Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» СОГЛАСОВАНО протокол от 28.08.2023 № 1 педагогического совета УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от 28.08.2023 № 76- од Учебный план начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) II - IV классы на 2023-2024 учебный год (ФГОС II вариант) ГО Эгвекинот 2023 г. Учебный план начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) II - IV классы (вариант II) Предметные области Количество часов в неделю II III IV Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1. Речь и 3 2 2 практика альтернативная коммуникация 2. Математика 2.1. Математические 2 2 2 представления 3. Окружающий мир 3.1. Окружающий 2 2 2 природный мир 3.2. Человек 3 2 2 3.3. Домоводство 3 3 3.4. Окружающий 1 2 2 социальный мир 4. Искусство 4.1. Музыка и 2 2 2 движение 4.2. Изобразительная 3 3 3 деятельность 5. Физическая 5.1. Адаптивная 2 2 2 культура физкультура 6. Технологии 6.1. Профильный труд 7. Коррекционно – развивающие занятия 2 2 2 Логопедическая коррекция 2 2 2 Итого 20 22 22 Максимально допустимая недельная нагрузка 20 22 22 (при 5 –дневной учебной неделе) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы 1. Сенсорное развитие 3 3 3 2. Предметно – практические действия 3 3 3 3. Двигательное развитие 2 2 2 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 Итого коррекционные курсы 10 10 10 Внеурочная деятельность Классы Учебные предметы Всего 7 6 6 7 6 5 6 9 6 6 6 64 64 9 9 6 6 10 Пояснительная записка к учебному плану для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант) Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – учебный план) определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Учебный план для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) разработан на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599; Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Санитарно – эпидемиологические требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 2.42.3286 – 15, Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26; Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования; Федеральных образовательных программ. Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности. Предполагаемое содержание коррекционно – развивающей работы с данной категорией детей относится к пропедевтическому уровню образованности. Это отражается в названиях учебных предметов: альтернативное чтение, музыка и движение, математические представления, адаптивная физкультура. Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация», входящий в предметную область «Язык и речевая практика», представлен в объеме 3 часов во 2 классе и 2 часов в 3, 4 классах. Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графическое изображение, электронные устройства, компьютеры. Цель обучения «Математическим представлениям» - формирование элементарных представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Примерная программа учебного предмета «Математические представления» построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления». Знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися в ходе освоения программного материала по математике, необходимы им для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно – однозначные соответствия может использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого – то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. Важным аспектом обучения обучающихся с тяжелой, умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Объекты неживой природы», «Животный мир», «Временные представления». Приобщение обучающихся к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д. При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей (законных представителей). Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания. Обучение обучающихся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по «Домоводству» реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно – бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещений и территорий, уходу за вещами. Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту , так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы. Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи», «Уборка помещений и территорий». Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного курса «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Основными задачами программы учебного предмета «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». Учебный предмет «Музыка и движение» предметной области Искусство представлен в объеме 2 часов в неделю со 2 по 4 классы. Одним из важнейших средств в процессе социализации и интеграции в общество ребенка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию, «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений. Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувств собственного достоинства. Т.о., музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцам, ритмике. Программно – методический материал включает 4 раздела: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах». «Изобразительная деятельность» занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно – двигательная координация. Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступными приемами работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно – творческих способностей. Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию., поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Целью занятий по «Адаптивной физической культуре» является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков: формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья обучающихся, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний. Программа по адаптивной физической культуре включает 5 разделов: «Коррекционные подвижные игры», «Туризм», «Физическая культура», «Лыжная подготовка», «Велосипедная подготовка». Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. На занятиях по велосипедной подготовке обучающиеся осваивают езду на трехколесном и двухколесном велосипеде. Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование. Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения. Программы коррекционных курсов «Сенсорное развитие» направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушение у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. Программно – методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. «Предметно – практические действия» обучающемуся с умеренной , тяжелой умственной отсталость необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно – практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Программно – методический материал включает в себя 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами». В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как захват, удержание, перекладывание и др. , которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживания. «Двигательное развитие» является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеются тяжелые нарушения опорно – двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсорного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий. Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся учителем адаптивной физкультуры. «Альтернативная коммуникация» У обучающегося с умеренной, тяжелой умственной отсталостью затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является целью всей системы коррекционно – педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач. Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства, а также компьютерные программы. Коррекционно – развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных предметов и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала. Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность направлена на развитие личности развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП образования обучающихся с ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями. Организация промежуточной аттестации Промежуточная аттестация осуществляется в конце учебного года с 14 апреля по 23 мая по всем предметам учебного плана и представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года (зачёт/незачёт). Для организации аттестации обучающихся следует применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих образовательную деятельность и развитие ребенка. К аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.