Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение 7. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса Освоение учебного предмета «Чтение» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Демонстрационные и печатные пособия: магнитная доска; демонстрационные карточки: «Мир животных», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Птицы домашние», «Природные явления», «Времена года», «Деревья и кустарники», «Великие полководцы»; наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по чтению; Демонстрационные карточки: портреты писателей и поэтов. Технические средства обучения: мультимедиа проектор в комплекте с креплением; мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по чтению. Учебно-методическое обеспечение по чтению № п\п Литература: Название Автор Издательство Год издани я 1 Чтение 6 класс Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Просвещение 2020 2 Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8-го вида Шишкова М.И. Владос 2013 3 Чтение и развитие речи (Коррекционная педагогика) Никитина М.И. КАРО 2006 4 Формирование текстовой деятельности учащихся 5 -9 классов с интеллектуальным недоразвитием Ильина С.Ю. КАРО 2006 5 Чтение. 2 класс: коррекционно – развивающие занятия Рудченко Л.И. Учитель 2007 6 Литературное чтение и обучение грамоте в разновозрастных группах сельской начальной школы Байбородова Л.В., Макеева С.Г. АРКТИ 2007 7 Русский язык. Литературное чтение: карточки – задания для интегрированных уроков. 2 – 4 классы Полянина Н.Б. Учитель 2009 8 Внеклассное чтение в 3 классе. Пособие для учителя Светловская Н.Н. Просвещение 1975 9 Уроки чтения в 3 классе Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Кондратьева Д.Ф. и др. Просвещение 1988 10 Уроки литературного чтения. 3 класс Климанова Л.Ф. Просвещение 2005 11 Уроки по курсу «Литературное чтение». 4 класс Гостимская Е.С., Мишина М.И. 5 за знания 2006 12 Изучение поэтического произведения в начальных Шестипалова К.П. ООО «Гуманитарный 2008 Красильникова О.А. классах: поурочные разработки издательский центр ВЛАДОС» 13 Литературное чтение. 4 класс: поурочные планы Рудченко Л.И. Учитель 2008 14 Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы Дорогинина Н.Н. Учитель 2007 15 Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс Кутявина С.В. ВАКО 2007 16 Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. ВАКО 2007 17 Литературное чтение. 2 – 4 классы: внеклассные занятия Дьячкова Г.Т. Учитель 2007 18 Литературное чтение. 3 класс: поурочные разработки Гостимская Е.С., Мишина М.И. 5 за знания 2007 19 Проверочные работы по чтению в начальных классах Первова Г.М. Аркти 2006 20 Уроки чтения во 2-м классе Горецкий В.Г. Просвещение 1990 1. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. И. Шишкова. — М. : Просвещение, 2020. — 200 с. 2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Просвещение, 2004. 3. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. М.: Просвещение, 2002. 8. Приложение к программе Основной инструментарий для оценивания результатов Критерии оценки знаний по чтению При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на част и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении главной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста. Чтение наизусть Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения 2. Соблюдение пауз 3. Правильный выбор темпа 4. Соблюдение нужной интонации 5. Безошибочное чтение Оценка "5" - выполнены правильно все требования Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова 2. Подбирать правильную интонацию 3. Читать безошибочно 4. Читать выразительно Оценка "5" - выполнены все требования Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям Пересказ Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов 1 По В. Пескову «Отечество» 1 2 М. Ножкин «Россия» 1 3 М. Пришвин «Моя Родина» 1 4 В. Бианки «Сентябрь» 1 5 И. Бунин «Лес, точно терем расписной» 1 6 Ю. Качаев «Грабитель» 1 7 Б.Житков «Белый домик» 1 8 Б.Житков «Белый домик» 1 9 1 10 Внеклассное чтение. Чтение произведений устного народного творчества. А.Белорусец «Звонкие ключи» 11 А.Белорусец «Звонкие ключи» 1 12 А.Белорусец «Звонкие ключи» 1 13 К.Паустовский «Заячьи лапы» 1 14 К.Паустовский «Заячьи лапы» 1 15 К.Паустовский «Заячьи лапы» 1 16 Внеклассное чтение. Чтение рассказов о животных. 1 17 И.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» 1 18 Е.Носов «Хитрюга» 1 19 Е.Носов «Хитрюга» 1 20 В. Бианки «Октябрь» 1 21 С Михалков «Будь человеком» 1 22 Б. Заходер «Петя мечтает» 1 23 По Д. Биссету «Слон и муравей» 1 24 По Д. Биссету «Кузнечик Денди» 1 25 Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» 1 1 Дата 26 Дж. Родари «Пуговкин домик» 1 26 Дж. Родари «Пуговкин домик» 1 28 Внеклассное чтение. Чтение авторских сказок. 1 29 «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины) 1 30 Ф.Глинка «Москва» (в сокращении) 1 31 В. Бианки «Ноябрь». Обобщение произведений осенней тематики. 1 32 По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря» 1 33 По С. Алексееву «На берегу Невы» 1 34 По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы» 1 35 Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву «Медаль» 1 36 По С. Алексееву «Гришенька» 1 37 Великодушный русский воин Холмогоровой «Серебряный лебедь» 38 По Е. Холмогоровой «Боевое крещение» 1 39 По Е. Холмогоровой «День рождения Наполеона» 1 40 «По Е. Холмогоровой В дни спокойные» 1 41 Внеклассное чтение. Чтение рассказов о подвигах народа. 1 42 По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи» 1 43 По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи» 1 44 Е. Пермяк «Тайна цены» 1 45 Е. Пермяк «Тайна цены» 1 46 «Здравствуйте!» Перевод с польского Д. Гальпериной 1 47 В. Бианки «Декабрь», 1 По Е. 1 Е. Благинина «Новогодние загадки» 48 И. Никитин «Встреча зимы» 1 49 А. Дорохов «Тёплый снег» 1 50 А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя ….» 1 51 Д. Хармс «Пушкин» 1 52 Внеклассное чтение. Чтение произведений А.С. Пушкина 1 53 В. Бианки «Январь» 1 54 Х.-К. Андерсен «Ель» 1 55 Х.-К. Андерсен «Ель» 1 56 Х.-К. Андерсен «Ель» 1 57 Х.-К. Андерсен «Ель» 1 58 А. Чехов «Ванька» 1 59 А. Чехов «Ванька» 1 60 А. Чехов «Ванька» 1 61 И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…» 1 62 И. Суриков «Белый снег пушистый….» 1 63 М. Зощенко «Леля и Минька. Ёлка» 1 64 М. Зощенко «Леля и Минька. Ёлка» 1 65 Ю. Рытхэу «Пурга» 1 66 Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость» 1 67 Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость» 1 68 В Бианки «Февраль» 1 69 С. Маршак «Двенадцать месяцев» 1 70 С. Маршак «Двенадцать месяцев» 1 71 С. Маршак «Двенадцать месяцев» 1 72 С. Маршак «Двенадцать месяцев» 1 73 С. Маршак «Двенадцать месяцев» 1 74 С. Маршак «Двенадцать месяцев» 1 75 По Х. – К. Андерсену «Снежная королева» 1 76 По Х. – К. Андерсену «Снежная королева» 1 77 По Х. – К. Андерсену «Снежная королева» 1 78 По Х. – К. Андерсену «Снежная королева» 1 79 По Х. – К. Андерсену «Снежная королева» 1 80 По Х. – К. Андерсену «Снежная королева» 1 81 По Х. – К. Андерсену «Снежная королева» 1 82 По Х. – К. Андерсену «Снежная королева» 1 83 Внеклассное чтение. Чтение произведений по зимней 1 тематике (на усмотрение учителя) 84 С. Смирнов «Первые приметы» 1 85 В. Бианки «Март» 1 86 По В. Пескову «Весна идёт» 1 87 М. Пришвин «Жаркий час» 1 88 Г. Скребицкий «Весенняя песня» 1 89 Г. Скребицкий «Весенняя песня» 1 90 В. Жуковский «Жаворонок» 1 91 А. Толстой «Детство Никиты» 1 92 А. Твардовский «Как после мартовских метелей…» 1 93 А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой…» 1 94 В. Бианки «Апрель» 1 95 Внеклассное чтение. Чтение произведений весенней 1 тематики (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя). 96 К. Паустовский «Стальное колечко» 1 97 К. Паустовский «Стальное колечко» 1 98 К. Паустовский «Стальное колечко» 1 99 К. Паустовский «Стальное колечко» 1 100 По В. Астафьеву «Злодейка» 1 101 По В. Астафьеву «Злодейка» 1 102 По Е. Барониной «Рассказы про зверей» 1 103 По Е. Барониной «Рассказы про зверей» 1 104 В. Драгунский «Кот в сапогах» 1 105 Д. Хармс «Заяц и ёж» 1 106 И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» 1 107 Внеклассное чтение. Чтение рассказов о дружбе и 1 взаимовыручке (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) 108 По Р. Киплингу «Рики - Тики – Тави» 1 109 По Р. Киплингу «Рики - Тики – Тави» 1 110 По Р. Киплингу «Рики - Тики – Тави» 1 111 По Р. Киплингу «Рики - Тики – Тави» 1 112 По Р. Киплингу «Рики - Тики – Тави» 1 113 По Р. Киплингу «Рики - Тики – Тави» 1 114 По Р. Киплингу «Рики - Тики – Тави» 1 115 В. Набоков «Дождь пролетел…» 1 116 В. Бианки «Май» 1 117 М. Дудин «Наши песни спеты на войне» 1 118 В. Медведев «Звездолёт «Брунька»» 1 119 В. Медведев «Звездолёт «Брунька»» 1 120 В. Медведев «Звездолёт «Брунька»» 1 121 По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» 1 122 По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» 1 123 По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» 1 124 По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц» 1 125 По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц» 1 126 По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц» 1 127 Внеклассное чтение. Чтение рассказов зарубежных 1 писателей (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) 128 В. Астафьев «Зорькина песня» 1 129 В. Астафьев «Зорькина песня» 1 130 В. Астафьев «Зорькина песня» 1 130 Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка…» 1 131 Обобщающий урок по теме «Весна» 1 132 Внеклассное чтение. Чтение юмористических 1 стихотворений и рассказов (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) 133 Внеклассное чтение. Чтение юмористических 1 стихотворений и рассказов (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) 134 По страницам учебника 1 135 По страницам учебника 1 136 По страницам журналов и газет 1 Тексты для проверки техники чтения 1-четверть СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА —ДЛИННЫЕ УШИ, КОСЫЕ ГЛАЗА, КОРОТКИЙ ХВОСТ (Отрывок) Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега— у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться. — Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут! Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи, — все слушают, как хвастается Заяц — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого. — Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься? — И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого- никого не боюсь! 1.Объясни название сказки. 2.Вспомни, какие слова использует автор, чтобы передать сбор всех животных на поляне. 3.Если бы тебя попросили нарисовать этого зайца, каким бы ты его изобразил? 2-я четверть СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА По Г.Х. Андерсену (Отрывок) ...Кай захотел ещё раз взглянуть на снежную улицу. Он вскарабкался на стул и приник лицом к стеклу — там, где лёд немного оттаял. За окном кружились белые снежинки. Одна снежинка упала на край цветочного ящика и на глазах у Кая стала быстро расти. Она росла, росла, и Кай вдруг увидел, что перед ним стоит ослепительная красавица. На голову и плечи её было накинуто покрывало, сотканное из миллионов сверкающих снежинок. Вся одежда её была из блестящего голубоватого льда. А глаза её сияли, как звёзды. До чего же она была хороша! Но каким холодным и тяжёлым был её взгляд! Красавица кивнула Каю и поманила к себе. Мальчик испугался. Он спрыгнул со стула и убежал в самый дальний угол комнаты. А за окном мелькнуло что-то белое, словно взмахнула крыльями огромная птица, и всё исчезло. 1.Как можно озаглавить этот отрывок? 2.Пересказ близко к тексту 3-я четверть ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК Русская народная сказка (Отрывок) Иван-царевич через стену перелез, увидел терем — на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая — золотая, драгоценная! Как такую не взять!» Только дотронулся до клетки, пошёл по крепости звук, трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону. Царь Афрон разгневался и спрашивает: —Чей ты, откуда? —Я царя Берендея сын, Иван-царевич. —Аи, срам какой! Царский сын да пошёл воровать...Теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас... Ну, да ладно, сослужишь мне службу, я тебя про¬щу. В такомто царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой. Загорюнился Иван-царевич. 1. Подбери слова, близкие по значению к словам засмотрелся, загорюнился, разгневался, 2. Перескажи отрывок из сказки своими словами 4-я четверть РАЗБОРЧИВАЯ ЦАПЛЯ Русская народная сказка Гордая старая цапля прохаживалась близ речки, по зелёному лугу. Ей захотелось поесть. Она спустилась к воде и стала караулить добычу. Был прекрасный летний день. Солнечные лучи приманили всю рыбу со дна наверх. Рыба ходила стаями, играла и резвилась в прозрачной воде. Вот цапля видит — возле самого берега плавают несколько щурят, словно они напрашиваются в рот. Но она отвернулась в сторону и говорит с презрением: «Щурята! Нечего сказать, хороша рыба! Буду я есть щучину! Как бы не так! Тут должны водиться лещи; я лучше дождусь их!» Вот она стоит и поджидает лещей, а голод донимает её всё пуще и пуще. Лещи между тем почему-то не показываются. «Ну, так я теперь поймаю щурёнка, — говорит цапля, — потому что другой рыбы нет». Но щурята, как на смех, все ушли в самую глубь, на дно, а вместо их по верху воды стали плавать жирные, хорошие лини. «Лини! — поморщась, сказала цапля. — Положим, что я сейчас могу наловить их, сколько душе угодно, да только что в них толку-то. Какое это кушание для такой птицы, как я: я очень разборчива в пище. Проваливайте-ка, братцы, прочь!» Но вот вся рыба ушла на дно. А голод у цапли не пропадал. Она не вынесла его. Поймала в тени лягушек и с жадностью съела их. Да как ещё была рада-то, что хоть лягушки попались. 1.Как ты понимаешь название сказки 2.Перескажи текст своими словами Виды и формы промежуточного контроля Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика 5 класса. Контроль осуществляется после изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут. Ввиду психологических особенностей обучающихся с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления. Контрольно-измерительные материалы: устный опрос; тестирование; анализ текста; выразительное чтение художественного текста наизусть; На уроках чтения осуществляется контроль за навыками чтения: - ежедневный (на каждом уроке в процессе индивидуальной и фронтальной работы); - текущий (в конце изучения каждого раздела на уроках по темам «Обобщение к разделу»; - итоговый (в конце каждой четверти, года в виде контрольного чтения). Уроки контрольного чтения позволяют проверить и закрепить технику и навыки чтения обучающихся. Такие уроки чтения проводятся на основе упражнений в чтении и анализе доступных текстов, понимании прочитанного путём ответов на вопросы по содержанию, а так же пересказ прочитанных текстов.