Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по чтению основное общее образование, 5 класс составитель: Дайнзанова М. В., учитель русского языка и чтения ГО Эгвекинот 2023 год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для 5 класса предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе: 1. Федеральный Закон РФ № 273 от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока исключенных учебников» 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022г.»1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 5. Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 22.01.2021 № Р – 23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году» 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» на 2023 – 2024 учебный год 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы: - рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018 г. Данная адаптированная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: - Чтение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы\ авт.-сост. З.Ф Малышева. – 17-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019 г. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. Чтение и развитие речи – один из основных учебных предметов в школе, реализующей Адаптированную Основную Общеобразовательную Программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). От того, как школьники овладеют техникой чтения, умением понимать и анализировать прочитанное, во многом зависит успешность всего процесса обучения. В системе школьного образования учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения и входит в общеобразовательную область. Как средство познания действительности чтение и развитие речи обеспечивает разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, гражданскому, нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию, развивает память, воображение, мышление, речь, формирует навыки Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, самостоятельной деятельности. 2. Цель и задачи учебного предмета: Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни. Задачи: Совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей развитие навыков понимания читаемого материала развитие речи учащихся и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме. формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся - чтение и изучение произведений -формировать правильное, беглое, осознанное, выразительное чтение -формировать умение читать про себя простых текстов после предварительного анализа - учить разбирать текст по вопросам -учить выделять тему и идею произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста -учить выделять части текста в соответствии с планом -формировать умение частичного и полного пересказа по данному или коллективно составленному плану - учить читать по ролям -расширение, уточнение и активизация словарного запаса -формировать умение полно отвечать на вопросы по содержанию -учить выделять незнакомые слова, выяснять их значение -учить определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя) 3. Описание места учебного предмета в учебном плане Чтение является учебным предметом образовательной области «Язык и речевая практика». На реализацию программы по чтению в федеральном базисном учебном плане в пятом классе отводится 136 часов, 4 часа в неделю. 4. Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение и развитие речи» Личностные результаты развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т. п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы; понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность её выполнять; способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия; способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы; умение строить сообщения в устной форме; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение формулировать собственное мнение; способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами; умение соблюдать при чтении паузы между предложениями; умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения); способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т. п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям); способность выделять главную мысль произведения; способность участвовать в беседе; умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части; способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам, способность заучивать стихотворения наизусть; способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки. 5. Содержание учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» 5 класс Устное народное творчество Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле. Картины родной природы Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым. О животных Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека. Из прошлого нашего народа Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники). Спешите делать добро Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей. Из произведений зарубежных писателей Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах. Навыки чтения Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного. Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа. Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения. Работа с текстом Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев. Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста. Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации. Выделение в соответствии с данным планом частей текста. Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения. Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов. Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с помощью учителя). Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки. Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения. Основные требования к умениям учащихся 1-й уровень (минимальный) правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам; находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями; отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя); заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося); принимать участие в уроках внеклассного чтения. 2-й уровень (достаточный) правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам; читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно; выражать своё отношение к поступкам героев и событиям; выучить наизусть 8–10 стихотворений; читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя. Обучение построено на принципах: 1) коррекционной направленности в обучении; 2) воспитывающей и развивающей направленности обучения; 3) научности и доступности обучения; 4) систематичности и последовательности в обучении; 5) наглядности в обучении; 6) индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. 6. Тематическое планирование № п/п Разделы программы. Кол-во Характеристика Тема урока часов основных видов деятельности 1 Устное народное творчество 4 Упражнения в чтении Заклички-приговорки Выразительное чтение Потешки Чтение по ролям Пословицы и поговорки Дидактические игры Загадки Иллюстрирование 2 Сказки 17 Сказка «Никита Кожемяка» Упражнения в чтении Сказка «Как наказали медведя» Дидактические игры Сказка «Золотые руки» Чтение по ролям Сказка «Морозко» Работа с иллюстрацией Сказка «Морозко» Разбор текста по вопросам Сказка «Два Мороза» Пересказ текста по плану Сказка «Три дочери» Пересказ текста по предполагаемым Вн.чт. Чукотские сказки вопросам А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Образ мачехи и царевны. Сравнительная характеристика Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» Р/р Подробный пересказ по плану рассказа «Серая Шейка» Виды учебной деятельности Выполнение артикуляционных упражнений. Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Выполнение артикуляционных упражнений. Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста вполголоса. Выборочное чтение по заданию учителя. Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов. Чтение текста вполголоса. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу. Чтение отрывка текста, которому соответствует пословица. 3 Картины родной природы. Лето. Г.Скребицкий «Июль» И.Суриков «Ярко солнце светит…» А.Платонов «Июльская гроза» Описание природы. Поведение детей А.Прокофьев «Березка» Ю Гордиенко «Вот и клонится лето к закату» Урок- обобщение по разделу «Лето» 7 Упражнения в чтении Выразительное чтение Чтение наизусть Ответы на вопросы Разбор текста по вопросам Дидактические игры 4 Картины родной природы. Осень Г.Скребицкий «Сентябрь» И.Соколов-Микитов «Золотая осень» К Бальмонт «Осень» Г.Скребицкий «Добро пожаловать» Г.Скребицкий «Добро пожаловать» В.Астафьев «Осенние грусти» И.Бунин «Первый снег» Вн.чт. Чтение стихов чукотских поэтов об осени Урок- обобщение по разделу «Осень» О друзьях-товарищах Ю. Яковлев «Колючка» Ю. Яковлев «Колючка» Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» Действие героев во имя спасения первоклассника. Оценка их поступков Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) Дружба в понимании Кости Шишкина Вн.чт. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывки) 9 Выполнение артикуляционных упражнений. Прослушивание Упражнения в чтении аудиозаписи чтения литературного произведения. Дидактические игры Передача содержания иллюстраций к Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов. Чтение текста произведению по вопросам вполголоса. Чтение текста цепочкой по Разбор текста по вопросам предложению, по абзацу. Составление плана текста Пересказ текста по плану Пересказ текста по предполагаемым вопросам 14 Выполнение артикуляционных упражнений. Прослушивание Упражнения в чтении аудиозаписи чтения литературного произведения. Дидактические игры Чтение выписанных учителем из текста сложных Работа с иллюстрацией для чтения или понимания слов. Поочередное Разбор текста по вопросам чтение текста в парах. Чтение Составление плана текста Пересказ текста по планутекста цепочкой по предложению, по абзацу. Составление плана к (выборочный, подробный) Пересказ текста по предполагаемым пересказу. вопросам 5 Выполнение артикуляционных упражнений: чистоговорки, скороговорки. Упражнения по развитию выразительности чтения. Прослушивание обучающимися чтения учителем, чтение вполголоса. Чтение по цепочке. Чтение с заданием. Развивать связную речь. Расширять словарный запас. Соблюдение пунктуации. Развивать познавательную деятельность 6 7 В.Медведев «Фосфорический» мальчик» Р/р Краткий пересказ рассказа «Фосфорический» мальчик» Л.Воронкова «Дорогой подарок» Главная мысль рассказа «Дорогой подарок» Р/р Краткий пересказ рассказа «Дорогой подарок» Я.Аким «Твой друг» Урок - обобщение по разделу «О друзьяхтоварищах» Басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» «Щука и Кот» «Квартет» Вн.чт. Басни И.А.Крылова Спешите делать добро Н.Хмелик «Будущий олимпиец» Р/р. Составление характеристики главного героя О. Бондарчук «Слепой домик» В.Осеева «Бабка» Бабушка – лишний человек в доме? Взаимоотношения Борьки и бабушки Бабушкин подарок А.Платонов «Сухой хлеб» А.Платонов «Сухой хлеб» В.Распутин «Люся» (отрывок) Р/р Составление плана рассказа и подробный пересказ В.Брюсов «Труд» Р.Рождественский «Огромное небо» 4 14 Упражнения в чтении Выразительное чтение Чтение по ролям Разбор текста по вопросам Дидактические игры Выполнение артикуляционных упражнений. Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения. Чтение текста вполголоса. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста. Упражнения в чтении Выполнение артикуляционных упражнений. Дидактические игры Прослушивание Работа с иллюстрацией аудиозаписи чтения литературного произведения. Разбор текста по вопросам Чтение ключевых слов текста с построением Составление плана текста предположений о теме или событиях произведения. Пересказ (по плану, частичный,Чтение текста вполголоса. близкий к тексту, выборочный,Беседа с сопровождением выборочного чтения подробный) отрывков текста. Пересказ текста по предполагаемым вопросам 7 8 Урок- обобщение по разделу «Спешите делать добро» Картины родной природы. Зима. Ф.Тютчев «Чародейкою Зимой…» Г.Скребицкий «Декабрь» К.Бальмонт «К зиме» Г.Скребицкий «Всяк по- своему» С.Есенин «Поет зима – аукает…» С.Есенин «Береза» А.Пушкин «Зимняя дорога» Вн.чт. Стихи чукотских поэтов о зиме Урок-обобщение по разделу «Зима» Картины родной природы. Весна. Г.Скребицкий «Март» А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает..» Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» Г.Скребицкий «Весна-красна» Г.Скребицкий «Грачи прилетели» Г.Скребицкий «Заветный кораблик» Г.Скребицкий «В весеннем лесу» А.Толстой «Весенние ручьи» А.Пушкин «Гонимы вешними лучами» А.Блок «Ворона» Е.Серова «Подснежник» И.Соколов-Микитов «Весна» И.Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом» С.Есенин «Черемуха» Я.Аким «Весна, весною, о весне» Вн.чт. Произведения чукотских писателей о весне Урок-обобщение по разделу «Весна» 9 17 Упражнения в чтении Работа с упражнениями по развитию беглости Выразительное чтение чтения. Чтение текста вполголоса. Чтение текста Чтение наизусть цепочкой по предложению, по абзацу Дидактические игры Работа с иллюстрацией Разбор текста по вопросам Составление плана текста Пересказ (по плану, частичный, близкий к тексту, выборочный, подробный) Пересказ текста по предполагаемым вопросам Выполнение артикуляционных упражнений. Прослушивание Упражнения в чтении аудиозаписи чтения литературного произведения Выразительное чтение Чтение стихотворения, расстановка пауз. Чтение Чтение наизусть стихотворения цепочкой, каждый чтец заканчивает Дидактические игры на паузе. Работа с иллюстрацией Разбор текста по вопросам Составление плана текста Пересказ (по плану, частичный, близкий к тексту, выборочный, подробный) 9 О животных Н.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» Н.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» А.Толстой «Желтухин» А.Толстой «Желтухин» К.Паустовский «Кот Ворюга» Б.Житков «Про обезьянку» Б.Житков «Про обезьянку» Э.Асадов «Дачники» Ф.Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны» С.Михалков «Будь человеком» Р/р Сочинение «Мое любимое животное» Урок- обобщение по разделу «О животных». 10 Из прошлого нашего народа 15 О.Тихомиров «Москва собирает войско» О.Тихомиров «Куликовская битва» О.Тихомиров «Слава героям» С.Алексеев «Рассказы о войне 1812 года» Описание Бородинской битвы Р/р Краткий пересказ по данному плану Н.Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») А.Куприн «Белый пудель» (отрывок) А.Куприн «Белый пудель» (отрывок) А.Куприн «Белый пудель» (отрывок) Л.Жариков «Снега, поднимитесь метелью!» Л.Жариков «Снега, поднимитесь метелью!» Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата» Вн.чт. Произведения о ВОВ Урок - обобщение по разделу «Из прошлого нашего народа» Из произведений зарубежных писателей 14 В.Гюго «Гаврош» (отрывки) 11 12 Чтение текста вполголоса. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу. Выразительное чтение Чтение отрывка текста, которому соответствует Упражнения в чтении пословица. Дидактические игры Работа с иллюстрацией Разбор текста по вопросам Деление текста на смысловые части Составление плана текста Пересказ (по плану, частичный, близкий к тексту, выборочный, подробный) Пересказ текста по предполагаемым вопросам Сочинение Выразительное чтение Выполнение артикуляционных упражнений. Упражнения в чтении Прослушивание Дидактические игры аудиозаписи чтения литературного произведения. Работа с иллюстрацией Чтение выписанных учителем из текста сложных Разбор текста по вопросам для чтения или понимания слов. Чтение текста Деление текста на смысловые части вполголоса. Чтение текста Составление плана текста Пересказ (по плану, частичный, близкий к тексту, выборочный, подробный) Пересказ текста по предполагаемым вопросам Упражнения в чтении Дидактические игры Выполнение артикуляционных упражнений. Прослушивание Р/р Составление характеристики героя по плану М.Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок) М.Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок) Характеристика героев Вн.чт. М.Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». «Лесной гном» С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». «Лесной гном» Оценка поступка Нильса Р\р Подробный пересказ отрывков Г.Х.Андерсен «Русалочка» Г.Х.Андерсен «Русалочка» Вн.чт. Сказки Г.Х.Андерсена Урок-обобщение по произведениям зарубежных писателей Работа с иллюстрацией аудиозаписи чтения литературного произведения. Разбор текста по вопросам Выборочное чтение отрывков по заданию учителя. Деление текста на смысловые части Чтение текста вполголоса. Чтение текста цепочкой Составление плана текста по предложению, по абзацу. Пересказ (по плану, частичный,Просмотр видеоряда, отрывки из художественных близкий к тексту, выборочный,фильмов и мультфильмов по теме. Рассматривание подробный) выставки книг, Пересказ текста по предполагаемым Чтение текста литературного произведения вопросам « про себя». Краткий пересказ текстов (выборочно). 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Освоение учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Демонстрационные и печатные пособия: магнитная доска; наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по чтению; демонстрационные карточки: портреты писателей и поэтов. Технические средства обучения: мультимедиа проектор в комплекте с креплением; мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по чтению. Учебно-методическое обеспечение по чтению № Название Автор Издательство Год издания Малышева З.Ф. Просвещение 2020 п\п 1 Чтение 5 класс 2 Развитие речи на уроках Шишкова М.И. Владос литературного чтения в старших классах специальных(коррекционных) образовательных учреждениях 8-го вида Чтение и развитие речи Никитина М.И. КАРО (Коррекционная педагогика) Красильникова О.А. 2013 Формирование текстовой Ильина С.Ю. КАРО деятельности учащихся 5 -9 классов с интеллектуальным недоразвитием Чтение. 2 класс: коррекционно –Рудченко Л.И. Учитель развивающие занятия 2006 6 Литературное чтение и обучение грамоте вБайбородова разновозрастных группах Л.В., Макеева сельской начальной школы С.Г. 2007 7 Русский язык. Литературное чтение: карточки – задания для интегрированных уроков. 2 – 4 классы 3 4 5 АРКТИ Полянина Н.Б. Учитель 2006 2007 2009 8 Внеклассное чтение в 3 классе. Светловская Н.Н. Пособие для учителя Просвещение 1975 9 Уроки чтения в 3 классе Горецкий В.Г., Просвещение Климанова Л.Ф., Кондратьева Д.Ф. и др. 1988 10 Уроки литературного чтения. 3 класс Климанова Л.Ф. Просвещение 2005 11 Уроки по курсу «Литературное чтение». 4 класс Гостимская Е.С.,5 за знания Мишина М.И. 2006 12 Изучение поэтического произведения вШестипалова начальных классах: поурочные разработкиК.П. 13 Литературное чтение. 4 класс: поурочные планы Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс Рудченко Л.И. Учитель 2008 Дорогинина Н.Н.Учитель 2007 Кутявина С.В. ВАКО 2007 Кутявина С.В., ВАКО Гостимская Е.С., Байкова М.И. 2007 Литературное чтение. 2 – 4 классы: внеклассные занятия Литературное чтение. 3 класс: поурочные разработки Дьячкова Г.Т. 2007 Гостимская Е.С.,5 за знания Мишина М.И. 2007 19 Проверочные работы начальных классах вПервова Г.М. 2006 20 Уроки чтения во 2-м классе 21 Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной (интеллектуальными нарушениями)http://fgosovz.herzen.spb.ru/wpcontent/uploads/2014/04/08_ФГОС_УО_1 9.10.2015.pdf/ 14 15 16 17 18 22 по чтению ВЛАДОС Учитель Аркти Горецкий В.Г. Просвещение 2008 1990 Литература: 1. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. И. Шишкова. — М. : Просвещение, 2020. — 200 с. 2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Просвещение, 2004. 3. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. М.: Просвещение, 2002. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Считалки. Заклички - приговорки Потешки. Пословицы и поговорки Загадки Сказка «Никита Кожемяка» Сказка «Как наказали медведя» Сказка «Золотые руки» Сказка «Морозко» Сказка «Морозко» Сказка «Два Мороза» Сказка «Три дочери» Вн.чт. Чукотские сказки А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Образ мачехи и царевны. Сравнительная характеристика Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Обобщение по разделу «Устное народное творчество» Г. Скребицкий «Июнь» И. Суриков «Ярко солнце светит…» А. Платонов «Июльская гроза» Описание природы. Поведение детей. А. Прокофьев «Березка» Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата План Факт, причина изменения . 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 Обобщение по разделу «Лето» Г. Скребицкий «Сентябрь» И. Соколов-Микитов «Золотая осень» К. Бальмонт «Осень» Г. Скребицкий «Добро пожаловать» Г. Скребицкий «Добро пожаловать» В. Астафьев «Осенние грусти» И. Бунин «Первый снег» Вн.чт. Чтение стихов чукотских поэтов об осени Обобщение по разделу «Осень» Ю. Яковлев «Колючка» Ю. Яковлев «Колючка» Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» Действия героев во имя спасения первоклассника. Оценка их поступков Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) Дружба в понимании Кости Шишкина Вн.чт. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывки) В. Медведев «Фосфорический» мальчик» Р/р Краткий пересказ рассказа «Фосфорический» мальчик» Л. Воронкова «Дорогой подарок» Главная мысль рассказа «Дорогой подарок» Р/р Краткий пересказ рассказа «Дорогой подарок» Я. Аким «Твой друг» Обобщение по разделу «О друзьях-товарищах». И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» Басня «Щука и Кот» Басня «Квартет» Вн. чт. Басни И.А. Крылова Н. Хмелик «Будущий олимпиец» Р/р. Составление характеристики главного героя О. Бондарчук «Слепой домик» В. Осеева «Бабка» Бабушка – лишний человек в доме? Взаимоотношения Борьки и бабушки Бабушкин подарок А. Платонов «Сухой хлеб» А. Платонов «Сухой хлеб» В. Распутин «Люся» (отрывок) Р/р. Составление плана и подробный пересказ отрывка В. Брюсов «Труд» Р. Рождественский «Огромное небо» Обобщение по разделу «Спешите делать добро» Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Г. Скребицкий «Декабрь» К. Бальмонт «К зиме» Г. Скребицкий «Всяк по- своему» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 С. Есенин «Поет зима – аукает…» С. Есенин «Береза» А. Пушкин «Зимняя дорога» Вн. чт. Стихи чукотских поэтов о зиме Обобщение по разделу «Зима» Г. Скребицкий «Март» А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» Г. Скребицкий «Весна-красна» Г. Скребицкий «Грачи прилетели» Г. Скребицкий «Заветный кораблик» Г. Скребицкий «В весеннем лесу» А. Толстой «Весенние ручьи» А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» А. Блок «Ворона» Е. Серова «Подснежник» И. Соколов-Микитов «Весна» И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом» С. Есенин «Черемуха» Я. Аким «Весна, весною, о весне» Вн. чт. Произведения чукотских писателей о весне Обобщение по разделу «Весна» Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» А. Толстой «Желтухин» А. Толстой «Желтухин» К. Паустовский «Кот Ворюга» Б. Житков «Про обезьянку» Б. Житков «Про обезьянку» Э. Асадов «Дачники» Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны» С. Михалков «Будь человеком» Р/р Сочинение «Мое любимое животное» Урок - обобщение по разделу «О животных» О. Тихомиров «Москва собирает войско» О. Тихомиров «Куликовская битва» 1 1 1 1 1 1 1 1 О. Тихомиров «Слава героям» С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года» Описание Бородинской битвы Р/р. Краткий пересказ по данному плану Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) Л.Жариков «Снега, поднимитесь метелью!» Л.Жариков «Снега, поднимитесь метелью!» Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата» Вн.чт. Произведения о ВОВ (на выбор) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 122 Обобщение по разделу «Из прошлого нашего 1 народа» 123 В.Гюго «Гаврош» (отрывки) 1 124 Р/р Составление характеристики героя по плану. 1 125 М.Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок) 1 126 М.Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок) 1 127 Характеристика героев 1 128 Вн.чт. М.Твен «Приключения Тома Сойера» 1 (отрывки) 129 С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими 1 гусями». «Лесной гном» 130 С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими 1 гусями». «Лесной гном» 131 Оценка поступка Нильса 1 132 Р\р Подробный пересказ отрывков 1 133 Г.Х.Андерсен «Русалочка» 1 134 Г.Х.Андерсен «Русалочка» 1 135 Вн.чт. Сказки Г.Х.Андерсена 1 136 Обобщение по произведениям зарубежных 1 писателей 2. Инструментарий для оценивания результатов К концу обучения в 5 классе учащиеся должны уметь: минимальный уровень достаточный уровень правильно читать вслух доступный текст правильно читать доступный текст вслух целыми словами и по слогам; целыми словами, в трудных случаях по слогам; читая про себя отрывки проанализированного читать про себя, выполняя аналитические текста, связанные с определёнными задания к тексту; событиями; отвечать на вопросы учителя; отвечать на вопросы по предметному пересказывать текст по плану с помощью содержанию текста (с помощью учителя); учителя, используя опорные слова, а несложные читать стихотворения наизусть (объём текста спо содержанию тексты - самостоятельно; учётом учебных возможностей учащегося); выражать своё отношение к поступкам героев и принимать участие в уроках внеклассного событиям; чтения читать наизусть 8-10 стихотворений; Критерии оценки знаний по чтению и развитию речи При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):5 класс- 45-60 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на част и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении главной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста. Чтение наизусть Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения 2. Соблюдение пауз 3. Правильный выбор темпа 4. Соблюдение нужной интонации 5. Безошибочное чтение Оценка "5" - выполнены правильно все требования Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова 2. Подбирать правильную интонацию 3. Читать безошибочно 4. Читать выразительно Оценка "5" - выполнены все требования Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям Пересказ Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Чтение» проводится в 5 этапа: 1 этап – сентябрь (первичная диагностика) 2 этап – октябрь(промежуточная диагностика) 3 этап - декабрь (промежуточная диагностика) 4 этап – март (промежуточная диагностика) 5 этап - май (итоговая диагностика) Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 4 этапа: 1 этап – сентябрь (первичная диагностика) 2 этап – октябрь(промежуточная диагностика) 3 этап - декабрь (промежуточная диагностика) 4 этап – март (промежуточная диагностика) 5 этап - май (итоговая диагностика) Сформированность базовых учебных действий оценивается по следующим критериям: 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнять его самостоятельно; 3 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации. 3. Тексты для проверки техники чтения Входная диагностика В порт входил белый красавец корабль. На нём плыли туристы. Они толпились на палубе. Один турист сильно наклонился и упал за борт. Все закричали: «Человек за бортом!» У штурмана корабля был пёс по кличке Кент. Он прыгнул в море, подплыл к человеку и схватил его за воротник. Турист был спасён. -О чем этот рассказ? -Как звали пса? Перескажи рассказ 1-я четверть Л. Толстой КОРОВА И КОЗЁЛ Сказка У старухи были корова и козёл. Корова и козёл вместе ходили в стадо. Корова всё ворочалась, когда её доили. Старуха вынесла хлеба с солью, дала корове и приговаривала: «Да стой же, матушка; на, на; ещё вынесу, только стой смирно». На другой вечер козёл вперёд коровы вернулся с поля, расставил ноги и стал перед старухой. Старуха замахнулась на него полотенцем, но козёл стоял, не шевелился. Он помнил, что старуха обещала хлеба корове, чтобы стояла смирно. Старуха видит, что козёл не пронимается, взяла палку и прибила его. Когда козёл отошёл, старуха опять стала кормить корову хлебом и уговаривать её. «Нет в людях правды! — подумал козёл. — Я смирнее её стоял, а меня прибили». Он отошёл к сторонке, разбежался, ударил в подойник, разлил молоко и зашиб старуху. 1. Кто прав в этой сказке? 2. Как ты понимаешь выражение: Старуха видит, что козёл не пронимается? 3. Пересказ своими словами 2-я четверть ЧУК И ГЕК По А. Гайдару (Отрывок) На следующий день было решено готовить к Новому году ёлку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! ...Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов... Теперь дело было за ёлкой. Сторож стал на лыжи и ушёл в лес. Через полчаса он вернулся. Ладно. Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, но зато такой ёлки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таёжная красавица — высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звёздочки. 1. Расскажи, как шла подготовка к Новому году. 2. Каким словом можно заменить слово мастерить в выражении «мастерить игрушки»? 3. Перескажи текст. 3-я четверть С. Михалков ОСЁЛ И БОБР Росло посреди полянки молодое, красивое деревцо. Бежал через полянку Осёл, зазевался и налетел на это деревцо. Обозлился Осёл. Пошёл к реке, позвал Бобра: — Бобр! Знаешь полянку, на которой одно деревцо растёт? — Как не знать. — Свали, Бобр, это деревцо! У тебя зубы острые... — Это ещё зачем? — Да я об него лоб расшиб! — Куда ж ты смотрел? Жалко валить. Оно полянку украшает. — А мне бегать мешает. Свали, Бобр, деревцо! — Не хочу. — Что тебе, трудно, что ли? — Не трудно, но не стану. — Почему? — А потому, что, если я его свалю, ты на пенёк налетишь. — А ты пенёк выкорчуй! — Пенёк выкорчую, ты в яму свалишься — ноги переломаешь. — Почему? — Потому, что ты Осёл! — сказал Бобр. 1. Можешь ли подобрать другое название к тексту? 2. Прочитай выразительно, в лицах. 3. Пересказ своими словами 4-я четверть Э. Гофман ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ (Отрывок) Мари не отходила от стола с подарками. — Ах! — воскликнула наконец Мари. — Для кого этот хорошенький человек, что стоит под самой ёлкой? — Он, — ответил отец, — будет усердно трудиться для всех нас: его дело — аккуратно разгрызать твёрдые орехи. С этими словами отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и — щёлк — человек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко. Теперь уже все — и Мари тоже — поняли, что нарядный человек вёл свой род от Щелкунчиков и продолжал профессию предков. Мари громко воскликнула от радости, а отец сказал: — Раз тебе, милая Мари, Щелкунчик пришёлся по вкусу, так ты уж сама и заботься о нём, и береги его. 1. 2. Как ты понимаешь выражение « человек вёл свой род от Щелкунчиков»? Подбери заголовок, перескажи текст. 4. Виды и формы промежуточного и итогового контроля Промежуточный контроль Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика 5 класса. Контроль осуществляется после изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут. Итоговый контроль В начале учебного года, в конце четверти проводится проверка техники чтения.