Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» (протокол от 15.05.2023 г. № 5) УТВЕРЖДЕН приказом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от 16.05.2023 г. № 33 - ОД Положение об адаптированных рабочих программах в МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об адаптированных рабочих программах (далее – Положение) регулирует структуру, порядок разработки, оформления, утверждения и хранения адаптированных рабочих программ учебных предметов, учебных модулей и учебных курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» (далее – школа), разрабатываемых в соответствии с федеральными образовательными программами начального общего, основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 1.2. Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 1.3. Адаптированная рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля (далее – рабочая программа) – часть адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП) соответствующего уровня общего образования, входящая в ее содержательный раздел. 1.4. Адаптированная рабочая программа является служебным произведением. Исключительное право на нее принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. 1.5. Адаптированная рабочая программа разрабатывается педагогом на учебный год или на учебный период. 2. Структура рабочей программы 2.1. Структура рабочей программы определяется Положением с учетом требований ФАООП, локальных нормативных актов школы. 2.2. Обязательные компоненты адаптированной рабочей программы: содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании – указывается в тематическом планировании рабочих программ, разрабатываемых в соответствии с ФАООП. 2.3. Пояснительная записка содержит информацию: 2.3.1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная адаптированная рабочая программа. 2.3.2. Сведения о программах, на основании которых разработана адаптированная рабочая программа: примерная программа по предмету, рабочая программа авторов – разработчиков с указанием выходных данных. 2.4. Раздел, посвященный результатам освоения учебного предмета, курса, конкретизирует соответствующий раздел пояснительной записки АООП соответствующего уровня общего образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения обучающимися. В разделе кратко фиксируются: - требования к личностным и предметным результатам; - виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата; - система оценки достижения планируемых результатов (возможно приложение оценочных материалов). 2.5. Раздел, посвященный содержанию учебного предмета, курса, модуля включает: - краткую характеристику содержания предмета, модуля или курса по каждому тематическому разделу с учетом требований ФАООП; - ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если актуально). 2.6. Раздел, посвященный тематическому планированию, оформляется в виде таблицы, состоящей из следующих граф: - перечень тем, планируемых для освоения обучающимися; - количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы; - информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы. 2.7. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов можно использовать материалы из ФГИС «Моя школа» и перечня, утвержденного приказом Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653. 2.8. Адаптированные рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания. Чтобы это отразить автор адаптированной рабочей программы вправе выбрать один или несколько предложенных вариантов: - добавить абзац в пояснительную записку адаптированной рабочей программы – если она оформляется; - оформить аналитическую справку о том, как учли в адаптированной рабочей программе рабочую программу воспитания, в виде приложения к рабочей программе предмета, курса, модуля; - указать информацию об учете рабочей программы воспитания в первом разделе адаптированной рабочей программы предмета, курса или модуля – после каждой описанной темы или отдельным блоком; - включить информацию об учете адаптированной рабочей программы воспитания в тематическое планирование – добавить графу и указать в ней воспитательное мероприятие, которое запланировали на уроке или в рамках внеурочной деятельности. 3. Порядок разработки и утверждения адаптированной рабочей программы 3.1. Адаптированная рабочая программа разрабатывается педагогическим работником в соответствии с его компетенцией. 3.2. Педагогический работник выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода, на который разрабатывается адаптированная рабочая программа: - адаптированная рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год; - адаптированная рабочая программа разрабатывается на период реализации АООП; - рабочая программа разрабатывается на срок освоения дисциплины (предмета, модуля, курса) учебного плана или курса внеурочной деятельности. 3.3. Педагогический работник обязан представить адаптированную рабочую программу на заседании методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения/неодобрения адаптированной рабочей программы. 3.4. Адаптированная рабочая программа утверждается в составе содержательного раздела АООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы. 4. Оформление и хранение рабочей программы 4.1. Адаптированная рабочая программа оформляется в электронном варианте. 4.2. Текст рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-3 см. Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не предусматривается автором адаптированной рабочей программы. Адаптированная рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы. Страницы адаптированной рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется. 4.3. Разработчик адаптированной рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта школы, в которой указывает: - название адаптированной рабочей программы; - краткую характеристику программы; - срок, на который разработана адаптированная рабочая программа; - список приложений к адаптированной рабочей программе. 5. Порядок внесения изменений в адаптированную рабочую программу 5.1. В случае необходимости корректировки адаптированных рабочих программ директор школы издает приказ о внесении изменений в АООП соответствующего уровня общего образования в части корректировки содержания адаптированных рабочих программ. 5.2. Корректировка адаптированных рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленными в приказе директора школы о внесении изменений в АООП соответствующего уровня общего образования. Приложение 1 Обязательные элементы титульного листа адаптированной рабочей программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») Полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией) «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «_____» _______2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «___» _____2023 г. № Грифы утверждения, согласования и рассмотрения программы АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку Название учебного предмета, для изучения которого написана программа Указание ступени, класса, где реализуется программа «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол от « » августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников _______Л.П. Резникова основное общее образование, 5 класс Составитель программы: Фамилия, имя и ФИО, отчество разработчика учитель русского языка и чтения программы ГО Эгвекинот 2023 год Название населенного пункта Год разработки программы Приложение 2 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета «_______________» № п/п Тема урока Количество часов Контрольные, практические работы Основные виды учебной деятельности Календарно – тематическое планирование № урока Дата проведения Содержание (тема) урока Количество часов Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса Основная и дополнительная учебная литература Наглядный материал Оборудование и приборы Электронные информационные источники учебники и учебные пособия рабочие тетради сборники упражнений и задач сборники тестов, практических работ, контрольных заданий справочные пособия, словари, энциклопедии альбомы, иллюстрации атласы, карты портреты известных людей тематические таблицы и схемы счетные и измерительные приборы проектор компьютер мультимедийный проектор и пр. интернет - ресурсы электронная библиотека мультимедийные обучающие программы