Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» (протокол от 10.03.2023 г. № 4) УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от 11.03.2023 г. № 23 –ОД Положение об организации и осуществлении внеурочной деятельности в МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» I. Общие положения 1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении внеурочной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ш – И поселка Эгвекинот» (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», уставом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» (далее — школа). 1.2. Настоящее положение об организации и осуществлении внеурочной деятельности в МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» регламентирует условия реализации внеурочной деятельности, порядок формирования плана и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, организации краткосрочных мероприятий, а также устанавливает порядок участия в промежуточной аттестации обучающихся начального и основного общего образования в рамках внеурочной деятельности. II. Условия реализации внеурочной деятельности 2.1. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает: свои особенности – условия функционирования, тип, особенности контингента, кадровый состав; результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, их психолого – педагогические характеристики, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды школы, национальные и культурные особенности региона, муниципалитета. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители (законные представители) как законные участники образовательных отношений. 2.2. Внеурочная деятельность организуется по направлениям: 2.2.1. Спортивно - оздоровительная деятельность Наименование Цель «Основы самопознания» развитие физической активности, формирование представлений обучающихся «Движение есть жизнь!» о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Форма организации факультатив, лаборатория здоровья спортивная студия, учебный курс физической културы 2.2.2. Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся формах в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. Цель данной деятельности расширение знаний обучающихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к "малой Родине". Возможные темы проектов: Наименование «История родного края» Цель Форма организации развитие общей культуры факультативный курс обучающихся; расширение знаний об краеведения истории письменности (от кириллицы до современного языка, от пергамента, берестяных грамот и первых книг до современных электронных книг); углубление их интереса к истории становления культуры, к самостоятельной познавательной и проектной деятельности. творческие проекты "Достопримечательности родного края". "История письменности в России: от Древней Руси до современности" выполнение и защита минипроектов, связанных с темой, например: "На чем писали в Древней Руси", "Берестяные грамоты и современные смссообщения: в чем сходство и различия", "Первый русский букварь", "Русские летописи". "Экологический поиск: углубление знаний и представлений о исследование качества воды в сочетании химического и водоемах родного края". биологического состава и физических свойств воды, формирование исследовательских умений в процессе экспериментальной работы по изучению качества воды, развитие познавательной активности и интереса в процессе исследовательской работы, воспитание экологической культуры, эстетического и нравственного отношения к природным объектам, ответственного отношения к природе. экологическая лаборатория; исследовательские проекты. 2 2.2.3. Коммуникативная деятельность направлена на функциональной коммуникативной грамотности, культуры общения. совершенствование Наименование Цель "Создаем классный развитие языковой и литературный журнал". коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; развитие способности работать в команде. "Дети Маугли: нужно ли человеку общаться с другими людьми" "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю" Форма организации творческая студия "Создаем классный литературный журнал", создание ежеквартального журнала класса, сбор литературного материала, конструирование структуры, формы организации и оформления журнала. расширение знаний о дискуссионный клуб важности для жизни и развития человека речевого общения с другими людьми; формирование коммуникативной культуры диалога, правил ведения дискуссии. совершенствование учебный курс в форме читательской грамотности факультатива; лаборатория обучающихся, формирование текстов (система текстовой деятельности с практических занятий) необычными формами представления информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий; объявления и реклама); давать необычные тексты 2.2.4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. Наименование «Рукотворный мир» «Ритмика» Цель расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности. формирование движений, Форма организации творческие мастерские ("Природа и творчество", "Куклы своими руками", "Юные художники"); выставки творческих работ. студия ритмики и пластики, 3 свойственных ритмике; конкурс пластических развитие культуры движений образов, постановка под музыку; способность к концертных номеров. импровизации и творчеству. "Школьный театр расширение представлений о театральная студия, "Путешествие в сказку" театральном творчестве, спектакли по мотивам сказок формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности «Выразительное чтение» расширение знаний о литературный клуб, литературно-художественном творческая студия творчестве, развитие навыка выразительного чтения произведений поэзии и прозы; воспитание литературного вкуса, интереса к художественной литературе разных жанров "Искусство иллюстрации" развитие у обучающихся творческая мастерская творческих способностей, иллюстраций к книге; интереса к изобразительной конкурсы рисунков; выставки деятельности, желания работ участников передавать свое отношение к художественным произведениям средствами книжной иллюстрации "В мире музыкальных расширение музыкального музыкальный салон; звуков" кругозора, знаний концертные программы, обучающихся о музыкальном хоровая студия, студия творчестве, произведениях народных инструментов народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы 2.2.5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. Наименование Цель "Моя информационная знакомство с миром культура" современных технических устройств и культурой их использования Форма организации система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смарт-часов, 4 наушников, технических устройств Марафоны знаний расширение и уточнение дискуссионный клуб, Возможные темы марафонов: знаний об особо охраняемых мероприятия-соревнования "Заповедники России". территориях в России, истории возникновения заповедников и заказников; воспитание отношения к природе как к ценности; развитие способности работать в условиях командных соревнований "Я путешественник расширение знаний и игры-путешествия, видео(Путешествуем по России, представлений о экскурсии соревновательной миру)" географических объектах, направленности формирование умений понимать информацию, представленную на географической карте; развитие навыков работы в условиях командных соревнований 2.2.6. "Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда педагогический работник непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Наименование Учение с увлечением!". "Читаю в поисках смысла". Цель Форма организации развитие читательской учебный курс-факультатив; грамотности обучающихся, учебная лаборатория поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с овладением чтением как предметным результатом "Легко ли писать без развитие письменной речи учебный курс - факультатив ошибок?" обучающихся, поддержка по разделу "Орфография"; обучающихся, учебная лаборатория. испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с правописанием 2.2.7. Реабилитационная (абилитационная) деятельность направлена на преодоление ограничений жизнедеятельности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. 2.2.8. Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту. 2.3. Содержание и виды деятельности обучающихся по всем направлениям плана адаптируется с учетом их особенностей и особых образовательных потребностей, реализуются в доступной для обучающихся с умственной отсталостью форме. 2.4. В организации внеурочной деятельности задействованы все педагогические работники школы (учителя, социальный педагог, педагог – психолог, воспитатели). Координирующую роль в организации внеурочной деятельности осуществляет директор школы и его заместитель по учебно – воспитательной работе. 5 2.5. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочных; выбор формы внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: 2.5.1. целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; 2.5.2.преобладание практико – ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); 2.5.3. учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеурочной деятельности; 2.5.4. использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. . 2.6. Внеурочная деятельность реализуется школой как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ, привлекая ресурсы организаций дополнительного образования, культуры и спорта и других партнеров. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении школы, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. 2.7. При организации внеурочной деятельности обучающихся в школе используются учебные кабинеты, общешкольные помещения, возможности структурного подразделения дополнительного образования детей школы. 2.8. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности школа использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта, других сетевых партнеров, привлекает родительскую общественность. 2.9. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул на уровне основного общего образования. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в формах занятий в лагере с дневным пребыванием на базе школы, в туристических походах, экспедициях, поездках и др. 2.10. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности, в том числе по направлениям: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. 2.11. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются в соответствии с правилами, установленными Положением о рабочей программе. III. Порядок разработки и утверждения плана внеурочной деятельности 3.1. План внеурочной деятельности (далее – план) является основным организационным механизмом реализации адаптированных основных образовательных программ начального общего, основного общего образования. План определяет состав и структуру направлений, формы организации и объем внеурочной деятельности. 3.2. На внеурочную деятельность в плане отводится: (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет в течение 9 учебных лет не более 3 050 часов. 3.3. Внеурочная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей. 3.4. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». 3.5. План должен включать состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. План составляется в форме таблицы. План должен включать: пояснительную записку к плану; планируемые результаты; недельный план внеурочной деятельности. 6 3.6. План составляет заместитель директора по воспитательной работе отдельно для каждого уровня общего образования. План формируется на нормативный срок освоения основной образовательной программы. При формировании плана обязательно учитываются: 3.6.1. возможности школы и запланированные результаты адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 3.6.2. индивидуальные особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся, запросы родителей (законных представителей); 3.6.3. предложения педагогических работников и содержание планов классных руководителей, перечень образовательных событий, рекомендованных Минпросвещения. 3.7. Проект плана подлежит согласованию с педагогическим советом школы и утверждению в составе адаптированных основных общеобразовательных программ общего образования. 3.8. В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации могут реализовываться различные модели плана внеурочной деятельности: 3.8.1. модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности; 3.8.2. модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы; 3.8.3. модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. 3.9. План подлежит ежегодному обновлению в целях учета интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Для этого во втором полугодии текущего года изучаются запросы участников образовательных отношений. Педагогические работники анализируют потребности обучающихся с помощью диагностики познавательной активности, классные руководители проводят родительские собрания. IV. Порядок формирования и утверждения рабочих программ курсов внеурочной деятельности 4.1. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (далее – программы курса) разрабатывает каждый педагогический работник самостоятельно в соответствии с уровнем своей квалификации и авторским видением курса. При необходимости к разработке приказом директора школы привлекается методист и заместитель директора по учебно - воспитательной работе и иные педагогические работники. 4.2. Структура программы курса должна содержать для обучающихся, осваивающих АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): 4.2.1. содержание курса внеурочной деятельности; 4.2.2. планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности; 4.2.3. тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности формируются с учетом рабочей программы воспитания. 7 4.3. Рабочие программы курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения АООП общего образования и с учетом особенностей психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и требований ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствующих федеральных адаптированных образовательных программ. 4.4. Рабочая программа курса составляется педагогическим работником в соответствии с правилами, установленными Положением о рабочей программе. 4.5. Срок действия и объем нагрузки прописываются в рабочей программе с учетом содержания плана внеурочной деятельности. 4.6. Разработанный проект рабочей программы курса представляется на проверку и предварительное согласование заместителю директора по воспитательной работе. 4.7. После предварительного согласования проект программы курса подлежит согласованию и утверждению в составе основных образовательных программ общего образования. 4.8. Выполнение программы курса обеспечивает педагогический работник, осуществляющий реализацию этой программы. Контроль выполнения программы курса осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. V. Порядок организации разовых и краткосрочных мероприятий внеурочной деятельности 5.1. Разовые и краткосрочные мероприятия организуют и реализуют педагогические работники, назначенные приказом директора школы. 5.2. Срок реализации и объем мероприятия прописывается ответственным педагогическим работником в плане (сценарии) мероприятия в соответствии с содержанием плана внеурочной деятельности. 5.3. Педагогический работник составляет план (сценарий) мероприятия внеурочной деятельности в свободной форме. Содержание мероприятия внеурочной деятельности педагогический работник прописывает в соответствии с запланированными результатами основных образовательных программ общего образования. 5.4. Контроль реализации мероприятий осуществляет заместитель директора по учебно - воспитательной работе. VI.Порядок участия во внеурочной деятельности 6.1. Участие во внеурочной деятельности является обязательным для всех обучающихся начального общего, основного общего образования. 6.2. Для проведения мероприятия и занятий по курсам внеурочной деятельности допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, параллели классов, так и обучающихся разных возрастов, но в пределах одного уровня образования. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на группы. Комплектование групп обучающихся по каждому курсу внеурочной деятельности осуществляется приказом директора школы ежегодно до начала учебного года. Наполняемость группы устанавливается содержанием программы курса. Формирование групп для разовых и кратковременных мероприятий осуществляется на основании плана мероприятия. 6.3. Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составляется в начале учебного года заместителем директора по учебно - воспитательной работе по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается приказом директора школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только по согласованию с администрацией школы и оформляется документально. 6.4. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогическими работниками в журнале учета внеурочной деятельности. Журнал учета должен содержать: титульный лист: наименование школы, учебный год, класс; 8 информационный лист для учета занятий курсов: наименование курса, Ф. И. О. педагогического работника, назначенного вести курс, Ф. И. О. обучающегося, дату, содержание и форму проведения занятия. Содержание занятий в журнале учета должно соответствовать содержанию программы курса внеурочной деятельности; информационный лист для учета мероприятий: наименование мероприятия, Ф.И. О. ответственного педагогического работника, Ф. И. О. обучающегося, дату и форму проведения мероприятия. Порядок ведения, хранения журнала учета внеурочной занятости аналогичен правилам хранения и ведения классных журналов. Журналы хранятся в специально отведенном для этого месте. VII.Особенности реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 7.1. При реализации краткосрочных мероприятий и курсов внеурочной деятельности либо их отдельных частей школа может организовывать деятельность обучающихся с использованием: 7.1.1.дистанционных образовательных технологий; 7.1.2. электронного обучения; 7.1.3. образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания). 7.2. В рамках курсов внеурочной деятельности школа вправе организовывать в дистанционном режиме: 7.2.1.проектные и исследовательские работы обучающихся; 7.2.2. деятельность школьных научных обществ; 7.2.3. просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов; 7.2.4. посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов; 7.2.5. общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных организаций; 7.2.6. просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий; 7.2.7.оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами; 7.2.8. мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем. 7.3. При реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий школа самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и занятий с применением дистанционных технологий. 7.4. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий школа: 7.4.1. своевременно доводит до сведения родителей (законных представителей) обучающихся информацию о правилах участия во внеурочной деятельности; сообщает расписание запланированных дистанционных активностей обучающихся, наименования используемых технологических платформ и ресурсов, список рекомендованных сайтов и ресурсов; разъясняет формы добровольного представления результатов и достижений для учета в портфолио; 7.4.2. ведет учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам курсов внеурочной деятельности; 9 7.4.3. обеспечивает возможность получения индивидуальных консультаций по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей); организует деятельность руководителей проектных и исследовательских работ обучающихся; оперативно информирует родителей (законных представителей) об изменениях расписания или адресах подключения к мероприятиям, проводимым в режиме реального времени; 7.4.4.при использовании изданий на печатной основе обеспечивает своевременное информирование обучающихся о рекомендуемых образовательных материалах и заданиях. VIII. Промежуточная аттестация 8.1. Освоение рабочих программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся в формах, определенных Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Основными формами учета внеурочной деятельности обучающихся являются: 8.1.1.индивидуальная оценка на основании портфолио, письменной работы; 8.1.2.коллективная оценка деятельности класса или группы обучающегося на основании выполнения проекта или творческой работы. 8.2. Школа вправе засчитать результаты освоения обучающимися образовательных программ в иных образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Зачет результатов проводится в соответствии с приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и Положением о зачете результатов обучающихся. Решение о зачете результатов оформляется приказом директора школы и вносится в личное дело обучающегося. 10