Учетная политика учреждения

Единая учетная политика при централизации бухгалтерского (бюджетного) учета
Казенных учреждений, Муниципальных бюджетных и Муниципальных автономных
учреждений Городского округа Эгвекинот, в отношении которых Муниципальное
казенное учреждение "Межотраслевая централизованная бухгалтерия учреждений
бюджетной сферы городского округа Эгвекинот" осуществляет бухгалтерское
обслуживание
Учетная политика разработана в соответствии:


Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ);



Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ);



Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ);



Федеральный стандарт бухгалтерского

учета

для

организаций

государственного

сектора

"Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора",
утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС "Концептуальные основы");


Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные
средства", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее - СГС "Основные
средства");



Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда",
утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - СГС "Аренда");



Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение
активов", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н (далее - СГС "Обесценение
активов");



Федеральный стандарт бухгалтерского

учета

для

организаций

государственного

сектора

"Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденный Приказом Минфина России от
31.12.2016 № 260н (далее - СГС "Представление отчетности");


Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о
движении денежных средств", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 278н (далее СГС "Отчет о движении денежных средств");



Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная
политика, оценочные значения и ошибки", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 №
274н (далее - СГС"Учетная политика");



Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События
после отчетной даты", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н (далее СГС "События после отчетной даты");



Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы",
утвержденный Приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (далее - СГС "Доходы");



Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Информация
о связанных сторонах", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н (далее СГС "Информация о связанных сторонах");



Федеральный стандарт бухгалтерского

учета

для

организаций

государственного

сектора

"Непроизведенные активы", утвержденный Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н (далее СГС "Непроизведенные активы");


Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Бюджетная
информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденный Приказом Минфина России от
28.02.2018 № 37н (далее - СГС "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности") ;



Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы.
Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", утвержденный Приказом
Минфина России от 30.05.2018 № 124н (далее - СГС "Резервы") ;



Федеральный стандарт бухгалтерского

учета

для

организаций

государственного

сектора

"Долгосрочные договоры", утвержденный Приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н (далее СГС "Долгосрочные договоры") ;


Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы",
утвержденный Приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н (далее - СГС "Запасы") ;



Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы",
утвержденный Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее - СГС "Нематериальные активы");



Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу",
утвержденный Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 184н (далее - СГС "Выплаты персоналу");



Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты",
утвержденный Приказом Минфина России от 30.06.2020 № 129н (далее - СГС "Финансовые
инструменты");



Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных
органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными
фондами,

государственных

академий

наук,

государственных

(муниципальных)

учреждений,

утвержденный Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Единый план счетов);


Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной
власти

(государственных

органов),

органов

местного

самоуправления,

органов

управления

государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных
(муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее Инструкция № 157н);


План счетов бюджетного учета, утвержденный Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее
- План счетов бюджетного учета);



Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина
России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н);



Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов
и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными
органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными
фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их
применению" (далее - Приказ Минфина России № 52н);



Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию
регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами),
органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами,
государственными (муниципальными) учреждениями (Приложение № 5 к Приказу Минфина России от
30.03.2015 № 52н) (далее - Методические указания№ 52н);



Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими
лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и
субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание № 3210-У);



Указание Банка России от 09.12.2019 № 5348-У "О правилах наличных расчетов" (далее - Указание №
5348-У);



Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные
Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания № 49);



Методические рекомендации "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном
транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее Методическиерекомендации № АМ-23-р);



Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также
ведения соответствующей отчетности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 №
731 (далее - Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а
также ведения соответствующей отчетности);



Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об
исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная Приказом Минфина
России от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция № 191н);



Приказ Минфина России от 09.12.2016 № 231н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и
хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их
производстве, использовании и обращении" (далее - Приказ Минфина России № 231н);



Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их
структура и принципы назначения, утвержденные Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее
- Порядок № 85н);



Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный
Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок применения КОСГУ, Порядок №
209н);

Используемые термины и сокращения
Наименование учреждения
Муниципальное казенное учреждение
"Межотраслевая централизованная бухгалтерия
учреждений бюджетной сферы городского
округа Эгвекинот"
Управление социальной политики городского
округа Эгвекинот
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение "Детский сад
"Алёнушка" посёлка Эгвекинота"
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение "Школаинтернат поселка Эгвекинот"
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа посёлка
Эгвекинот"
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение "Центр
образования села Амгуэмы"
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение "Центр
образования села Уэлькаль имени первой
Краснознамённой перегоночной авиадивизии"
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение "Центр
образования села Конергино"
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение "Начальная
школа-детский сад села Ванкарем"
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение "Начальная
школа-детский сад села Нутэпэльмен"
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение "Центр
образования села Рыркайпий"
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования
"Центр дополнительного образования
городского округа Эгвекинот"
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств городского округа
Эгвекинот"
Муниципальное автономное учреждение
культуры "Централизованная библиотечная

сокращенное наименование
МКУ МЦБ

УСП ГО Эгвекинот
МБДОУ "Детский сад "Алёнушка" п.
Эгвекинота"
МБОУ "Ш-И поселка Эгвекинот"
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа посёлка
Эгвекинот"
МБОУ "ЦО с.Амгуэмы"
МБОУ "ЦО с. Уэлькаль"

МБОУ "ЦО с.Конергино"
МБОУ "Начальная школа-детский сад с.
Ванкарем"
МБОУ "Начальная школа-детский сад с.
Нутэпэльмен"
МБОУ "ЦО с. Рыркайпий"
МАОУ ДО "ЦДО ГО Эгвекинот"

МАОУ ДО "ДШИ ГО Эгвекинот"

МАУК "ЦБС городского округа Эгвекинот"

система городского округа Эгвекинот"
Муниципальное автономное учреждение
культуры "Краеведческий музей городского
округа Эгвекинот"
Муниципальное автономное учреждение
культуры "Центр досуга и народного творчества
городского округа Эгвекинот"
Муниципальное автономное физкультурноспортивное учреждение "Физкультурнооздоровительный комплекс городского округа
Эгвекинот"
КБК

МАУК "Краеведческий музей городского
округа Эгвекинот"
МАУК "ЦД и НТ городского округа Эгвекинот"
МАФСУ "ФОК городского округа Эгвекинот"

1–17 разряды номера счета в соответствии с
Рабочим планом счетов

Учреждение МКУ МЦБ осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджета.
Порядок осуществления полномочий администратора доходов бюджета определяется в соответствии с
законодательством России и нормативными документами ведомства.
Перечень администрируемых доходов утверждается главным администратором доходов бюджета
(вышестоящим ведомством).
I. Общие положения
1. Бюджетный учет ведет структурное подразделение – бухгалтерия, возглавляемая главным
бухгалтером. Сотрудники бухгалтерии руководствуются в работе Положением о бухгалтерии, должностными
инструкциями. Ответственным за ведение бюджетного учета в учреждении является главный бухгалтер.
Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пункт 4 Инструкции к Единому плану счетов №
157н.
2. Раздельный учет по источникам финансового обеспечения согласно п. 21 Инструкции № 157н в
целях бухгалтерского учета обеспечивается на счетах бухгалтерского учета посредством кодов, которые
указываются в 18-м разряде счета Единого плана счетов, а именно:
- 1 – бюджетные средства (публичные обязательства)
- 3 – средства во временном распоряжении
Учет хозяйственных операций осуществляется в разрезе источников финансирования в соответствии
с утвержденной сметой доходов и расходов учреждения.
3. В учреждении действуют постоянные комиссии:
– комиссия по поступлению и выбытию активов (приложение 1);
– инвентаризационная комиссия (приложение 2);
– комиссия по проверке показаний одометров автотранспорта (приложение 3);
– комиссия для проведения внезапной ревизии кассы (приложение 4).
4. При внесении изменений в учетную политику главный бухгалтер оценивает в целях сопоставления
отчетности существенность изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые
результаты деятельности учреждения и движение его денежных средств на основе своего профессионального
суждения. Также на основе профессионального суждения оценивается существенность ошибок отчетного
периода, выявленных после утверждения отчетности, в целях принятия решения о раскрытии в Пояснениях к
отчетности информации о существенных ошибках.
II. Технология обработки учетной информации
1. Бухучет ведется в электронном виде с применением программных продуктов «Бухгалтерия» и
«Зарплата и кадры».
Основание: пункт 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
2. С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи бухгалтерия
учреждения осуществляет электронный документооборот по следующим направлениям:

система электронного документооборота с территориальным органом Федерального казначейства;

передача бухгалтерской отчетности учредителю;

передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в инспекцию Федеральной
налоговой службы;

передача отчетности в отделение Пенсионного фонда России;

размещение информации о деятельности учреждения на официальном сайте bus.gov.ru;
3. Без надлежащего оформления первичных (сводных) учетных документов любые исправления
(добавление новых записей) в электронных базах данных не допускаются.
4. В целях обеспечения сохранности электронных данных бухучета и отчетности:

на сервере ежедневно производится сохранение резервных копий базы «Бухгалтерия», еженедельно –
«Зарплата и кадры»;


по итогам квартала и отчетного года после сдачи отчетности производится запись копии базы данных
на внешний носитель – CD-диск, который хранится в сейфе главного бухгалтера;

по итогам каждого календарного месяца бухгалтерские регистры, сформированные в электронном
виде, распечатываются на бумажный носитель и подшиваются в отдельные папки в хронологическом порядке.
Основание: пункт 19 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 33 СГС «Концептуальные основы
бухучета и отчетности».
III. Правила документооборота
1. Порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бухучете
устанавливаются в соответствии с приложением 17 к настоящей учетной политике.
Основание: пункт 22 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», подпункт «д» пункта 9 СГС
«Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
2. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые
формы
первичных
документов,
используются:
–
самостоятельно
разработанные
формы,
которые
приведены
в
приложении 12;
–
унифицированные
формы,
дополненные
необходимыми
реквизитами.
Основание: пункты 25–26 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», подпункт «г» пункта 9 СГС
«Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
3. Право подписи учетных документов предоставлено должностным лицам, перечисленным в
приложении 13.
Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
4. Учреждение использует унифицированные формы первичных документов, перечисленные в
приложении 1 к приказу № 52н. При необходимости формы регистров, которые не унифицированы,
разрабатываются самостоятельно.
Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, подпункт «г» пункта 9 СГС «Учетная
политика, оценочные значения и ошибки».
5. При поступлении документов на иностранном языке построчный перевод таких документов на
русский язык осуществляется сотрудником учреждения, который владеет иностранным языком. В случае
невозможности перевода документа переводы составляются на отдельном документе, заверяются подписью
сотрудника,
составившего
перевод,
и
прикладываются
к
первичным
документам.
В случае невозможности перевода документа привлекается профессиональный переводчик. Перевод денежных
(финансовых) документов заверяется нотариусом.
Если документы на иностранном языке составлены по типовой форме (идентичны по количеству граф, их
названию, расшифровке работ и т. д. и отличаются только суммой), то в отношении их постоянных показателей
достаточно однократного перевода на русский язык. Впоследствии переводить нужно только изменяющиеся
показатели данного первичного документа.
Основание: пункт 31 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».
6. Формирование электронных регистров бухучета осуществляется в следующем порядке:
– в регистрах в хронологическом порядке систематизируются первичные (сводные) учетные документы по
датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа;
– журнал регистрации приходных и расходных ордеров составляется ежемесячно, в последний рабочий день
месяца;
– инвентарная карточка учета основных средств оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения
изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации и т. д.) и при выбытии. При
отсутствии указанных событий – ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной
амортизации;
– инвентарная карточка группового учета основных средств оформляется при принятии объектов к учету, по
мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации и т. д.) и при
выбытии;
– опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств, реестр
карточек заполняются ежегодно, в последний день года;
– книга учета бланков строгой отчетности, книга аналитического учета депонированной зарплаты и стипендий
заполняются ежемесячно, в последний день месяца;
– журналы операций, главная книга заполняются ежемесячно;
– другие регистры, не указанные выше, заполняются по мере необходимости, если иное не установлено
законодательством РФ.
Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
7. Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0504071)
ведется раздельно по кодам финансового обеспечения деятельности и раздельно по счетам:
– КБК 1.302.11.000 «Расчеты по заработной плате» и КБК 1.302.13.000 «Расчеты по начислениям на выплаты по
оплате труда»;
– КБК 1.302.12.000 «Расчеты по прочим выплатам»;
– КБК 1.302.96.000 «Расчеты по иным расходам».
Основание: пункт 257 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

8. Журналам операций присваиваются номера согласно приложению 11. Журналы операций
подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
9. Первичные и сводные учетные документы, бухгалтерские регистры составляются в форме
электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При отсутствии
возможности составить документ, регистр в электронном виде, он может быть составлен на бумажном носителе
и заверен собственноручной подписью.
Список сотрудников, имеющих право подписи электронных документов и регистров бухучета, утверждается
отдельным
приказом.
Основание: часть 5 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов №
157н, пункт 32 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», Методические указания, утвержденные
приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н, статья 2 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ.
10. Электронные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью, хранятся в
электронном виде на съемных носителях информации в соответствии с порядком учета и хранения съемных
носителей информации. При этом ведется журнал учета и движения электронных носителей. Журнал должен
быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью учреждения. Ведение и хранение журнала возлагается
приказом руководителя на ответственного сотрудника учреждения.
Основание: пункт 33 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», пункт 14 Инструкции к Единому
плану счетов № 157н.
11. В деятельности учреждения используются следующие бланки строгой отчетности:
– бланки трудовых книжек и вкладышей к ним;
Учет бланков ведется по стоимости их приобретения.
Основание: пункт 337 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
12. Перечень должностей сотрудников, ответственных за учет, хранение и выдачу бланков строгой
отчетности, приведен в приложении 5.
13. Особенности применения первичных документов:
13.1. При приобретении и реализации нефинансовых активов составляется Акт о приеме-передаче
объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
13.2. При ремонте нового оборудования, неисправность которого была выявлена при монтаже,
составляется акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС-16 (ф. 0306008).
13.3. В Табеле учета использования рабочего времени (ф. 0504421) регистрируются случаи отклонений
от нормального использования рабочего времени, установленного Правилами трудового распорядка.
Табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421) дополнен условными обозначениями.
Наименование показателя
Дополнительные выходные дни
(оплачиваемые)
Неявки с разрешения администрации

Код
ОВ
А

…
Расширено применение буквенного кода «Г» – Выполнение государственных обязанностей – для случаев
выполнения сотрудниками общественных обязанностей (например, для регистрации дней медицинского
освидетельствования перед сдачей крови, дней сдачи крови, дней, когда сотрудник отсутствовал по вызову в
военкомат на военные сборы, по вызову в суд и другие госорганы в качестве свидетеля и пр.).
IV. План счетов
1. Бюджетный учет ведется с использованием Рабочего плана счетов (приложение 6), разработанного
в соответствии с Инструкцией к Единому плану счетов № 157н, Инструкцией № 162н.
Основание: пункты 2 и 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 19 СГС «Концептуальные основы
бухучета и отчетности», подпункт «б» пункта 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
Кроме забалансовых счетов, утвержденных в Инструкции к Единому плану счетов № 157н, учреждение
применяет дополнительные забалансовые счета, утвержденные в Рабочем плане счетов (приложении 6).
Основание: пункт 332 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 19 СГС «Концептуальные основы
бухучета и отчетности».
V. Учет отдельных видов имущества и обязательств
1. Бюджетный учет ведется по первичным документам, которые проверены сотрудниками
бухгалтерии в соответствии с Положением о внутреннем финансовом контроле (приложение 15).
Основание: пункт 3 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 23 СГС «Концептуальные основы
бухучета и отчетности».

Для случаев, которые не установлены в федеральных стандартах и других нормативно-правовых актах,
регулирующих бухучет, метод определения справедливой стоимости выбирает комиссия учреждения по
поступлению и выбытию активов».Основание: пункт 54 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».
В случае если для показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета, не установлен метод
оценки в законодательстве и в настоящей учетной политике, то величина оценочного показателя определяется
профессиональным суждением главного бухгалтера.
Основание: пункт 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
2. Основные средства
2.1. Учреждение учитывает в составе основных средств материальные объекты имущества,
независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, а также штампы, печати и
инвентарь. Перечень объектов, которые относятся к группе «Инвентарь производственный и хозяйственный»,
приведен в приложении 7.
2.2. В один инвентарный объект, признаваемый комплексом объектов основных средств,
объединяются объекты имущества несущественной стоимости, имеющие одинаковые сроки полезного и
ожидаемого использования:

объекты библиотечного фонда;

компьютерное и периферийное оборудование: системные блоки, мониторы, компьютерные мыши,
клавиатуры, принтеры, сканеры, колонки, акустические системы, микрофоны, веб-камеры, устройства захвата
видео, внешние ТВ-тюнеры, внешние накопители на жестких дисках;
…
Не считается существенной стоимость до 10 000 руб. за один имущественный объект.
Необходимость объединения и конкретный перечень объединяемых объектов определяет комиссия учреждения
по поступлению и выбытию активов.
Основание: пункт 10 СГС «Основные средства».
2.3. Уникальный инвентарный номер состоит из десяти знаков и присваивается в порядке:
1-й разряд – амортизационная группа, к которой отнесен объект при принятии к учету (при отнесении
инвентарного объекта к 10-й амортизационной группе в данном разряде
проставляется «0»);
2–4-й разряды – код объекта учета синтетического счета в Плане счетов бюджетного учета (приложение 1 к
приказу Минфина от 06.12.2010 № 162н);
5–6-й разряды – код группы и вида синтетического счета Плана счетов бюджетного учета
(приложение 1 к приказу Минфина от 06.12.2010 № 162н);
7–10-й разряды – порядковый номер нефинансового актива.
Основание: пункт 9 СГС «Основные средства», пункт 46 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
2.4. Присвоенный объекту инвентарный номер обозначается путем нанесения номера на инвентарный
объект краской, водостойким маркером или на бумажной наклейке.
В случае если объект является сложным (комплексом конструктивно сочлененных предметов), инвентарный
номер обозначается на каждом составляющем элементе тем же способом, что и на сложном объекте.
2.5. Затраты по замене отдельных составных частей объекта основных средств, в том числе при
капитальном ремонте, включаются в момент их возникновения в стоимость объекта. Одновременно с его
стоимости списывается в текущие расходы стоимость заменяемых (выбываемых) составных частей. Данное
правило применяется к следующим группам основных средств:
машины и оборудование;
транспортные средства;
инвентарь производственный и хозяйственный;
многолетние насаждения;
Основание: пункт 27 СГС «Основные средства».
2.6. В случае частичной ликвидации или разукомплектации объекта основного средства, если
стоимость ликвидируемых (разукомплектованных) частей не выделена в документах поставщика, стоимость
таких частей определяется пропорционально следующему показателю (в порядке убывания важности):
площади;
объему;
весу;
иному показателю, установленному комиссией по поступлению и выбытию активов.
2.7. Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов,
являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонтов формируют объем
произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств.
Одновременно учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на проведение
предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода. Данное правило применяется к
следующим группам основных средств:
машины и оборудование;
транспортные средства;
Основание: пункт 28 СГС «Основные средства».

2.8. Начисление амортизации осуществляется следующим образом:
– линейным методом
Основание: пункты 36, 37 СГС «Основные средства».
2.9. В случаях когда установлены одинаковые сроки полезного использования и метод расчета
амортизации всех структурных частей единого объекта основных средств, учреждение объединяет такие части
для определения суммы амортизации.
Основание: пункт 40 СГС «Основные средства».
2.10. При переоценке объекта основных средств накопленная амортизация на дату переоценки
пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта таким образом, чтобы его
остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. При этом балансовая
стоимость и накопленная амортизация увеличиваются (умножаются) на одинаковый коэффициент таким
образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.
Основание: пункт 41 СГС «Основные средства».
2.11. Срок полезного использования объектов основных средств устанавливает комиссия по
поступлению и выбытию в соответствии с пунктом 35 СГС «Основные средства». Состав комиссии по
поступлению и выбытию активов установлен в приложении 1 настоящей Учетной политики.
2.12. Основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, находящиеся в эксплуатации,
учитываются на забалансовом счете 21 по балансовой стоимости.
Основание: пункт 39 СГС «Основные средства», пункт 373 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
2.13. Локально-вычислительная сеть (ЛВС) и охранно-пожарная сигнализация (ОПС) как отдельные
инвентарные объекты не учитываются. Отдельные элементы ЛВС и ОПС, которые соответствуют критериям
основных средств, установленным СГС «Основные средства», учитываются как отдельные основные средства.
Элементы ЛВС или ОПС, для которых установлен одинаковый срок полезного использования, учитываются
как единый инвентарный объект в порядке, установленном в пункте 2.2 раздела V настоящей Учетной
политики.
2.14. Расходы на доставку нескольких имущественных объектов распределяются в первоначальную
стоимость этих объектов пропорционально их стоимости, указанной в договоре поставки.
3. Материальные запасы
3.1. Учреждение учитывает в составе материальных запасов материальные объекты, указанные в
пунктах 98–99 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, а также производственный и хозяйственный
инвентарь, перечень которого приведен в приложении 7.
3.2. Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
Основание: пункт 108 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
3.3. Нормы на расходы горюче-смазочных материалов (ГСМ) разрабатываются специализированной
организацией и утверждаются приказом руководителя учреждения.
Ежегодно приказом руководителя утверждаются период применения зимней надбавки к нормам расхода ГСМ и
ее величина.
ГСМ списывается на расходы по фактическому расходу на основании путевых листов, но не выше норм,
установленных приказом руководителя учреждения.
3.4. Выдача в эксплуатацию на нужды учреждения канцелярских принадлежностей, лекарственных
препаратов, запасных частей и хозяйственных материалов оформляется Ведомостью выдачи материальных
ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Эта ведомость является основанием для списания материальных
запасов.
3.5. Мягкий и хозяйственный инвентарь, посуда списываются по Акту о списании мягкого и
хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).
В остальных случаях материальные запасы списываются по акту о списании материальных запасов (ф.
0504230).
3.6. Учет на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен
изношенных» ведется в условной оценке 1 руб. за 1 шт. Учету подлежат запасные части и другие
комплектующие, которые могут быть использованы на других автомобилях (нетипизированные запчасти и
комплектующие), такие как:

автомобильные шины;

колесные диски;

аккумуляторы;

наборы автоинструмента;

аптечки;

огнетушители;
Аналитический учет по счету ведется в разрезе автомобилей и материально ответственных лиц.
Поступление на счет 09 отражается:
– при установке (передаче материально ответственному лицу) соответствующих запчастей после списания со
счета КБК 1.105.36.000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»;
– при безвозмездном поступлении автомобиля от государственных (муниципальных) учреждений с
документальной передачей остатков забалансового счета 09.

При безвозмездном получении от государственных (муниципальных) учреждений запасных частей,
учитываемых передающей стороной на счете 09, но не подлежащих учету на указанном счете в соответствии с
настоящей учетной политикой, оприходование запчастей на счет 09 не производится.
Внутреннее перемещение по счету отражается:
– при передаче на другой автомобиль;
– при передаче другому материально ответственному лицу вместе с автомобилем.
Выбытие со счета 09 отражается:
– при списании автомобиля по установленным основаниям;
– при установке новых запчастей взамен непригодных к эксплуатации.
Основание: пункты 349–350 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
3.7. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных в результате ремонта, разборки,
утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из:
– их справедливой стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, рассчитанной методом рыночных цен;
– сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов, приведение их в состояние, пригодное
для
использования.
Основание: пункты 52–60 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».
4. Нематериальные активы
4.1. В составе нематериальных активов учитываются объекты, соответствующие критериям признания в
качестве НМА, в частности исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства
индивидуализации.
(Основание: п. 56 Инструкции № 157н)
4.2. Объект признается нематериальным активом при одновременном выполнении следующих условий:
- объект способен приносить экономические выгоды в будущем;
- у него отсутствует материально-вещественная форма;
- объект можно идентифицировать;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. свыше 12 месяцев или
обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- не предполагается последующая перепродажа данного актива;
- имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование актива;
- имеются надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
- в случаях, установленных законодательством РФ, имеются надлежаще оформленные документы,
подтверждающие исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы,
договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство
индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.) или
исключительного права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой
тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
(Основание: п. п. 4, 6, 7 СГС "Нематериальные активы", п. 56 Инструкции № 157н)
4.3. Сроком полезного использования нематериального актива является период, в течение которого
предполагается использование актива.
(Основание: п. 60 Инструкции № 157н)
4.4. Аналитический учет вложений в нематериальные активы ведется в Многографной карточке (ф.
0504054).
(Основание: п. 128 Инструкции № 157н)
4.5. Амортизация по всем нематериальным активам начисляется линейным методом.
(Основание: п. п. 30, 31 СГС "Нематериальные активы")
4.6. Срок полезного использования объекта НМА - секрета производства (ноу-хау) устанавливается
исходя из срока, в течение которого соблюдается конфиденциальность сведений в отношении такого объекта, в
том числе путем введения режима коммерческой тайны.
Если срок охраны конфиденциальности не установлен, в учете возникает объект НМА с неопределенным
сроком полезного использования.
(Основание: п. 1 ст. 1465, ст. 1467 ГК РФ)
4.7. Продолжительность периода, в течение которого предполагается использовать нематериальный
актив, ежегодно определяется комиссией по поступлению и выбытию активов.
Изменение продолжительности периода использования нематериального актива является существенным,
если это изменение (разница между продолжительностью предполагаемого периода использования и текущего)
составляет
% или более от продолжительности текущего периода.
Срок полезного использования таких объектов НМА подлежит уточнению.
(Основание: п. 61 Инструкции № 157н)
5. Непроизведенные активы
5.1. Непроизведенными активами признаются объекты нефинансовых активов, не являющиеся
продуктами производства, вещное право на которые закреплено в соответствии с законодательством (например,
земля, недра), а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена,
сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

(Основание: п. 6 СГС "Непроизведенные активы", п. 70 Инструкции № 157н)
5.2. Аналитический учет вложений в непроизведенные активы ведется в Многографной карточке (ф.
0504054).
(Основание: п. 128 Инструкции № 157н)
5.3. Для аналитического учета некультивируемых биологических ресурсов к 23-му разряду номера счета
0 103 02 000 через точку добавляется код (номер или буквы аналитического кода для учета водных ресурсов)
"Некультивируемые биологические ресурсы".
(Основание: п. 79 Инструкции № 157н)
5.4. Объект непроизведенных активов учитывается на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на
хранении", если в отношении него одновременно выполняются следующие условия:
- объект не приносит экономических выгод;
- объект не имеет полезного потенциала;
- не предполагается, что объект будет приносить экономические выгоды.
(Основание: п. 36 СГС "Концептуальные основы", п. 7 СГС "Непроизведенные активы")
5.5. Непроизведенные активы, не являющиеся земельными участками и не имеющие первоначальной
стоимости в связи с отсутствием затрат на их приобретение (такие как лес, исторически произрастающий на
полученном земельном участке), отражаются в условной оценке, если они соответствуют критериям признания
активов. Условная оценка (например, 1 руб. за 1 га) определяется комиссией по поступлению и выбытию
активов в момент их отражения на балансе.
(Основание: п. 36 СГС "Концептуальные основы", Письмо Минфина России от 27.10.2015 № 02-0510/61628)
5.6. Проверка актуальности кадастровой стоимости земельного участка, по которой он отражен в учете,
осуществляется ежегодно, перед составлением годовой отчетности. Если выявлено изменение кадастровой
стоимости, в учете отражается изменение стоимости земельного участка - объекта непроизведенных активов.
(Основание: п. 71 Инструкции № 157н, п. 16 Инструкции № 162н)
6. Стоимость безвозмездно полученных нефинансовых активов
6.1. Данные о рыночной цене безвозмездно полученных нефинансовых активов должны быть
подтверждены документально:
– справками (другими подтверждающими документами) Росстата;
– прайс-листами заводов-изготовителей;
– справками (другими подтверждающими документами) оценщиков;
– информацией, размещенной в СМИ, и т. д.
В случаях невозможности документального подтверждения стоимость определяется экспертным путем.
7. Расчеты с подотчетными лицами
7.1. Денежные средства выдаются под отчет на основании приказа руководителя или служебной
записки, согласованной с руководителем. Выдача денежных средств под отчет производится путем:
– выдачи из кассы. При этом выплаты подотчетных сумм сотрудникам производятся в течение трех рабочих
дней, включая день получения денег в банке;
– перечисления на зарплатную карту материально ответственного лица.
Способ выдачи денежных средств должен указывается в служебной записке или приказе руководителя.
7.2. Учреждение выдает денежные средства под отчет штатным сотрудникам, а также лицам,
которые не состоят в штате, на основании отдельного приказа руководителя. Расчеты по выданным суммам
проходят в порядке, установленном для штатных сотрудников.
7.3. Предельная сумма выдачи денежных средств под отчет (за исключением расходов на
командировки) устанавливается в размере 100 000 (сто тысяч) руб.
На основании распоряжения руководителя в исключительных случаях сумма может быть увеличена (но не
более лимита расчетов наличными средствами между юридическими лицами) в соответствии с указанием Банка
России.
Основание: пункт 6 указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У.
7.4. Денежные средства выдаются под отчет на хозяйственные нужды на срок, который сотрудник
указал в заявлении на выдачу денежных средств под отчет, но не более пяти рабочих дней. По истечении этого
срока сотрудник должен отчитаться в течение трех рабочих дней.
7.5. При направлении сотрудников учреждения в служебные командировки на территории России
расходы на них возмещаются в соответствии с постановлением Правительства от 02.10.2002 № 729.
Возмещение
расходов
на
служебные
командировки,
превышающих
размер,
установленный
Правительством РФ, производится при наличии экономии бюджетных средств по фактическим расходам с
разрешения
руководителя
учреждения,
оформленного
приказом.
Основание: пункты 2, 3 постановления Правительства от 02.10.2002 № 729.
Порядок оформления служебных командировок и возмещения командировочных расходов приведен в
приложении 8.
7.6. По возвращении из командировки сотрудник представляет авансовый отчет об израсходованных
суммах в течение трех рабочих дней.
Основание: пункт 26 постановления Правительства от 13.10.2008 № 749.

7.7. Предельные сроки отчета по выданным доверенностям на получение материальных ценностей
устанавливаются следующие:
– в течение 10 календарных дней с момента получения;
– в течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей.
Доверенности выдаются штатным сотрудникам, с которыми заключен договор о полной материальной
ответственности.
7.8. Авансовые отчеты брошюруются в хронологическом порядке в последний день отчетного
месяца.
8. Расчеты с дебиторами
8.1. Учреждение администрирует поступления в бюджет на счете КБК 1.210.02.000 по правилам,
установленным главным администратором доходов бюджета.
8.2. Излишне полученные от плательщиков средства возвращаются на основании заявления
плательщика и акта сверки с плательщиком.
8.3. Задолженность дебиторов в виде возмещения эксплуатационных и коммунальных расходов
отражается в учете на основании выставленного арендатору счета, счетов поставщиков (подрядчиков),
Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
9. Расчеты по обязательствам
9.1. К счету КБК 1.303.05.000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» применяются
дополнительные аналитические коды:
1 – «Государственная пошлина» (КБК 1.303.15.000);
2 – «Транспортный налог» (КБК 1.303.25.000);
3 – «Пени, штрафы, санкции по налоговым платежам» (КБК 1.303.35.000);
4 – «Административные штрафы, штрафы ГИБДД» (КБК 1.303.45.000);
9.2. Аналитический учет расчетов по пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе
физических лиц – получателей социальных выплат.
9.3. Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в разрезе сотрудников и
других физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.
10. Дебиторская и кредиторская задолженность
10.1. Дебиторская задолженность списывается с учета после того, как комиссия по поступлению и
выбытию активов признает ее сомнительной или безнадежной к взысканию в порядке, утвержденном
положением о признании дебиторской задолженности сомнительной и безнадежной к взысканию.
Основание: пункт 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 11 СГС «Доходы».
10.2. Кредиторская задолженность, не востребованная кредитором, списывается на финансовый
результат на основании приказа руководителя учреждения. Решение о списании принимается на основании
данных проведенной инвентаризации и служебной записки главного бухгалтера о выявлении кредиторской
задолженности, не востребованной кредиторами, срок исковой давности по которой истек. Срок исковой
давности определяется в соответствии с законодательством РФ.
Одновременно списанная с балансового учета кредиторская задолженность отражается на забалансовом счете
20 «Задолженность, не востребованная кредиторами».
Списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на
основании решения инвентаризационной комиссии учреждения:
– по истечении пяти лет отражения задолженности на забалансовом учете;
– по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно
действующему законодательству;
– при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства в связи со смертью (ликвидацией)
контрагента.
Кредиторская задолженность списывается с баланса отдельно по каждому обязательству (кредитору).
Основание: пункты 371, 372 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
10.3 Порядок о признании дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию
приведен в приложении 18.
11. Финансовый результат
11.1. Учреждение все расходы производит в соответствии с утвержденной на отчетный год
бюджетной сметой и в пределах установленных норм:

на междугородние переговоры, услуги по доступу в Интернет – по фактическому расходу;

пользование услугами сотовой связи – по лимиту, утвержденному распоряжением руководителя
учреждения.
11.2. В составе расходов будущих периодов на счете КБК 1.401.50.000 «Расходы будущих периодов»
отражаются расходы по:

страхованию имущества, гражданской ответственности;


приобретению неисключительного права пользования нематериальными активами в течение
нескольких отчетных периодов;
Расходы будущих периодов списываются на финансовый результат текущего финансового года
равномерно по 1/12 за месяц в течение периода, к которому они относятся.
По договорам страхования, а также договорам неисключительного права пользования период, к которому
относятся расходы, равен сроку действия договора. По другим расходам, которые относятся к будущим
периодам, длительность периода устанавливается руководителем учреждения в приказе.
Основание: пункты 302, 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
11.3. В случае заключения лицензионного договора на право использования результата
интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации единовременные платежи за право
включаются в расходы будущих периодов. Такие расходы списываются на финансовый результат текущего
периода
ежемесячно
в
последний
день
месяца
в
течение
срока
действия
договора.
Основание: пункт 66 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
11.4.В учреждении создаются:
– Порядок расчета резерва отпусков приведен в приложении 16;
– резерв по претензионным требованиям – при необходимости. Величина резерва устанавливается в размере
претензии, предъявленной учреждению в судебном иске, либо в претензионных документах досудебного
разбирательства. В случае если претензии отозваны или не признаны судом, сумма резерва списывается с учета
методом «красное сторно»;
– резерв по сомнительным долгам – при необходимости на основании решения комиссии по поступлению и
выбытию активов о признании задолженности сомнительной по результатам инвентаризации. Величина резерва
устанавливается в размере выявленной сомнительной задолженности.
Основание: пункты 302, 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 11 СГС «Доходы».
12. Санкционирование расходов
Принятие
бюджетных
(денежных)
обязательств
к
учету
лимитов бюджетных обязательств в порядке, приведенном в приложении 9.

осуществлять

в

пределах

VI. Инвентаризация имущества и обязательств
1. Инвентаризацию имущества и обязательств (в т. ч. числящихся на забалансовых счетах), а также
финансовых результатов (в т. ч. расходов будущих периодов и резервов) проводит постоянно действующая
инвентаризационная комиссия. Порядок и график проведения инвентаризации приведены в приложении 10.
В отдельных случаях (при смене материально ответственных лиц, выявлении фактов хищения, стихийных
бедствиях и т. д.) инвентаризацию может проводить специально созданная рабочая комиссия, состав которой
утверждается отельным приказом руководителя.
Основание: статья 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, раздел VIII СГС «Концептуальные основы бухучета и
отчетности».
2. Состав комиссии для проведения внезапной ревизии кассы приведен в приложении 4.
3. Руководителями обособленных структурных подразделений создаются инвентаризационные
комиссии из числа сотрудников подразделения приказом по подразделению.
VII. Порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля
1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляет комиссия. Помимо комиссии
постоянный текущий контроль в ходе своей деятельности осуществляют в рамках своих полномочий:
– руководитель учреждения, его заместители;
– главный бухгалтер, сотрудники бухгалтерии;
– начальник планово-экономического отдела, сотрудники отдела;
– начальник юридического отдела, сотрудники отдела;
– иные должностные лица учреждения в соответствии со своими обязанностями.
2. Положение о внутреннем финансовом контроле и финансово-хозяйственной деятельности
приведены в приложении15. Основание: пункт 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
VIII. Бюджетная отчетность
1. Бюджетная отчетность составляется на основании аналитического и синтетического учета по
формам, в объеме и в сроки, установленные вышестоящей организацией и бюджетным законодательством
(приказ Минфина от 28.12.2010 № 191н). Бюджетная отчетность представляется главному распорядителю
бюджетных средств в установленные им сроки.
Для обособленных структурных подразделений, наделенных частичными полномочиями юридического лица,
устанавливаются следующие сроки представления бюджетной отчетности:

– квартальные – до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
– годовой – до 01 февраля года, следующего за отчетным годом.
Обособленные структурные подразделения представляют отчетность главному бухгалтеру учреждения.
2. В целях составления отчета о движении денежных средств величина денежных средств
определяется прямым методом и рассчитывается как разница между всеми денежными притоками учреждения
от всех видов деятельности и их оттоками.
Основание: пункт 19 СГС «Отчет о движении денежных средств».
3. Бюджетная отчетность формируется и хранится в виде электронного документа в информационной
системе «Бюджет». Бумажная копия комплекта отчетности хранится у главного бухгалтера.
Основание: часть 7.1 статьи 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
IX. Налог на прибыль организаций
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная
налогоплательщиком.
Прибылью признается: для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной
группы налогоплательщиков, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов
(Основание: ст. 246 Налогового кодекса РФ).
Согласно положениям подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ
объектом
налогообложения налогом на добавленную стоимость не признается выполнение работ (оказание услуг)
казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного
(муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из
соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Положениями подпунктов 14 и 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлено, что при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются субсидии, предоставленные бюджетным и
автономным учреждениям, доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями
государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных
государственных (муниципальных) функций.

XI. Налог на добавленную стоимость
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (Основание: пункт 1 ст. 146
Налогового кодекса РФ).
Объектом налогообложения не признаются следующие операции:
- выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными
учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения
которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации
(Основание: пункт 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ).
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
- работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов
Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее в настоящей главе - объекты
культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с
требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений,
находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные,
противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного
наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные
археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и
производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного
наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих
работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия (Основание: пп.15 п.2 ст.
149 Налогового кодекса РФ).
- услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к
которым относятся:
услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих
деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов,
сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских
принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных
целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с
печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих
деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-

просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек
организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по доставке читателям и
приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и
каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций,
осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по предоставлению в аренду сценических
и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;
услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по
показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения
организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства (Основание: пп.20 п.2 ст. 149
Налогового кодекса РФ).
XII. Порядок передачи документов бухгалтерского учета
при смене руководителя и главного бухгалтера
1. При смене руководителя или главного бухгалтера учреждения (далее – увольняемые лица) они
обязаны в рамках передачи дел заместителю, новому должностному лицу, иному уполномоченному
должностному лицу учреждения (далее – уполномоченное лицо) передать документы бухгалтерского учета, а
также печати и штампы, хранящиеся в бухгалтерии.
2. Передача бухгалтерских документов и печатей проводится на основании приказа руководителя
учреждения или Комитета образования, осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее –
учредитель).
3. Передача документов бухучета, печатей и штампов осуществляется при участии комиссии,
создаваемой в учреждении.
Прием-передача бухгалтерских документов оформляется актом приема-передачи бухгалтерских документов. К
акту прилагается перечень передаваемых документов, их количество и тип.
Акт приема-передачи дел должен полностью отражать все существенные недостатки и нарушения в
организации работы бухгалтерии.
Акт приема-передачи подписывается уполномоченным лицом, принимающим дела, и членами комиссии.
При необходимости члены комиссии включают в акт свои рекомендации и предложения, которые возникли при
приеме-передаче дел.
4. В комиссию, указанную в пункте 3 настоящего Порядка, включаются сотрудники учреждения и
(или) учредителя в соответствии с приказом на передачу бухгалтерских документов.
5. Передаются следующие документы:

учетная политика со всеми приложениями;

квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации;

по планированию, в том числе бюджетная смета учреждения, план-график закупок, обоснования к
планам;

бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета: книги, оборотные ведомости,
карточки, журналы операций;

налоговые регистры;

о задолженности учреждения, в том числе по уплате налогов;

о состоянии лицевых счетов учреждения;

по учету зарплаты и по персонифицированному учету;

по кассе: кассовые книги, журналы, расходные и приходные кассовые ордера, денежные документы и т.
д.;

акт о состоянии кассы, составленный на основании ревизии кассы и скрепленный подписью главного
бухгалтера;

об условиях хранения и учета наличных денежных средств;

договоры с поставщиками и подрядчиками, контрагентами, аренды и т. д.;

договоры с покупателями услуг и работ, подрядчиками и поставщиками;

учредительные документы и свидетельства: постановка на учет, присвоение номеров, внесение записей
в единый реестр, коды и т. п.;

о недвижимом имуществе, транспортных средствах учреждения: свидетельства о праве собственности,
выписки из ЕГРП, паспорта транспортных средств и т. п.;

об основных средствах, нематериальных активах и товарно-материальных ценностях;

акты о результатах полной инвентаризации имущества и финансовых обязательств учреждения с
приложением инвентаризационных описей, акта проверки кассы учреждения;

акты сверки расчетов, подтверждающие состояние дебиторской и кредиторской задолженности,
перечень нереальных к взысканию сумм дебиторской задолженности с исчерпывающей характеристикой по
каждой сумме;

акты ревизий и проверок;

материалы о недостачах и хищениях, переданных и не переданных в правоохранительные органы;

бланки строгой отчетности;

иная бухгалтерская документация, свидетельствующая о деятельности учреждения.

6. При подписании акта приема-передачи при наличии возражений по пунктам акта руководитель и
(или) уполномоченное лицо излагают их в письменной форме в присутствии комиссии.
Члены комиссии, имеющие замечания по содержанию акта, подписывают его с отметкой «Замечания
прилагаются». Текст замечаний излагается на отдельном листе, небольшие по объему замечания допускается
фиксировать на самом акте.
7. Акт приема-передачи оформляется в последний рабочий день увольняемого лица в учреждении.
8. Акт приема-передачи дел составляется в трех экземплярах: 1-й экземпляр – учредителю
(руководителю учреждения, если увольняется главный бухгалтер), 2-й экземпляр – увольняемому лицу, 3-й
экземпляр – уполномоченному лицу, которое принимало дела.

Главный бухгалтер

Е. С. Мащенко


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».