Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» СОГЛАСОВАНО протокол от 19.08.2024 № 4 педагогического совета УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от 19.08.2024 г. № 50- од Учебный план основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) V - IX классы на 2024-2025 учебный год (ФГОС I вариант) ГО Эгвекинот 2024 г. Учебный план основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при пятидневной учебной неделе Пояснительная записка Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план составлен на основе следующих документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения. Приказ Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 1025; Методические рекомендации по реализации проекта «Разговоры о важном», направленными письмами Минпросвещения России от 15 августа 2022 г. № 03-1190, от 25 августа 2022 г. № 07-5789. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599; Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»; Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 года № 858; методическое письмо ФГ БНУ ИСРО от 21.06.2024 г. № 01 – 09/419 по учебному предмету «Труд (технология)» в связи с началом реализации соответствующей программы с 1 сентября 2024 г.; методическое письмо ФГ БНУ ИСРО от 21.06.2024 г. № 01 – 09/420 по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины»; Приказ Минпросвещения от 18.07.2024 г. № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 67 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ. Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Содержание образования при получении основного общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, дифференцированно - деятельностный подход и индивидуализацию обучения. В основу учебного плана положен вариант федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. № 1026, и предназначен для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант в образовательных организациях, в которых ведется обучение на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Продолжительность учебного года при получении основного общего образования для 5 – 9 -х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне основного общего образования составляет 170 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. На основном этапе обучения (5 – 9 классы) в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: «Язык и речевая практика» «Математика» «Естествознание» «Человек и общество» «Искусство» «Технология» «Физическая культура» Учебный предмет Русский язык Чтение Математика Основные задачи реализации содержания Формирование первоначальных навыков чтения и письма при овладении грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков при чтении литературных произведений Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности. Природоведение География Мир истории Основы социальной жизни Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения использовать географические знания и умения в повседневной жизни; адаптация к условиям окружающей среды; обеспечение безопасности жизнедеятельности; экологически безопасного в окружающей среде Подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к усвоению курса «История Отечества» в 7 – 9 классах. Формирование первоначальных сведений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития; формирование исторических понятия, умения работать с «лентой времени». Практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем: ― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; ― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; ― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; ― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); ― развитие навыков здорового образа жизни; положительных Музыка Труд (технология) Рисование (изобразительное искусство) Информатика Адаптированная физическая культура Основы безопасности и защиты Родины качеств и свойств личности. Формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель обучения музыке – приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое" от "некрасивого"; понимание красоты как ценности; воспитание необходимости в художественном творчестве Знания, умения и навыки, полученные обучающимися на уроках информатики, необходимы для продолжения образования и последующего освоения адаптированного для коррекционной школы, обучающей детей с легкой степенью умственной отсталости, программ курса информатики. В содержательном плане данная программа является основой курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и ИКТ" Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование необходимости в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности. ОБЗР является системообразующим учебным предметом, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЗР является общая теория безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для обучающихся построение модели индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. На основании Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06 в рабочие программы учебных предметов введено изучение государственных символов (минимум – 1 урок за курс). На уроках по рисованию в ходе выполнения творческой работы (как одной из форм работы) обучающиеся научатся выражать свое отношение к окружающему миру и демонстрировать чувство гордости за страну через творчество; расширят знания о формировании госсимволики, в т.ч. современной; познакомятся с историей создания гимна России, его автором, выучат текст гимна. На уроках истории Отечества в ходе выполнения проектной деятельности обучающиеся углубят знания о госсимволике, истории ее развития; осмыслят политическую и нравственную суть символов; у детей будут сформированы личностные основы российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности; представления о гражданских обязанностях, включая защиту Отечества на воинской или альтернативной службе. В ходе урока обучающиеся научатся сочетать уважительное отношение к символам и ритуалам с соблюдением российских законов, общепринятых норм поведения. На уроке русского языка и чтения в ходе изучения литературных произведений у обучающихся будет сформировано ценностное отношение к русскому языку как государственному языку России. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений в 5 – 6 классах, исходя из особенностей построения учебного процесса, отводится на увеличение учебных часов, отводимых на изучение: в 5 и 6 классах вводится дополнительно по 1 ч. на изучение курса «Основы безопасности и защиты Родины». Содержание учебного курса направлено на воспитание “личности безопасного типа”, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и деятельности человека, осознающего важность, стремящийся решить эти проблемы, разумно сочетать свои интересы с интересами общества. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться автоматизации применений и осознанности в понимании даже самых элементарных правил поведения и знаний. Курс предназначен для изучения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различных чрезвычайных ситуаций, умений находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья путем формирования у них системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья. Благодаря учебному курсу у обучающихся формируются ответственное отношение к личной и общественной безопасности, опыт безопасной жизнедеятельности. В 5 – 9 классах введен дополнительный час на изучение адаптивной физической культуры, цель данного учебного предмета - развитие и совершенствование основных физических качеств; обогащение двигательного опыта жизненно важными двигательными навыками и умениями; овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Занятия физической культурой помогают корректировать недостатки познавательной сферы и психомоторного развития, обеспечивают развитие и совершенствование волевой сферы, формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеучебной деятельности. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией, исходя из психофизических особенностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), при этом учитываются психофизические особенности обучающихся с умственной отсталостью и рекомендации психолого – медико педагогической комиссии. Коррекционный курс "Ритмика" направлен на решение следующих задач: 1) развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением; 2) развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки; 3) привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. Коррекционный курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов «Я учусь владеть собой» направлен на формирование учебной мотивации, стимуляции сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. На занятиях у обучающихся формируется позитивное отношение к своему "Я", повышается уверенность в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. Развитие речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи. Расстройства речи у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Целью логопедических занятий в 5, 6 и 7 классах является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности. На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной функции речи, расширение представлений об окружающей действительности, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). В 5, 6 классах коррекционная работа проводится на лексическом уровне и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Слова-предметы», «Слова-признаки», «Слова-действия». На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа, проводимая в 5 классе: «Безударные гласные в корне слова», в 6 классе «Словосочетания и предложения, образованные по способу управления». Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом (5 класс), все виды пересказа (6 класс). Неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная деятельность, которая реализуется по направлениям: нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное по 4 часа в каждом классе. При разработке рабочих программ по внеурочной деятельности учтены следующие нормативные правовые документы: 1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629; 4) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599; 5) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598); 6) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ); 7) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ); 8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК - 641/09 «О направлении методических рекомендаций» и Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей; 9) Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медикопедагогических комиссий"; 10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 11) Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1 сентября 2028 года. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. На основании приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06 с 2022/2023 учебного года для всех обучающихся 5 – 9 классов вводится курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: В ходе изучения данного курса обучающиеся проявят активность в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны; получат представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; о способах противодействия коррупции; осознают ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; будут готовы к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; к участию в практической деятельности экологической направленности; осознают уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов освоения курса. Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого в МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя образовательной организации в соответствии с должностной инструкцией. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (5, 6, 7, 8 и 9 классы) сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) регламентируется Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Четвертная промежуточная аттестация обучающихся 5,6 классов проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка. Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ. Отметка выставляется при наличии 3-х (2- х в особых случаях при согласовании с администрацией МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») и более текущих отметок за соответствующий период. Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 5, 6, 7 и 8 классов. Формами проведения годовой письменной аттестации в 5, 6, 7, 8 и 9 классах являются: комбинированная контрольная работа по математике, диктант с грамматическим заданием по русскому языку, тестовая работа и выставка изделий по профильному труду, сдача контрольных нормативов по физической культуре, тестовая работа по основам социальной жизни, природоведению, географии, курсу «Мир истории», «История отечества». К устным формам годовой аттестации относится проверка техники чтения по чтению и развитию речи. Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий: в рамках учебного расписания, продолжительность контрольного мероприятия не превышает времени, отведенного на 1 урок (40 мин), в соответствии с периодом врабатываемости в образовательную деятельность и шкалой трудности отдельных предметов, а также возрастными нормами физиологического развития обучающихся, контрольное мероприятие проводится не ранее второго урока и не позднее четвертого. Содержание письменных работ соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебной программе, тематическим планированиям педагогических работников. Сроки проведения промежуточной аттестации для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования определены в календарном учебном графике. Контроль выполнения программ по учебным предметам и качество знаний школьников осуществляют учителя-предметники и заместитель директора по УВР. Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот». Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя образовательной организации в соответствии с должностной инструкцией. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (5 – 9 классы) сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) регламентируется Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Четвертная промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка. Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ. Отметка выставляется при наличии 3-х (2- х в особых случаях при согласовании с администрацией МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») и более текущих отметок за соответствующий период. Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 5 – 8 классов. Формами проведения годовой письменной аттестации в 5 - 8 классах являются: комбинированная контрольная работа по математике, диктант с грамматическим заданием по русскому языку, тестовая работа и выставка изделий по профильному труду, сдача контрольных нормативов по адаптивной физической культуре, собеседование по музыке, рисованию, Основам безопасности и защиты Родины - тестовое задание. К устным формам годовой аттестации относится проверка техники чтения по чтению и развитию речи. Итоговая аттестация для обучающихся 9 классов С 1 сентября 2016 года действует ФГОС УО. Итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класса проводится по варианту 1 АООП УО и осуществляется в форме двух испытаний: первое — предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни; второе — направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда. Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий: в рамках учебного расписания, продолжительность контрольного мероприятия не превышает времени, отведенного на 1 урок (40 мин), в соответствии с периодом врабатываемости в образовательную деятельность и шкалой трудности отдельных предметов, а также возрастными нормами физиологического развития обучающихся, контрольное мероприятие проводится не ранее второго урока и не позднее четвертого. Содержание письменных работ соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебной программе, тематическим планированиям педагогических работников. Сроки проведения промежуточной аттестации для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования определены в календарном учебном графике. Контроль выполнения программ по учебным предметам и качество знаний школьников осуществляют учителя-предметники и заместитель директора по УВР. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуются: для обучающихся 5 – 9 классов - пятидневная учебная неделя, определена оптимальная длительность перемен, проходит психофизическая разгрузка во время уроков, проводится гимнастика для глаз перед началом урока, физкультминутки во время урока. На последних уроках в целях предотвращения утомляемости занятия проводятся в облегченной форме, с использованием игровых методов обучения, после окончания уроков предусмотрено длительное пребывание на свежем воздухе. Текущее и промежуточное оценивание предметных результатов по отдельным учебным предметам осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущей контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот». В Положении представлены формы текущего контроля успеваемости, формы промежуточной аттестации, критерии выставления отметок. Текущее оценивание предметных знаний и умений обучающихся 5 – 9 классов осуществляется учителями по 5-балльной системе. Оценивается освоение учащимися всех предметов обязательной части учебного плана 5 – 9 классов. Текущие оценки ежедневно заносятся в журнал. Виды и формы контроля: 1. Устные: - устный ответ на поставленный вопрос; - ответ по заданной теме; - декламация стихотворений и т.п. 2. Письменные: - письменное выполнение тренировочных упражнений, практических работ; - написание диктанта, контрольное списывание; - выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов. 3. Выполнение заданий с использованием информационно – коммуникационных технологий; - компьютерное тестирование; - выполнение интерактивных заданий. Периодичность текущего контроля определяется учителем в соответствии с образовательной программой предметов, курсов, графиком контрольных и лабораторных работ. Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в журнал и дневник обучающегося. Отметка за письменную работу заносится учителем в журнал в соответствии с нормативами проверки письменных и контрольных работ. Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу после пропуска занятий по уважительной причине. Промежуточный контроль предметных знаний и умений учащихся школы осуществляется в следующих формах: − проведение разных видов контрольных работ с выставлением обучающимся индивидуальных текущих отметок по результатам выполнения данных работ; − выведение четвертных оценок. Обучающимся оценки выставляются по итогам каждой четверти. Годовая (итоговая) оценка выставляется с учетом четвертных оценок. Контроль выполнения программ по учебным предметам и качество знаний школьников осуществляют учителя-предметники и заместитель директора по УВР. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, Классы модули учебных и Формы промежуточной аттестации Русский язык 5–9 Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Чтение 5–9 Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы 5–9 Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Математика 6-9 Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 5 Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 5 Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 5-8 Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале. 5-9 Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных История Рисование Музыка Труд (технология) Адаптивная физическая культура Основы безопасности и защиты Родины работ, зафиксированных в классном журнале 5-9 Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале Учебный план основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) V - IX классы Классы Предметные области Количество часов V VI VII VIII IX Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1 Русский язык 4 4 4 4 4 практика 1.2. Чтение 4 4 4 4 4 2. Математика 2.1. Математика 4 4 3 3 3 2.2. Информатика 1 1 1 3. Естествознание 3.1. Природоведение 2 2 3.2.Биология 2 2 2 4. Человек и 4.1. География 2 2 2 2 общество 4.2. Основы социальной 2 2 2 2 2 жизни 4.3. Мир истории 2 4.4. История Отечества 2 2 2 5. Искусство 5.1. Музыка 1 5.2. Рисование 2 (изобразительное искусство) 6. Физическая 6.1. Адаптивная физическая 2 2 2 2 2 культура культура 7. Технология 7.1. Труд (технология) 6 6 7 7 7 Итого 27 28 29 29 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Физическая Адаптивная физическая 1 1 культура культура Основы безопасности и 1 1 1 1 1 защиты Родины 2 2 1 1 1 Максимально допустимая нагрузка (при 5 дневной 29 30 30 30 30 учебной неделе) Внеурочная деятельность 4 4 4 4 4 «Друзья эколят» 1 1 Коррекционно – «Физика: легко и просто» 1 1 - Всего 20 20 17 3 4 6 8 10 2 6 1 2 10 33 142 2 5 7 149 20 2 2 развивающее «Чудеса химии» «По малой родине моей» «Музыкальная радуга» Общекультурное «Разговоры о важном» «Виртуальная реальность» Человек и «По делам общество» несовершеннолетних» «Билет в будущее» Коррекционно – развивающая область ( коррекцио нные занятия и ритмика) Ритмика Развитие психомоторики и сенсорных процессов Логопедические занятия ИТОГО 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 1 - 1 - 1 1 1 1 1 2 1 5 2 3 1 6 2 30 1 2 2 40 5 10 10 199 6 6 6 1 6 1 2 2 39 1 2 2 40 1 2 2 40 1 2 2 40