Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» (протокол от 10.03.2023 г. № 4) УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от 11.03.2023 г. № 23 –ОД Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам в МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» I. Общие положения 1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ш – И поселка Эгвекинот» (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», уставом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» (далее — школа). 1.2. Положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и детей-инвалидов. 1.3. Положение является обязательным к исполнению для всех работников структурных подразделений школы, осуществляющих деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам. 1.4. Образовательная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации. 1.5. Школа в целях доступности получения дополнительного образования обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам обеспечивает создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися, с учетом особенностей их психофизического развития. 1.6. Школа, осуществляющая образовательную деятельность, должна создавать специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида. Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 1.7. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детяминвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также при необходимости услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. 1.8. Учебные материалы могут быть предоставлены в электронном и (или) печатном виде с учетом особых потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детей-инвалидов. 2. Формирование и утверждение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ 2.1. В школе реализуются адаптированные дополнительные общеобразовательные программы следующих направленностей: физкультурно-спортивной, художественной, социально-гуманитарной. 2.2. Требования к структуре адаптированных дополнительных общеобразовательных программ 2.2.1. Содержание адаптированных дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной школой. Структура адаптированных дополнительных общеобразовательных программ должна включать: а) титульный лист: наименование школы; где, когда и кем утверждена адаптированная дополнительная общеобразовательная программа; название адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, которая отражает ее содержание и направленность; возраст детей, на которых рассчитана данная программа; срок реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы; Ф. И. О., должность автора (авторов) адаптированной дополнительной общеобразовательной программы; год разработки адаптированной дополнительной общеобразовательной программы. Титульный лист оформляется по форме, которую приводит Минобрнауки в приложении 1 к письму от 18.11.2015 № 09-3242; б) пояснительную записку: общая характеристика адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, которая отражает актуальность и новизну, цели и задачи, уровень сложности, направленность, категорию обучающихся, объем и срок освоения адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, форму обучения, отличительные особенности (при наличии), условия реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, планируемые результаты; в) содержание адаптированной дополнительной общеобразовательной программы: 2 учебный план, который составлен по форме, указанной в приложении 2 письмаМинобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. План может быть составлен на весь период освоения адаптированной дополнительной общеобразовательной программы или на учебный год, если срок реализации программы составляет более двух лет. В плане должны быть прописаны: перечень, трудоемкость и содержание видов учебной деятельности обучающихся, формы аттестации; календарный учебный график, который составлен по форме, указанной в приложении 3 письма Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. График должен содержать: месяц, число и время проведения занятия, форму проведения занятия, количество часов, тему занятия, место проведения и форму контроля. Также в содержание адаптированной дополнительной общеобразовательной программы в зависимости от ее назначения могут входить рабочие программы курсов, дисциплин или иных компонентов, и при наличии условий, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения, — индивидуальные учебные планы; г) организационно-педагогические условия: материально-технические: помещение, учебное оборудование; учебно-методические: наглядные пособия, учебные средства, расходные материалы; д) оценку качества освоения образовательной программы: формы текущего контроля, формы промежуточной и итоговой аттестации (при наличии), примерный перечень контрольных вопросов, критерии оценки, зачета/незачета, иные компоненты. 2.3. Разработка и согласование адаптированных дополнительных общеобразовательных программ 2.3.1. Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы формируют педагоги дополнительного образования, назначенные приказом директора школы. При необходимости к разработке привлекается методист школы. 2.3.2. Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом пожеланий обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и детей-инвалидов при формировании адаптированной дополнительной общеобразовательной программы учитываются особенности их психофизического развития. 2.3.3. Разработанный проект адаптированной дополнительной общеобразовательной программы предоставляется на экспертизу и согласование руководителю структурного подразделения, который заведует образовательной деятельностью по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам (далее — руководитель структурного подразделения). Проект образовательной программы, сформированной для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и детей-инвалидов, дополнительно предоставляется на согласование психолого-педагогическому консилиуму. На последней стадии согласования проект адаптированной дополнительной общеобразовательной программы предоставляется на рассмотрение педагогическому совету школы. 2.4. Утверждение и пересмотр адаптированных дополнительных общеобразовательных программ 2.4.1. Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы утверждает директор школы приказом. 2.4.2. Утвержденные адаптированные дополнительные общеобразовательные программы размещаются на информационном стенде и официальном сайте школы. 2.4.3. Оригинал утвержденной адаптированной дополнительной общеобразовательной программы хранится в структурном подразделении, копии — у педагогов дополнительного образования и руководителя структурного подразделения. 3 2.4.4. Ответственные работники обязаны ежегодно и по мере необходимости обновлять адаптированные дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы. 3. Прием на обучение и отчисление обучающихся 3.1. К освоению адаптированных дополнительных общеобразовательных программ допускаются обучающиеся школы в возрасте от 8 до 18 лет без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой дополнительной общеобразовательной программы. При наличии свободных мест к обучению допускаются обучающиеся из других общеобразовательных организаций. 3.2. Прием на обучение 3.2.1. Прием обучающихся и их обучение осуществляется по мере комплектования групп в течение календарного года, включая каникулярное время. 3.2.2. Информация о сроках приема документов размещается на информационном стенде и официальном сайте школы. Набор обучающихся объявляется только при наличии утвержденной адаптированной дополнительной общеобразовательной программы. 3.2.3. Зачисление обучающихся на обучение осуществляется приказом директора школы. 3.3. Отчисление 3.3.1. Отчисление обучающихся производится: а) в связи с получением образования (завершением обучения); б) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность; в) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе: в случае ликвидации школы или структурного подразделения; при аннулировании или приостановлении действия лицензии на образовательную деятельность; в связи со смертью обучающегося. 3.3.2. Отчисление обучающихся оформляется приказом директора школы. 3.4. Восстановление обучающихся на обучение не проводится. 4. Организация образовательного процесса 4.1. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий и утвержденной адаптированной дополнительной общеобразовательной программой. 4.2. Предоставление образовательных услуг по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Обучающиеся школы осваивают адаптированные дополнительные общеобразовательные программы без отрыва от обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе. 4.3. Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы реализуются школой самостоятельно. 4.4. Обучение осуществляется очно, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ) и электронного обучения (далее — ЭО), если это позволяет реализуемая адаптированная дополнительная общеобразовательная программа. 4.5. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с учебным планом. Образовательный процесс может осуществляться в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (далее — объединения), а также индивидуально. 4 Если требуется организовать ускоренное обучение, обучение в заочной, очно-заочной формах (если такие формы — исключение, а не общее правило), на дому, в медицинской организации или провести занятия, требующие индивидуальной формы проведения, образовательная деятельность осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами (далее — ИПУ). Порядок обучения по ИПУ определяется локальным актом школы. 4.6. Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 4.7. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности адаптированной дополнительной общеобразовательной программы. Каждый обучающийся вправе заниматься в нескольких объединениях и переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. 4.8. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей обучающихся. 4.9. В работе объединений при наличии условий и согласия педагога дополнительного образования могут участвовать совместно с обучающимися их родители (законные представители). 4.10. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 4.11. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ возможно проведение массовых мероприятий, создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и их родителей (законных представителей). 4.12. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, круглые столы, мастерклассы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, выездные занятия, консультации, выполнение итоговой аттестационной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. 4.13. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается в соответствии с нормами СанПиН 1.2.3685-21. 5. Особенности организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 5.1. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее — ЭО и ДОТ) в школе обеспечиваются условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и гарантирующей освоение обучающимися адаптированных дополнительных общеобразовательных программ в полном объеме. 5.2. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ объем образовательной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и учебных занятий с применением ЭО и ДОТ определяется в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов. 5.3. Необходимым условием реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ является наличие электронной информационно-образовательной среды школы, которая обеспечивает: 5 - предоставление всех необходимых сервисов для организации структурного подразделения централизованного автоматизированного управления обучением; - быстрое и эффективное размещение учебного контента, его персонализацию ивозможность многократного использования; - единую платформу для решения всех учебных задач в соответствии ссовременными стандартами в сфере ЭО и ДОТ; - широкое взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. 5.4. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ с использованием ЭО и ДОТ материально- техническая база включает в себя: техническую и административную инфраструктуру, платформу для структурированного и интерактивного обучения, опирающегося на синхронное и асинхронное взаимодействие между группой и педагогическим составом; - компьютерные классы; - приемные станции, в том числе сети Интернет со скоростью не менее100 Мб/с; подключение к глобальной, национальной, региональной, локальной и (или)корпоративной компьютерной сети; - электронный архив учебного материала; - электронную библиотеку и видеотеку учебных дисциплин; - офисное оборудование. 5.5. Требования к техническому оснащению рабочего места обучающегося и педагогического работника: - персональный компьютер с доступом к сети Интернет: операционная система не ниже Windows 7 и программное обеспечение — DirectX, Adobe Flash Player, Microsoft Explorer; - компьютерная периферия: веб-камера, микрофон, наушники и (или)аудиоколонки; - доступ к системе дистанционного обучения по индивидуальному логину ипаролю. 5.6. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ местом осуществления образовательной деятельности является местонахождение школы, независимо от местонахождения обучающихся. 6. Аттестация 6.1. Освоение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ завершается аттестацией обучающихся. Формы аттестации определяются адаптированной дополнительной общеобразовательной программой. Возможные формы аттестации: тестирование, контрольная работа, письменная работа, устный опрос, защита реферата, зачет, выполнение проекта или творческой работы, выставка. 6.2. Аттестация проводится аттестационной комиссией, назначаемой приказом директора школы, педагогическим работником, осуществляющим обучение. 6.3. Результаты аттестации в любой из форм определяются оценками «аттестован», «не аттестован». 7. Мониторинг образовательной деятельности 7.1. Мониторинг образовательной деятельности по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам проводится с целью систематического стандартизированного наблюдения за условиями и результатами реализации образовательных программ школы. 7.2. Мониторинг осуществляется с использованием: - реестра адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в текущем календарном году; - сведений о реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ в истекшем полугодии. 7.3. Сводные данные мониторинга за истекший календарный год подлежат размещению на официальном сайте школы. 6 7.4. Оценка соответствия образовательной деятельности проводится директором школы и его заместителем по УВР. 7