Приложение 15
к приказу от 01.04.2021 г. № 4/1
Порядок внутреннего финансового контроля
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с законодательством России
(включая внутриведомственные нормативно-правовые акты) и Уставом учреждения.
Положение устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего
финансового контроля учреждения.
1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:
создание системы соблюдения законодательства России в сфере финансовой
деятельности, внутренних процедур составления и исполнения плана финансовохозяйственной деятельности;
повышение качества составления и достоверности бухгалтерской отчетности
и ведения бухгалтерского учета;
повышение результативности использования субсидий, средств, полученных
от платной деятельности.
1.3. Внутренний контроль в учреждении осуществляют:
созданная приказом руководителя комиссия;
руководители всех уровней, сотрудники учреждения;
сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей
проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
1.4. Целями внутреннего финансового контроля учреждения являются:
подтверждение достоверности бухгалтерского учета и отчетности
учреждения и соблюдения порядка ведения учета методологии и стандартам
бухгалтерского учета, установленным Минфином России;
соблюдение другого действующего законодательства России,
регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
подготовка предложений по повышению экономности и результативности
использования средств бюджета.
1.5. Основные задачи внутреннего контроля:
установление соответствия проводимых финансовых операций в части
финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерском учете и
отчетности требованиям законодательства;
установление соответствия осуществляемых операций регламентам,
полномочиям сотрудников;
соблюдение установленных технологических процессов и операций при
осуществлении деятельности;
анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить
существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.
1.6. Принципы внутреннего финансового контроля учреждения:
принцип законности. Неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами
внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством России;
принцип объективности. Внутренний контроль осуществляется с
использованием фактических документальных данных в порядке, установленном
законодательством России, путем применения методов, обеспечивающих получение
полной и достоверной информации;
принцип независимости. Субъекты внутреннего контроля при выполнении
своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
принцип системности. Проведение контрольных мероприятий всех сторон
деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре
управления;
принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля за
ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в
соответствии с законодательством России.
2. Система внутреннего контроля
2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:
точность и полноту документации бухгалтерского учета;
соблюдение требований законодательства;
своевременность подготовки достоверной бухгалтерской (финансовой)
отчетности;
предотвращение ошибок и искажений;
исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
сохранность имущества учреждения.
2.2. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы
структурных подразделений, отделов, добросовестностью выполнения сотрудниками
возложенных на них должностных обязанностей.
2.3. Методы проведения внутреннего контроля:
документальное оформление:
– записи в регистрах бухгалтерского учета проводятся на основе первичных учетных
документов (в т. ч. бухгалтерских справок);
– включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных
значений;
подтверждение соответствия между объектами (документами) и их
соответствия установленным требованиям;
соотнесение оплаты материальных активов с их поступлением в
учреждение;
санкционирование сделок и операций;
сверка расчетов учреждения с поставщиками и покупателями и прочими
дебиторами и кредиторами для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской
задолженности;
сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных
средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги;
разграничение полномочий и ротация обязанностей;
процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов (в т. ч.
инвентаризация);
контроль правильности сделок, учетных операций;
связанные с компьютерной обработкой информации:
– регламент доступа к компьютерным программам, информационным системам,
данным и справочникам;
– порядок восстановления данных;
– обеспечение бесперебойного использования компьютерных программ
(информационных систем);
– логическая и арифметическая проверка данных в ходе обработки информации о
фактах хозяйственной жизни. Исключается внесение исправлений в компьютерные
программы (информационные системы) без документального оформления.
3. Организация внутреннего финансового контроля
3.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении подразделяется на
предварительный,
текущий и последующий.
3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения
хозяйственной
операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной является
операция.
Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений
на
стадии планирования расходов и заключения договоров.
Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители,
главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела.
В рамках предварительного внутреннего финансового контроля проводится:
проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в
денежных
средствах, смет доходов и расходов и др.) главным бухгалтером (бухгалтером),
их
визирование, согласование и урегулирование разногласий;
проверка законности и экономической обоснованности, визирование
проектов
договоров (контрактов), визирование договоров и прочих документов, из
которых
вытекают денежные обязательства специалистами юридической службы и
главным бухгалтером (бухгалтером);
контроль за принятием обязательств учреждения в пределах утвержденных
плановых
назначений;
проверка проектов приказов руководителя учреждения;
проверка документов до совершения хозяйственных операций в соответствии
с
графиком документооборота, проверка расчетов перед выплатами;
проверка бухгалтерской, финансовой, статистической, налоговой и другой
отчетности
до утверждения или подписания.
3.1.2. В рамках текущего внутреннего финансового контроля проводится:
проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетноплатежных
ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является
разрешение документов к оплате;
проверка первичных документов, отражающих факты хозяйственной жизни
учреждения;
проверка наличия денежных средств в кассе, в том числе контроль за
соблюдением
правил осуществления кассовых операций, оформления кассовых документов,
установленного лимита кассы, хранением наличных денежных средств;
проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных
средств;
проверка у подотчетных лиц наличия полученных под отчет наличных
денежных
средств и (или) оправдательных документов;
контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской
задолженности;
сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость);
проверка фактического наличия материальных средств;
мониторинг расходования средств субсидии на госзадание (и других целевых
средств) по назначению, оценка эффективности и результативности их
расходования;
анализ главным бухгалтером (бухгалтером) конкретных журналов операций,
в том
числе в обособленных подразделениях, на соответствие методологии учета и
положениям учетной политики учреждения.
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами
финансового отдела и бухгалтерии, сотрудниками планового отдела.
Проверку первичных учетных документов проводят сотрудники бухгалтерии, которые
принимают документы к учету. В каждом документе проверяют:
соответствие формы документа и хозяйственной операции;
наличие обязательных реквизитов, если документ составлен не по
унифицированной форме;
правильность заполнения и наличие подписей.
На документах, прошедших контроль, ответственные сотрудники ставят отметку
«проверено», дату, подпись и расшифровку подписи.
3.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных
операций.
Осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности,
проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур.
Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение
фактов
незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и
вскрытие
причин нарушений.
В рамках последующего внутреннего финансового контроля проводятся:
проверка наличия имущества учреждения, в том числе: инвентаризация,
внезапная
проверка кассы;
анализ исполнения плановых документов;
проверка поступления, наличия и использования денежных средств в
учреждении;
проверка материально ответственных лиц, в том числе закупок за наличный
расчет с
внесением соответствующих записей в книгу учета материальных ценностей,
проверка
достоверности данных о закупках в торговых точках;
соблюдение норм расхода материальных запасов;
документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности
учреждения и его
обособленных структурных подразделений;
проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и
отчетности
учреждения.
Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых
проверок.
Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком
проведения
внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности. График включает:
объект проверки;
период, за который проводится проверка;
срок проведения проверки;
ответственных исполнителей.
Объектами плановой проверки являются:
соблюдение законодательства России, регулирующего порядок ведения
бухгалтерского
учета и норм учетной политики;
правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в
бухгалтерском учете;
полнота и правильность документального оформления операций;
своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
достоверность отчетности.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в
отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных
нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер
по их
устранению и недопущению в дальнейшем.
Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде
протоколов проведения внутренней проверки. К ним могут прилагаться перечень
мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены,
а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.
3.3. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт
проверки
должен включать в себя следующие сведения:
программа проверки (утверждается руководителем учреждения);
характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных
мероприятий;
анализ соблюдения законодательства России, регламентирующего порядок
осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
выводы о результатах проведения контроля;
описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков
и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по
недопущению возможных ошибок.
Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в
письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам,
относящимся к результатам проведения контроля.
3.4. По результатам проведения проверки главным бухгалтером учреждения (лицом,
уполномоченным руководителем учреждения) разрабатывается план мероприятий по
устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и
ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.
По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует
руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с
указанием
причин.
4. Субъекты внутреннего контроля
4.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:
руководитель учреждения и его заместители;
комиссия по внутреннему контролю;
руководители и работники учреждения на всех уровнях;
сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей
проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
4.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в
функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними
документами
учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных
подразделениях, а также организационно-распорядительными документами
учреждения и должностными инструкциями работников.
5. Права комиссии по проведению внутренних проверок
5.1. Для обеспечения эффективности внутреннего контроля комиссия по проведению
внутренних проверок имеет право:
проверять соответствие финансово-хозяйственных операций действующему
законодательству;
проверять правильность составления бухгалтерских документов и
своевременного их
отражения в учете;
входить (с обязательным привлечением главного бухгалтера) в помещение
проверяемого объекта, в помещения, используемые для хранения документов
(архивы), наличных денег и ценностей, компьютерной обработки данных и
хранения данных на машинных носителях;
проверять наличие денежных средств, денежных документов и бланков
строгой
отчетности в кассе учреждения и подразделений, использующих наличные
расчеты с населением и проверять правильность применения ККМ. При этом
исключить из сроков, в которые такая проверка может быть проведена, период
выплаты заработной платы;
проверять все учетные бухгалтерские регистры;
проверять планово-сметные документы;
ознакомляться со всеми учредительными и распорядительными документами
(приказами, распоряжениями, указаниями руководства учреждения),
регулирующими финансово-хозяйственную деятельность;
ознакомляться с перепиской подразделения с вышестоящими организациями,
деловыми партнерами, другими юридическими, а также физическими лицами
(жалобы и заявления);
обследовать производственные и служебные помещения (при этом могут
преследоваться цели, не связанные напрямую с финансовым состоянием
подразделения, например, проверка противопожарного состояния помещений
или оценка рациональности используемых технологических схем);
проводить мероприятия научной организации труда (хронометраж,
фотография рабочего времени, метод моментальных фотографий и т. п.) с
целью оценки напряженности норм времени и норм выработки;
проверять состояние и сохранность товарно-материальных ценностей у
материально ответственных и подотчетных лиц;
проверять состояние, наличие и эффективность использования объектов
основных средств;
проверять правильность оформления бухгалтерских операций, а также
правильность начислений и своевременность уплаты налогов в бюджет и
сборов в государственные внебюджетные фонды;
требовать от руководителей структурных подразделений справки, расчеты и
объяснения по проверяемым фактам хозяйственной деятельности;
на иные действия, обусловленные спецификой деятельности комиссии и
иными факторами.
6. Ответственность
6.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со
своими
функциональными обязанностями несут ответственность за разработку,
документирование,
внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах
деятельности.
6.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего
контроля
возлагается на заместителя директора по общим вопросам Ф.А. Костомарова.
6.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную
ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.
7. Оценка состояния системы финансового контроля
7.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении
осуществляется
субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях,
проводимых руководителем учреждения.
7.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы
внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего
контроля
осуществляется комиссией по внутреннему контролю.
В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет
руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих
процедур
внутреннего контроля и в случае необходимости разработанные совместно с главным
бухгалтером предложения по их совершенствованию.
8. Заключительные положения
8.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются
руководителем
учреждения.
8.2. Если в результате изменения действующего законодательства России отдельные
статьи
настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу,
преимущественную силу имеют положения действующего законодательства России.
График проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной
деятельности
.
№
Объект проверки
Срок проведения
проверки
Период, за
который
проводится
проверка
Ежеквартально
на последний
день отчетного
квартала
Квартал
Главный бухгалтер
2 Проверка соблюдения
лимита денежных
средств в кассе
Ежемесячно
Месяц
Главный бухгалтер
3 Проверка наличия
актов сверки с
поставщиками и
подрядчиками
На 1 января
На 1 июля
4 Проверка правильности
расчетов с
Казначейством России,
финансовыми,
налоговыми органами,
внебюджетными
фондами, другими
организациями
Ежегодно на
1 января
Год
Главный бухгалтер
Заместитель
директора по общим
вопросам
5 Инвентаризация
нефинансовых активов
Ежегодно на
1 декабря
Год
Председатель
инвентаризационной
1 Ревизия кассы,
соблюдение порядка
ведения кассовых
операций
Проверка наличия,
выдачи и списания
бланков строгой
отчетности
Ответственный
исполнитель
Полугодие Главный бухгалтер
Заместитель
директора по общим
вопросам
комиссии
6 Инвентаризация
финансовых активов
Ежегодно на
1 января
Год
Председатель
инвентаризационной
комиссии